Типы и методы политического консалтинга
На основе функций политического консалтинга, выделяют следующие базисные методы их реализации – прямой и опосредованный (не прямой) – это два типа политического консалтинга по направлению воздействия.[21, 24]
Ø Политический консалтинг, ориентированный на внутренние преобразования субъектов политической ситуации и преобразование самой политической ситуации,включает:
· исследование, анализ, формирование и коррекцию имиджа субъекта политического консалтинга (в том числе самого политконсультанта);
· исследование, анализ и оптимизацию ресурсов субъекта политического консалтинга;
· организационное консультирование структур, являющихся субъектами политического консалтинга.
Ø Политический консалтинг, ориентированный на преобразование общественного мнения о политической ситуации,включает:
· исследование, анализ, прогнозирование и оптимизацию ресурсов (финансовых, информационных, социальных, контекстуальных);
· исследование, анализ, прогнозирование и оптимизацию стратегий и тактик, предложенных к применению;
· исследование, анализ, прогнозирование и оптимизацию факторов влияния. [4, 21]
ü Фактор(от лат. factor — делающий, производящий) — существенное обстоятельство какого-либо процесса, определяющее его параметры. В данном случае под процессом подразумевается ход политического консультирования, особенности развития политической ситуации, а также, их воздействие на компоненты. При математическом иллюстрировании фактор может быть представлен как некий множитель.
ü Влияющие факторы,или факторы влияния–это те или иные изменения в процессе.
ü Исследование– это изучение процесса в целом или его составляющих при помощи адекватных методик.
ü Анализ– это метод исследования, подразумевающий тщательное изучение процесса и результатов использования количественных и качественных методов при исследовании существующей политической ситуации и ее компонентов в соответствии с определенной целью предполагаемого воздействия, а также с целью выявления контекста, преобладающих тенденций развития ситуации и наличия неуправляемых факторов воздействия на нее.
ü Прогнозирование– это метод исследования, подразумевающиймоделирование максимального количества значимых составляющих политических процессов на основании обозначенного в ходе исследований контекста и целей воздействия на политическую ситуацию.
Взаимодополняющее использование данных методов политического консалтинга является оптимальным. Мотивированный или немотивированный отказ от использования одного из них снижает эффективность воздействия на политическую ситуацию. [4, 21, 24]
По масштабу воздействияполитический консалтинг подразделяют на два основных типа — локальный и глобальный. Данная классификация определяется путем анализа поставленных целей политического консалтинга.
Ø Локальный политический консалтингвключает воздействие на политическую ситуацию в отдельном регионе. К данному типу относятся методы точечного воздействия на выделенную социально-политическую ситуацию и влияния на данную ситуацию на местном и региональном уровне. Точечное, местное и региональное воздействие отличаются масштабом, а также уровнем применяемых технологий политического консалтинга, интенсивностью и продолжительностью их применения.
Ø Глобальный политический консалтинг,т.е. политический консалтинг в масштабе государства, нескольких государств и всего общества, нераздельно связан с понятием мировоззрения, так как при таком типе политического консалтинга объектом воздействия (исследования, анализа и коррекции) становится именно исторически сложившаяся и оправданная система идеологических ценностей общества, отношения общества к сложившейся в нем ситуации и позиционированию субъектов. [4, 21]
Мировоззрениеподразумевает совокупность социальных, политических, философских, научных, религиозных и других отношений индивидуума и выделенных групп к окружающему миру, своему позиционированию в нем и позиционированию в нем других членов общества, в данном случае субъектов политического консалтинга. Базисом формирования мировоззрения являются знания индивидуумов и их оценочные категории, приобретенные в результате личного и социального опыта. Мировоззрение имеет тенденцию закономерного изменения в процессе исторического развития общества и отдельных выделенных групп. Именно эта тенденция позволяет политическому консультанту воздействовать на мировоззрение индивидуума, не апеллируя к ограничениям псевдоэтического плана. [4, 21]
С учетом характеристики социально-политической ситуациивыделяют следующие три типа политического консалтинга:
• Выборный— ориентированный на эффективное участие клиента в выборах вне зависимости от типа политического консалтинга по масштабу воздействия.
• Кризисный— нацеленный на эффективное воздействие на проявление кризиса любого уровня в политической ситуации.
