Сделай Сам Свою Работу на 5

Тенденции и перспективы политического консалтинга в России





Политическое консультирование – это достаточно чуткий индикатор стиля руководства страны (модели государственного управления), который существует на определенном этапе новейшей истории России. В годы формирования демократии политический консалтинг в качестве малопонятного экзотического феномена покорял сердца федеральной и региональной элиты от бизнеса и политики. Вторая половина 1990-х обозначила первые попытки структурирования этого "рынка", однако при этом продемонстрировала бурный расцвет "отрасли" на фоне формирования и дальнейшего развития институтов политической конкуренции (многоуровневая система выборов, партийное строительство, формирование ФПГ и олигархии, развитие лоббизма). [5, 20]

Многие эксперты и политтехнологи окрестили второй период развития политического консалтинга в России, который пришелся на 2004 – 2008 года "квазидемократией", "авторитаризмом", "государственным капитализмом", с его характерными чертами: жесткой централизацией власти, выстраиванием исполнительной властной вертикали, сужением поля политической конкуренции, вмешательством государства в экономику и гражданский политический процесс. [5, 20, 21]



Политический консалтинг как рыночный сегмент консалтингового бизнеса является отражением общего состояния российской экономики. Приток нефтедолларов, инвестиционный бум и, как следствие, повышение капитализации реального сектора национальной экономики всегда позволяло наращивать мускулы консультантам от политики и бизнеса, поскольку в эти периоды крупный и отчасти даже средний бизнес находил средства на стратегический маркетинг. Объектами инвестирования становилось как управление деловой репутацией, так и реализация корпоративных бизнес-интересов средствами маркетинговых коммуникаций и политическим PR. [5]

Реформа 2004 года стала Рубиконом для политического консалтинга в России. Сворачивание институтов прямой демократии – фактическое назначение губернаторов, отмена выборов депутатов государственной Думы по одномандатным округам, обязательное введение смешанной системы комплектования представительных органов власти субъектов Федерации, ужесточение регистрации политических партий и доминирование в информационном пространстве партии власти – все это заставило экспертов говорить о девальвации политконсалтинговой индустрии в стране и "закате профессии". [5, 20] Между тем, за эти годы в России сформировалось профессиональное сообщество, масштаб которого, по разным оценкам, составляет несколько тысяч человек, большая часть этих специалистов работает в известных консалтинговых структурах. При этом ряд агентств занимается преимущественно только политическими проектами, а другие успешно сочетают в своей "продуктовой линейке" бизнес и политику.



Как было отмечено ранее, в современной профессиональной литературе существует довольно много определений, истолкований понятия "политический консалтинг". В основном, под политическим консалтингом понимается профессиональная работа по мониторингу, анализу и аудиту политической ситуации, а также подготовке, реализации и оценке политических проектов и политических решений, направленная на защиту властных, репутационных (имиджевых) или бизнес-интересов. Политический консалтинг не всегда обслуживает интересы действующей власти, а зачастую работает и с политической оппозицией. Кроме того, есть направления работы, которые относятся к реализации интересов бизнес-структур в политической сфере, нацеленных на решение маркетинговых задач и достижение определенных экономических результатов.

По мнению экспертов и политтехнологов к основным сегментам рынка политического консалтинга в России можно отнести следующие:



Таблица 1 – Основные сегменты рынка политического консалтинга в России

Направление работы Условная доля рынка, в %
Проведение избирательных кампаний и выборный консалтинг
Партийное строительство
Персональный политический брендинг
Политический лоббизм
Текущее политическое консультирование бизнес-структур и органов власти
Специальные политические проекты

 

Персональный политический брендинг – это работа, связанная с позиционированием и продвижением имиджа конкретной персоналии-политика в политическом и информационном поле – превращение человека в политический бренд.

Политический лоббизм – это деятельность по продвижению конкретных политических интересов в структурах власти или партии.

Текущее политическое консультирование – это работа по широкому спектру тем и вопросов, начиная с проведения местного или регионального референдума и заканчивая созданием общественно-политического движения, формированием публичного имиджа, участием в политических мероприятиях федерального и регионального уровня первых лиц. Основные заказчики – чиновники высшего звена региональных администраций и муниципалитетов, первые должностные лица министерств и ведомств, топ-менеджмент крупных государственных и частных компаний.

Специальные политические проекты – это особая "ниша" в рамках политического консалтинга. К ним относятся: креативное, организационное и информационное сопровождение кампании по сбору подписей граждан в поддержку или против какой-либо общественно значимой инициативы, проведение референдума, акций протеста. В этом случае консультант выполняет комплексную работу на всех этапах разработки, проведения и оценки эффективности мероприятия, выступая в роли райтера, аналитика, социолога, специалиста по работе со СМИ, медиапланера. Работа в рамках данного направления не обязательно связана с использованием "черных" технологий, а ее целью не всегда является дискредитация политических оппонентов. [5]

Все представленные выше направления работы в рамках политического консалтинга довольно условны, однако это позволяет представить общее состояние рынка, оценить его перспективы. Эксперты и политтехнологи сходятся во мнении, что львиную долю работы занимает выборный консалтинг. Остальные направления "отраслевой линейки" практически сформированы и будут развиваться вместе с рынком, приспосабливаясь под его изменения: либо расширяя сферу своего присутствия, либо могут и вовсе исчезнуть.

