Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ





1. Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения.

2. Основные темы философских рассуждений. Философские направления эпохи Возрождения: гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское, реформационное, политическое, утопическо-социалистическое.

 

1. В социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, начиная с ХIV века, происходят значительные изменения. Начавшаяся новая эпоха вошла в историю как эпоха Возрождения, или Ренессанс.

Различают Раннее Возрождение (XIII-XIV вв.) и Позднее Возрождение (XV-XVI вв.). Весьма красноречиво само название эпохи: речь идёт о возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которых признаются образцом для современности. Новая эпоха осознаёт себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования.

Идеология Возрождения наиболее распространённое и последовательное развитие получила в трудах Н. Кузанского,
Л. Валлы, Дж. Пико делла Мирандолы, Леонардо да Винчи, Помпонацци, Д. Бруно, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли,
М. Монтеня, Э. Роттердамского и др. Идейными источниками философии Возрождения являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения (Иоахим Флорский, альбигойцы, Дольчино, Я. Гус), отчасти арабские и византийские мыслители.



Новую эпоху вызвали к жизни социально-экономические изменения, которые сопровождались переменами в умонастроениях. Это было связано с процессом секуляризации, то есть процессом постепенного освобождения различных областей культурной и общественной жизни из-под влияния религии и церкви. И если в центре внимания античности было изучение природы, космоса, а в средние века – познание Бога и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

Содержание принципа антропоцентризма не ново – его элементы присутствовали в античной философии, да и в средневековье можно говорить не только о теоцентризме, но и о человеке (благодаря кому принцип теоцентризма стал доминирующим). Антропоцентризм Ренессанса иной, чем средних веков. В средневековье речь шла о грехопадении, искуплении и спасении человека, а человек рассматривался в своих отношениях с Богом, в своём внутреннем грехе и спасении. В философии Ренессанса человек помещён в центр космического бытия. Человек – не просто природное существо. Он – творец, господин над всей природой. Мыслителей интересуют уже не столько религиозные сентенции, сколько сам человек, его природа, самостоятельность, творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Именно человек становится основным объектом философского внимания. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Особая роль творчества человека, его активности выявлялась самим ходом истории.



Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание человека как творческой личности, а творчества – как первостепенного достоинства человека. В средние века творчество считалось прерогативой Бога, а в эпоху Возрождения отношение к этому изменилось. Так, Фичино полагает, что человек могущественен, подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство. В целом эту эпоху можно охарактеризовать как художественно-эстетическую.

В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалять достоинства божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.



Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль (с её односторонностью), и не науку (она была развита слабо), а искусство, к тому же ещё и прекрасное. Эстетическое (в переводе с греческого означает относящееся к чувству) доминирует в возрожденческой философии. Главным объектом искусства становится человеческое тело, безмерное любование его красотой. К нему относились художники внимательно. Так, Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей. Живопись отнюдь не случайно достигает необычайного расцвета. Мы все знакомы с работами Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.).

Но отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения была не только ориентация на искусство. Разносторонность – вот идеал возрожденческого человека. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело – живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы. И многие великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Монтень, Сервантес, Шекспир и др.). Гениальные художники и мыслители в своём творчестве выдвигали уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей.

Причём стремлению стать выдающимся мастером – художником, поэтом, содействует общая атмосфера, окружающая одарённых людей, особенно характерная для кружков гуманистов. Если в средние века учёные и философы, как правило, были служителями церкви, то теперь появилась прослойка интеллигенции, непосредственно связанная с наукой и искусством, и как правило, не связанная или мало связанная с церковью. Такие кружки организуются как сообщества единомышленников, озабоченных возрождением античной культуры и науки. В этот период возникает новая культура, получившая название гуманизма. У её истоков стояли Данте Алигьери (1265-1321) и Франческо Петрарка (1304-1374).

Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – центральное для Возрождения культурное явление. Гуманизм – это свободомыслие и светский индивидуализм. Этим термином, в отличие от богословско-схоластической, обозначалась светская образованность. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. Гуманизм зарождается на кафедрах университетов: его представляют дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы. А по сути, они создали новую культуру.

Развитие философии опиралось на идеологию гуманизма – мировоззрения, распространившегося на самые разные сферы культуры и социальной жизни, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо всё богатство окружающего мира. Гуманизм нёс в себе огромный потенциал светскости и рационализма, открывающих путь научному знанию.

