Сделай Сам Свою Работу на 5

И последнее, сугубо личное

Еще в детстве бабушка мне рассказывала удивительную и одновременно трагическую историю о том, как ее дед, которого она никогда не видела. Так как родилась намного позже его нелепой гибели, будучи лепных дел мастером» упал с рабочих лесов и разбился…. В зимнем дворце. Звали моего прадеда Михаил Силантьев и был он крестьянином села Давыдкова, что в Ярославском уезде. Случилась эта семейная история еще в середине 90-х годов 19 века. А с середины 1920-х , когда совсем маленькой девочкой родители стали привозить ее на лето из Ярославля в село, она помнит и «бабу Еню» - Евгению Евгеньевну, уже пожилую вдову деда Михаила, «староверку», и довольно просторный деревенский бревенчатый дом, в котором еще и тогда был… лепной потолок.

Не думаю, чтобы эта семейная легенда как-то сразу заставила меня задуматься о связи забытого ярославского села и знаменитой императорской резиденции в Санкт-Петербурге. Поначалу было просто жалко дедушку Мишу, чья жизнь столь странно, вдали от дома и родины оборвалась в расцвете лет. «Вопрос» назревал исподволь. Чем дальше, тем больше мучил меня этот «лепной потолок». Как-то не очень он вязался с кондовыми формулировками советских учебников о бесправном и забитом положении «угнетенных крестьянских масс». Надо слишком любить и наслаждаться жизнью, думал я, чтоб в простой крестьянской избе устроить себе эдакий «барочный ренессанс». И только потом, из старых книжек и воспоминаний, всеми напрочь позабытых лубочных изданий, стал являться мне «ярославский народец»- такой талантливый и даровитый, энергичный и работящий, непоседливый и вечно странствующий, в манерах услужливый и с доброй хитрецой, веселый и никогда не унывающий. Усвоенная еще со школы гоголевская формула о «ярославском расторопном мужике» стала постепенно обряжаться в «цивильное платье». Историко-культурная природа деревенского потолка надежно соотнеслась с роскошными царскими покоями зимнего дворца.

Помню, что в село Толбухино (новоизбранное имя древнего Давыдкова, так названного в 1950 году в честь маршала Великой Отечественной, уроженца здешних мест) в раннем детстве бабушка привозила и меня. Мы навещали ее старинную подругу – «тетю Настю», одинокую, после несчастного случая - с культией левой руки, но поразительно, всегда державшую в своем немалом домашнем хозяйстве целую «отар» овец. Это неосознанное явление на родину своих предков почему-то очень ярко запечатлелось в моей памяти. Лишенное каких-либо значительных деталей, оно сохранилось в воспоминаниях ощущением летного тепла и покоя. И лишь потом я узнал, что на толбухинской улице Социалистической давно уже не существовало того самого дома с лепным потолком – зримого воплощения былого «куртуазного» промысла, которым славились именно давыдковские мастера. Да и местные базары перестали быть такими же шумливыми, как в те дальние времена, когда со всей округи съезжались сюда деловые крестьяне, принося на суд собрата – потребителя всевозможные полезные продукты своего сельскохозяйственного и ремесленного труда. До сих пор у нас дома хранятся давыдковские глиняные кринки, в которых тогдашние умельцы топили в русской печке молоко и в них же, покрытых образовавшейся сверху румяной и хрустящей корочкой, оно доставлялась на подводах базарному пришельцу, - и ведь как сберегалось. Ничуть не расплескиваясь в пути! Тогда и «баба Еня» всю эту округу снабжала своим выдающимся «красным» луком, за которым к ней устремлялись поселяне из всех окрестных и дальних деревень.



И еще о прошлой жизни напоминает теперь сохранившаяся в нашем семейном архиве старая фотография, на которой чета Силантьевых запечатлена с маленькой девочкой, сидящей на коленях у отца. Оба серьезно смотрящих в объектив камеры родителя – в городских нарядах: Михаил – в длиннополом сюртуке, Евгения – в темном приталенном костюме, с воланами на рукавах и изящной камеей на шее. На обороте паспарту снимка имеется рекламное извещение, что он суть изделие фотографического ателье мастера А.Фохта, расположенного на Литейном проспекте города Санкт-Петербурга. Нежный возраст малютки (приходившейся тетушкой уже моей бабушке)подсказывает нам, что эта редкая семейная фотография появилась незадолго до трагической кончины Михаила Силантьева – крестьянина-отходника и «лепных дел мастера» из богатого и крепкого ярославского села Давыдкова.

