Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация обслуживания производственного процесса





Процесс производства не ограничивается рамками технологий, непосредственно связанных с основными операциями превращения исходного сырья и материалов в готовый продукт. Не менее сложная, а подчас и более трудоемкая часть работы совершается за пределами основных производственных цехов — во вспомогательных цехах и на участках обслуживания.

Нормальная производительная работа подразделений основного производства на предприятии возможна лишь при условии, что все компоненты, необходимые для изготовления продукции, находятся в исправном состоянии, в нужном количестве и на каждом

рабочем месте. Обеспечение бесперебойных поставок на рабочие места материалов, заготовок, топлива, энергии, инструмента, а также ремонт машин и механизмов уборка помещений — все ото является обязанностью сектора вспомогательного производства. В цехах и на участках вспомогательного и обслуживающего сектора численность и квалификация занятого персонала нередко превосходит численность и квалификацию рабочих основного производства. Так, на Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева в 1994 г. из 85 тыс. всех работающих на предприятии в основных цехах было занято всего около 26 тыс. рабочих. Конечно, подобная структура занятости далеко не оптимальна. Она характерна в основном лишь для крупносерийного и массового производства со слабо развитой кооперацией.



Высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование, которое используется в массовом производстве, нецелесообразно, а порой опасно останавливать или оставлять работающим без присмотра. Поэтому на предприятиях применяется и строго соблюдается принцип разделения и специализации труда: рабочие основных профессий заняты исключительно изготовлением продукции на своих рабочих местах. Все, что находится за пределами их рабочего места или касается неисправности оборудования, относится к компетенции вспомогательного и обслуживающего персонала.

Продукция обслуживающих цехов, участков и бригад не относится к основному производству лишь потому, что потребляется внутри предприятия и вследствие этого не является самостоятельным товаром. Все затраты, связанные с обслуживанием производства, отражены в отдельных статьях калькуляции и входят в себестоимость основных изделий (услуг) предприятия.



Разделение функций персонала на основные и вспомогательные прежде всего обусловлено размером предприятия. Малые предприятия имеют, как правило, небольшой хозяйственный аппарат, который выполняет незначительную часть функций обслуживания (мелкий ремонт, уборку помещений, хранение материальных ценностей и т. п.). Они прибегают к услугам сторонних специализированных организаций, заключая с ними договоры и контролируя качество и своевременность их реализации. На крупных предприятиях, как правило, создаются собственные подразделения, в которых ощущается повседневная потребность.

 

В их обязанности входят:

• обеспечение транспортом;

• ремонт средств производства;

• обеспечение энергоресурсами;

• обеспечение инструментом и приборами;

• охрана и сохранность наличного имущества;

• санитарно-бытовое обслуживание.

Нередко свободные мощности обслуживающих цехов и участков используются для оказания услуг сторонним организациям по договорам. В таком случае эти услуги оформляются по правилам реализации товарной продукции и относятся к основной деятельности предприятий. Например, транспортные перевозки для других предприятий — это основная, а не вспомогательная деятельность транспортного цеха. Но если транспортный цех занят исключительно внутризаводскими перевозками — это функция обслуживания.

В целом развитие специализированных цехов и предприятий, способных обслуживать внутренние потребности других организаций, — тенденция прогрессивная. Как правило, при этом снижаются затраты на обслуживание собственного производства и повышается его качество. Однако нецелесообразно поручать специализированным предприятиям мелкие, повседневные работы, особенно, те, которые невозможно конкретно спланировать и оценить. Поэтому нередко даже на малых предприятиях имеются вспомогательные хозяйства, оперативно решающие вопросы обеспечения транспортом, ремонта, уборки и пр.



 

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ФИРМЕ)

2.1. Качество продукции. Значение повышения качества

Понятие «качество» определено стандартом ИСО 8402-94 как «совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности». Качество формируется с помощью техники на основе соответствующего образа мышления. Такой подход ведет к понятию качества в философии всеобщего управления качеством. Другая формулировка понятия «качество» базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.

