Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды подготовки волейболистов и их взаимосвязь





В подготовке волейболиста принято различать следующие органи­чески связанные между собой виды подготовки: физическую, техни­ческую, тактическую, психологическую, интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки.

Без высокоразвитых функциональных способностей невозможно эффективное проявление скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости в игре, что, в свою очередь, сказывается на безо­шибочности выполнения технических приемов. Пример: малоподвиж­ный волейболист, выполняя прием мяча после нападающего удара или вторую передачу для нападающего удара с предварительным выходом с задней линии, на какие-то доли секунды будет опаздывать к месту встречи с мячом, и как следствие этого — ошибаться при выполнении технико-тактического действия.

Низкий уровень развития общей и специальной выносливости не позволяет волейболисту эффективно реализовать технические приемы и тактические комбинации на протяжении партии, игры, туров. С дру­гой стороны, при хорошей атлетической подготовке, но при недоста­точном владении техникой, например нападающего удара (игрок вла­деет только ударом на ходу), атакующему игроку очень сложно по-



казывать результативную игру в нападении на протяжении партии, матча, т.к. направление удара, как правило, будет блокировано и защитникам не составит труда разгадать ход дальнейших событий над сеткой.

Отставание в техническом мастерстве при отличной функциональ­ной и двигательной подготовке, не позволит спортсменам использо­вать полноценно тактику игры, т.к. нет основы для ее осуществле­ния.

В ходе тренировки техники и тактики совершенствуется и физичес­кая подготовка. Так, для отработки нападающего удара необходимы по­вторения, а эти повторения, в свою очередь, способствуют воспитанию прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости.

Высокоразвитые волевые качества — залог успеха в соревновании, поскольку выражаются они во внутренней готовности игрока достичь в составе команды и вместе с ней общей цели — повышения спортивного результата. А это значит, что игроки настраиваются на бескомпромисс­ную борьбу с начала и до конца игры. Если такой готовности, такого настроя нет, то высокая физическая, техническая, тактическая подго­товка теряют смысл, т.к. проигрыш партии, очка или игры деморализу­ют команду.



Тактическое мастерство волейболиста немыслимо без большого за­паса теоретических знаний о положениях спортивной тактики и зако­номерностях развития волейбола (например — теоретический раздел в тактике подач).

Детальное знание правил соревнований (игры) позволяет спорт­сменам более гибко и эффективно применять отдельные технические приемы и тактические комбинации (пример — выбор наиболее благо­приятной расстановки на площадке для неожиданной атаки или эф­фективной защиты).

Все стороны подготовки в определенной степени одинаково значи­мы и взаимно дополняют друг друга. Они интегрируются в игровой подготовке, которая состоит из учебных, тренировочных, товарищес­ких и календарных игр.

Особенности спортивной тренировки волейболистов

Общие положения

Спортивная тренировка — это систематический круглогодичный, многолетний педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов.

Результат процесса тренировки обычно связывают с биологически­ми (морфологическими, функциональными) приспособительными из-

менениями, которые происходят в организме спортсмена под воздей­ствием тренировочных нагрузок'.

Тренировочная нагрузка — это общее суммарное воздействие на организм спортсменов выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств, убыстряющих процесс восстановления.



Выполненная тренировочная работа (упражнение, серия упражнений) вызывает ответную реакцию организма, т.е. создает срочный трениро­вочный эффект (реакция организма на одно тренировочное задание, уп­ражнение). Изменение состояния спортсмена после тренировочного за­нятия — отставленный тренировочный эффект; суммирование всех тре­нировочных эффектов создает кумулятивный тренировочный эффект2.

Тренировочный эффект упражнений определяется соотношением количественных значений компонентов физической нагрузки:

— видом применяемых упражнений;

— интенсивностью их выполнения;

— продолжительностью их выполнения;

— величиной интервалов отдыха;

— характером отдыха;

— числом повторений упражнения.

Вид применяемых упражнений предопределяет количество участву­ющих в работе мышц и режим их деятельности (например: основные упражнения волейболистов вызывают более локальные изменения в мышцах, чем, скажем, кроссовый бег, ходьба на лыжах).

Интенсивность влияет на характер энергетического обеспечения. При средних скоростях выполнения упражнений активным является аэроб­ный механизм энергообеспечения; при высокой интенсивности — ана­эробный механизм.

Продолжительность выполнения упражнения определяется длитель­ностью физической нагрузки и интенсивностью выполнения.

Величина интервалов отдыха между упражнениями определяет как ха­рактер ответных реакций на тренировочную нагрузку, так и их величину.