Думается мне, что во многих ярославских семьях еще и сейчас сохраняется память об их удивительных предках, частенько отлучавшихся из насиженных мест в российские столицы, другие города отечества и далекой заграницы. Знаю, что еще и сейчас живут в Ярославле редкие свидетели той деревенско-городской культуры, которая столь могуче воплощалась в ее повсюду узнаваемом носителе и полпреде – «чистокровном ярославце».Такие свидетели, как, к примеру, мой добрый знакомец Михаил Вениаминович Новопруцкий, уже перевалил за 95 –й год своей жизни, потрясающий знаток истории родного города, в 1920-х годах бывавшим в доме у самого «ярославского старожила» и архивариуса Илариона Александровича Тихомирова (1861-1933), друг юности Сергея Сергеевича Дмитриева (1906-1999), впоследствии крупного историка и профессора Московского университета, близко знавший его отца – Сергея Васильевича Дмитриева ( 1875-1949), авторов редкостных мемуаров о купеческо-мещанском Ярославле. Нас свели и подружили связанные с этими именами первые две книжки, вышедшие в серии «Граждане Ярославля» (Тихомиров И.А. Граждане Ярославля. Из записок ярославского сторожила,/ Ярославль: А.М.Рутман. 1999. С.392). В беседах с Михаилом Вениаминовичем отчасти вызрела идея и этой книги. От него я услышал, в частности, удивительный рассказ о том, как еще в 1950-е годы некий его ярославский знакомый, получив бесплатную профсоюзную путевку в хороший санаторий, непременно стремился ее продать. А когда он поинтересовался у него, почему, то тот ответил: «Вот продам ее и поеду в Питер, там у меня свои…» Долго еще теплилась в памяти ярославцев их безвременно ушедшая бурная жизнь, полная невероятных приключений в обеих столицах Российской империи.

Несколько лет тому назад в одном из известных фирменных магазинов компьютерной техники, расположенном на исторической Никольской улице в Москве, мне довелось обзавестись заветным компьютером. Когда один из двух внешне безупречно вышколенных продавцов, в белоснежных рубашках и галстуках, при заполнении необходимых документов узнал от меня, что я из Ярославля, то в некоторой задумчивости спросил у второго: «Это где?» Тот без промедления ответил: «Где-то на Украине…»

Но это, кажется, уже совсем другая история.

***

В заключении мне хочется поблагодарить всех, кто остался неравнодушен к историческим судьбам «ярославского народца» и в меру своих знаний и сил на всем протяжении подготовки издания к печати оказывал квалифицированным советом или практическим действием помощь. В числе этих специалистов И.Д.Боченкова, Т.И.Гулина, М.Б.Ленжен, Г.П.Федюк (Ярославль), Г.А.Космолинская, А.И.Рейтблат, Е.Б.Смилянская (Москва), Д.Е.Расков (Санкт-Петербург), В.И.Коваленко, С.Пернет (Париж).

Замечательные и в меру ироничные иллюстрации к книге, созданные ярославским художником И.А.Сакуровым, удивительно точно современным языком смогли передать атмосферу старых лубочных изданий.

Особая моя признательность московскому историку, доктору исторических наук М.П.Мохначевой, ставшей первооткрывателем текста лубка «Жизнь и приключения ярославцев…» (1873), с которого, собственно и началось захватывающее путешествие в мир «расторопного ярославца».

Да не поминают меня лихом те, к кому приставал с бесконечными, может и докучливыми, рассказами об этом удивительном пареньке. Ярославец, право же, безобидное существо…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аксаков И.С. Письма к родным. 1848-1851/Изд. подгот Т.Ф. Пирожкова. М., 1994г..

2. Астафьев А.В. Астафьева Н.А. писатели ярославского края. Яр., 1990.

3. Барышников М.Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник. СПб., 1998.

4. Безобразов В.П. Край отхожих промыслов. (Из путевых воспоминаний)// Новь.1885.№10.; №11

5. Белоусов И.А. Ушедшая Москва //Ушедшая Москва

6. Блюм А.В. русская лубочная книга 2 половины 19 века // Книга исследования и материалы. М., 1981 г

7. Богатырев П.И. Московская старина // Ушедшая Москва. Воспоминания современников о Москве второй половины 19 века. М., 1964

8. Булавкин Н.В. Мысли и суждения трактирщика ярославца, написанные в часы досуга. Ревель: печатано в типографии Г. Геберта, 1881.

9. Бунин И.А. Избранная проза. Минск, 1986.