Эксперты и политтехнологи, исследуя рынок избирательных кампаний в России, в настоящее время, выделяют только один вид избирательной кампании с высокой степенью политической конкуренции (интриги) – это муниципальные выборы из-за активного участия бизнеса.

Всё это позволяет выделить основные тенденции рынка:

· Снижение капитализации рынка политического консалтинга за счет выборного сегмента. Отчасти происходит перераспределение заказов (объемов финансирования) в смежные отрасли политического консалтинга либо на решение конкретных, четко обозначенных по хронологии задач. Наблюдается активное участие бизнеса в муниципальных выборах. Появился новый "продукт" – региональные референдумы по объединению отдельных субъектов РФ либо муниципальные референдумы, темой которых являются актуальные вопросы для жителей данной территории вопросы.

· Уменьшение количества профессиональных политических консультантов, их переход в бизнес-PR и смежные отрасли консалтингового рынка.

· Расширение "продуктовой линейки" отрасли. Сокращение выборного направления, развитие других (партийное строительство, специальные проекты). Разделение календарного выборного года на два сезона: весна – осень. Сезонность проектной работы обусловила специфику кадрового рекрутинга на выборные проекты. На рынке возник дефицит квалифицированных кадров, т.к. синхронизация нескольких крупных региональных выборов приводит к затрудненному поиску профессиональных кадров и комплектования ими "команд" и "избирательных штабов" в масштабе страны. Кроме этого, единый день выборов обострил проблему с мобилизацией партийных ресурсов (финансовых и материальных). В этих условиях выживает сильнейший – богатый, что ведет к сокращению числа партий, принимающих участие в политическом процессе, переходу ряда партий на полулегальное положение и, как следствие, росту оппозиционности и политического экстремизма – иными словами, к резкому снижению политической конкуренции и возможности получения заказов.

· Переход от "полиполярной" к "биполярной" или "монополярной" модели выборного процесса.Налицо разделение электоральной ситуации на две части: власть – оппозиция. Фактически, любой кандидат, идущий на выборы, оказывается в одной из двух ситуаций: либо он поддерживается властью и имеет априори высокие шансы на успех, либо не поддерживается властью и ее партией – следовательно, автоматически становится оппозиционным и неугодным. Учитывая значение административного ресурса, – для кандидата от оппозиции шансы на прохождение во власть становятся минимальными.

· Изменились взаимоотношения между заказчиками и исполнителями: от формата "под ключ" к субподряду.Заказчик нанимает одновременно несколько агентств или специалистов, каждый из которых занимается определенным направлением работы: СМИ, политическая реклама, агитационная сеть, социологические исследования, аналитика. Такой формат работы позволяет Заказчику экономить деньги, играя на разнице в ценах, "сталкивать лбами" исполнителей, создавать между ними здоровую или нездоровую конкуренцию. При необходимости заказчик может спокойно заменять субподрядчика, передавая его "кусок" работы другому. В этом случае заказчик страхуется от риска "саботажа остановки" работы и потери драгоценного времени.

· Борьба между независимыми подрядчиками (фрилансерами) и старыми крупными агентствами (брендами) развивается нарастающими темпами.

· Сужение функционального поля приводит к сужению рынка заказов.

На вопрос: есть ли будущее у политического консалтинга в России? профессиональное сообщество дает трёхуровневый ответ:

· В философском плане перспектива есть, поскольку до тех пор, пока существует государство, власть, политика, всегда найдется место и для "продавцов интеллекта", специализирующихся на той или иной сфере знаний. Даже при тоталитарных режимах (восточных деспотиях) всегда была должность советника.

· В краткосрочном плане перспектива есть – по данным Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации (ЦИК РФ) в период с 1 сентября 2011 года по 30 апреля 2012 года должно состояться 2770 выборов. [9]

· В долгосрочном плане перспектива напрямую связана, во-первых, с развитием ситуации после выборов Президента 2012 года (политика определяет лицо политического консалтинга), во-вторых, с общей макроэкономической ситуацией в стране и состоянием рынка консалтинговых услуг (стагнация, рост и развитие, обвал).

Кроме этого, необходимо учитывать особо важный фактор – этическую составляющую профессии политического консультанта, т.к. активное влияние на развитие профессии оказывает реакция общественного мнения на ее специфику, в частности, применение "чёрных" технологий.