Выполнение умеренной нагрузки в паузах отдыха после интенсив­ной мышечной работы ускоряет протекание восстановительных про­цессов.

Число повторений упражнения определяет величину воздействия на­грузки на организм. Увеличение числа повторений выполнения упражне­ний со средней интенсивностью активизирует деятельность сердечно-со­судистой и дыхательной систем, а увеличение числа повторений выполне­ния с высокой интенсивностью приводит к исчерпыванию энергоресур­сов и спортсмен либо снижает интенсивность, либо прекращает работу.

'Современная система спортивной подготовки (под ред. Ф.С.Суслова, В.Л.Сыча, Б.Н.Шустина) М., СААМ, 1995.

2Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. (учебник для институтов физкультуры), М., ФиС, 1991.

Психологическая нагрузка в тренировке волейболистов характери­зуется волевым напряжением, эмоциональностью тренировочных за­даний, сенсорной напряженностью. Успешно реализовать достигнутый уровень физической, технической, тактической подготовленности спорт­смен сможет только при мобилизации важных психофизиологических функций организма.

Для регулирования процесса тренировки следует прежде всего учи­тывать объем, интенсивность нагрузки и меры, способствующие вос­становлению организма.

Объем нагрузки — это суммарное количество выполненной трени­ровочной работы, выраженное временем выполнения упражнений, ко­личеством повторений упражнений, количеством занятий, числом дней :

тренировок, соревнований, отдыха. Без длительной объемной работы невозможно создание прочной функциональной базы для роста интен­сивности нагрузок, для развития специальной подготовленности во­лейболистов.

Для каждого этапа подготовки необходим оптимальный объем тре­нировочной работы с учетом уровня подготовленности спортсменов.

Интенсивность нагрузки — количество тренировочной или сорев­новательной работы в единицу времени. В волейболе целесообразно ин­тенсивность разделять на интенсивность выполнения упражнений и интенсивность тренировки, а по скорости выполнения — на малую, среднюю, высокую.

Для технико-тактических действий интенсивность определяется по количеству действий в единицу времени или по количеству занятых в упражнении спортсменов. Например: 13-14 нападающих ударов в минуту (при большем количестве нарушается техника выполнения приема) — высокая интенсивность; 6-7 нападающих ударов — средняя интенсив­ность; менее 6-7 нападающих ударов — малая;

или: защитные действия в поле одного спортсмена при приеме на­падающих ударов — высокая интенсивность; двух спортсменов — сред­няя интенсивность; трех спортсменов — малая.

При физической подготовке, а также при технико-тактическом со­вершенствовании для определения интенсивности можно использовать и показатели частоты пульса:

пульс 140 уд/мин и менее — малая интенсивность;

пульс 150 — 160 уд/мин — средняя интенсивность;

пульс 170 — 180 уд/мин — высокая интенсивность.

В практике волейбола используется и бальная оценка интенсивнос­ти (табл. 12).

Интенсивность и объем тренировочных нагрузок не существуют раз­дельно. При выполнении любого упражнения проявляются две его вза­имосвязанные стороны: количество и качество, продолжительность и интенсивность. Чем выше интенсивность тренировочных нагрузок, тем меньше объем, и наоборот. Изменением объема и интенсивности тре-

Таблица 12

Интенсивность Баллы Виды упражнений
Высокая 10-8 Календарные игры, контрольные встречи, упражнения на специальную выносливость
Средняя 7-5 Игры уменьшенными составами, индивидуальная тренировка в защите и нападении, скоростно-силовые упражнения
Средняя 7-5 Тактические комбинации и спортивные игры
Малая 4-2 Упражнения на общую выносливость, разучивание техники, разминка, кроссы

нировочных нагрузок можно целенаправленно влиять на тренировоч­ный эффект используемых упражнений.

Важной характеристикой тренировочной нагрузки являются меры, способствующие восстановлению организма спортсмена между выпол­нением упражнений, между тренировочными занятиями, между мик­роциклами. В практике волейбола для этих целей применяются педаго­гические, психологические, медицинские средства восстановления и различные формы активного и пассивного отдыха.

Средства восстановления:

1. Педагогические — правильное чередование нагрузок и отдыха (со­блюдение дозировок физической нагрузки в упражнениях определен­ного тренирующего воздействия); варьирование нагрузок (высокие, низкие); регуляция дыхания в процессе нагрузок и отдыха; полноцен­ная разминка и др.

2. Психологические (учитывать тип нервной деятельности спортсме­нов)— организация интересного отдыха, учет психической совмести­мости; аутогенная тренировка; душ, теплые ванны и др.