10. Верховцев Я.Д. Федор Григорьевич Солнцев. Художник-археолог. СПб.,1899., Солнцев Ф.Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды//Молитвослов княгини М.П. Волконской работы академика живописи Федора Солнцева / Сост., вступит. Статья и коммент. Г.В.Аксеновой. М., 1998

11. Весь Петербург на 1912 год. Адресная и справочная книга Г.С. – Петербурга. СПб. 1912,

12. Выскочков Л.В. Отход в Петербург ярославских крестьян в первой половине 19 века//Верхнее Поволжье в период разложения феодализма. Яр.1978.

13. Гакстгаузен А. , барон. Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. М.,1870. Т.

14. Генкин Л.Б. Неземледельческий отход крестьян Ярославской и Костромской губерний в первой половине 19 века

15. Генкин Л.Б. Неземледельческий отход крестьян Ярославской и Костромской губернии в первой половине 19 века // Генкин Л.Б. Помещичьи крестьяне Ярославской и Костромской губернии перед реформой и во время реформы 1861года (К вопросу о разложении феодально-крепостнической системы и генезисе капитализма в России) / Ученые записи ЯГПИ им. К.Д.Ушинского. Вып.12 (ХХ1). Яр.1947 г. Т.-1.

16. Гиляровский Вл. Москва и москвичи//Гиляровский Вл. Соч в 4-х томах. М., 1967

17. Гоголь Н.В. Мертвые души/ Вступ. Ст. П Антокольского. Прмимеч. Ю. Манна. М. 1984г.

18. Грашин В.М. петербургские письма // Петербург в русском очерке 19 века/Сост., авт. Предисл. И коммент. М.В. Отрадин. Л., 1984.

19. Давыдов Н.В. Москва. Пятидесятые и шестидесятые годы 19 столетия // Ушедшая Москва.

20. Давыдова О.А. Академик из крепостных. Очерк об А.М. Опекушине.Яр.,1991

21. ДемиховскийА.К. Демиховская О.А. «Будить нас, русских, надо будить…» (Переписка С.А. Мусина-Пушкина и П.А. Картова) // Ярославская старина. 1997. Вып.4.

22. Дмитрий Емельянович Гнусин, печных дел мастер /Публ. Н.А.Белозерской //Русская старина.1886.№9.

23. Ермолин .Е.А. Ярославец как культурный тип (опыт реконструкции культурного мифа)//Ярславская старина. 1997. Вып. 4.

24. Ермолин Е.А. Ярославец как культурный тип (опыт реконструкции культурного мифа) // Ярославская старина . 1997г. Вып.4

25. Ефебовский П. Петербургские разносчики // Русский очерк. 40-50 годы 19 века/ под ред. В.И. Кулешова. М.,1986.

26. Засосов Д.А.; Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910 годов. Записки очевидцев. СПб. 1999.

27. Иванов Е. Из книги «Красное крылатое словцо»/ Публ. И предисл. Зю Милютиной // Альманах библиофила. М.,1982 Вып 13.

28. Иванов Е.П. Меткое московское слово. М.,1982

29. Колотилов Л.В. «На велосипеде». Записки туриста. СПб., 1898.

30. Кольцов И. Похождения ярославца. Как ярославец Шаляпина слушал М.: Изд. Чистопольева, 1905

31. Крыжановский С.Е. Заметки русского консерватора / Вступ. Ст. С.В. Пронкина // Вопросы истории. 1997.№4

32. Курочкин Г. Воспоминания старого букиниста /Публ. М. Батасовой // альманах библиофила

33. Курочкин Г.Ф. Книжный ряд

34. Леков Н.С. Спиридоновы-повороты //Свешников Н.И. Воспоминания пропащего человека М., 1996. С. 238).

35. Лихачев Д.С. Избранное: Воспоминания / 2-е изд., переработ. СПб., 2000.

36. Лурье Л., Хитров А. Крестьянские землячества в российской столице: ярославские «питерщики» // Невский архив: Историко-краеведческий сборник/ Сост. А.И. Добкин, А.В.Кобак. М.; СП б 1995 [Вып II]

37. Матвеев О. Мысль о памятнике Слепушкину // ЯГВ.1872.Ч.н.№36.

38. Мещерский В., кн.Г.[ород] Мышкин и его уезд // ЯГВ. 1868. Ч.н.№16

39. Милашевский В. Вчера, позавчера… Воспоминания художника. М.,1889.