Гуманистическое воззрение основывалось на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. У гуманизма в античности и средневековье была длительная предыстория, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные аспекты, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Гуманисты выдвинули новый мировоззренческий, нравственный и политический идеалы. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, то есть бесплодное, оторванное от жизни умствование. Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая мельчайшие оттенки категорий. Они пытались осмысливать сами явления природы и общества и не спорить о тонкостях различения в определениях. Вёлся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм (в этой связи показательно творчество Данте) ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Определяющим элементом культуры эпохи Возрождения (наряду с разносторонностью) было признание интересов и прав человека, личности, ранее игнорировавшихся господствовавшими феодальными порядками и религиозной моралью аскетизма. Именно эта эпоха дала миру выдающихся индивидуальностей, таких как флорентийский художник и гуманист Альберти, основатель новой астрономической системы Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Гуманизм утверждает радость земного существования, воспевает красоту человеческого тела, культ наслаждения и пользы. Такой гуманизм способствовал появлению титанов Ренессанса.

Следует отметить, что идеал всесторонне развитой личности оказался исторически ограниченным, так как гармоничное, всестороннее развитие было доступно лишь немногим, но не всем. Уже в эту эпоху обнаружилось, что характерная черта буржуазной культуры – индивидуализм. Однако в тех условиях индивидуализм был прогрессивным явлением, так как он освобождал человека от сословных и церковных оков.

Особенностью философской мысли эпохи Возрождения была её антисхоластическая направленность. Это вовсе не означает, что забыты религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души. Просто они более не находятся в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, донесших истинные знания о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с её проблемами. Схоластика оставалась официальной философией, но философия гуманистов, в отличие от схоластики, перестала быть служанкой богословия.

Для характеристики материалистического мировоззрения в изучаемую эпоху большое значение имело появление натурфилософии – учения о природе, свободного от подчинения теологическим умозрениям. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, то есть, не отрицая напрямую существования Бога, она отождествляла его с природой. Бог философии Возрождения – не Бог ортодоксальной религии, не Бог схоластического богословия. Он лишается свободы, он не творит мир из ничего, он – «совечен» миру и сливается с законом естественной необходимости. Природа превращается в обожествлённое, то есть наделённое всеми необходимыми силами, первоначало вещей.

Оформлению натурфилософских идей содействовали научные открытия (гелиоцентризм Коперника, физика Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своеобразной научной революции ХVI в., происходившей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия. Главным итогом развития науки являются переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, разрушение представлений о статичном, иерархически упорядоченном Космосе и открытие бесконечной Вселенной.

Потребность в осмыслении сущности человека, его духовного мира вела к общей переоценке роли гуманистического знания, литературы, искусства. На первый план выдвигались этика, как «наука о жизни», а также философия, педагогика, риторика, история.

Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками.

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека и т.д. Один из главных моментов нового взгляда на общество – понимание общества как суммы независимых друг от друга индивидов.

Социальные мыслители этого времени – Н. Макиавелли,
Т. Мор, Т. Кампанелла – создавали проекты идеального государства, выражавшие, прежде всего, интересы нового общественного класса – буржуазии.

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являются: гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское, реформационное, политическое, утопическо-социалистическое. Кратко охарактеризуем их.

Гуманистическое направление (XIV-XV вв.), представители которого – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви.

В роли духовного авторитета выступила античная культура. Прежняя модель усвоения античных идей, принятая в средневековье, была ограничена религиозными конфессиональными потребностями, античные авторы изучались в отфильтрованном виде через патристику и схоластику, по цитатам. Гуманисты же обратились непосредственно к первоисточникам как языческой, так и древнехристианской традиций; от византийских ученых они заимствовали представление о культурном единстве святоотеческой литературы Запада и Востока, что в значительной степени определило и внеконфессиональное отношение гуманистов к христианству. Они противопоставили широкую трактовку единства христианской и языческой культуры позиции богословов. В их понимании христианство получает истолкование в качестве всеобщей этической нормы, завершающей достижения античной культуры. Смертная и бессмертная природа человека обусловливает и его двоякое предназначение, которое реализуется через проявление собственной добродетели в земной жизни, и через созерцание «божественного лика», достижимое лишь после смерти и при «содействии божественной воли».

При этом, полагали гуманисты, забота о земной славе – долг человека, она недостижима без постоянного творческого труда.

Неоплатоническое направление (сер. XV-XVI вв.) было представлено Н. Кузанским, Дж. Пико делла Мирандолой, Парацельсом и другими, которые развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма.

