Сделай Сам Свою Работу на 5

Тест и контрольная работа





Педагогический тест – это система заданий возрастающей трудности специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и объективно измерить уровень знаний по учебной дисциплине. Во время тестирования студент обычно должен выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.

Тестирование используется обычно как в обучающих, так и в контролирующих целях. В частности, тесты широко применяются для обучения во время проведения семинарских занятий. Кроме того, тесты могут использоваться как домашнее заданиес последующим разбором неправильных ответов на семинаре, как форма отработки пропущенных семинаров, во время проведения консультация и собеседований.

Тесты могут быть использованы также для самопроверки знаний самими студентамикак отдельной темы, так и всего курса. Тестовый контроль позволяет студентам самим определить степень усвоения учебного материала и является эффективной формой подготовки к экзамену. Пользоваться «ключом» с правильными ответами желательно только после самостоятельного решения теста.

Тестирование может являться также формой текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов. Студент, ответивший правильно менее чем на 50% вопросов теста, не проходит аттестационное тестирование



При использовании в качестве метода контроля на семинарском занятии контрольной работы, преподаватель обычно заранее определяет для студентов круг вопросов для предварительной подготовки. Контрольная работа проводится, как правило, по вариантам.

I.4.Методические рекомендации к темам курса

Методические рекомендации к теме:Место и роль тренинга в подготовке актера.

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений на «разогрев» и «растяжку»;

- темы для обсуждения: что такое «тренинг», почему он важен в подготовке актера; тренинга как способ воспитания и репетирования актера- это разные виды тренинга или один; театральные культурные традиции и разные виды тренинговых систем;

- подготовить фото и видео примеры разных типов «тренингов» по воспитанию актера.

На занятиях используются портативный компьютер, проектор с экраном или большой монитор/телевизионная панель для просмотра видео и фотоматериалов, съемные носители информации.



Литература для использования:

1.Актерский тренинг по системе Станиславского. - М., 2009.

2. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –СПб., 2003.

3. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. - СПб,2003.

4. Кипнис М. Актерский тренинг. – М., 2009.

Методические рекомендации к теме Внимание как один из компонентов воспитания актера.

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения: что такое внимание? внимание в жизни и на сцене; творческое сценическое внимание; объект сценического внимания; круги сценического внимания.

-прочитать об упражнениях на сценическое внимание и продемонстрировать их на занятиях

Литература для использования:

1.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой. Работа актера над ролью // Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т.;Т.2 — М., 1954—1957.

3. Актерский тренинг по системе Станиславского. - М., 2009.

4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –СПб., 2003

Методические рекомендации к теме:Мускульное напряжение и освобождение мышц

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения: мышечное (мускульное) напряжение; физическое и нервное напряжение; бессмысленное (лишнее, излишнее, ненужное, бесплодное) напряжение; состояние покоя; мышечное расслабление; творческое расслабление; необходимое расслабление; динамика расслабления.



-прочитать об упражнениях на мускульное напряжение и освобождение мышц и продемонстрировать их на занятиях

Литература для использования:

1.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой. Работа актера над ролью // Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т.;Т.2 — М., 1954—1957.

3. Актерский тренинг по системе Станиславского. - М., 2009.

4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –СПб., 2003

Методические рекомендации к теме Чувство правды и вера

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения: сценическая (художественная) правда и правда настоящая (подлинная, жизненная); поиски сценической правды; вера в правду переживаемых чувств и производимых действий;

-прочитать об упражнениях на чувство правды и веры, разработать их

и продемонстрировать их на занятиях.

Литература для использования:

1.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой. Работа актера над ролью // Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т.;Т.2 — М., 1954—1957.

3. Актерский тренинг по системе Станиславского. - М., 2009.

4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –СПб., 2003

Методические рекомендации к теме Память ощущений или аффективная память

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения: отражение предметного мира; ощущение, восприятие, представление; восприятие зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкус; пространственное, цветовое; повторное ощущение; сужение сознания и выделение объекта; возбуждение эмоциональной памяти; манки: внешние и внутренние; объем памяти; временная связь.