40. Муравьев В. Московские слова и словечки: Происхождение московских пословиц, поговорок, речений, песен, топонимика московских улиц, площадей и переулков. М., 1999.

41. Орлов Л.В. Старый Любим и вся Россия/Подгот. Текста и коммент.Г. Красильникова. Вступ. ст. Г. Красильникова и А. Рутмана. Яр. 2000.

42. П.В. Подвиг простого русского человека //ЯГВ. 1853. Ч.н. № 16

43. Парменов К. Моды в Мологской деревне. (По местным народным частушкам) // Голос (Ярославль). 1910.24сент. (№223).

44. Парменов К. Моды в мологской деревне. (По местным народным частушкам) //Голос (Ярославль). 1910. 24 сент. (№223).

45. Покровский В.И. Трактирные поздравительные карточки с масленицей //Сборник статей в честь Матвея Кузмича Любавского.Пг.1917.

46. Пыляев М.И. Замечательные чудаки и оригиналы. М.,1990.

47. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту. .

48. Рогозинников И. Из поездки по Ярославской губернии //ЯГВ. 1863.Ч.Н.№7.с

49. Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина//Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 10 томах М., 1988.Т.10.

50. Сборник песен. Ярославский половой. М.:тип. Ф.И.Филатова, 1905.

51. Свешников Н.И. Воспоминания пропавшего человека /Подгот. Текста, сост., вступ. Ст. и коммент. А.И. Рейтблата. М.,1996.

52. Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (18век). СПб.,1998.

53. Симаков В.И. Сборник деревенских частушек Архангельской, Вологодской, Вятской, Олонецкой, Пермской, Костромской, Ярославской, Тверской, Псковской, Новгородской, Петербургской губерний. Яр., 1913.

54. Симони П.К. Иов Герасимович Герасимов.// Старые годы. 1907. №3.

55. Симони П.К. О книжной торговле и типах торговцев на старом Апраксинском рынке (до пожара 1862 года) //Старые годы. 1907. №2. .

56. Синдаловский Н.А. Петербург. От дома к дому… От легенды к легенде…: Путеводитель. СПб.,2000.

57. Скульский А.В. Центры производства главнейших видов кустарной промышленности в Ярославской губернии // Вестник ярославского земства. 1875 № 37-38 Отд. 3

58. Смирнов Л. Москва футбольная // Футбол. 1995.№40.С.16. (Сообщено Н.В. Обнорской.)).

59. Смирнов Ю.И. Анекдоты и пошехонцы // Русская народная культура и ее этнические истоки: Пошехонские чтения-99. 1 семинар. М., 1999

60. Соколов П. Особенности ростовского наречия // ЯГВ. 1868. Ч.н.№40,

61. Сытин И.Д. Жизнь для книги. М.,1962.

62. Тихомиров И.А. Граждане Ярославля. Из записок ярославского сторожила,/ Ярославль: А.М.Рутман. 1999

63. Толбин В.В. Ярославцы. Физиологический очерк. //Приложение к журналу Ярославская старина. Я., 2002.

64. Ушинский К.Д. Поездка по России / Сост., вступ.ст.и примеч. А.Н. Иванова. Яр. 1969г

65. Ф.С.Б. Влияние отхожих промыслов на экономическое благосостояние и внутренний быт крестьян //Ярославские губернские ведомости (далее ЯГВ). 1892. Ч.н.№24.

66. Фенютин А.А. Увеселения города Мологи // Труды Ярославского губернского статистического комитета. Яр. 1866.

67. Хитров А. Крестьянские землячества в российской столице: ярославские «питерщики» // Невский архив: историко-краеведческий сборник / Сост. А.И. Добкин, А.В. Кобак. М.; СПб; 1995.Вып 2.

68. Шевырев А.П. Культурная среда столичного города //Очерки русской культуры Х1Х века. М.., 1998. Т.1;Общественно-культурная среда.

69. Шелаев Ф.К. Новые путешествие на липовой машине с одним рублем за 1000 верст / 17-е изд. СПб.:Изд. Книгопродавца А.А.Холмушина, 1903

70. Шестернин Н. Самородок-поэт, крестьянин Смуров // ЯГВ. 1854. Ч.Н.№15.

71. Шилов Ф.Г. Записки старого книжника Мартынов П.Н. Полвека в мире книг. М., 1990.

72. Ярослав Смирнов. Жизнь и приключения ярославцев в обеих столицах Российской Империи./ Приложение к журналу Ярославская старина. Яр. 2002г

73. // Ярославская старина. 1997. Вып.4.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.