Сделай Сам Свою Работу на 5

Моделирование и нормативы

Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимаются конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.

Цель подготовки волейболистов высших резервов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и ин­дивидуальных мировых волейбольных моделей и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособностью, обеспечивающей наивыс­шие достижения на международной арене.

Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интеграль­ной, психологической, теоретической подготовленности отвечали тре-

бованиям на уровне команд высших разрядов и обладали потенциаль­ными возможностями для достижения в перспективе целей системы подготовки волейболистов высших разрядов.

Цель массовых форм занятий волейболом — максимально содей­ствовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия физической культурой и спортом широкие слои населения нашей стра­ны, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.

Прогнозирование. Цель системы подготовки связана с конечным ре­зультатом в отдаленном (для сборных команд страны — это олим­пийское четырехлетие; для спортивных резервов — это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда осо­бенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего про­цесса подготовки спортсменов. Под прогнозированием понимают дея­тельность по разработке прогнозов, под прогнозом — вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в определен­ный момент в будущем, о тенденциях его развития.

При прогнозировании учитываются история, современное состоя­ние и тенденции развития волейбола, данные обобщения опыта подго­товки сильнейших волейболистов, динамики их основных показателей в возрастном аспекте — от начала занятий волейболом и до высших спортивных достижений. Основные тенденции в развитии волейбола сводятся, во-первых, к атлетической подготовке, создающей необхо­димые условия для успешного решения специальных (игровых) задач;



во-вторых, к овладению широким технико-тактическим арсеналом уни­версальности в подготовке и высокому уровню мастерства примени­тельно к избранной игровой функции; в-третьих, к увеличению скоро­сти выполнения игровых действий, умению быстро переключаться в действиях, гибко используя технико-тактический арсенал.

Прогнозирование охватывает по существу, все компоненты систе­мы подготовки волейболистов. В практике физической культуры и спорта применяются методы прогнозирования экспертных оценок, логичес­кого анализа, экстраполяции, статистические.

Метод экспертных оценок состоит в том, что прогноз составляется на основе оценки квалифицированных специалистов волейбола — экс­пертов. Это может быть коллективное обсуждение и непосредственное формирование прогноза. Мнения специалистов могут подвергаться ана­лизу уже без их участия. Мнения специалистов могут быть получены при помощи анонимной анкеты (дельфийский метод).

При логических методах тщательно анализируется опыт прошлого и по аналогии с возможными ситуациями формируется прогноз на буду­щее. Особое место в логическом прогнозировании занимают деловые игры. Суть метода заключается в том, что одни участники предлагают варианты решения проблемы, другие выступают как критики, в про-

цессе полемики выявляется наиболее приемлемый вариант решения проблемы.

Метод экстраполяции применяется для предсказания результатов, имеющих количественное выражение (показатели соревновательной, тренировочной деятельности). При этом динамика изменения показа­телей на определенном отрезке времени в прошлом переносится на оп­ределенный отрезок времени в будущем (показатели прыгучести, эф­фективности нападения и т.п.).

Статистический метод предполагает использование и анализ статис­тических материалов в области волейбола: количество занимающихся, разрядников, результаты обследования соревновательной деятельности волейболистов, документы планирования, отчеты команд высших раз­рядов, спортивных школ и т.д. В зависимости от прогнозируемого объекта используются те или иные данные статистики. Наряду со статистичес­кими материалами используются данные литературы, научных иссле­дований. Необходимо использовать соответствующие данные из других видов спорта.

Деятельность по составлению прогнозов тесно связана с управлен­ческой, что находит отражение в разработке целевых комплексных про­грамм, например, подготовки сборных команд страны к олимпийским играм, комплексной целевой программы развития волейбола и т.д.

Прогнозирование в отношении отдельного спортсмена включает показатели тренировочной (морально-волевая, технико-тактическая, физическая, функциональная, психологическая) и соревновательной (в атаке и защите) деятельности, свойства высшей нервной деятельно­сти, черты характера.

Прогнозирование в отношении команды включает показатели пси­хологической совместимости игроков, преемственности состава, спло­ченности коллектива, отношения игроков к тренеру, социометрического статуса команды; тактико-технического мастерства команды (сыг­ранность звеньев, разнообразие взаимодействий игроков в нападении и защите и наличие новых их видов); комплектования команды (по возрасту, игровым функциям), наличия резерва (молодежные, юно­шеские, команды; материально-технической оснащенности; наличия квалифицированных тренерских кадров, качественного тренировочно­го процесса.

