Сделай Сам Свою Работу на 5

К проекту Закона Республики Казахстан





Статьи 24. Уведомление о коррупционных правонарушениях

1. Лицо, располагающее достоверной информацией о коррупционном правонарушении, информирует руководство государственного органа и организаций, в которых оно работает либо уполномоченный орган.

2. Руководство государственного органа и организаций, уполномоченный орган обязаны в месячный срок со дня получения информации принять меры по поступившим заявлениям о коррупционных правонарушениях либо случаях склонения физических лиц к совершению таких правонарушений.

3. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства и поощряется в порядке, предусмотренном Правительством Республики Казахстан.

4. Информация о лице, оказывающем содействие в противодействии коррупции, является государственным секретом и представляется только по запросам органов, указанных в статье 17 настоящего Закона или суда в порядке, установленном Законом Республики Казахстан.

Разглашение этой информации влечет ответственность, установленную Законом Республики Казахстан.



 

Глава 4. Устранение последствий коррупционных правонарушений

 

Статья 25. Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг

1. В случаях незаконного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, в результате коррупционных правонарушений, незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг взысканию в доход государства.

2. В случаях отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг, взыскание осуществляется на основании решения суда, вступившего в законную силу, по иску прокурора, органов государственных доходов либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом Республики Казахстан. Указанные органы до вынесения судом решения принимают меры по сохранности имущества, принадлежащего правонарушителю.



3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, прокурор, органы государственных доходов либо другие государственные органы и должностные лица, уполномоченные на это законом Республики Казахстан, не позднее месяца с момента возникновения обязанностей у лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, по возврату незаконно полученного имущества или оплате государству его стоимости или стоимости незаконно полученных услуг, обращаются в суд с иском об обращении незаконно полученного имущества и (или) взыскании стоимости незаконно полученных услуг в доход государства.

4. Если с лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, и лица, приравненного к ним, на момент увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций, не взысканы незаконно полученное имущество или стоимость незаконно предоставленных услуг, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в органы государственных доходов по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах.

5. Возврат, учет, хранение, оценка и реализация сданного имущества осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

 

Статья 26. Недействительность сделок, актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений

1. Сделки, заключенные в связи с совершением коррупционных правонарушений, признаются судом недействительными в установленном законом Республики Казахстан порядке.

2. Принятие актов и совершение действий в результате коррупционных правонарушений является основанием для их отмены (признания недействительными) лицами, уполномоченными на отмену (прекращение действия) соответствующих актов, либо в судебном порядке по иску заинтересованных лиц или прокурора.



 

 

Глава 5. Заключительные положения

 

Статья 27. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 15, ст. 209; 1999 г., № 21, ст. 774; 2000 г., № 5, ст. 116; 2001 г., № 13-14, ст. 172; № 17-18, ст. 241; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 18, ст. 142; 2004 г., № 10, ст. 56; 2007 г., № 17, ст. 140; № 19, ст. 147; 2008 г., № 23, ст. 114; 2009 г., № 19, ст. 88; № 24, ст. 122, 126; 2010 г., № 24, ст. 148; 2011 г., № 1, ст. 2; № 7, ст. 54; 2012 г., № 4, ст. 30, 32; № 8, ст. 64; № 13, ст. 91; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 2, ст. 10; № 14, ст. 72; 2014 г., № 11, ст. 60; № 14, ст. 84; № 16, ст. 90; № 21, ст. 122; № 22, ст. 131; № 23, ст. 143).

 

 

Президент

Республики Казахстан

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона Республики Казахстан

«О противодействии коррупции»

(июнь 2013 года)

 

Проект Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (далее - законопроект) разработан в целях дальнейшего совершенствования правовой базы в сфере противодействия коррупции.

Коррупция представляет собой системную угрозу безопасности Казахстана, препятствуя проводимым экономическим и социальным реформам, формированию позитивного имиджа Республики Казахстан на международной арене. В этой связи противодействие коррупции является важнейшим приоритетом государственной политики Казахстана.

В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» указано что коррупция - не просто правонарушение. Она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасности.

В Республике Казахстан в основном сформированы правовая и организационная основы противодействия коррупции. Государство в целом выполнило свои международные обязательства в указанном направлении.

