Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ





1.Зарождение русской философии, её особенности.

2.Важнейшие течения в философии XIX века.

3.Философия в России XX-XXI вв.

 

1. Философия всегда являлась следствием продолжительного развития цивилизации. В странах, где возникала философия (Индия, Китай, Греция) государственные структуры существовали задолго до нашей эры. В России же только в IX в. формировалось государство, и философия зарождалась намного позже.

На русской философии лежит печать русской истории: от междоусобиц князей Киевской Руси и насильственного её крещения «огнём и мечом» Владимиром Красным Солнышком до современности. Безграничные просторы, суровый климат, всё отразилось в характере и стиле мышления русского народа. Культ земли явился символом «вечной женственности», терпения, материнства, смирения, доброты. Культ родовой общинной жизни, идея «соборности», вечные вопросы «кто мы, откуда и куда идём, кто виноват и что делать» были характерны для русских.

Западной Европе потребовалось несколько веков древнегреческой и римской истории, в течение которых мыслители и художники воздействовали на сознание масс. Формирующим началом там стали древнегреческая философия демократических полисов, римское право, взаимообязательные отношения сеньоров и вассалов, относительно независимая католическая церковь, а позже осознание земной самореализации личности в протестантском реформаторстве. На Руси не было такой предыстории, а перед формирующейся феодальной верхушкой Киевской Руси стояла задача укрепления власти в языческой стране и выбора религии. Сложилось так, что Россию формировали:



· Насильственная христианизация и византийская теократия.

· Монголо-татарское иго, татарская автократия.

· Служилое дворянство как слой населения, преуспевание которого полностью зависело от служения власти.

· Закрепощённое крестьянство, ищущее выход в бегстве на вольные земли (на Дон, в Сибирь, на Север) или в русском бунте – «бессмысленном и беспощадном». Это масса манипулируемая, легко поддающаяся обману.

· В XIX в. возникла ещё одна формирующая сила – разночинцы, интеллигенция.

Такова историческая ситуация, на фоне которой происходило становление русской философии.



Начальному этапу русской религиозной мысли (с Х по конец XVII века, от крещения Руси до реформаторской деятельности Петра I) присущи представления о мире как творении Бога и об истории как арене борьбы божественной благодати и козней дьявола. В «Поучениях» князя Владимира Мономаха (XII век) жёстко определяется место человека в иерархической структуре общества и семьи.

В XV-XVI веках возникают размышления о природе и искусстве власти. Причём народ рассматривается как объект опеки и заботы, а «добрый и грозный» царь следит за порядком. И до сих пор не вполне преодолена эта патерналистская (от греч. patros – отец) традиция.

Семнадцатым веком заканчивается русское средневековье. Московское царство в результате реформаторской деятельности Петра становится Российской империей. В 1721г. отменено патриаршество, церковь не только подчинена государственной власти, но и стала частью государственной машины. Приоткрылись возможности восприятия дворянством европейской культуры, но усилился разрыв между бесправным народом и дворянством, усилился деспотизм самодержца.

2. Исследователи полагают, что рождением русской философии можно считать период от петровских реформ до начала XIX века. В 1725 году создаётся Петербургская Академия наук, издаются переводные книги, начинает формироваться философия, свободная от богословия. С основания в 1755 году Московского университета выписанные из Германии преподаватели начали читать лекции по философии, правда, на латыни.

М.В. Ломоносов (1711-1765) – первый русский учёный мирового уровня. Разрабатывал основы «корпускулярной философии» – атомизма и механистического материализма, сформулировал закон сохранения материи и движения, говорил о постоянном изменении природы, пропагандировал гелиоцентрическую систему и учение Бруно о множестве населённых миров. Он – инициатор создания московского университета, в котором, по его мнению, должно быть три факультета: философский, юридический и медицинский. Учёный придерживался деизма, что позволяло защититься от обвинений в безбожии, размежевать науку и религию и заниматься исследованиями. Он стремился обратить внимание современников на духовное наследие древнерусской мысли. Защищал свободу научного творчества, критиковал церковников за противодействие науке.



А.Н. Радищев (1749-1802) размышлял «О человеке, его смерти и бессмертии», опираясь на работы европейских философов. Подверг резкой критике самодержавие, описал ужасающий быт и нравы русской глубинки. Книга «Путешествие из Петербурга в Москву», над которой он работал 10 лет, была опубликована в 1790 году. Радищев мечтал о демократической республике, правовом государстве, указывал на тесную связь абсолютизма с церковью.