1. С точки зрения объективной оценки свойств продукта качество может быть точно измерено. Различия в качестве могут быть количественно отражены с помощью определенных характеристик продукта;

2. С точки зрения покупателя качество продукта определяется
в большей мере субъективной оценкой потребителя и в меньшей
мере — характеристиками самого продукта. Отдельные покупатели
имеют различные потребности, причем те товары, которые удовлетворяют эти потребности наилучшим образом, рассматриваются
как обладающие наивысшим качеством;

3.С точки зрения производственного процесса качество — это соблюдение спецификаций, и каждое отклонение от них ведет к снижению качества. Наивысшее качество предполагает хорошо проделанную работу, результат которой полностью отвечает предъявляемым требованиям;

4. С точки зрения соотношения цены и полезности качество выражается посредством затрат и цен. Качественный продукт выполняет определенную функцию по приемлемой цене, а также в соответствии со спецификацией по приемлемым издержкам;

Выделяют следующие основные причины, почему проблема обеспечения качества так актуальна в современном производства-

• качество — главный критерий для совершения покупки для
наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;

• качество всеохватывающе. Предприятие реализует множество
отдельных мероприятий, чтобы противостоять конкуренции. Качество и системы управления качеством предлагают комплекс мероприятий, охватывающий все стадии производственного процесса — продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, персонал, инновации и технологию, — для того чтобы предприятие успешно действовало на рынке;

• качество — главный инструмент снижения издержек. Всегда
дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибку;

• качество ведет к упрочению позиций фирмы на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим.

Понятие «качество» можно рассматривать как двухуровневое. Качество первого уровня — так называемое техническое качество формируется на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством на этой стадии включает мероприятия по соблюдению необходимого минимума качественных и количественных требований к продукту. Качество второго уровня — коммуникативное качество формируется на стадиях пред - и послепродажного обслуживания. Для обеспечения качества на этих стадиях осуществляются мероприятия, направленные на всестороннее удовлетворение запросов клиентов.

2.2. Система показателей качества продукции.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Оценивать качество продукции следует только по совокупности, показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым. Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно-справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством — квалиметрию.

В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия. Комплексные показатели принято разделять на обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отражают соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).

По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

По характеризуемым свойствам показатели качества делятся следующие группы. Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность). Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости. Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоёмкость). Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке без ее использования и потребления. Примером может служить продолжительность подготовки к транспортировке. Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия. Пример — отношение стандартных частей к общему числу составляющих. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления). В эту группу входят подгруппы гигиенических (уровень освещенности, запыленности, шума и др.), антропометрических (обеспечивающих рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т. д.), физиологических и психофизиологических (показатели соответствия продукции слуховым, скоростным, энергетическим возможностям человека), а также психологических показателей (соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации). Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения.

Экологические показатели отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений и др.

Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию

(потребление). Примерами могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.

По элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:

• информационные (связаны с получением, переработкой и передачей информации);

• материальные (включают обеспечение проведения входного
контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);

• технико-технологические (связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием);

• трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень под готовки персонала в области качества);

• организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).

2.3. Управление качеством.

Управление любыми процессами является круговым циклом, планирование (plan, Р) — осуществление (do, D) — контроль (check, С) — управляющее воздействие (action, А). Процесс управления качеством также можно представить как последовательность прохождения этих этапов. Цикл PDCA обеспечивает постоянное отслеживание и повышение уровня качества производства. Управление следует организовывать на основе семи комплексов мероприятий (рис. 2):

 

1) идентификация проблемы;

2) сбор и анализ данных;

3) анализ причин;

4) планирование и осуществление решения проблемы;

5) оценка результатов;

6) стандартизация;

подведение итогов и переход к следующей проблеме.
Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также

усложнение процессов, происходящих на производстве, вынудили предприятия изменить подход к проблеме качества. Недостаточным стало контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия: от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система. Управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества». «Петля качества» — модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях — от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества» (рис. 3):

• маркетинг, поиск и изучение рынка;

• проектирование и/или разработка технических требований к продукции;

• материально-техническое снабжение;

• подготовка и разработка производственных процессов;

• производство;

• контроль и испытания;

• упаковка и хранение;

• реализация и распределение продукции;

• монтаж и эксплуатация;

• техническая помощь в обслуживании;

• утилизация после использования изделия

Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества», участие всех работников в обеспечению качества с деятельностью по снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших эти дефекты причин.

2.4. Стандартизация продукции, работ (процессов), услуг

Стандартизация — это деятельность по разработке и установлению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения. Стандартизация является инструментом для повышения качества и ускорения научно-технического прогресса, как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах народнохозяйственного комплекса в целом. Правовую основу стандартизации в России образует Закон РФ «О стандартизации» (1993). Целями стандартизации продукции являются:

• безопасность продукции (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

• техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;

• качество в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

• единство измерений;

• экономия ресурсов;

• безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

•обороноспособность и мобилизационная готовность страны.
Объектами стандартизации являются следующие объекты: продукция, работы (процессы) и услуги.

