Сделай Сам Свою Работу на 5

Кое-какие важные замечания по поводу словарного запаса





Доктор Агнес Чан и ее коллеги из Китайского университета Гонконга обнаружили удивительное явление: люди, которые в детстве регулярно занимались музыкой, лучше запоминают слова. Доктору Чан и ее сотрудникам удалось выяснить, что женщины, которые до достижения ими 12-летнего возраста по меньшей мере 6 лет занимались музыкой, но не стали профессиональными музыкантами, значительно лучше выдержали стандартные тесты на запоминание слов, нежели те, у которых не было вообще никакого музыкального образования.

Доктор Чан абсолютно убеждена в том, что уроки музыки способны помочь всем людям, в том числе тем, у которых имеются какие-либо повреждения мозга, и тем, кто испытывает какие-то трудности с обучением, усовершенствовать свой вербальный интеллект.

Результаты этих исследований также служат подтверждением некоего существенного факта, который все в большей и большей мере становится достоянием нашего знания, а именно что каждая составляющая нашего интеллекта питает и поддерживает все остальные его составляющие. В данном случае творческий интеллект (сочинение и исполнение музыки) способствует росту и совершенствованию вербального (запоминанию слов).



 

Факты, доказанные наукой

Каким образом мы судим об интеллекте незнакомого нам человека?

На протяжении многих лет психологи и другие специалисты интересовались ответом на этот вопрос. Увлекательные исследования Роберта Гиффорда и Д’Арчи Рейнольдса, осуществленные ими в университете канадского города Виктория (административного центра провинции Британская Колумбия), пролили новый свет на этот вопрос. Канадские ученые попытались в точности выяснить, какого рода «намеки» в поведении собеседника помогают нам правильно оценить его коэффициент интеллектуальности и какие факторы в его поведении никоим образом с коэффициентом интеллектуальности не связаны.

Гиффорд и Рейнольдс предложили ученикам средней школы несколько вопросов, провоцирующих интенсивную работу мысли, например: «Каким вы представляете себе далекое и близкое будущее окружающей нас природной среды?» – и записали их ответы на видеопленку. Кроме того, каждому ученику предложили пройти стандартный тест для определения коэффициента интеллектуальности; результаты этих тестов были зафиксированы в отдельной книге.



Впоследствии данные видеозаписи были продемонстрированы группе добровольцев, которые выступали в роли «судей», оценивавших коэффициент интеллектуальности. Этих людей попросили внимательно просмотреть видеозапись и оценить, к какому физическому типу принадлежит каждый ученик, а также проследить за разнообразными «намеками» в их поведении, обращая особое внимание на беглость устной речи, количество использованных ими слов и громкость высказываний. После того как добровольные судьи выполнили эту задачу, их попросили примерно оценить коэффициент интеллектуальности каждого ученика.

И каковы же оказались результаты?

Вот перечень факторов, никак не соотносящихся с коэффициентом интеллектуальности: запинающаяся речь; употребление жаргонных слов и выражений; привычка мямлить, гундосить и мычать; чрезмерная упитанность; манера говорить громко и отчетливо. Интересно, что последний фактор, по мнению большинства судей, являлся признаком высокого интеллекта!

А вот факторы, которые оценивались судьями в качестве свидетельств высокого интеллекта и действительно каким-то образом соотносились с интеллектуальным уровнем учеников. Если ученика легко было понять; если он употреблял множество разнообразных слов; если он говорил быстро, то это свидетельствовало о высоком коэффициенте интеллектуальности.

Результаты данного исследования указывали на то, что систематическим обучением и тренировкой в этих трех направлениях можно добиться существенного роста количества баллов, набираемых в стандартных тестах для определения коэффициента интеллектуальности.



 

 

Развивайте свой вербальный интеллект!

 

 

Словесная загадка № 5

 

1. ягиолооз _ _ Х Х _ _ Х Х

2. храмон _ _ _ _ _ Х

3. сопро Х Х Х _ _

4. нагтиг _ _ _ Х Х Х

Ключ: эта наука заставит мыслить ваше тело, разум и душу.

 

Еще одна подсказка по поводу того, как должен функционировать ваш вербальный интеллект

 

• Как только ваши глаза «впитают в себя» буквы, из которых состоит загадка, отведите взгляд в сторону.

Почему это необходимо?

В вашем мозге имеется «внутренний экран», который проецируется на внешнюю действительность, и на этот же самый экран – обширный и пустой – ваш мозг проецирует ответ. Получается нечто вроде классной доски, существующей лишь в вашем собственном виртуальном мире, на которой вы можете набросать кое-какие пометки, чтобы помочь себе разрешить проблему.

Именно поэтому маленькие дети, особенно когда их просят произнести какое-нибудь слово по буквам, отводят взгляд в сторону. Это происходит не потому, что они не обращают на вашу просьбу ни малейшего внимания; вернее было бы сказать, что их внимание поглощено проблемой – оно полностью обращено на тот экран в голове, который порождает единственно верное решение.

Когда вы продолжаете разглядывать загадку, используя свой нормальный способ видения, ваш «маленький экран» по-прежнему находится в фокусе. Если же вы не почувствовали в себе мгновенного отклика, порождающего правильный ответ, всегда будет лучше всего привести в действие «большой экран».

 

Словесная загадка № 6

 

Невежество – это незнание, а компетентность – это…?