П.Я. Чаадаев (1794-1856) несколько лет прожил за границей, что дало возможность сравнивать российские и европейские порядки. В 1828-1830гг., уязвлённый отсталостью России и бедственным положением народа, он написал восемь «Философических писем», в которых критиковал самодержавие и крепостничество. «Народы в такой же степени существа нравственные, как и отдельные личности. Их воспитывают века», а «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок». Возможно, он писал столь резко, чтобы быть услышанным. Он пытался построить систему, сочетавшую православие, идеологию общины, с одной стороны, и философию индивидуальности западноевропейского типа, нацеленную на самоценность личности – с другой. В последующем тех, кто склонялся к первой, византийской тенденции, назвали «славянофилами», а тех, кто ко второй – «западниками».

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков и др.) считали православие фундаментом мировоззрения русского народа, монархию – идеальной формой правления, предохраняющей от зла революционного насилия, а крестьянскую общину – идеальной формой жизни крестьян, нравственно гармоничной, сочетающей общее и личное. Славянофилыхотели возродить «исконные» принципы духовной жизни допетровской России. Они выступали за особый путь и «самобытность» России, скептически относились к рационализму, либеральным ценностям, понятию права и правовому государству. Хотя своими лозунгами они и провозгласили «Православие, Самодержавие, Народность», царский режим считал их столь же неблагонадёжными, как и западников.

Западники (М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский и др.) ориентировались на западноевропейские идеалы правового государства, демократии, достоинства личности, материализм, рационализм, атеизм, научный прогресс, единство человеческой цивилизации и принадлежность России к европейской культуре. К сожалению, слишком большие надежды они возлагали на философию Гегеля, восприняв её как «алгебру революции» (Герцен). Чаадаев, кстати, отрицательно относился к «гегельянщине», прозорливо считая её губительной для России.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) является представителем философии русских западников-просветителей. Сторонник антропологического материализма, он создал «теорию разумного эгоизма», считая, что добро есть то, что полезно максимальному числу людей. Надо только убедить их в том, что им действительно нужно. Но если они не понимают своего блага, то и перед насилием нельзя останавливаться. В ситуации России середины XIX века это означало ориентацию на революционное действие. Социализм Чернышевский мыслил как строй производственных сельскохозяйственных ассоциаций. Взгляды Чернышевского, а главное, его мысль о необходимости организации профессиональных революционеров, оказали большое влияние на Ленина.

На совершенно иных позициях стоит самый читаемый на Западе русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский
(1821-1881). Он пытался создать «систему истинной философии», разделив историю на три стадии:

· Патриархальность («естественная коллективность»);

· Цивилизация («болезненная индивидуальность»);

· Христианство как синтез двух предыдущих с использованием русской идеи, «которая есть всемирное общечеловеческое объединение» не через подавление иных народов, а в «братском единении с ними».

Достоевский, как и славянофилы, как и западник Герцен, считал, что России предопределена особая историческая миссия. Он говорит о национальных чертах русского народа, его «всемирной отзывчивости», его примиряющем назначении в семье народов, о необходимости синтеза западного и русского духа. Достоевский считал сострадание высочайшей моральной ценностью. В основе возможности существования общества он видел нравственное самосовершенствование человека.

Л.Н. Толстой (1828-1910) – писатель и мыслитель-моралист. Пытался создать «истинную религию», включающую всё ценное из других религий и основанную на принципах любви. Люди должны самосовершенствоваться, жить простой общинной трудовой жизнью, поступать сообразно совести, тогда и образуются условия «подлинно христианской жизни». Он был противником всякого силового конструирования «наилучшего» устройства жизни, потому что «никогда не осуществляется то устройство, которое хотят установить люди, а совершается большей частью совершенно противоположное» и «всякое насилие... противодействует всякому благоустройству». «При решении дела насилием победа всегда остаётся не за лучшими, а за более эгоистичными, хитрыми, бессовестными и жестокими». Борясь со злом его же методами, мы только увеличиваем зло, полагал мыслитель.

