Введение в политический консалтинг
Содержание
Введение ………………………………………………………………………
|
| 1. Введение в политический консалтинг ………………………………….
|
| 2. Типы и методы политического консалтинга …………………………..
|
| 3. Пиар (public relations, PR) – понятие и сущность, функции и методы ..
|
| 3.1. "Чёрный" пиар (PR) ……………………………………………………
|
| 4. Тенденции и перспективы политического консалтинга в России …….
|
| Заключение ………………………………………………………………….
|
| Список использованной литературы ……………………………………..
|
|
Введение
Начиная с начала 90-х годов ХХ века, российский рынок характеризуется увеличением количества фирм и соответственно лавинообразным ростом числа проблем, в том числе нестандартных, творческих, возникающих на этих фирмах и требующих оперативного решения. Кроме этого, становление и развитие политической жизни в России так же выдвинуло на передний план новые проблемы. Потребность в их решении приобретает особую остроту при организации избирательной кампании – ситуации, характеризующейся жесткой конкуренцией между кандидатами и сопряженной с необходимостью в сжатые сроки решать задачи позиционирования, возвышения имиджа кандидата, отстройки от конкурентов, системы контррекламных мероприятий. Зачастую выборы являются для кандидата новой, незнакомой и потому стрессовой ситуацией: человеку, ранее не обладающему навыками публичных выступлений, необходимо появляться на встречах с избирателями, выступать по радио и телевидению, общаться с журналистами и оппонентами на теледебатах.
[19. С. 1 – 2]
В текущем году в России состоялись региональные выборы, а в 2012 году должны состояться Президентские выборы. Все это и определяет актуальность выбранной темы: "Политический консалтинг в России".
Основная цель этой работы сводилась к изучению и пониманию характеристик политического консалтинга, таких процессов как "пиар" и "черный пиар", тенденций развития политического консалтинга в России. Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
· в работе дано понятие и сущность понятия политический консалтинг;
· рассмотрены пути становления политического консалтинга в России, и возникновения профессии политтехнолог;
· дано понятие и сущность понятий "пиар" и "черный пиар";
· рассмотрены основы науки - политическое консультирование;
· приведены перспективы развития политического консалтинга в России;
· рассмотрена и проанализирована литература и Интернет-источники по данной тематике.
Введение в политический консалтинг
Понимание того, что выборы – это сложная, многоуровневая система, осознание необходимости замены интуитивного подхода эффективными технологиями, основанными на опыте множества избирательных кампаний, послужило причиной для выделения политического консалтинга (профессиональная помощь) в самостоятельную профессию.
В начале 1990-х годов, после развала Советского Союза и однопартийной системы, практика политического консалтинга переживала период любительства. Успех политика обычно предопределялся его энергией и энтузиазмом его друзей и родственников. Затем наступил период ученичества, связанный с освоением зарубежного опыта политического консалтинга в проведении избирательных кампаний — организации штаба, агитационной сети, оформлении наглядной агитации. В середине 1990-х годов начался следующий этап — период эксперимента, сопровождаемый бурным развитием технологических подходов. Именно поэтому в конце 1990-х годов наряду с находками в сфере избирательных кампаний широкое распространение получили и так называемые "грязные" технологии. [21]
В последнее время в средствах массовой информации заговорили о том, что в сфере политконсалтинга происходит становление технологий иного порядка. Технологии предыдущего поколения имели дело главным образом с управлением восприятием информации, поступающей к избирателям. Теперь речь идет о формировании метатехнологий – способа прогностического планирования контролируемого технологического развития, связанного с управлением социально-политическими процессами. [4, 21, 24]
Исследования в области политконсалтинга показывают, что участники политических кампаний являются элементами самоорганизующей системы, и находятся внутри этой системы. В этой системе неэффективны прямые директивные методы социального управления. Эффективность деятельности участников связана со способностью встраиваться в логику движения самой системы, входить с ней в резонанс. [21]
Понятие "политика" пришло в русский язык во времена царствования Петра I (1672 – 1725г.г.) из французского языка, и обозначало – искусство управления государством. [24]искусство управлять государством искусство управлять государстискусство управлять государством Учитывая это, принято считать, что сутью политики является борьба различных политических сил за власть, что в свою очередь определяет сферу политконсалтинга, как сферу политического и социального "управляемого" конфликта. С одной стороны, общество признает необходимость этого конфликта, участвуя в регулярных и альтернативных выборах, которые вызывают обострение борьбы за власть. С другой стороны, общество накладывает ограничения на характер и способы проявления политического конфликта, регламентируя формы и методы проведения политических кампаний.
