Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ





1. Этапы развития философии: патристика и схоластика.

2. Основные принципы философского учения средневековья.

3. Августин Аврелий, Фома Аквинский – крупнейшие представители философии средних веков.

4. Значение средневековой философии.

1. Главная особенность философского мышления средневековья (V-XVвв.) состояла в том, что развитие философской мысли было пронизано проблемами религии. В развитии средневековой философии можно выделить такие этапы, как патристика и схоластика.

Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, получили среди своих современников высокую степень признания – их стали почитать как «отцов Церкви», а их творчество стали называть патристикой. Наиболее крупным мыслителем и теологом западной патристики признают Августина Аврелия. Главные проблемы, обсуждаемые в период патристики, это проблема сущности Бога и его тройственности, соотношения веры и разума, понимание истории как движения к определённой цели и определение этой цели в построении «Града Божьего», проблема происхождения зла в мире и др.

На основе патристики, в IX в. начинает складываться схоластика, которая видела свою задачу в рациональном обосновании религиозных догм христианства. Главная задача схоластики заключалась в том, чтобы показать: между разумом и откровением нет действительного противоречия. При этом отличительными чертами схоластической философии этого периода являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, схематичность, назидательность. Наиболее значительной фигурой схоластического периода следует признать создателя томизма – Фому Аквинского, который в своих трактатах «Сумма теологии» и «Сумма против язычества» предложил концепцию «примирения» Аристотеля с христианством.



2. Средневековая философская мысль стремилась использовать достижения античной философии, особенно идей Платона и Аристотеля, включая их в новый контекст. В основном же античное философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины XII в. не известным учёным Западной Европы.



Философия средневековья отличается теоцентризмом: для неё определяющей реальностью является не природа, а Бог. Теоцентризм средневекового мышления реализуется в двух важнейших принципиальных положениях: идее творения и идее откровения. Идея творения лежит в основе средневекового учения о бытии, идея откровения составляет фундамент учения о познании.

Согласно христианскому догмату о творении, Бог сотворил мир из ничего. Всемогущество Бога продолжает каждый миг сохранять бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизм.

Большим влиянием в средневековой философии пользовалось учение Фомы Аквинского (томизм), который пытался обосновать основные принципы христианской теологии. В понимании проблем бытия Фома не противопоставляет разум воле, рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, а в самой воле видит разумную способность различать добро и зло. Воля есть практический разум, то есть разум, руководящий не познанием, а поступками, жизненным поведением. Человеческая душа бессмертна, это самое благородное в сотворённой Богом природе.

Основополагающей предпосылкой гносеологии средневековой философии оказывается примат веры над разумом. В учении о познании доминирует исходное положение о познании как богоуподоблении, богопознании, но не через разум, а через волю.

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходящей в течение веков полемике номинализма и реализма. Реализм (в его средневековом понимании) – учение, согласно которому общие понятия по отношению к индивидуальным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Сторонники реализма полагают, что единичные предметы, проявления природы, в отличие от вечных общих понятий, являются преходящими. Понятия существуют до вещей, представляя собой идеи в божественном разуме. Отсюда делается вывод, что познание возможно лишь с помощью разума, так как только человеческий разум способен постигать сущность вещей – общие понятия. Противоположное направление – номинализм считает, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными, представляя собой лишь названия определённых групп предметов и явлений природы. То есть, по мнению номиналистов, реально, объективно существуют лишь отдельные предметы и явления с их индивидуальными свойствами, именно их сначала творит Бог своею волей, а понятия возникают в познающей душе как общие имена для целого ряда единичных вещей. Они представляют собой результат абстрагирующей деятельности человеческого мышления. Отсюда следует интерес к эмпирическому миру, ориентация на опыт.



Двойственность положения человека – важнейшая черта средневековой мысли. В средневековом мышлении человек выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой, и полностью зависит от милости Бога.

Проблема добра и зла занимает особое место в философии средневековья. Она решается исходя из идеи творения. Всё, что сотворено Богом, есть благо (добро). Зло происходит от несовершенства, от неполноты всего того, что существует ниже Бога: люди – животные – растения – вещи. Зло вторично относительно Бога и является недостатком добра. В мире идёт постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога, и Бог добрый, то в отношении проблемы добра и зла теологическая философия средневековья носит оптимистический характер, полагая, что добро в итоге одержит победу над злом.

В период средневековья изменяется значение внутренней жизни человека для философии. Интерес к человеческой личности в средневековой философии органично сочетается с интересом к человеческой истории. Так, Августин в своём трактате говорит о двух противоположных видах общности людей: о «граде земном», то есть государственности, основанной на «любви к себе, доведённой до презрения к Богу», и «граде Божьем» – духовной общности, основанной «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе». Он критикует империю, потребительскую позднеантичную цивилизацию, завоевательную политику римлян. У Фомы Аквинского, напротив, государство существует лишь для того, чтобы заботиться об общем благе. Лучшая форма государства – монархия. Задача монарха – вести граждан к добродетельной жизни. Церковь, выражающая на земле волю Бога, должна подчинить себе государственную власть. Церковь занимает особое положение в истории: она объединяет избранных, согласно воле Божьей, и вне её нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства Божьего на земле.