Толстой разрушал идеологические догмы государственников, революционеров, церковников, критиковал и государство, и церковь как органы насилия, подавляющие личность. Исповедь Толстой считал поощрением безнравственности, так как «прощением уничтожаются опасения перед согрешением». По Толстому, все исторически сложившиеся религии препятствуют нравственности. Личность сама ответственна за свои поступки и не должна перекладывать ответственность на Бога. Церковников возмущал сам факт того, что Толстой морализировал, говорил о Боге, считал свою позицию христианской и не подчинялся церкви, не верил в «личного живого Бога», считая, что Бог – это лучшие личностные качества человека: любовь, добро, совесть, честность, труд. «Бог есть то высшее, что есть в нас». Толстой отрицал догмат о Троице как противоречащий здравому смыслу вариант языческого многобожия. За такие взгляды в 1901 г. Толстой Л.Н. был отлучён от церкви.

На рубеже XIX-XX вв. зарождается русская религиозная философия. Следует отметить, чтосамо понятие «религиозная философия» противоречиво: философия предполагает свободу мысли и может поставить под сомнение любое положение, которое недостаточно обосновано, для неё нет непререкаемых авторитетов. Для религиозного же человека существуют положения, в которых он в принципе не может усомниться. Не случайно все философы, размышляющие на религиозные темы, обычно обвинялись в ереси. Вл. Соловьёв – не исключение.

Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900) стоит у истоков богоискательства многих русских мыслителей. По Соловьёву, мир в своем развитии проходит три этапа:

· Космогонический: превращение хаоса в космос, готовый принять человека.

· Исторический: через человека преобразуется и одухотворяется бытие.

· Богочеловеческий, в центре которого стоит личность Христа и который должен завершиться Царством Божиим, победой любви над смертью, ибо Бог есть любовь.

В обширном трактате по этике «Оправдание добра» он ставит задачу нравственного совершенствования, причём идеал совершенства – Христос. Когда люди приблизятся к Богу, тогда и возникнет Богочеловечество. Для нравственного совершенствования, он полагал, нужны добродетели богословские (вера, надежда, любовь) и добродетели философские (воздержанность, мужество, мудрость, справедливость). А также великодушие, бескорыстие, щедрость, терпеливость, правдивость.

Соловьёв пытался создать «философию всеединства», которая объединила бы православных, католиков и протестантов в конечной и совершенной стадии Богочеловечества. Он считал, что «философия в смысле отвлечённого, исключительно теоретического познания окончила своё развитие» и человечество может преобразиться только благодаря «Истине во Христе», преодолев «грубое невежество масс» и «духовное опустошение высших классов». Размышлял о заимствованной у неоплатоников высшей организующей мироздание божественной мудрости, о некоей сакральной женственности, о Софии, которая является объединяющим, связующим звеном между творцом и творением. Эти богословские искания были совершенно неприемлемы для православной церкви и его обвинили в ереси.

Соловьёв возглавлял философский отдел издательства словаря Брокгауза и Эфрона и написал для него целый ряд содержательных философских статей. Он справедливо критиковал идею Толстого о непротивлении злу насилием. Нельзя не признать влияния Соловьёва на многих русских мыслителей, нельзя не согласиться с некоторыми его высказываниями, например: «Философия религии одинаково необходима для всех мыслящих людей – как верующих, так и неверующих, ибо если первые должны знать, во что они верят, то вторые, конечно, должны знать, что они отрицают». «Тот народ, как и тот человек, который внутренне не совершенствуется, не может совершать истинно славных дел».

Несколько слов следует сказать о религиозном антиинтеллектуализме. Если Соловьёв пытался поставить разум на службу вере, то антиинтеллектуалисты говорили о несовместимости разума и веры, о необходимости слепой нерассуждающей веры. Наиболее видный их представитель – Лев Шестов (настоящая фамилия Шварцман). Ярый противник разума, он утверждал, что религиозная вера выше разума, что она есть готовность вырваться из круга всех рациональных идей, в которых живёт человек. Всякая попытка опереться на собственные силы есть богоотступничество. Тот, кто рассчитывает на свою мудрость, силу, справедливость – тот не спасётся. Бог сам избирает достойных, это относится и к святым. Всем людям остаётся только уповать на милость Бога и благоговеть. Логика и разум лишь скрывают абсолютно иррациональную действительность. Надо избавиться от них, от этих врагов, чтобы опереться на «порыв и восхищение», на мистическую интуицию.

Флоренский Павел Александрович (1882-1937) – последователь философии всеединства Вл. Соловьёва. Флоренский стремился выработать систему взглядов, интегрирующих науку, религию, технику, искусство, философию. Объективный мир он рассматривал как проявление духовных и одновременно материальных структур, выступающих в качестве первичных символов, организующих природу и культуру в формах всеединства. Главным вопросом своего основного труда «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» (1914) Флоренский считает вопрос о природе истины. Он старается совместить истины науки с религиозной верой.

