КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Коммуникативная компетентность учителя: знания о психологии общения, коммуникативные умения и навыки, коммуникативные способности.
2. Сущность и структура педагогического общения.
2.1. Цели профессионально-педагогического общения.
2.2. Функции профессионально-педагогического общения (информационная, воспитательная, познания людьми друг друга, организации и обслуживания предметной деятельности, реализации потребности в контакте с другим человеком, приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения, приобщения инициатора общения к ценностям партнера).
2.3. Содержание профессионально-педагогического общения. Когнитивное общение. Мотивационное общение. Деятельностное общение.
2.4. Средства профессионально-педагогического общения. Непосредственное общение. Опосредованное общение. Прямое общение. Косвенное общение. Вербальное (словесное) общение. Невербальное (бессловесное) общение.
2.5. Структура профессионально-педагогического общения.
2.6. Уровни общения педагогов и школьников: примитивный уровень, манипулятивный уровень, стандартизированный уровень, конвенциональный уровень, игровой уровень, деловой уровень, духовный уровень.
2.7.Модели общения педагога с учащимися на уроке.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Социальная перцепция. Первое впечатление.
1.1. Игровое упражнение «Фотография».
1.2. «Эффект ореола»: ошибки превосходства; ошибки привлекательности; фактор отношения к нам.
1.3. Каузальная атрибуция.
1.4. Установка. Упражнение «Влияние установки на взаимоотношения людей».
Самопрезентация. Развитие умения представить себя.
2.1.Понятие самопрезентации.
2.2. Упражнение «Самомониторинг»
2.4.Приемы расположения к себе.
Упражнение «Объявление о знакомстве»
Упражнение «Комплимент».
Приемы активного и пассивного слушания. Развитие умения слушать и слышать.
3.1. Значение умения слушать.
3.2. Виды слушания.
Упражнение на развитие умения использовать приемы активного слушания
Упражнение на развитие умений пассивного слушания
Развитие умения вести дискуссию, развитие умения работать в группе
Игровая дискуссия «Воздушный шар».
Развитие умений невербальной коммуникации. Роль невербальных средств в процессе передачи информации.
Упражнение «Передай чувство».
Упражнение «Продемонстрируй состояние».
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 3. Психологические основы труда учителя. § 3. Педагогическое общение. § 4. Психология педагогического воздействия. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 397-474.
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – С. 346-360.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 488-507.
Дополнительная
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. – М.: МГППУ, 2004. – С. 335-356.
Айсмонтас Б.Б. Психология педагогического общения. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/14.html
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С.347-396.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 2001.
Лухтанова Е. Формирование коммуникативной компетентности педагогов. Программа образовательного модуля //"Школьный психолог", № 19/2007. [Электронный ресурс] / Е. Лухтанова. Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701910, свободный.
Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУ АИНФОРМ», 2003 – 312 с.
Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения / Е.Л. Мерзлякова. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002.
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С.342-367.
Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2002.
Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1. – М.: Генезис, 1998.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 2. – М.: Генезис, 1998.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 3. – М.: Генезис, 1998.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 4. – М.: Генезис, 1999.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2001.
Хрестоматия по социальной психологии: Общение как обмен информацией. – М., 1994.
Экология человеческих отношений : методическое пособие / Авторы-составители С.А. Озерова, Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – С. 70-129.
ТЕМА 6
МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ:
СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, СЛЕДСТВИЯ
L. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие о психологическом манипулировании.
2. Манипулирование в педагогическом общении.
- Конструктивное и деструктивное влияние.
- Психологическое манипулирование как разновидность деструктивного воздействия.
-
Учитель-манипулятор.
- Последствия педагогического манипулирования: для учеников, для учителя.
3. Оптимальное педагогическое общение. (Полноценное взаимодействие учителя с учащимися.
4. Способы отслеживания и нейтрализации психологического манипулирования.
Ll. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Диагностика сформированности субъект-субъектной модели педагогического общения. Тестовая карта коммуникативной деятельности (автор А.А. Леонтьев). [Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 135-137.]
2. Методика самодиагностики: «Насколько вы подвержены чужому влиянию». [Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения / Е.Л. Мерзлякова. – СПб.: Речь, 2007. – 229-232].
Развитие умения отличать приемы эффективного общения от манипулирования.
- Отличительные черты манипуляции. Манипулятивный арсенал.
- Оценка эмоционального состояния. Эмоциональные признаки манипулирования.
- Психологическая «самооборона». Техники защиты от манипуляции.
Приемы и навыки конструктивного взаимодействия.
Задание для самостоятельной работы. Протоколы изучения коммуникативных способностей.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 3. Психологические основы труда учителя. § 3. Педагогическое общение. § 4. Психология педагогического воздействия. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 397-474.
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – С. 346-360.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 488-507.
Экологиячеловеческих отношений : методическое пособие / Авторы-составители С.А. Озерова, Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – 132 с.
Дополнительная
Вачков И. В. Методика преподавания психологии : Учебное пособие / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.
Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью : Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/manipul.html, свободный.
Лухтанова Е. Формирование коммуникативной компетентности педагогов. Программа образовательного модуля //"Школьный психолог", № 19/2007. [Электронный ресурс] / Е. Лухтанова. Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701910, свободный.
Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения / Е.Л. Мерзлякова. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить : взгляд гуманистического психолога / И.Ю. Млодик. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 184 с. – (Родительская библиотека)
Панкратов В.Н. Эффективное общение: Правила игры: Практическое руководство / В.Н. Панкратов – М.: Психотерапия, 2007. – 256 с., табл. – (Психология успеха)
Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2006. – 192 с. – (Советы психолога)
Степанов Ф.Г. Манипулирование в педагогическом общении: сущность, причины, следствия // Экология человеческих отношений : методическое пособие / Авторы-составители С.А. Озерова, Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – С. 57-64.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – М.: Дубль-В, 1994. – 128 с.
ТЕМА 7
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
1. Психология обучения: предмет и основные задачи.
2. Психологическая характеристика традиционного обучения: преимущества и недостатки.
3. Психологическая характеристика личностно-ориентированных моделей обучения:
- свободная модель;
- диалогическая модель;
- личностная модель;
- обогащающая модель;
- развивающая модель;
- структурирующая модель;
- активизирующая модель;
- формирующая модель.
Задания для самостоятельной работы. Смысловое конспектирование письменных текстов:
1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – С. 246-258.
2. Гальперин П.Я. Метод, факты и теории в психологии формирования умственных действий и понятий // Психология как объективная наука. – М. - Воронеж: Изд-во МПСИ; Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С. 389-398.
3. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 59-68.
Литература
Основная
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 6. Психология обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С.52-161.
Педагогическая психология : учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 55-56.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 29-55.
Дополнительная:
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. – М.: МГППУ, 2004. – С. 58-78.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С. 169-201.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. – М. - Воронеж: Изд-во МПСИ; Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С.271-316; 256-398.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. – М.: Академия, 2006.
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.
Ильясов И.И. Структура процесса усвоения. – М.: МГУ, 1986.
Исаев, Е. И. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / Е. И. Исаев. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 74-86; 25-48.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – С. 131-224.
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С.118-177.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.; Т. 2. – М.: Педагогика, 1989.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1984.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. Ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – С. 120-128.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
ТЕМА 8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|