Главный вывод о будущем политического консалтинга в России – это медленная эволюция политического консультирования в сторону дальнейшей специализации рынка – это главная тенденция интеллектуального бизнеса на современном этапе.

 

 

Заключение

Понимание того, что выборы – это сложная, многоуровневая система, осознание необходимости замены интуитивного подхода эффективными технологиями, основанными на опыте множества избирательных кампаний, послужило причиной для выделения политического консалтинга в самостоятельную профессию. Политический консалтинг – это новое научное направление, изу­чающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, вы­деленных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.

Политический консалтинг делят на типы:

· по направлению воздействия (прямой и опосредованный (не прямой));

· по масштабу воздействия(локальный и глобальный);

· по характеристике социально-политической ситуации (выборный, кризисный, сопровождающий);

· по специфике применяемых технологий (аналитические, организационные, специальные технологии).

Движущая сила политического консалтинга – это пиар (public relations, PR) – мероприятия по связям с общественностью, созданию и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и различными общественными структурами и слоями общества, от которых зависит успех организации. Связи с общественностью предполагают создание благоприятного мнения об организации, ее деятельности, о том или ином политике или бизнесмене, нейтрализацию неблагоприятных событий и слухов, обеспечение необходимого уровня лояльности у членов организации или сотрудников компании. Методы для решения подобных задач выбираются, исходя из обстоятельств — от распространения в прессе необходимой информации до организации тех или иных событий, способных вызвать общественный резонанс (event-making), и информационной деятельности в различных общественных аудиториях.

Такое понятие как "чёрный" пиар (PR) употребляется только в России, т.к. согласно славянской мифологии чёрный цвет повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Под "чёрным" пиаром (PR) понимают:

· манипулирование общественным мнением и сознанием в интересах какого либо, чаще всего сомнительного, лица;

· методы и технологии, противоречащие закону и не соответствующие этическим и моральным нормам общества;

· методы и технологии, направленные на намеренный подрыв репутации конкурента;

· методы и технологии, использующие подкуп журналистов, компромат или собранную незаконными методами информацию;

· деятельность, направленная на ухудшение имиджа какого-то одушевлённого или неодушевлённого объекта.

Исследования рынков избирательных кампаний в России, в настоящее время, выделяют только один вид избирательной кампании с высокой степенью политической конкуренции (интриги) – это муниципальные выборы из-за активного участия в них бизнеса.

Будущее у политического консалтинга в России есть, т.к.:

· пока существует государство, власть, политика, всегда найдется место и для "продавцов интеллекта", специализирующихся на той или иной сфере знаний.

· в России регулярно проходят выборы – по данным Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации (ЦИК РФ) в период с 1 сентября 2011 года по 30 апреля 2012 года должно состояться 2770 выборов. [9]

Главный вывод о будущем политического консалтинга в России – это медленная эволюция политического консультирования в сторону дальнейшей специализации рынка – это главная тенденция интеллектуального бизнеса на современном этапе.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/

2. Федеральный закон № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18.05.2005г.

3. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

4. Гончаров, В.Э. Современное политическое консультирование. [Текст]: монография / В.Э. Гончаров – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. – 220 с.

5. Даченков, И.Б. Тенденции и перспективы политического консалтинга в России. [Текст]. – Режим доступа: http://www.dachenkov.ru/

6. Национальная политическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://politike.ru/

7. Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/

8. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. [Текст]: Р. Нельсон-Джоунс – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

9. Официальный сайт ЦИК РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vybory.izbirkom.ru/

10. Официальный сайт Московский Комсомолец RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.mk.ru/

11. Официальный сайт партии Единая Россия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://er.ru

12. Официальный сайт партии КПРФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kprf.ru/

13. Официальный сайт партии ЛДПР. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ldpr.ru/

14. Официальный сайт партии Справедливая Россия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spravedlivo.ru/

15. Официальный сайт партии Яблоко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yabloko.ru/

16. Официальный сайт партии Правое Дело. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://democrats.ru/

17. Официальный сайт партии Патриоты России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriot-rus.ru/

18. Посадский, А.П. Основы консалтинга. [Текст]: пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин М.: ВШЭ, 1999. 240с.

19. Программа учебной дисциплины "Политическое консультирование". [Текст]: учебное пособие/ составитель профессор кафедры рекламы и связей с общественностью СПбГУП, доктор политических наук С.М.Елисеев – СПб: СПбГУП, 2009. – 10 с.

20. Пушкарева, Г.В. Политический менеджмент. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://politzone.in.ua/index.php?id=245.

21. Ситников, А.П. Политический консалтинг. [Текст]: учебное пособие / А.П. Ситников, И.В. Огарь, Н.С. Бахвалова — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 624 с.

22. Славянская мифология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russianmyth.ru/chernyj/

23. Юнг, К.-Г. Коллективное бессознательное. [Текст]. – Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/soul/soul5.html

24. Яндекс-словари. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.