Николай Кузанский (Кребс) (1401-1464) – известный деятель католической церкви, кардинал и легат Германии, был первым выдающимся пантеистом эпохи Возрождения. Он идеалистически решал вопрос о соотношении материи и сознания, полагая, что природа производна от Бога. В дальнейшем, развивая идеи пантеизма, Николай Кузанский отрицает сотворение мира Богом. Он сближает Бога с природой, приписывает природе божественные свойства, в частности бесконечность (или безграничность) в пространстве. Это утверждение очень важно тем, что оно противоречило утверждению богословов-схоластов о конечности Вселенной в пространстве и сотворённости во времени. Также он высказывал мысль о том, что Земля не составляет центра мира.

Глубокие идеи выдвигал Н. Кузанский в теории познания. Он подчёркивал, что процесс познания представляет собой бесконечное совершенствование человеческих знаний. Он выделяет различные ступени познания и оценивает их, полагая, что на начальной ступени – ощущения, – человек формирует лишь смутные образы вещей, затем – на уровне рассудка он получает возможность оперировать числами и давать вещам имена. Разум – более высокая, чем рассудок, способность познания. Кузанец отличал важную диалектическую истину, говоря, что все вещи состоят из противоположностей, и развивал своё учение о совпадении противоположностей, а примеры такого совпадения он брал из математики.

К натурфилософскому направлению (XVI-нач.XVII вв.), принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие, пытавшиеся развенчать ряд положений учения церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

Для мыслителей эпохи Возрождения характерна идеологическая борьба против духовной диктатуры церкви, борьба за суверенные права науки. Несмотря на жестокие репрессии, передовые мыслители эпохи утверждали права разума и науки, формировали основы материалистического мировоззрения.

Николай Коперник (1473-1543) выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, и тем самым поставил под сомнение истинность геоцентрической гипотезы Птолемея.

Джордано Бруно (1548–1600) философски обосновал учение Коперника и обобщил естественно-научные открытия эпохи Возрождения. Признавая первичность материи, он развивал мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Существуют бесчисленные солнца и бесчисленные земли, которые кружат вокруг своих солнц, подобно нашей планете. Вселенная вечна. Она не создана Богом. Он решительно порвал со всеми идеалистическими воззрениями на мироздание, господствовавшими в средние века.

Материалистически решал Бруно и вопрос о познаваемости мира. Познание должно основываться на изучении природы. Истинное знание может быть дано лишь наукой.

Католическая церковь жестоко расправилась с ним.

Галилео Галилей – разносторонне образованный учёный, который много сделал в математике, астрономии, физике, механике. Он, как и Бруно, последовательно отстаивал учение о первичности материи и говорил, что материальный мир находится в состоянии вечного движения и изменения.

В качестве своего учителя он открыто признавал самого крупного материалиста Древней Греции Демокрита, возрождая атомистический материализм. Галилей заложил основы метафизического, механистического метода в естествознании, ставшего господствовавшим методом изучения природы в ХVII-ХVIII вв.

Материализму эпохи Возрождения свойственны исторически неизбежные ограниченность и непоследовательность (например, признание первого божественного толчка, непоследовательность в критике религии). Но это не умаляет его величайшей исторической роли. Мыслители эпохи Возрождения показали образцы мужества в борьбе против реакционной идеологии отживавшего феодального общества.

Реформационное направление (XVI-XVII вв.) стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между церковью и верующими. Его представители – Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и другие.

Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию церкви, установление более справедливых отношений между Богом, церковью и верующими.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое и народное.

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являются М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Основные идеи М. Лютера сводились к тому, что общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; не должно быть такого посредника как католическая церковь; необходимо упрощение обрядов, они должны быть понятными людям; необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; дело служения Богу – не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан; необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо запретить индульгенции.

Жан Кальвин продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи, полагая, что ключевой идеей протестантизма является идея предопределения. Смысл данной идеи в том, что человеку изначально предопределено Богом либо быть спасённым, либо погибнуть, не состояться в жизни. Путь к спасению – это добросовестное отношение к выбранному делу, к работе; профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу; вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Народное течение Реформации было представлено движением Т. Мюнцера (1490-1525). Соглашаясь в целом с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в том, что необходимо реформировать не только церковь, но и все общество. Главная причина всех зол, полагал он, – неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес; частный интерес необходимо подавить, всё должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства); власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям»; жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем – почти во всех странах Европы.