 

Удивите себя своими познаниями!

 

Существует замечательная игра, способствующая укреплению веры в себя, вы можете играть в нее со словарем. Проверьте, есть ли у вас хороший словарь, такой как «Оксфордский английский словарь»[21]или Словарь Вебстера[22].

Начав с самого первого слова в словаре, проработайте его целиком, страница за страницей, помечая слова, которые вы уже знаете. Проставляйте внизу каждой страницы текущий счет и общее количество знакомых слов, которые вы уже успели подчеркнуть. Это упражнение можно выполнять ежедневно либо еженедельно, или же, если хотите, прорабатывать словарь большими кусками (своего рода словесное обжорство!). Вы обнаружите, что знаете гораздо больше слов, чем вам казалось. Кроме того, вы повстречаете множество «старых друзей», которые по тем или иным причинам оказались отодвинутыми в дальние закутки вашего разума. Вы можете вдохнуть в них новую жизнь, немедленно добавив к общей сумме наиболее часто употребляемых вами слов.

Перелистывая страницы, вы будете встречать на своем пути слова, которые несомненно вас заинтересуют. Не отказывайте себе в удовольствии! Таким образом вы приобретете новых друзей.

 

Составляйте новые слова, способствующие запоминанию

 

Одно из этих новых слов вполне могло бы представлять собой нечто вроде «расшифровывающего устройства», при посредстве которого ваша память способна была бы восстановить в совершеннейшем порядке любые данные, которые нужно помнить в заданной последовательности. Вероятно, один из самых распространенных примеров этого – знаменитая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Оперение у фазана переливается всеми цветами радуги, поскольку первые буквы слов в этой фразе точно соответствуют последовательности цветов спектра: «каждый» – красный, «охотник» – оранжевый, «желает» – желтый, «знать» – зеленый, «где» – голубой, «сидит» – синий, «фазан» – фиолетовый. Если вы знаете подобную фразу (может, вы даже сами ее составили) и полагаете, что она будет интересна будущим читателям данной книги, вышлите ее, пожалуйста, по адресу, указанному на странице 229.

 

Обзаведитесь тезаурусом

 

Вероятно, вы отлично знаете о том, что обладателем одного из самых высоких вербальных интеллектов в мире был доктор Сэмюэл Джонсон. Еще в XVIII столетии у него возникла оригинальная идея написать книгу, в которой были бы перечислены все основные общеизвестные слова с толкованием их значения, обозначением принадлежности к той или иной части речи, наиболее типичными примерами употребления и историей происхождения. Его первый блистательный труд, «Словарь английского языка» [23], был прародителем всех наших современных словарей.

Несколько десятилетий спустя другому человеку по фамилии Роже[24]пришла в голову ничуть не менее блестящая идея. Он решил написать книгу, которая также содержала бы все слова английского языка, но на сей раз с одним весьма существенным различием. Вместо того чтобы давать значение каждого слова, Роже в своей книге перечислял все слова, похожие по смыслу на данное.

Таким образом, если бы, к примеру, вы писали книгу, произносили речь или сочиняли стихотворение и вам вдруг захотелось бы иначе сформулировать свою мысль, книга Роже предоставила бы в ваше распоряжение абсолютно все мыслимые и немыслимые «сопутствующие слова». Сам автор назвал свою книгу «Тезаурус Роже» [25]. С тех пор буквально каждый крупный писатель или мыслитель пользовался ею для своих целей, и книга стала составной частью стандартного инструментария, к которому прибегают все, кто желает усовершенствовать свой интеллект, навыки общения и способности.

Давайте-ка взглянем для примера на некоторые абзацы в «Тезаурусе Роже», которые каким-либо образом соотносятся со словом «интеллект»:

 

Интеллект, мудрость: Умственные способности

1. интеллект, понимание, суждение; разум, рассудок, Verstand [нем.]; разумение, постижение, представление; смекалка, сообразительность, смышленость, сметливость, сметка, смекалистость, догадливость, здравый смысл; башковитость [разг.]; остроумие, интеллигентность; интеллектуальность, интеллектуализм; менталитет, склад ума, высокое умственное развитие; разумность, рациональность; интеллектуальные способности; широта ума, глубокомыслие; коэффициент интеллектуальности, коэффициент умственного развития, показатель умственного развития, умственное развитие, соотносимое с возрастом; здравомыслие; знание.

2. находчивость, мозговитость [разг.], яркость, блеск, ум, одаренность, способности, природный ум; острота, цепкость, проницательность, быстрота, живость ума.

3. дальновидность, благоразумие, понятливость, хитрость, сообразительность, находчивость, талант; умная башка [разг.], головастость [разг.], изворотливость.

4. мудрость, умудренность, глубокомысленность, премудрость, ученость, здравое разумение; эрудиция.

5. благомыслие, рассудительность, логика, рационализм, здравый ум, нормальность, душевное здоровье; разумность; чутье, здравый смысл.

6. гений, гениальность, Geist [нем.], дух, душа; вдохновение, озарение, откровение, божественное откровение; искра Божья, светоч ума, пылающий факел разума, талантливость; творческое мышление.

Ваши тезаурус и словарь будут верными спутниками на протяжении всей жизни; постарайтесь регулярно ими пользоваться, чтобы повысить свой вербальный интеллект.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.