Сделай Сам Свою Работу на 5

Средства и методы тренировки





Для решения задач подготовки волейболистов необходимы средства (упражнения), используемые теми или иными методами, в тех иди иных условиях.

Средства тренировки: основные упражнения (упражнения для тех­нической, тактической подготовки и игра в волейбол) и вспомогатель­ные (общеразвивающие и специальные упражнения).

Общеразвивающие упражнения предназначены для развития общих физических качеств, совершенствования функциональной базы и дви­гательных навыков. Эти упражнения группируются по принадлежности к другим видам спорта:

упражнения из гимнастики и акробатики;

— упражнения из легкой атлетики (разновидности бега, кроссы, метания, прыжки и др).;

— упражнения из тяжелой атлетики;

— упражнения на тренажерах;

— спортивные и подвижные игры, плавание и др.

Специальные упражнения — подводящие (для овладения основами техники, тактики игры и их совершенствования) и подготовительные (для развития специальных физических качеств и функциональных воз­можностей организма спортсменов).

Основные упражнения можно применять и для повышения общей и специальной работоспособности организма волейболистов.



По характеру ответных физиологических реакций эти упражнения делятся на следующие группы:

а) упражнения преимущественно аэробного воздействия: интенсив­ность выполнения — средняя, ЧСС — 140-150 уд/мин, продолжитель­ность выполнения — от 10 мин и более. Защитные действия в поле трех спортсменов, нападающий удар, блокирование, выход игрока с задней линии для выполнения второй передачи, прием подач 2-3-мя спортсме­нами дают положительный эффект в развитии общей выносливости;

б) упражнения для развития общей выносливости и скоростно-силовых качеств (смешанное аэробно-анаэробное воздействие): интен­сивность выполнения — переменная (ЧСС от 140 до 180 уд/мин), про­должительность всего упражнения — до 10 — 15 мин. Для этой группы пригодны игры как полными, так и неполными составами, групповые упражнения в нападении, защите или их имитация;

в) упражнения анаэробной алактатной направленности: совершен­ствование быстроты (быстроты реакции, быстроты передвижения, быс­троты одиночного движения); интенсивность выполнения упражнений



— высокая, продолжительность выполнения одной серии — от 10 до 20 с, продолжительность пауз отдыха между сериями — 1-2 мин, количе­ство серий в одной тренировке — 8-10. Упражнения в нападающем уда­ре, подвижном блокировании, защитных действиях, совершенствова­ние групповых тактических действий в защите дают положительный эффект в развитии скоростно-силовых качеств;

г) упражнения для развития специальной выносливости (анаэробно-гликлитическое воздействие нагрузки); интенсивность выполнения

— высокая (ЧСС до 180 уд/мин и выше), продолжительность выполне­ния одной серии — от 30 с до 3 мин, паузы отдыха между сериями — 1 -4 мин, количество серий в одной тренировке — 6-8. Для этой группы пригодны упражнения в защитных действиях в паре, в поле одного спортсмена, в подвижном блокировании, в нападающем ударе и их имитация. Для защитных действий время выполнения упражнений мень­ше по сравнению с другими упражнениями.

Применение основных упражнений в тренировке для повышения работоспособности волейболистов дает возможность одновременно со-

вершенствовать и технико-тактическое мастерство путем постановки определенной задачи перед игроками (направить мяч в определенную зону, «закрыть» блоком нападающего игрока и т.д.). Методы тренировки:

1. Методы для развития физических качеств и функциональных воз­можностей (равномерный, повторный, переменный, интервальный, больших усилий, круговой, сопряженный, игровой, соревновательный).

2. Методы для обучения и совершенствования технических приемов волейбола (объяснение, показ, разучивание в целом и по частям, ис­правление ошибок, анализ выполнения, использование технических средств).



3. Методы для обучения и совершенствования тактики игры (разу­чивание тактических элементов по частям, в целом; анализ действий;

совершенствование действий, моделирующих фрагменты соревнователь­ной деятельности; задания на тренировках и соревнованиях).