3. Медицинские — вибро— и гидромассаж; водные процедуры (соле­вые, углекислые, хвойные ванны); электростимуляция; свето— и теплопроцедуры; правильное питание; витаминизация; растирочные и фар­макологические средства; климатические факторы и др.

Психологические и медицинские средства рекомендуется приме­нять под наблюдением специалистов — спортивных психологов и ме­диков.

К восстановительным мероприятиям относят пассивный и актив­ной отдых, массаж и паровую баню.

Пассивный отдых — это прежде всего ночной сон 8—9 часов в условиях чистого воздуха и тишины. Если спортсмены тренируются два раза в день, то им рекомендуется дневной сон продолжительнос­тью 1,5 — 2 часа. Кратковременный пассивный отдых между высоко­интенсивными упражнениями (расслабленное лежание на полу, ку-

шетке) способствует восстановлению организма спортсмена, как и отдых в воде, не делая никаких движений.

Активный отдых — это смена нагрузок и видов деятельности. Этот вид отдыха может использоваться после соревнований (или нескольких недель напряженной тренировки) и в тренировочных занятиях между упражнениями.

Формы активного отдыха — выполнение упражнений из любого вида спорта (только не «своего») с низкой интенсивностью, а также слуша­ние музыки, чтение книг и др., выполнение упражнений на расслабле­ние. Активной отдых снижает психическое напряжение, нормализует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, протекание обменных процессов в организме, вызывает положительные эмоции.

Отдых после любых нагрузок должен быть достаточно длительным, чтобы обеспечить протекание восстановительных процессов.

Массаж благотворно влияет на эластичность и работоспособность мышц, на нервную и кровеносную системы. Ежедневный массаж ока­зывает наибольший эффект на восстановление работоспособности. Де­лать его надо в вечерние часы, после тренировок или игр, чтобы снять утомление.

Кроме этого, спортсмены должны владеть основными приемами са­момассажа и делать его ежедневно после тренировок или незадолго до сна.

Паровая баня дает большой восстановительный эффект (расслабля­ет мышцы, ускоряет вывод продуктов распада и др.). Рекомендуется посещение бани один раз в конце микроцикла. Перед баней и после нее тренировочную нагрузку надо снизить, т.к. парная воздействует на орга­низм, как тренировка со средней интенсивностью. Продолжительность непрерывного пребывания в парилке — не более 10 минут. Процедуру повторить 2-3 раза. Посещение бани целесообразно совмещать с масса­жем.

В паузах между упражнениями целесообразно применять активный отдых (смена нагрузок и видов деятельности), а также встряхивания, свободное размахивание (покачивание) конечностями тела, расслаб­ленный бег и легкие прыжки с ноги на ногу, спокойная ходьба с вос­становлением дыхания (глубокие вдохи и выдохи).

После тренировочного занятия более быстрому восстановлению фун­кций организма спортсменов способствуют массаж, психологические и медицинские средства восстановления, а также правильно организо­ванный пассивный отдых.

В конце каждого микроцикла помимо перечисленных средств вос­становления, рекомендуется посещение паровой бани.

Диагностика физической, функциональной и уровня технико-так­тической подготовленности волейболистов позволяет судить о возмож­ностях спортсмена, а следовательно, ставить перед ним реально выполнимые задачи. С помощью педагогических и медико-биологических ме-

тодик должны осуществляться комплексное, этапное, текущее обсле­дование волейболистов согласно плану подготовки команды.

Задачи учебно-тренировочного процесса:

1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию.

2. Совершенствование двигательных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и др.

3. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, лов­кости, гибкости, прыгучести, быстроты реакции и перемещений, ско­ростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыж­ковой ловкости.

4. Повышение функциональных возможностей организма спорт­сменов.

5. Последовательное овладение техникой игры и ее совершенствование.

6. Последовательное овладение тактикой игры и се совершенствование.

7. Целенаправленное воспитание психических и волевых качеств, обеспечивающих максимальную концентрацию усилий спортсмена на тренировках и соревнованиях.

8. Приобретение теоретических знаний, тренировочного и соревно­вательного опыта, позволяющих рационально строить тренировку, стра­тегически и оперативно управлять тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов.

9. Создавать условия для предупреждения травм, перенапряжений и проведение восстановительных мероприятий.

Задачи тренировки могут решаться параллельно и последовательно на протяжении тренировки, микроцикла, года и ряда лет.

Пример параллельного решения задач: совершенствование техники игры и одновременное развитие двигательных качеств.

Пример последовательного решения задач: сначала развитие общей выносливости, затем специальной выносливости или деление годично­го цикла подготовки волейболистов на этапы общей, специальной и предсоревновательной подготовки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.