3. Теология Августина Блаженного (354-430) основывается на философии Платона. Августин размышлял над различными проблемами: соотношение добра и зла; соотношение разума, воли и свободы; отношение времени к бытию и др. О проблеме соотношения добра и зла упоминалось выше. Говоря о соотношении разума, воли и свободы, Августин Блаженный полагал, что Бог отметил человека умом и свободной волей, без этих качеств человек был разновидностью животного. Свободная воля позволяет человеку сделать правильный выбор между добром и злом. Грехопадение прародителей не было необходимостью – выбор между обольщением змея и отказ от него были равновозможными. После грехопадения человеческая воля утратила способность делать правильный выбор между добром и злом.

Фома Аквинский (1225-1274) приспособил философию Аристотеля к католическому вероучению. В онтологии Фома использует аристотелевские категории возможности и действительности, материи и формы, сущности, существования, но эти категории уточняются применительно к вероучению о Боге как творце мира. В теории познания им выделяются различные способы познания истины, проводятся различия и устанавливаются зависимости между познанием на основе разума и веры. В учении о добре и зле он следует Августину, однако обосновывает положение, что разум выше воли. Тем самым он уменьшал иррациональность воли и усиливал позиции разума в познании добра, зла и Бога.

Аквинат, как и некоторые его предшественники-философы, говорил о том, что религия и наука обладают разными способами достижения истины. Так, если религия и теология обретают свои истины в откровении, Священном писании, то наука и философия приходят к истинам посредством опыта и разума. Более того, все науки должны согласовывать свои положения с теологией как с высшей мудростью, они должны стремиться, прежде всего, к обоснованию всего того, что содержится в Библии.

4. В оценке средневековой философии можно встретиться с двумя различными подходами. Один подчеркивает её бесплодность, отвлечённость от практической жизни, полное подчинение религии. Такая оценка не исторична, так как не учитывает особенностей средневековой культуры. Но другой крайностью следует считать оценку этой эпохи философского мышления как наиболее продуктивной, своеобразного источника высшей мудрости. Именно такой подход присущ современной религиозной философии, которая подчеркивает своё глубокое родство с философскими традициями христианства.

Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она явилась связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени, сохранив и развив ряд философских идей античности; способствовала выделению гносеологии как самостоятельного учения о познании, положила начало появлению в будущем эмпирического и рационалистического направлений в философии, пробудила интерес к осмыслению исторического процесса, выдвинула идею оптимизма, выразившуюся в вере в победу добра над злом, в бессмертие души, воскрешение.

ЗАДАНИЯ

I. Ответьте на вопросы теста:

1.Как можно охарактеризовать средневековую философию:

а – метафизическая;

б – созерцательная;

в – схоластическая;

г – диалектическая.

2.Характерной особенностью философии средневековья явилась полемика между:

а – реализмом и идеализмом;

б – номинализмом и материализмом;

г – материализмом и идеализмом;

д – реализмом и номинализмом.

3. Фома Аквинский полагал, что познание истины это:

а – познание через благодать;

б – познание через природу;

в – познание либо через природу, либо через благодать;

г – познание через органы чувств.

 

II. Дайте определения следующих понятий:

1. Политеизм –

2. Номинализм –

3. Эсхатология –

4. Схоластика –

 

III. Распознайте понятия:

1.Вера в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее предопределено, неотвратимо –

2.Учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не предметы материального мира –

3.Учение о сотворении мира Богом из ничего –

 

IV. Прокомментируйте данные высказывания и ответьте на вопросы:

1. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – римский философ, политик, оратор:

«Разве есть что-либо более откровенное и очевидное, когда мы взираем на небесное явление, чем чувство, что есть некий разум, который всем этим управляет?».

- Представьте себе, что вы не обладаете естественно-научными знаниями человека XXI в. Какие чувства и соображения можно выдвинуть в пользу существования некоего разума?

 

2. Августин Блаженный (354-430) – богослов, философ:

«Два града – нечестивцев и праведников – существует от начала человеческого рода. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного. Земной град создан любовью к самим себе, доведённой до презрения к Богу. Небесный град вечен: там никто не рождается, потому что никто не умирает. Основателем земного града был братоубийца Каин».

- В чём противоположны два града? Что ожидает в будущем Земной град?

 

3. Фома Аквинский (1225-1274) – итальянский богослов, философ:

«Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать. И то познание, которое происходит через благодать, в свою очередь, двояко: первый вид умозрителен, когда некоторому лицу открываются некоторые божественные тайны; другой же род познания связан с чувством и производит любовь к Богу».

- Какие виды познания истины выделяются Ф. Аквинским?

- Что может быть предметом познания?

 

V. Проверьте себя, насколько полно и без особого труда вы можете ответить на вопросы (устно):

1.Каковы основные положения средневековой философии?

2.Какие этапы можно выделить в ее развитии?

3.В чём заключаются основные идеи номинализма?

4.Что способствовало укреплению интереса к внутреннему миру личности?

5.В чём особенность взглядов на общество философов средневековья?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.