Во второй половине XIX века в России возникает космизм как своеобразное умонастроение, направление в культуре, которое признаёт причастность человечества к космосу и стремится изменить мир. Его основателем был Н.Ф. Фёдоров (1828-1903) – религиозный мыслитель, пытавшийся соединить христианскую веру во спасение с верой в безграничную мощь науки, в возможность управления Вселенной, силой тяготения, в преодоление «последнего врага – смерти» и «всеобщее имманентное (посюстороннее) воскрешение». Создавал философию, которая предназначалась для воплощения в жизнь, воспевал братство людей, призывая «жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». Вёл аскетический образ жизни, работая библиотекарем, раздавал часть своего скромного жалованья бедным. Он называл своё учение «философией общего дела», искал путь к «всеобщему синтезу», объединяющему все ценности науки и жизни в православной вере. Создал проект физического воскрешения всех умерших, поскольку человечество – это не только живущие, но и те, которых уже нет, а они должны входить в «Царство Божие». Проект утопический, потому что существуют законы биологии, физики, в частности, второе начало термодинамики. Фантазии Фёдорова давали реальный повод как для критики, так и для вульгарного понимания его идей.

3. В ХХ в. возникло естественно-научное направление космизма, представителями которого были крупнейшие ученые - Д. Менделеев (1834-1907), К. Циолковский (1837-1935), В. Вернадский (1863-1945), А. Чижевский (1897-1964). Они ставили вопрос о месте человека в Космосе, освоении космического пространства, преобразовании человека как биологического вида, становлении ноосферы как принципиально нового этапа в эволюции космоса. Они выступали за исключения войн и новое антропокосмическое мировоззрение, проникнутое идеей единства человека и космоса.

В начале ХХ в. вышел сборник статей «Вехи», в котором отразилось самосознание части интеллигенции и дан анализ ситуации в стране. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве и С.Л. Франк критикуют интеллигенцию и революционеров за то, что они хвалили идеи, которые для себя создавала западная мысль, в то время как русская народная душа, качественно иная, погруженная в религиозно-мифические верования. Философы поднимали проблемы правовой и нравственной неподготовленности русского общественного сознания к революции.

Первая мировая война, сломав процесс модернизации России и хрупкие ростки демократического самосознания, определила весь ход истории двадцатого века. Российская империя была разрушена. Большинство образованных людей, державшихся в стороне от политики (ученые, литераторы, артисты и др.), выразило резко отрицательное отношение к октябрьскому перевороту 1917 года (Павлов, Бунин, Короленко, Горький, Шаляпин...).

Русское зарубежье представляет Бердяев Николай Александрович (1874-1948), публицист, литературовед и религиозный философ-персоналист, создатель «эсхатологической метафизики». Был выслан из СССР в 1922 году, жил в Париже и был там самым известным русским публицистом. Основные работы: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916), «Судьба России» (1918), «Смысл истории» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946), «Самопознание» (1949).

Бердяева не интересует ни теория познания, ни онтология. В центре его интересов – проблема совершенствования человека, проблема смысла жизни. Он пересматривал соотношение морали и свободы в христианстве и считал, что свобода предвечна миру, как и Бог. Следовательно, Бог не создал свободу и никакой ответственности за дела человека не несёт. Этим снимается проблема теодицеи и ответственность за добро и зло полностью ложится на человека, который сам создаёт мир своей культуры и иерархию ценностей. Нравственное сознание есть сознание творческое, свобода возлагает на человека огромную ответственность. Бердяев создаёт образ Богочеловечества как мечту и символ человеческих возможностей. Истина – это не результат познания, а прорыв духа в область сущностей, раскрытие духовных смыслов, что должно привести Богочеловечество к созданию Царства Божьего. Главным предметом философии становится человек, разгадывающий загадку собственного существования.