В специализированной литературе, политические кампании рассматриваются как некий процесс, не затрагивающий по сути структуру социального субъекта, построенный на методологии воздействия. Суть методологии заключается в навязывании социальному субъекту извне (политконсультантами, средствами массовой информации) определенного поведения, выбора, напрямую не связанного с естественными процессами и движениями внутри самого социального субъекта, что низводит его практически до уровня управляемого объекта, причем навязанность выбора изначально предопределяет использование манипулятивных приемов. [4, 21] Сам же политконсультант возводится в позицию управляющего субъекта, способного определять поведение больших групп людей. Задача управления поведением социального субъекта заключается в этом случае в том, чтобы одновременно вызвать у множества индивидуумов однотипные реакции. В целом, как показывают исследования, такая методология воздействия политконсультанта, с одной стороны, иллюзорна, с другой — социально опасна. Управление эффективно в той мере и до тех пор, пока оно не вступает в противоречие с естественной логикой движения социального субъекта. В противном случае такое управление обеспечивает лишь краткосрочный эффект. Политический процесс затрагивает социальный субъект достаточно глубоко, вплоть до структурных изменений. Этот процесс описывается в терминах самоорганизации и является одной из своеобразных, но естественных форм движения социального субъекта, определяемой его внутренней энергетикой.
Течение социальной жизни предполагает латентность (невидимая, скрытая часть) [7] целого ряда процессов, тенденций, противоречий. Их скрытость, подавленность являются условием социальной стабильности. В то же время концентрация скрытых противоречий опасна, так как способствует росту социального напряжения и социальной агрессии. Деление общества на большие социальные группы по тому или иному основанию практически всегда несет в себе в явном или завуалированном виде некое противоречие – потенциальный конфликт между крайними связанными по данному основанию группами. В то же время взаимодополняемость подобных полярных групп и определенные наработанные обществом механизмы обеспечения относительного баланса их интересов, создают социальную стабильность. Существенно и то, что на оси, соединяющей оба полюса, находится огромное количество людей, занимающих промежуточное положение. Именно они образуют своеобразную "стабилизационную" группу. Одним из примеров такой "стабилизационной" группы является средний класс, рассматриваемый политологами как основа социальной стабильности. Таким образом, социальный субъект, пронизанный множеством явных и скрытых противоречий, представляет собой сложно структурированную совокупность больших социальных групп. Их постоянные дивергенция и конвергенция, обеспечивающие социальное развитие, одновременно несут в себе угрозу социальной стабильности. [21]
В результате политической борьбы происходит "сброс" накапливающейся агрессии, определенное перераспределение сфер влияния и частичное разрешение противоречий. Принципиальный вывод состоит в том, что политконсалтинг в действительности имеет дело с мощными социальными силами, энергетика которых значительно превосходит ресурс любого "управляющего субъекта". Все это определяет направления подходов в политическом консалтинге:
· не столько "воздействие", сколько "взаимодействие";
· не столько "понуждение", сколько "стимулирование";
· не столько "личностно-ориентированные", сколько "ориентированные на социальные группы". [4, 21]
Деятельность политтехнолога заключается в определении тех приоритетных противоречий, которые задают реальные оси поляризации социальных групп в ходе политической кампании. Эти оси образуют своеобразную сетку координат, внутри которой выстраиваются стратегия и тактика кампании, имидж кандидата и т.д. Положительные качества лидера, технологические ходы, агитационные материалы, которые не соотнесены с этими осями и не рассчитаны на резонанс внутри социальной среды, останутся невостребованными со стороны избирателей. В последнее время психологи преуспели в понимании не только "теневых" сторон человеческой личности, но и не менее мощных базовых структур человеческой психики. Эти базовые структуры "коллективного бессознательного", [23] описанные швейцарским психиатром Карлом-Густавом Юнгом (1875 – 1961г.г.), во многом и определяют принципиальную возможность получения устойчивого и долгосрочного эффекта при диалоговых коммуникациях в политическом консалтинге. [4, 21]
Одним из теоретиков в области консультирования Р. Нельсоном Джоунсом дано следующее определение консультирования: "консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс". [8. С. 12] Тремя главными функциями теорий консультирования являются: обеспечение концептуальными структурами, разработка терминологии и проведение исследований. [21]
Кандидат экономических наук, генеральный директор Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) А.П. Посадский дал следующее определение: консалтинг — "это процесс, в рамках которого клиент получает профессиональную помощь в виде совета. Процессом консультирования называется последовательная серия действий, шагов и организованных событий, которые предпринимает консультант в организации клиента для достижения позитивных перемен внутри клиентской организации". [18. С.11]
Политический консалтинг – это новое научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.
К функциям политического консалтингаотносят:
• исследование политической ситуации (по категориям ее проявления: от исследований имиджа отдельного субъекта политической ситуации до исследований выборной истории общества);
• прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);
• реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и программ, формирование имиджа и др.);
• создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;
• оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;
• реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;
• оперативное реагирование на изменение политической ситуации (стратегическое и тактическое). [4, 21]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|