4. Методы психологической подготовки (убеждение, разъяснение, пример, поощрение, самостоятельное выполнение заданий, усложне­ние условий при выполнении упражнений, введение в тренировку «сби­вающих» факторов, самовнушение, создание соревновательных усло­вий).

Методы интегральной подготовки (игровой, соревновательный, методы сопряженных воздействий).

5.2.3. Принципы и закономерности спортивной тренировки1

Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положе­ний. Принципы распространяются на все стороны и задачи тренировки, определяют ее содержание, средства, методы и организацию ее.

Принцип сознательности и активности. Велика роль сознания в ов­ладении техникой, тактикой игры, теоретическими знаниями, в повы­шении уровня физической и психологической подготовленности. Без глубокого понимания сущности изучаемой дисциплины волейболист никогда не достигнет высокого уровня подготовленности. Спортсмен должен знать результат своей деятельности, где он допускает ошибки и в чем их причина; должен понимать происходящие в организме физио­логические и психологические процессы, уметь оценивать и контроли­ровать свою работоспособность и ощущения, а для этого его надо обра­зовывать.

Принцип наглядности. На начальном этапе обучения создавать у за­нимающихся правильное представление о техническом приеме или так­тическом действии. На этапе совершенствования этот принцип дает воз-

'Волейбол (учебник для институтов физической культуры под ред. Ю.Н.Клещева, А.Г.Айриянц), М., ФиС, 1985.

можность анализировать эффективность технических приемов и такти­ческих действий, определять ошибки и искать пути их исправления. Для этой цели используются видеомагнитофоны, слайды, кинограммы, макеты площадки и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Все задания тренировки должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, со­стоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого спортсмена. Тре­нер при решении одной и той же задачи подбирает средства и методы для решения ее с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Принцип доступности и индивидуализации отражается в индивиду­альных планах волейболистов (перспективном, годовом, оперативном).

Принцип прогрсссирования. Построение тренировочного процесса должно обеспечивать рост тренированности спортсменов. Для этого ус­ложняются задания, увеличиваются объем и интенсивность нагрузок. Каж­дый новый годовой цикл начинается на более высоком исходном уровне.

Принцип систематичности. Регулярность занятий на протяжении всего периода обучения и совершенствования волейболистов и рациональное чередование нагрузок и отдыха способствуют росту мастерства спорт­сменов.

Все принципы тренировки связаны между собой, со всеми видами подготовки, и в первую очередь с физической, технической и такти­ческой.

Для этапа спортивного совершенствования (направленность на дос­тижение высоких спортивных результатов) характерны еще и специфи­ческие закономерности.

Единство обшей и специальной подготовки. Нельзя исключить из тренировочного процесса какую-либо из сторон подготовки без ущерба для решения поставленной задачи — достижение высоких спортивных результатов. На базе общей подготовки строится специальная, но спортив­ная тренировка может быть и специализированной, направленной на формирование знаний и умений в технике или тактике игры, на разви­тие общих или специальных физических качеств.

Постепенное увеличение нагрузок. За счет постепенного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок создастся база для предельной мобилизации спортсменов во время дли­тельных турниров.

Волнообразный характер нагрузок. Изменение нагрузок в пределах микроциклов, этапов, периодов подготовки диктуется адаптационны­ми свойствами организма спортсменов и необходимостью восстанавли­ваться до оптимального уровня. При увеличении объема нагрузок сни­жается интенсивность, и наоборот: при повышении интенсивности уменьшается объем.

Цикличность тренировочного процесса. Тренировочные занятия объе­диняют в микроциклы, а в течение года выделяют этапы и периоды подготовки. Фазовость развития спортивной формы служит естествен-

ной основой периодизации тренировочного процесса. Становление, со­хранение и временная утрата спортивной формы происходят в резуль­тате строго определенных тренировочных воздействий.

Направленность к высшим достижениям. Стремление к высшим ре­зультатам в соревнованиях, к победам над сильным соперником пред­полагает использовать в тренировках наиболее эффективные средства и методы, осуществлять углубленную специализацию вообще и по игро­вым функциям в частности, проводить круглогодичные и многолетние занятия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.