Значительно активизировалась деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Главным же достижением в противодействии коррупции является изменение сознания населения - коррупция стала восприниматься им не просто, как нарушение закона, а как опасность, угрожающая развитию государства.

Вместе с тем усилия, предпринимаемые в области противодействия коррупции, все еще не дают желаемых результатов. Сохраняются высокие коррупционные риски и угрозы для жизнедеятельности государства, общества и человека, что ставит вопрос об уровне эффективности принимаемых в стране правовых мер в данной области.

Предпринимаемые правоохранительными органами Республики Казахстан усилия не способны устранить главные причины коррупции, так как основные факторы, порождающие коррупцию, находятся в области функционирования государственного и хозяйственно-экономического механизмов, а также в социальной и культурной сферах.

Стало очевидным, что ужесточение механизмов борьбы с коррупцией само по себе не может стать эффективным средством снижения ее уровня, а усиление наказания за коррупционную деятельность должно сопровождаться другими комплексными мерами противодействия коррупции во всех сферах. Характерной чертой настоящего этапа противодействия коррупции должен стать его общенародный характер, базирование на принципах партнерства субъектов антикоррупционной политики, приоритета мер предупреждения коррупции и нравственных начал в борьбе против коррупции.

Нельзя не признать также, что имеющаяся правовая система противодействия коррупции отстает в ряде направлений от требований и норм международного права, что снижает эффективность реализуемых антикоррупционных мер.

В этой связи в Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» поставлена задача по резкому усилению борьбы с коррупцией, в том числе посредством совершенствования антикоррупционного законодательства, с тем, чтобы достичь нашей конечной цели - искоренить коррупцию как явление. При этом государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции.

Вышеуказанное является основанием для принятия Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции».

При этом основой для формирования обновленного законодательства в сфере противодействия коррупции является накопленный опыт, базирующийся на действующей нормативной правовой базе, и, прежде всего, Законе Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

Особенностью законопроекта является его ориентированность на сферу формирования и реализации антикоррупционной политики как важнейшей части государственной политики, включающей меры, направленные на решение следующих задач: организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за них; влияние на мотивы поведения должностного лица; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Для достижения этих целей законопроект включает решение на законодательном уровне следующих задач:

1) повышение эффективности обеспечения защиты от коррупции прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также общества в целом;

2) обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также введение общедоступных и эффективных процедур информирования общественности по вопросам коррупции;

3)формированиеантикоррупционного мировоззрения, атмосферы общественного неприятия коррупции, правовой культуры во всех сферах жизнедеятельности общества;

4) внедрение международных стандартов в национальное законодательство по противодействию коррупции;

5) функционирование эффективного механизма предупреждения коррупции,включая совершенствование государственного управления и повышение роли институтов гражданского общества и населения по противодействию коррупции;

6)усиление контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;

7)предупреждение коррупции и возникновения коллизии интересов в частной сфере, поощрение добросовестной коммерческой практики;

8) расширение и активизация международного сотрудничества по обмену опытом в сфере законодательства и практики противодействия коррупции.

Предполагается, что противодействие коррупции должно являться не только постоянной функцией государства, но и заботой всего общества, что требует создания стабильных общенациональных основ ограничения, распространения и самовоспроизведения коррупции.

Поскольку коррупция представляет собой явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, разработка мер борьбы с ней предполагает комплексный подход, а также активное привлечение к процессу противодействия коррупции представителей всех заинтересованных сторон, в том числе, населения и общественных институтов.

Основные направления современной антикоррупционной стратегии должны определятьсямерамипревентивного характера, ориентированными на эффективную нейтрализацию коррупционной активности в стране. В этой связи законопроект включает новые правовые механизмы и информационные возможности.

Немаловажным является и расширение круга субъектов коррупционных правонарушений за счет коррупции в частном секторе, в т.ч. так называемой. корпоративной коррупции.

Законопроект включает оправданные временем отдельные положения действующего Закона «О борьбе с коррупцией». При его подготовке учтены положения основных международных правовых инструментов и антикоррупционного законодательства в глобальном масштабе, а также специфика противодействия коррупции в нашей стране, отраженная в законах, государственных программах, результатах научного исследования.