1.Продукция {сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия). В данном случае стандартизации могут быть подвергнуты' конкретный вид или группа однородной продукции; технические условия; методы контроля; параметры упаковки; параметры маркировки, правила приемки; правила хранения; правила транспортировки; правила эксплуатации; правила ремонта; правила утилизации.

2. Работы (процессы). Стандартизация может касаться следующих элементов, конкретные виды работ на отдельных стадиях жизненного цикла — разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации; экологические требования; методы контроля.

3 Услуги (материальные и нематериальные). В этом случае стандартизации подлежат: конкретный вид или группа однородных услуг; технические условия; методы контроля; требования к персоналу.

Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, а также с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации. Стандарт — это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарт может содержать как обязательные к выполнению требования, обеспечивающие безопасность продукта, техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость, единство методов контроля и единство маркировки, так и набор рекомендательных требований. В России нормативные акты по стандартизации подразделяются на следующие категории в зависимости от объекта стандартизации и принимающего органа:

♦ государственные стандарты РФ (ГОСТ, ГОСТ Р);

♦ международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

♦ отраслевые стандарты (ОСТ);

♦ стандарты предприятий (СТП);

♦ технические условия (ТУ);

♦ стандарты общественных объединений — научно-технических, инженерных и др. (СТО);

♦ правила по стандартизации (ПР);

♦ рекомендации по сертификации (Р).

Состав нормативных документов по стандартизации, действующих на территории России, определяется в Законе РФ «О стандартизации». Никакие иные документы, устанавливающие обязательные требования к продукции (работам, услугам), не являются документами по стандартизации. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, учитывая условия использования продукции (выполнения работ, оказания услуг), условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных законодательством РФ. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям государственных стандартов. В том случае, если договор не содержит условия о соответствии продукции обязательным требованиям государственных стандартов, это не снимает с заказчика и исполнителя обязанности обеспечить выполнение этих требований и не освобождает от установленной ответственности за их нарушение.

 

2.5. Понятие всеобщего управления качеством

В условиях, когда рынок требует повышения или, по крайней мере, не снижения уровня качества производимой продукции, была разработана стратегия всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта стратегия может быть достигнута в результате вовлечения в процесс управления качеством всего предприятия и всеобщей направленности на цели политики качества.

Всеобщее управление качеством — это долгосрочный интегрированный подход к руководству организацией, гарантирующий в срок и с минимальными затратами обеспечение и повышение качества выпускаемого товара (услуги) на всех стадиях производственного процесса, предполагающий усилия всех сотрудников фирмы по оптимальному удовлетворению потребностей покупателей. Система TQM направлена на процессы между поставщиками и покупателями, а составляют ее следующие элементы:

1) «жесткие» составляющие (персонал, системность, инструментарий);

2) «мягкие» составляющие (вовлеченность, культура, коммуникации).

Процессы «поставщики—покупатели». Основная идея состоит в том, чтобы оптимизировать и обеспечивать высочайшее качество процесса производства Исходя из потребностей клиентов устанавливаются и выполняются требования к текущим стадиям процесса по принципу обратного движения (от сбыта до обеспечения сырьем и материалами). Вместе с тем сотрудники и отделы внутри предприятия рассматриваются одновременно и как поставщики, и как потребители.

«Жесткие» составляющие TQM. Невозможно, чтобы только один
человек или один отдел мог бы гарантировать эталон качества, хотя
ответственность за это возлагается на руководителя предприятия.
Качество — в руках персонала и может быть достигнуто только в
команде Улучшение качества происходит в группах, состоящих из
сотрудников разных отделов.

Системность, т. е систематически протекаемые процессы планирования, деятельности, контроля, анализа и корректировки, — одно из основополагающих требований процесса TQM. Системной основой для TQM являются составление планов по качеству и бюджетов документирование и улучшение хода процессов и распределения ответственности, проведение ревизии и проверок. Минимальные требования к составляющим и документации системы качества отражены в международных стандартах ИСО серии 9000.

Применение соответствующего инструментария (к примеру, методов статистического контроля процессов, различной техники решения проблем и т.д.) помогает достичь в процессе повышения качества желаемых показателей с наиболее эффективным результатом.

«Мягкие» составляющие TQM. Вовлеченность, т. е. признание и
осознание собственной ответственности менеджмента в процессе
управления качеством, является основополагающей предпосылкой
функционирования TQM. Она не может делегироваться.