Моделирование. Цель системы и прогнозирование тесно связаны с моделированием, которое представляет собой выражение конечного (желаемого для нас) состояния отдельных волейболистов и команды в целом. Выделяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель со­ревнований», «модель тренировки», «модель подготовки». Они разраба­тываются на основе изучения специфики волейбола, выделения факто­ров, обусловливающих эффективность соревновательной деятельности и достижение высоких спортивных результатов.

Разрабатываются модельные характеристики требований к идеаль-

ному спортсмену-волейболисту (команде) — показатели соревнователь­ной деятельности и уровня подготовленности (технико-тактической, физической, теоретической, психологической, интегральной); модели­рование соревновательной деятельности — по степени адекватности глав­ным соревнованиям; моделирование при помощи программирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных («за­данных») качеств и овладения структурой («заданной») приемов игры, совершенствования тактического мышления волейболистов; моделиро­вание структурных компонентов тренировочного процесса (типы мик­роциклов, средних циклов и т.п.).

Другой тип моделей — абстрактные, логико-математические. При помощи таких моделей получают новые знания, которые нельзя была получить, использую предыдущие типы. В спорте к ним относятся кор­реляционные, регрессионные и факторные модели. Это модели струк­туры физической подготовленности, структуры технико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовленности волейболистов и эф­фективности соревновательной деятельности, взаимосвязи сторон под­готовленности.

Большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсме­нов и команды высокой квалификации (В.В.Кузнецов, А.А.Новиков, 1975; Ю.Д.Железняк, 1978, 1981; Ю.Н.Клешев, 1985; В.И. Баландин и др., 1986). При этом выделяют три условия: первое — показатели сорев­новательной деятельности (по основным компонентам); второе — по­казатели уровня подготовленности (по основным компонентам); тре­тье — показатели функциональной и психологической подготовленно­сти, морфофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий волейболом.

Четкие модельные показатели в количественно-качественном вы­ражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достиже­ния прогнозируемого спортивного результата служат важным условием эффективного управления тренировкой волейболистов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполне­ния которых характеризуют состояние подготовленности на определен­ном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований.

Модельные характеристики сильнейших волейболистов мира слу­жат исходной информацией для разработки моделей игроков и команд сборных страны и команд высших разрядов. Модельные требования ко­манд высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов, высококва­лифицированных волейболистов (от начального отбора до включения в команды высших разрядов).

Целевые нормативы. Модельные характеристики отражают «конеч­ный результат» процесса подготовки волейболистов: для сборных стра-

ны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, кубок мира), для команд национальных лиг — сроки первенства России, для юных волейболистов — окончание этапа многолетней подготовки и каж­дого годичного цикла.

На основании модельных характеристик разрабатываются норматив­ные требования по основным параметрам подготовленности. Норма­тивные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени между модельными уров­нями, т.е. в пределах годичного цикла (средние циклы, микроциклы) и являются своего рода этапными модельными требованиями.

Поскольку эти требования органически связаны с модельными ха­рактеристиками и целями системы подготовки волейболистов, норма­тивы называются целевыми. В их содержание входит следующее:

— тактическая подготовленность: объем (состав тактических дей­ствий — индивидуальных, групповых и командных в нападении и за­щите; качество освоения; применяемость в игре; результативность так­тических действий в игре;

— техническая подготовленность: объем (состав) приемов игры; ка­чество освоения; применимость в игре; эффективность технических приемов в игре;

— физическая подготовленность: уровень развития физических спо­собностей, имеющих преимущественное значение для овладения на­выками игры в волейбол и эффективности игровой соревновательной деятельности волейболистов;

— морально-волевая подготовленность: свойства личности, мотива­ция занятий волейболом, типологические особенности нервной систе­мы, психомоторные качества;

— теоретическая (интеллектуальная) подготовленность: уровень спе­циальных знаний (влияние занятий волейболом на организм человека, знания в области построения тренировки, самоконтроля и т.д.);

— интегральная подготовленность: объем (состав) технико-такти­ческих действий, применяемых в игре (игровой тренировке); эффек­тивность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);

— морфологические признаки: длина тела, рук и ног, стопы, кис­ти, масса тела, состав тела;

— функциональные возможности: состояние центральной нервной системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечно­го аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы);

— возрастная градация волейболистов: возраст высших достижений (мужчины, женщины), возраст на отдельных этапах системы много­летней подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала специализированных занятий волейболом.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.