Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и признаки права. Теории и современные подходы в правопонимании.





Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.
Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов.
Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта (принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания: на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.) – субъективное право.
В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей - объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).
В объективном смысле, право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках:
1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.
Сущность права- важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной - любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Но, если ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества.
Содержательная сторона позволяет ответить на: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?
Право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.
Понятие права - одна из основных категорий общей теории права. От понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.
Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой мысли. Современные учения о сущности права представляют собой направлений в теории права, среди которых можно выделить основные.
Широкое распространение получили: социологическое, солидаристское, нормативистское (неопозитивизм), психологическое направления, теория "возрожденного естественного права", а также марксизм. При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации.
Теологическая теория (Фома Аквинский и Д. Эйве) основывается на идее божественного происхождения государства и права. Сущность права, равно как и государственной власти, выводится ее сторонниками из религиозных догматов. Управляет миром якобы вечный закон - божественный разум. Он проявляется в законах природы, в морали, т.е. естественных законах, на которых в свою очередь основываются "человеческие" законы (положительное право). Провозглашая принцип "вся власть от бога", приверженцы теологической теории исходят из верховенства церкви над государством и, следовательно, из необходимости подчинения положительного права официальной церковной доктрине.
Теологическая теория стала фундаментом одного из основных современных учений о праве – неотомизма (идеологи исламской религии католической церкви: Маритен Мерсье, американский юрист Дж. Хейвс).
Неотомизм - новейшая интерпретация взглядов Фомы Аквинского. Церковь признается посредником между Богом и государственной властью. Возникновение права - следствие усложнения социальных связей в обществе, с регулированием которых уже не справлялись первобытные нормы. Право признается более сложным регулятором общественных отношений по сравнению с обычаем, поскольку помимо запретов в нем используются и иные средства правового воздействия (дозволение, обязывание). Кроме того, право устанавливает юридические рамки и определяет формы осуществления деятельности государства. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, "положительного" закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т.е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.
Антропологические теории права - допускают существование права уже на самых ранних этапах развития человеческого общества (Е. Хоубел). Право - система норм, которая существует внутри той или иной социальной общности и опирается на публично признанный авторитет (вождь, старейшина) - решения которого воспринимаются как обязательные.
Другое направление антропологической теории права (Б. Малиновский) выступает против тезиса об обусловленности существования права наличием "внешнего" принудительного авторитета. Сущность права сводится к различным формам социального контроля (поощрения, наказания), осуществляемого в процессе взаимодействия людей, обмена определенными услугами. Соблюдение договоренностей, исполнительность сторон обеспечивается не принудительной властью, а механизмом ("внутренними санкциями"), находящимся в самих отношениях между партнерами.
В некоторых современных правовых учениях (А.Б. Венгеров и др.) процесс происхождения государства и права представляется как политогенез (от греч. "genesis" - возникновение, происхождение), в котором выделяются три основных варианта (пути) образования государства и права:
1) военный (наиболее распространенный) - раннегосударственные образования и право создаются в древнем обществе в результате усиления военной организации племени,
2) аристократический - постепенное усиление военного, экономического влияния разбогатевшей аристократической знати и организации системы публичной власти, обеспечивающей ее политическое господство над остальными членами общества,
3) плутократический - (эпоха раннего феодализма) характерно объединение определенной общности людей вокруг "плутократа" (человека, обладающего богатством и силой), от которого они экономически зависимы, и организация на этой основе особой публичной власти.
Теория насилия (Е. Дюринг, К. Каутский) - государство и право всегда образуются в результате какого-либо акта насилия (в древности это было, например, завоевание, порабощение одних племен другими).
Теория договорного происхождения государства и права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и др.) - государство и право создаются на основе общественного договора, т.е. как результат свободного волеизъявления свободных и равных от рождения людей. Делается попытка обосновать принцип нового общественно-политического устройства на основе добровольного соглашения граждан, обеспечивающего свободу и равенство всех граждан "в силу права". Цель государства - общее благо.
В психологической теории (Л. Петражицкий, А. Росс и др.) право - совокупность элементов субъективной человеческой психики. Наряду с писаными законами, признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Государственное принуждение не выступает в качестве существенного признака права.
При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное - установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное - лишенное этого, но все же действующее в качестве права.
Социологическое направление в теории права (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.) - лозунг "право в действии". Правовые нормы государства - часть права, существует "живое право" - сложившиеся в обществе фактические отношения. Обосновывается идея "гибкости права" - возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения, требование свободы судейского усмотрения.
Характерны: функциональный подход к праву; выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права; "несводимость" права к закону.
Солидаристское направление (социальная концепция права) (Л. Дюги) - идея солидарности, т.е. сотрудничества, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий общие интересы всех групп.
Основной тезис теории естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.) - наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Естественное право - совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на них.
Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву. Главный постулат доктрины - идея о неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их приоритете - выступает важнейшим принципом развитого демократически ориентированного государства.
Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер и др.) - направление юриспруденции, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения их внешней формы.
Результатом развития позитивизма, определенным его ответвлением является нормативизм (Г. Кельзен и др.) - государство есть результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила "должного поведения". Задача юридической науки - формально-догматический анализправовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры).
Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права.