Цель TQM — ориентированная на качество культура предприятия, которая включает взаимопомощь, гордость за выполняемую работу и за свое предприятие, улучшенные условия труда, открытую и творческую атмосферу в коллективе.

Без коммуникаций между сотрудниками и управляющими стратегия TQM реализоваться не может. Содействие при поиске решения, «прозрачность» принимаемых решений, обратная связь должны присутствовать в системе. Предпосылкой для налаживания коммуникаций является применение, к примеру, техники переговоров.

 

2.6 Контроль качества продукции.

 

Для своевременного выявления отклонении по качеству, отбраковки дефектной продукции и проведения мер по нормализации процесса производства с целью выпуска продукции заданного качества осуществляется контроль качества. Контроль — мероприятия по проведению измерений, экспертизы или оценки одной или нескольких характеристик изделия или услуги и сравнение полученных результатов с установленными требованиями с целью определения их соответствия данным требованиям

По стадиям производственного процесса контроль подразделяется на входной (контроль продукции поставщика, поступившей потребителю заказчику и предназначенной для использования при изготовлении, ремонте и эксплуатации заказчиком), операционный (контроль продукции во время выполнения или завершения определенных операций) и приемочный (комплексный контроль готовой продукции, по результатам которого может происходить регулировка процесса).

По полноте проверки контроль бывает сплошной (контроль каждой единицы продукции, который обычно осуществляется на стадии освоения продукции, когда технологический процесс еще не стабилен, а также при высоких требованиях к качеству в условиях единичного производства), и выборочный (контроль, основанный на статистических методах, который применяется в массовом и крупносерийном производстве, в условиях высокой трудоемкости контроля)

По воздействию на контролируемую продукцию контроль делится на разрушающий (контроль, при осуществлении которого часть продукция разрушается, т. е. теряет свои свойства) и неразрушающий (контроль, при проведении которого свойства продукции не теряются).

По уровню технической оснащенности выделяют ручной (контроль без применения дополнительных приспособлений), механизированный (контроль с использованием механизированных устройств), автоматизированный (контроль, осуществляемый системой с элементами автоматизации), автоматический (контроль, осуществляемый автоматически), активный (контроль, имеющий обратную связь с технологическим процессом и оказывающий на него влияние)

По методам контроль бывает инструментальным (контроль, проводимый с применением различных измерительных приборов, устройств и приспособлений), органолептическим (контроль, осуществляемый с помощью органов чувств — вкус, запах) и визуальным (контроль, производимый невооруженным глазом или с помощью оптического прибора)

По периоду проверки контроль делится на непрерывный (контроль, применяемый при нестабильном технологическом процессе, когда необходимо постоянно обеспечивать количественные и качественные характеристики), периодический (контроль, которому подвергаются стабильные технологические процессы) и летучий (контроль, который может осуществляться как в соответствии с планом, так и внезапно).

По структуре организации выделяют самоконтроль (контроль качества работы производится ее непосредственным исполнителем), одноступенчатый (контроль, осуществляемый самим исполнителем и отделом технического контроля) и многоступенчатый контроль (контроль, производимый несколькими структурными единицами помимо контроля исполнителя).

2.7. Статистические методы контроля и управления качеством продукции

Инструменты контроля качества являются эффективными и в то же время достаточно приемлемыми для освоения персоналом средствами систематического решения вопросов контроля качества. К ним относятся (рис.4):

• контрольные листы;

• диаграммы Парето;

• диаграммы причинно-следственных связей,

• гистограммы;

• контрольные карты;

• диаграммы рассеивания;

• стратификация.

Контрольные листы представляют собой бланки, заполняемые непосредственно на рабочем месте при наступлении событий, учет которых ведется. Контрольные карты служат для проверки наличия определенных нормативных признаков, отображения частоты наступления отдельных проблем (дефектов, поломок), отображения частоты наступления измеряемой величины в определенных пределах измерения.

Диаграмма Парето — простой, но очень эффективный инструмент для наглядного представления существующих проблем. Значения частоты наступления событий сортируются по величине, и сразу же становится ясно, с решения каких проблем необходимо начать. Это будут те отклонения и дефекты, на которые приходится наибольшая часть затрат в рабочем процессе. Причем можно утверждать, что примерно на 20% всех внутренних проблем качества придется 80% затрат на обнаружение и исправление брака.

