Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство и местное самоуправление.





В большинстве странах мира государство вступает во взаимодействие посредством органов государственной власти, а местные сообщества (со своей стороны) – посредством органов самоуправления.

Местное сообщество в отношении к государству в свете теории самоорганизации представляется в роли защитника корпоративных интересов. Для обеспечения эффективной защиты этих интересов необходимо, чтобы отношения между местным сообществом и государством строились на основе принципов партнерства. Поэтому наличие в действующей Конституции России 12-ой статьи, устанавливающей отсутствие непосредственной (административной) связи между органами местного самоуправления и органами государственной власти, отвечает объективной реальности и способствует развитию местного самоуправления.

С этой точки зрения местное самоуправления играет роль механизма согласования интересов местных сообществ и государства.

Справедливость последнего утверждения косвенно подтверждает богатый зарубежный опыт. Институт местного самоуправления в большинстве европейских стран во второй половине XX века стал ведущим социальным и политическим институтом. Сегодня его главная роль в государстве заключается в том, что институт местного самоуправления, являясь по существу основным (очень эффективным) механизмом взаимодействия между местным сообществом и государством, обеспечивает согласование интересов ОБЩЕСТВА (в лице местных сообществ) и ГОСУДАРСТВА.



Следовательно, местное сообщество представляет собой социальный механизм, структуру, посредством которой осуществляется взаимодействие общества и государства. В этом отношении местное сообщество необходимо рассматривать как наиважнейший элемент гражданского общества.

С другой стороны, органы местного самоуправления осуществляют роль “проводника” интересов государства по отношению к населению. Это не противоречит природе муниципальной власти, так как местные сообщества объективно заинтересованы в укреплении государства и в устойчивости его развития. В действительности получила достаточно широкое распространение практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Это означает, что государство “доверяет” местному сообществу решать вопросы государственного значения.



Существующие модели взаимоотношений местного самоуправления и государства условно можно обобщить в три основные концепции, выражающие разные формы взаимосвязи этих явлений.

Модель местного самоуправления – система взаимосвязей между субъектами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и органами государственной власти, структура которой складывается, исходя из местных традиций и особенностей, наличия демократических институтов, отношений, возникающих в сфере собственности, самостоятельности, обособленности от государства и др. не менее важных положений.

1. Англосаксонская– получившая свое распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. странах, где местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий, а на местах отсутствует полномочный представитель правительства, который бы опекал органы местного самоуправления.

В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой.

Основные признаки англосаксонской муниципальной системы:

· органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом.

· органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;

· основная единица местного самоуправления — приход;

· в компетенцию органов местного самоуправления входят: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.



2. Континентальная (французская) – модель в настоящее время распространена в странах франкоязычной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, которая основана на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления и представляет собой классическую, иерархическую пирамиду, в которой нижестоящие звенья напрямую подчиняются вышестоящим.

Главное отличие французской системы местного самоуправления от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти.

Окончательные контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 г . Закона “О правах и свободах местных коллективов”, согласно которому:

· основной единицей местного самоуправления является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;

· избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;

· в компетенцию муниципального совета входит значения, за исключением тех, которые представляют

· непосредственно полномочия мэра;

· решения совета, принятые в пределах силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;

· муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны;

· готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения; управляет имуществом гражданско-правовых сделок; представляет в судебных органах; назначает служащих административных поощрениях и взысканиях; председательствует в административных комиссиях и др.

· Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.

3. Советская модель – в настоящее время является зарубежной и действует на Кубе и в КНР. Она имеет принципиальное отличие от основных зарубежных моделей. Для нее характерны следующие черты:

- правовую основу деятельности местных органов составляют Конституции и акты, издаваемые центральными законодательными органами;

- принцип жесткой централизации управления;

- принцип патернализма;

- функционирование органов местного самоуправления в системе органов государственной власти;

- отсутствие муниципальной собственности, местных бюджетов и т.п.

4. В качестве последней многими авторами называется Романо-германская модель. ВФРГ.

Основном законе ФРГ гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления. В праве субъектов ФРГ — земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В этих нормативных актах прослеживается, как правило, идея “сквозного управления”, при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность. К предметам ведения местного самоуправления ФРГ относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание и др.

Европейская Хартия местного самоуправления выделяет четыре основных признака, без которых не может осуществляться местное самоуправление:

- власть, действующая в пределах, установленных законом;

- наделение местного самоуправления правом самостоятельного распоряжения ресурсами;

- власть с четко обозначенными функциями в государстве;

- наличие выборных органов местного самоуправления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.