МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОУ ВПО МГОГИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ)
ЗАНЯТИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Факультеты: биологии, химии и экологии;
Математики, физики и экологии
Учебный год, 3-й семестр
Преподаватель: к. психол. н., доцент Степанов Ф.Г.
ТЕМА 1
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Концепции образования:
- традиционные концепции образования;
- культурологический подход в образовании;
- альтернативные концепции образования.
2. Образование как система:
- особенности современного образования;
- ступени образования в России;
- современные модели и виды образования.
3. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания.
4. Образование как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат образовательного процесса.
Литература
Основная
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. (Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Исторические аспекты развития педагогической психологии. Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества. Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества. Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса. Концепции педагогического процесса и его психологические основания.)
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 52-71.
Дополнительная
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 3-61.
Исаев, Е. И. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / Е. И. Исаев. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С.12-174.
ТЕМА 2
·
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ХАРАКТЕРИСТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
L. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Этапы становления и развития ориентированного на компетенции образования (competence-based education – CBE).
2. Основные компетенции человека, которые проявляются в качестве его компетентностей (по И.А. Зимней).
3. Универсальные компетенции европейского высшего образования.
4. Профессиональная компетентность учителя:
· психолого-педагогическая грамотность;
· психолого-педагогические умения;
·
· профессионально значимые личностные качества.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя:
- поведение учителя в педагогическом коллективе (автор В. Стефансон // Педагогическаяпсихология : учебно-методическое пособие / автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012. – С. 85-87);
- профессиональная направленность личности учителя (Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998 // Педагогическаяпсихология : учебно-методическое пособие / автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012. – С. 87-89);
- изучение уровня развития эмпатии (опросник И.М. Юсупова // Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2-е. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006. – С. 416-419);
- определение уровня психологической грамотности учителя (Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения / Е.Л. Мерзлякова. – СПб.: Речь, 2007. – С.193-202);
- определение реакции личности на фрустрацию (Учебные задания по психологии / Под ред. А.Я. Дудецкого. – Часть 2. – Смоленск: СГПИ, 1988. – 22-26).
Задание для самостоятельной работы. Смысловое конспектирование статьи И.А. Зимней «Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". – 2006. – 5 мая» (http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.).
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm., свободный
Зимняя, И.А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING / И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, Н.А. Морозова // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 11. – С. 22-27.
Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
Педагогическаяпсихология : учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012.
Дополнительная
Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.
Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.
Зеленкова Т.В., Копченова Е.Е. Интегрированная модель подготовки психолога в учреждениях профессионального образования, реализующих общеобразовательные программы различных уровней. Методическое пособие. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – 84 с.
Ковтун Е.Н. Принципы формирования основных образовательных программ на основе ФГОС (компетенции – модули – зачетные единицы) / Е.Н. Ковтун . – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://petrsu.ru/psu/Structure/Uch_met_sov/4-OOP%20po%20FGOS-Kovtun.ppt, свободный.
Маркова А.К. Психологический анализ труда учителя // Педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – С. 364-369.
Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс // General_brochure_Russian_version [1]. Pdf
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С. 368-395.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 230-262.
ТЕМА 3
ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
L. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Предмет педагогической деятельности.
2. Структура педагогической деятельности.
3. Индивидуальные стили педагогической деятельности.
4. Педагогические способности.
5. Профессионально-личностный рост учителя.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методика оценки эффективности работы учителя (авторы М.В. Демиденко, А.И. Клюева).
[Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 111-113; 140-143.]
2. Методика «Контрольно-оценочная деятельность учителя» (автор И.Ю. Кулагина). [Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 449-453.]
3. Методика оценки работы учителя (МОРУ) Дж. Хазарда. [Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 454-461.]
4. Методика диагностики стиля педагогического общения (автор И.М. Юсупов). [Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 137-139.]
5. Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности» (А.К. Маркова, А.Я. Никонова). [Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – С. 613-616; Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – С. 182-187.]
6. Исследование основных тенденций поведения учителя в педагогическом коллективе. (Методика «Q-сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе», автор – В. Стефансон.)
Задание для самостоятельной работы.1)Смысловое конспектирование: Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем» (http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/ch12_2.html)
2) Протоколы изучения профессионально значимых качеств личности.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 173-216; 363-372.
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – С. 361-375.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 3. Психологические основы труда учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Педагогическаяпсихология : учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012.
Дополнительная
Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.
Зимняя, И.А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING / И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, Н.А. Морозова // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 11. – С. 22-27.
Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
Маркова А.К. Психологический анализ труда учителя // Педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – С. 364-369.
Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения /
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С. 368-395.
Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2-е. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 230-262.
ТЕМА 4
МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Профессиональная Я-концепция учителя:
· понятие Я-концепции;
· профессиональное самосознание учителя;
· самооценка в структуре профессиональной Я-концепции учителя.
2. Педагогическая направленность: понятие и структура:
· понятие направленности в общепсихологических теориях личности;
· понятие педагогической направленности;
· педагогическая направленность по Л.М. Митиной;
· структура педагогической направленности;
· типы педагогической направленности.
3. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности:
· классификация мотивов педагогической деятельности;
· особенности проявления мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности;
· концепция оптимальности «мотивационного комплекса» педагога;
· основные типы центрации учителя;
· уровни продуктивности педагогической деятельности.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ) //Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 107-111.
2. Определение типа центрации – направленности педагогической деятельности // Левитан, К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.: Наука, 1994. – С. 62-66.
Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана // Педагогическая психология : учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012. – С. 83-85).
4. Определениеэмоциональной направленности личности (опросник Б.И. Додонова // Казаков В.Г. Познай себя: Самооценка и направленность личности. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993. – С. 11-15).
Задание для самостоятельной работы.Протоколы изучения направленности личности и мотивации педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 162-216; 343-372.
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – С. 361-375.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 3. Психологические основы труда учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Педагогическаяпсихология : учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012.
Дополнительная
Айсмонтас Б.Б.Общая характеристика педагогической деятельности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/#12.2
Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
Маркова А.К. Психологический анализ труда учителя // Педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – С. 364-369.
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011.
Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2-е. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
ТЕМА 5
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|