• Сопровождающий— тип политического консалтинга, который регулирует взаимоотношения субъектов политического консалтинга внутри невыборной политической ситуации, не характеризующейся присутствием признаков кризиса.
С классификацией по характеристике политической ситуации тесно связана классификация по продолжительности воздействия,определяющая сопровождающий тип политического консалтинга как самый продолжительный во времени, а выборный и кризисный – как ограниченные во времени в зависимости от полноты выполнения функций данных типов политического консалтинга.
Классификация политического консалтинга в зависимости от принадлежности политического консультанта к территории воздействияделится на два типа:
· стационарный тип – это тип, в котором основные функции выполняются на территории постоянного воздействия политического консультанта. При стационарном типе политического консалтинга политконсультант имеет больший шанс эффективно распределить и оптимизировать имеющиеся ресурсы, в том числе нематериальные, даже если их доля среди задействованных в кампании будет определяющей;
· выездной тип – это тип, в котором функции политического консалтинга осуществляются на территории, не являющейся территорией постоянного влияния политического консультанта. При выездном типе политического консалтинга у политического консультанта больше шансов объективно проанализировать сложившуюся ситуацию, но существует опасность не учесть важные аспекты выборной истории региона. При данном типе политического консалтинга увеличивается влияние фактора объективности в ходе анализа ресурсных групп, личности клиента, его конкурентов, а также при анализе других компонентов политической ситуации.
Разделение политического консалтинга на типы в зависимости от специфики применяемых технологийне является жестко определенным и представляет собой разделение воздействия на политическую ситуацию в основном на этапы во времени:
1) аналитическийэтап – это тип политического консалтинга, который включает в себя анализ и прогнозирование политических ситуаций, а также анализ имеющихся и необходимых ресурсов воздействия на ситуацию;
2) организационныйэтап – это тип политического консалтинга, который имеет целью оптимизацию исследованных ресурсов, моделирование ситуаций воздействия, обеспечение и реализацию данных моделей с учетом стратегических и тактических целей;
3) применение специальных (прикладных) технологий– это тип политического консалтинга, который ставит своей целью эффективную реализацию моделей воздействия, выстроенных в процессе двух предыдущих этапов, моделирование специальных процессов воздействия и обеспечение их эффективной реализации.
На протяжении стабилизационногоэтапа, который наступает сразу после достижения поставленных стратегических и тактических целей воздействия на политическую ситуацию, формируется и реализуется модель дальнейшего взаимодействия субъектов политического консалтинга. Выделенные этапы взаимодействуют между собой по определенной схеме, заключающейся в том, что при наступлении нового этапа функции всех предыдущих переходят из основных во вспомогательные, сопровождающие, за исключением стабилизационного этапа, в основном не требующего специальной организационной поддержки. [4, 21]
3. Пиар (public relations, PR) – понятие и сущность, функции и методы
В последнее время в средствах массовой информации все чаще обсуждается проблема "экологической" чистоты методологии и технологии Российской политики. Особенно интенсивно идет дискуссия о так называемых "черных" технологиях политического пиара и последствиях войны компроматов в средствах массовой информации.
В литературе дается несколько определений, что такое пиар:
Пиар (от англ. public relations, PR) – это мероприятия по связям с общественностью, созданию и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и различными общественными структурами и слоями общества, от которых зависит успех организации. Связи с общественностью предполагают создание благоприятного мнения об организации, ее деятельности, о том или ином политике или бизнесмене, нейтрализацию неблагоприятных событий и слухов, обеспечение необходимого уровня лояльности у членов организации или сотрудников компании. Методы для решения подобных задач выбираются, исходя из обстоятельств — от распространения в прессе необходимой информации до организации тех или иных событий, способных вызвать общественный резонанс (event-making), и информационной деятельности в различных общественных аудиториях. [6]
Профессия public relations не сводится к манипуляции общественным сознанием и попыткам исподволь склонить общественность к определенной точке зрения. Эти методы, свойственные рекламе и пропаганде, в постинформационном мире утратили свою прежнюю эффективность. Это связано с наступлением "эпохи молчащих масс" (Ж. Бодрийяр), характеризующейся исчерпанностью социальных энергий, невосприимчивостью общества к прямолинейным призывам, социальной апатией, цинизмом и безответственностью. Провоцирование субъектности, превращение пассивного объекта в активный субъект коммуникации, формирование "общественного отношения" – это и есть главная функция public relations. Достичь согласия с той или иной социальной группой можно, лишь преодолев ее безразличие, доказав, что ее интересы накрепко связаны с Вашими. Именно это согласие, без которого невозможна легитимация, полноценная деятельность и, в конечном счете, успех компании, партии, властного института и является главным продуктом службы PR.