Основные положения содержания проекта Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» сводятся к следующим:

1. Проект Закона определяет его цели и задачи, сферу его действия,. законодательство Республики Казахстан в сфере противодействия коррупции, приоритетные направления противодействия коррупции в государстве, основные понятия, используемые в настоящем Законе, основные принципы противодействия коррупции, системы субъектов коррупционных правонарушений, мер по предупреждению коррупции, контроля в сфере противодействия коррупции, правила информационного обеспечения противодействия коррупции.

2. В соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, необходимо расширить сферу субъектов коррупционных правонарушений, в том числе, за счет частного сектора. В связи с этим предлагается новое определение коррупции, а также ввести ряд конкретных норм, направленных на противодействие коррупция в частной сфере.

3. Успешное применение упреждающих мер невозможно без поддержки институтов гражданского общества антикоррупционной направленности, деятельность которых требует дальнейшего совершенствования.

Без привлечения общественности невозможно эффективно противостоять бытовой и низовой коррупции, поскольку на нижних уровнях управления коррупция может быть блокирована в первую очередь деятельностью самих граждан и создаваемых ими институтов гражданского общества.

Поэтому, регламентируя вопросы субъектов противодействия коррупции, законопроект особо выделяет сферу участия в противодействии коррупции представителей гражданского общества и гарантий лицам, оказывающим содействие в противодействии коррупции.

4. Система законодательных мер по противодействию коррупции должна строиться, прежде всего, на профилактике коррупционного поведения с введением превентивных и поощряющих мер, через уточнение прав, обязанностей и правил при исполнении государственными служащими своих функций.

В связи с этим законопроект определяет систему мер по предупреждению коррупции в отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним. В ее рамках законопроект регламентирует: учет принципов противодействия коррупции в организации деятельности государственныхорганов и государственных служащих, специальные требования к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций, недопустимость совместной службы близких родственников, ограничения на принятие решений, ограничения на осуществление надзора, контроля, расследования или штрафных функций, ограничения на принятие подарков, запрет на использование служебной информации, ограничения на рекламу, меры финансового контроля (в том числе, декларирование не только доходов, но и расходов), предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной службе, обязанность государственных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершении) коррупционных правонарушений, правила ведения реестра государственных служащих Республики Казахстан.

5. Законопроект детально регламентирует имеющиеся и вводит новые формы и механизмы предупреждения коррупции - анализ риска коррупции, антикоррупционный мониторинг, отчеты о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики, антикоррупционные программы, антикоррупционное просвещение и информирование общественности.

Важным элементом законопроекта являются антикоррупционные стандарты приоритетных направлений антикоррупционной политики, представляющие собойединые для обособленной сферы регулирования, приоритетной для реализации мер противодействия коррупции, гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование данной сферы.

6. Законопроект детально регламентирует вопросы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в том числе - инициативной (независимой) антикоррупционной экспертизы.

7. В законопроекте нашли отражение вопросы борьбы с коррупционными правонарушениями и ответственности за их совершение. Он предполагает новое видение системы норм, относящихся к классификации коррупционных правонарушений и ответственности за них. Введены четкие критерии, позволяющие относить преступления и правонарушения к числу коррупционных. Учтены меры по устранению последствий коррупционных правонарушений).

8. В качестве видов устранения последствий коррупционных правонарушений законопроектом регламентированы: взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг после вступления в законную силу решения суда, недействительность нормативных правовых актов и действий, принятых и совершенных в результате коррупционных правонарушений, признание сделок недействительными, и аннулирование актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений, возмещение вреда, причиненного коррупционным правонарушением.

9. В условиях расширяющихся международных связей, проблема борьбы с коррупцией неразрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных скоординированных мер противодействия, как в рамках существующих международных организаций, так и вновь создаваемых.

Поэтому в сфере международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции законопроектом установлены: цели и принципы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции, приоритетные направления международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции, правовая помощь по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях, международный обмен информацией в сфере предупреждения и противодействия коррупции, меры по возвращению в Республику Казахстан доходов, полученныхвследствие коррупционных правонарушений, и распоряжение изъятыми доходами, полученными вследствие коррупционных правонарушений.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из государственного бюджета.

На основании изложенного вносим на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции».

 

ПРОЕКТ

Вариант на 27.06.2013 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.