Политическое направление Ренессанса было обусловлено тем, что эпоха Возрождения явилась временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических установлений феодализма. Отсюда – напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики. В политической мысли Возрождения можно выделить два основных крыла: республиканское, сочетавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями суверенитета (Э. Ла Боэси, М. Монтень, И. Альтузий) и абсолютистское, обосновывавшее необходимость сильной монархической власти (Макиавелли, Гвиччардини, Ж. Боден).

Одним из первых буржуазных политических идеологов стал флорентиец Никколо Макиавелли (1469-1527). В своих произведениях Макиавелли доказывал, что побудительные мотивы деятельности людей – это эгоизм, материальный интерес. Люди, писал он, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Таким образом, он объявлял основные черты складывавшегося буржуазного индивидуализма естественными свойствами человека.

Макиавелли в области социологических воззрений отвергает средневековую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Он обосновывает необходимость светского государства. Благополучие и могущество, по учению Макиавелли, составляют высший закон политики, и для достижения этой цели пригодны любые, в том числе аморальные, средства – подкупы, убийства, вероломство. Государь, вставший на путь создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Политика, которую ему рекомендует Макиавелли – политика кнута и пряника. Основы её получили наименование макиавеллизма – принцип беззастенчивой, не разбирающейся в средствах и методах достижения целей, политической деятельности. Макиавелли не изобрёл этих принципов, а лишь возвёл в идеал некоторые черты современной ему итальянской политической жизни и вместе с тем предвосхитил многие типичные черты буржуазной политики последующих времён.

В эпоху Возрождения появляются и первые социальные утопии, в которых были представлены основные принципы идеального общественного устройства.

Утопическо-социалистическое направление XV-XVII вв. (представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнивании, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Вопрос о движении и его источниках решался большинством философов стихийно-материалистически или пантеистически; в качестве движущей силы выступало неотделимое от материи разумное начало.

В заключение следует отметить многообразие проблем, подходов, решаемых мыслителями Возрождения. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма – Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую – Кардано, Кузанский, Бруно. Из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира. При этом предполагалось, что целое – Вселенная – отражается в любой части индивидуально, в том числе в человеке, высшем совершенстве природы. Мыслители Возрождения стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как мир, подчинённый причинно-следственным закономерностям.

 

ЗАДАНИЯ

I. Ответьте на вопросы теста:

1.Основные принципы возрожденческой философии:

а – космоцентризм;

б – теоцентризм;

в – антропоцентризм;

г – монотеизм.

2.Учёный, приверженец гелиоцентрической модели Вселенной, пропагандировавший идею множественности населённых миров:

а – Николай Коперник;

б – Галилео Галилей;

в – Николай Кузанский;

г – Джордано Бруно.

3. Какое направление философии эпохи Возрождения стремилось пересмотреть идеологию взаимоотношений между церковью и верующими:

а – натурфилософское;

б – политическое;

в – утопическо-социалистическое;

г – правильного ответа нет.

II. Дайте определения следующих понятий:

1. Гелиоцентризм –

2. Гуманизм –

3. Секуляризация –

4. Ренессанс –

 

III. Распознайте понятия:

1.Воззрение, отождествляющее Бога и природу –

2.Пренебрежение нормами морали при достижении политических целей, аморальная политика –

3.Учение о природе, свободное от подчинения теологическим воззрениям –

 

IV. Прокомментируйте данные высказывания и ответьте на вопросы:

1. Джордано Бруно (1548-1600) – итальянский философ:

«Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать её двигателя. Бесконечные миры, содержащиеся в ней (звёзды), движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа, и потому напрасно разыскивать их внешний двигатель. Миры составлены из противоположностей и противоположности, вроде земель и вод, живут, питаются другими противоположностями, а именно: солнцами и огнями.

Миры тоже рождаются и умирают, и невозможно, чтобы они были вечны, коль скоро они изменяются и состоят из подверженных изменению частей».

- Почему эти и подобные взгляды учёного и философа встречали противодействие со стороны церкви?

- Есть ли в его картине мира диалектические моменты?

 

2. Мишель Монтень (1533-1592) – французский философ:

«Если хочешь излечиться от невежества, надо в нём признаться. В начале всяческой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом – незнание».

- Как вы объясните подобный ход рассуждения автора о познании?

 

V. Проверьте себя, насколько полно и без особого труда вы можете ответить на вопросы (устно):

1. Назовите мыслителей эпохи Возрождения.

2. В чём отличие пантеизма и атеизма?

3. Что нового появилось в политических воззрениях эпохи Возрождения?

4. Каковы требования представителей движения Реформации?

5. Почему взгляды Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея встретили мощное сопротивление церкви?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.