Ряд отличительных признаков пиара от рекламы:
· пиар делает событие, которое потом находит или не находит отклик и описывается в СМИ, а реклама напрямую покупает у СМИ площади, чтобы опубликовать призыв или слоган;
· пиар рассказывает "истории", а реклама сводится к короткому лозунгу;
· пиар рассчитывает на сознательного адресата, реклама — на бессознательное воздействие;
· пиар работает в зоне конфликта, заставляет выбирать ту или иную сторону, реклама работает с абстрактным мертвым согласием, с тем, что понравится всем и никому;
· пиар рассчитан на целевую группу, реклама — массова;
· пиар-акции имеют одноразовое действие, реклама — серийна, многократно повторяется;
· пиар разнообразен, реклама — однотипна. [6]
Пиар (PR) (от англ. public relations - связи с общественностью, общественные отношения) – это деятельность различных организаций (коммерческих, государственных, партийно-политических), направленная на достижение взаимопонимания с общественностью. Главное направление пиара – это разработка эффективных коммуникативных технологий, механизмов общения, обмена мнениями и взаимопонимания, которая заключается в использовании не только явных, но и скрытых методов создания благоприятного мнения общественности об организации, формировании ее позитивного имиджа (образа). [7]
Функции пиара (PR):
· мониторинг (отслеживание) представлений, мнений, отношений и поведения как внутри, так и вне организации;
· анализ влияния организации на общественность;
· анализ и разрешение конфликтных ситуаций с общественностью и внутри организации;
· установление и поддержания двусторонних отношений между организацией и общественностью.
Основными направлениями работы специалистов службы пиара (PR) являются: исследование общественного мнения; консультирование и подготовка выступлений первых лиц организации; планирование, подготовка ответственных деловых встреч и участие в них; формирование стратегии развития организации с учетом общественных связей; планирование и организация рекламных кампаний, популярных статей и выступлений в СМИ, подготовка пиар (PR)-программ; организация и проведение брифингов, пресс-конференций; подготовка рекламных материалов, пресс-релизов, участие в организации и проведении рекламных кампаний, выставок. [7]
3.1. "Чёрный" пиар (PR)
Распределяют пиар (PR) по цветам только в России. Принято считать, что PR делится на: белый, серый и чёрный. [3]
· Белый – это позитивная информация;
· Серый – это негативная информация, но при этом только достоверные факты;
· Чёрный – это негативная заведомо ложная информация.
И это неслучайно, согласно славянской мифологии черный цвет повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Он который ассоциируется с мраком, землей, смертью. Чёрный цвет символизирует ночь. Это время тёмных сил. Это время сна, временного небытия. Эпитетами чёрного цвета обозначали: "Чёрная рать" – вражеское войско, "Чёрная река" - несущая смерть, "Чёрный камень" – вход в Пекельное царство, "Чёрный ворон" – предвестник смерти. [22]
В политическом консультировании "Черный" пиар (PR) обозначает:
- не столько изучение общественного мнения и влияние на него, сколько манипулирование общественным мнением и сознанием в интересах какого либо, чаще всего сомнительного, лица;
- методы и технологии, противоречащие закону и не соответствующие этическим и моральным нормам общества;
- методы и технологии, направленные на намеренный подрыв репутации конкурента; - методы и технологии, использующие подкуп журналистов, компромат или собранную незаконными методами информацию;
- деятельность, направленная на ухудшение имиджа какого-то одушевлённого или неодушевлённого объекта. [3, 24]
В ходе "чёрного" пиара зачастую распространяется провокационная информация, якобы исходящая от жертвы пиара. Например, во время избирательной кампании от имени политической партии могут распространяться листовки в поддержку прав гомосексуалистов на проведение Гей-парадов и однополые браки, сообщения о приёме партией на работу агитаторами лиц, заражённых ВИЧ и заверения о полной безопасности общения с ними, ложные сообщения о бесплатной раздаче продуктов и т. д. [3]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|