Материалистическое понимание - государство и право возникли в результате неолитической революции (XII - X вв. до н.э.), знаменовавшей собой переход от присваивающего хозяйства к производящему (замена охоты скотоводством, а собирания плодов - земледелием), а также как следствие трех крупных "разделений" общественного труда: 1) развитие скотоводства и образование пастушеских племен; отделение скотоводства от земледелия; 2) развитие наряду с земледелием и скотоводством ремесленного производства; 3) выделение группы людей - купцов, которые не принимают участия в производстве, а занимаются только обменом произведенных

товаров. Развитие частной собственности, разделение общества на имущих и неимущих привело к созданию особой публичной власти, обладающей аппаратом принуждения - государства, и правовых норм, обеспеченных государственным принуждением.
Социалистические и коммунистические теории отражали противоречия раннего капитализма, факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Право - как возведенной в закон воли господствующего класса (буржуазии), определяемой материальными условиями жизни этого класса.
Социалистические учения не сводились только к марксизму и затем к ленинизму. Так называемые правые социалисты (меньшевики - в России), анархисты, социалисты-революционеры проповедовали другие пути освобождения трудящихся от эксплуатации: использование мирного перерастания капитализма в социализм, демократических, парламентских и законных средств борьбы. Соответственно, правые социалисты и право, и закон рассматривали как средство обеспечения общего демократического и социального порядка, которое рабочий класс должен использовать в своих целях.
В теориях анархизма и других левосоциалистических учениях не было выработано теоретической модели отношения к праву, кроме отрицания существующего порядка.
Приоритет прав человека, уважение прав и свобод личности становится, по новым воззрениям, основным критерием оценки права. Эти идеи нашли свое воплощение во Всеобщей декларации прав человека ООН и международных пактах и конвенциях о правах человека. В конституциях ряда государств основные естественные права человека прямо признаются действующим правом (например, в Германии) либо устанавливается недопустимость законодательного ограничения ряда основных прав государством (в США).
Право формируется обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или складывается) в обществе. Включая в понятие права не только нормы, но и правоотношения (нередко и правосознание, и субъективные права граждан).
Право в субъективном и объективном смысле:
В объективном смысле - совокупность юридических норм, выраженных (внешне объективированных) в соответствующих актах государства (Конституциях, законах, кодексах, указах, постановлениях и т.д.).
В субъективном смысле - система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения.
Идея двух видов права в принципе заложена в естественно-правовой доктрине.
Право как норма, закон, государственное установление и право как возможность или управомоченность субъектов вести себя известным образом в рамках этих установлений - вот суть разграничения права на объективное и субъективное но также и систему юридических обязанностей, т.е. совокупность конкретных долженствований, необходимостей, императивов, предусмотренных законами государства.
Понятия права в объективном и субъективном смысле совершенно необходимы в юридической науке и практике, они призваны выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные функции. Перед нами - базовые, основополагающие категории правоведения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.