Диаграмма причинно-следственных связей, называемая также диаграммой Ишикавы или диаграммой «рыбьего скелета», внедряется для

 

структурированного анализа и обсуждения проблемы в рабочей группе. Эта диаграмма отражает отношение между показателем качества и* воздействующими на него факторами. Сначала формулируется существующая проблема, или дефект качества Она помечается как «голова рыбы» Главные категории потенциальных причин обозначаются как «кости скелета». Это могут быть, к примеру, оборудование, материалы, человек, процессы, менеджмент, измерительные средства и т. д Для каждой главной категории на диаграмму наносятся все вероятные причины проблемы в виде «ребер». Выявление причин, влияющих на качество, может быть произведено либо в процессе обсуждения, либо методом «мозгового штурма». Необходимо систематически обновлять данные диаграммы с возникновением новых явных причин недостатков качества и по мере устранения ранее существовавших причин.

Гистограммы служат для визуализации распределения измеряемых величин в пределах одного процесса (к примеру, число дефектов за день, за рабочую смену). С помощью гистограммы можно установить, соответствует ли частота появления измеряемых величин нормальному распределению или плотность распределения высока. Также с помощью гистограмм возможно сравнить отдельные измеряемые величины с пределами допуска (к примеру стабильное соблюдение норм времени может указывать на наличие резервов времени).

Контрольная карта — инструмент, с помощью которого можно проследить изменение во времени параметров, от которых зависит качество. В эту карту заносятся результаты вычислений или непосредственно измеряемые признаки качества из выборки текущего рабочего процесса. Через какой-то промежуток времени становится возможным отделить системные ошибки, обусловленные нарушением элемента процесса, от случайных Также возможно выявить тенденции в развитии ошибок.

Диаграмма рассеивания служит для проверки предполагаемой связи между двумя показателями. К примеру, если есть предположение, что между температурой обжига и прочностью керамического изделия есть связь, надо в диаграмме рассеивания представить на одной оси температуру обжига, а на другой оси — прочность. Если данные о них вносить в диаграмму в течение какого-то промежутка времени, то образуется некое количество точек (так называемое «облако точек»). Если это «облако точек» выстраивается в прямую, то рассматриваемые признаки коррелируют между собой, т. е. между двумя признаками существует связь. В редких случаях точки составляют собой прямую линию Чаще происходит рассеивание точек около прямой. Чем сильнее точки отклоняются от прямой, тем меньше зависимость между признаками. Если же в расположении точек невозможно выявить тренд, то связи между признаками не существует и предположение существующей связи неверно.

Метод стратификации данных — инструмент, позволяющий произвести отбор данных, которые отражают требуемую информацию о процессе. Данные группируют в зависимости от условий их получения, а затем каждую группу рассматривают в отдельности. Данные, разделенные на группы, называют стратами. Расслаивание можно вести, используя метод 5М, который учитывает факторы, зависящие от человека (man), машины (machine), материала (material), метода (method), измерения (measurement) Используя метод стратификации, данные многократно расслаивают по различным признакам и анализируют возникающую при этом разницу

2.8. Система сертификации продукции

Сертификация призвана служить гарантией потребителю в том, что продукция соответствует стандарту или определенным требованиям. Системы сертификации создаются на государственном уровне и могут иметь свои особенности в разных странах. В России правовой основой сертификации является Закон РФ «О сертификации продукций и услуг» (1993). В качестве целей сертификации называются:

• защита потребителя от приобретения (использования) продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни,
здоровья и имущества, а также для окружающей среды;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности!
продукции.

Структура системы сертификации трехзвенна и включает:

1) Госстандарт России;

2) органы по сертификации однородной продукции (юридические лица, получившие аккредитацию);

3)испытательные лаборатории (центры).

Сертификация соответствия — действия третьей стороны, доказывающие, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Порядок проведения сертификации продукции в системе сертификации ГОСТ Р. Законодательно утвержден список товаров, подлежащих обязательной сертификации. Как правило, это те товары, нарушение качества которых может нанести вред жизни и здоровью человека. Наряду с обязательной существует и добровольная сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции. Расходы по проведению сертификации оплачивают заявители.

При успешном прохождении сертификации предприятию-производителю выдается сертификат соответствия (с максимальным сроком действия 3 года), а также устанавливается право маркировать изделие и/или упаковку, тару и сопроводительную документацию знаком соответствия. Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соблюдения всех установленных требований к продукции, процессу или услуге. Знак соответствия — защищенный в установленном порядке знак, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс Или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации, проводится инспекционный контроль.

В условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей экономики.

 


 

 

Раздел II. Ресурсы предприятия.

5. Материальная база предприятия.

5.1. Основные производственные фонды предприятия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.