После революции 1917 г., после эмиграций, высылок в стране, которая и так была на 80% неграмотной, обнаружилась острая нехватка образованных людей. В 1919 г. создан Коммунистический университет, в 1921г. – Институт красной профессуры, в 1931г. – Институт Маркса - Энгельса - Ленина, где готовили кадры для «идеологического фронта». В 1922-м начал выходить журнал «Под знаменем марксизма». С 1930 до 1955 года философия в СССР была в упадке, она стала служанкой идеологии, определяемой «партией Ленина-Сталина». К концу 40-х годов XX века престиж официальной советской философии упал до минимума. Лишь в 60-70-е гг. ХХ столетия начали проводиться философские конференции и симпозиумы, было создано Философское общество СССР, советские философы стали появляться на международных конгрессах, издана Философская энциклопедия в пяти томах, успешно разрабатывались философские проблемы естествознания, проблемы теории познания, логики и методологии науки, развивалась системология, развивались неидеологизированные темы.

В постсоветской философии сохранился традиционный для дореволюционной России диалог между славянофилами и западниками, но он принял иные формы. Одни пытаются продолжать традиции славянофилов, некоторые даже говорят о «православной философии» (А.И.Солженицын); другие, не идеализируя Запад, всё же стремятся вписать Россию в европейскую систему ценностей и занимаются проблемами, актуальными для всей мировой философии. В 90-е годы XX века появилась возможность свободно излагать философские взгляды. Издано большое количество ранее недоступной литературы. Об исторических судьбах России пишут Ананьев А., Андреева Л., Восленский М., Зиновьев А., Кожинов В., Пайпс Р., Панарин А., Солженицын А., Фроянов Б., Шафаревич И., Ципко А. и другие.

ЗАДАНИЯ

I. Ответьте на вопросы теста:

1. Какая проблема является специфичной для русской философии:

а – проблема субстанции;

б – проблема познания мира;

в – обсуждение путей дальнейшего развития России;

г – проблема человека.

2. Какая доктрина провозглашала отказ от насилия как способа решения каких-либо проблем, полагая, что в основе поведения человека должно быть непротивление злу:

а – западничество;

б – исихазм;

в – славянофильство;

г – толстовство.

3. Кто из мыслителей развивал идею ноосферы:

а – Белинский В.Г.;

б – Вернадский В.И.;

в – Чернышевский Н.Г.;

г – Флоренский П.А.

 

II. Дайте определения следующих понятий:

1. Соборность –

2. София –

3. Славянофильство –

4. Ноосфера –

 

III. Распознайте понятия:

1.Течение русской общественной мысли, выступающее за развитие России по пути стран Западной Европы –

2.Философское учение, раскрывающее внутреннее органическое единство бытия и всех составляющих его элементов (принципы этого учения разрабатывал В.С.Соловьёв) –

3. Направление в философии, которое рассматривает Вселенную и человека как единое взаимосвязанное целое –

 

IV. Прокомментируйте данные высказывания и ответьте на вопросы.

1. А.Ф. Лосев (1893-1988) – русский писатель, философ:

«Прошлое не пропало. Оно стоит незабываемой вечностью и родиной. В глубине памяти веков прячутся корни современного и питаются ими…»

- Какая проблема волнует мыслителя?

- Вы согласны с тем, что «корни современного» питаются прошлым? Аргументируйте ответ.

 

2. Н.А. Бердяев (1874-1948) – русский религиозный философ:

«Творчество человека имеет своими предпосылками три элемента – элемент свободы, благодаря которому только и возможно творчество нового и несуществующего, элемент дара и связанного с ним предназначения и элемент уже созданного мира, где и осуществляется творческий акт и где он берёт свои материалы. Человек не сам виновник своего дара и своего гения. Он получил его от Бога и поэтому ощущает себя в руке Божьей, орудием Божьих дел в мире».

- Какие пласты общественного развития синтезируются, по мнению мыслителя, в творчестве?

- Как вы относитесь к причастности Бога к таланту? Или же человек своим трудом, упорством, волей обязан «дару Божьему»?

3. В.И. Вернадский (1863-1945) – учёный, автор трудов по философии естествознания:

«Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества, как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся…»

- В чём, по мнению автора, заключается «новое состояние биосферы»?

- Представителем какого направления в русской философии является В.И. Вернадский?

 

V. Проверьте себя, насколько полно и без особого труда вы можете ответить на вопросы (устно):

1.Какое влияние на развитие русской философии оказала история?

2.Какие социально-философские проблемы обсуждались в полемике славянофилов и западников?

3.Перечислите основные лозунги славянофилов.

4.В чём состоят основные идеи «философии всеединства» Вл. Соловьёва?

5.Назовите представителей русского зарубежья. Какие проблемы волновали Н.А.Бердяева?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.