-прочитать об упражнениях на память ощущений или аффективной памяти, разработать их и продемонстрировать на занятиях

Литература для использования:

1.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой. Работа актера над ролью // Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т.;Т.2 — М., 1954—1957.

3. Актерский тренинг по системе Станиславского. - М., 2009.

4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –СПб., 2003

Методические рекомендации к теме Воображение и фантазия

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения: творческое воображение; актерское воображение; активное (пассивное) воображение; тренировка воображения; развитие воображения.

-прочитать об упражнениях на воображение и фантазию, разработать и продемонстрировать их на занятиях.

Литература для использования:

1.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой. Работа актера над ролью // Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т.;Т.2 — М., 1954—1957.

3. Актерский тренинг по системе Станиславского. - М., 2009.

4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –СПб., 2003

Методические рекомендации к теме: Общение и взаимодействие

Упражнения для тренинга. Подарок – Лови кастрюлю! – Качели – Тень – Сиамские близнецы – Зеркало – Клубок ниток – Парное оправдание поз – Перехват – Двойной перехват – Парное действие – Пилим дрова – Насосы – Лодка – Перетягивание каната – Озвученные действия – Лучеиспускание и лучевосприятие – Физическая природа общения – Через окно – Сцепка – Что-то случилось! – Над кем смеетесь? – Изобретатели – Два ассистента – Пристройка – Двое на скамейке – Перемена отношения к партнеру – Словесное воздействие – В эфире – Разговор по телефону – Переговорный пункт.

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения: действенное сценическое общение; верное сценическое общение; непрерывное сценическое общение; взаимное сценическое общение; прямое и непосредственное сценическое общение; косвенное сценическое общение; внутреннее и внешнее сценическое общение; мысленное (безмолвное молчаливое); бессловесное (словесное) сценическое общение; общение с партнером; сценическое общение с живым объектом; сценическое общение с воображаемым объектом; сценическое общение с залом; объект сценического общения; взаимность сценического общения; непрерывность (процесс) сценического общения; лучеиспускание; лучевосприятие.

-прочитать об упражнениях на общение и взаимодействие:Подарок – Лови кастрюлю! – Качели – Тень – Сиамские близнецы – Зеркало – Клубок ниток – Парное оправдание поз – Перехват – Двойной перехват – Парное действие – Пилим дрова – Насосы – Лодка – Перетягивание каната – Озвученные действия – Лучеиспускание и лучевосприятие – Физическая природа общения – Через окно – Сцепка – Что-то случилось! – Над кем смеетесь? – Изобретатели – Два ассистента – Пристройка – Двое на скамейке – Перемена отношения к партнеру – Словесное воздействие – В эфире – Разговор по телефону – Переговорный пункт. Разработать 3-2 из них и быть готовым продемонстрировать их на занятиях.

Литература для использования:

1.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой. Работа актера над ролью // Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т.;Т.2 — М., 1954—1957.

3. Актерский тренинг по системе Станиславского. - М., 2009.

4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –СПб., 2003

Методические рекомендации к теме Сценическое действие

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения: простое физическое действие; правда физических действий; линия физических действий; логика и последовательность физических действий; выполнение физических действий; действие на сцене; действие в предлагаемых обстоятельствах; действие внутреннее (внешнее); действие активное; действие подсознательное; действие автоматическое; действие “вообще”; действие от первого лица; действие от третьего лица; действие от своего имени.

-прочитать об упражнениях на сценическое действие: Борьба на канате. - Разминка спортсмена – Бегу – Иду - Ползу-Прыгаю –Лежу -Сижу – Спрячь предмет - Найди предмет - Салочки – Прятки – Стыковка - Сооруди баррикаду – Снежная крепость– Отбей атаку – Ковбои – Попади в мишень –Задай вопрос - Найди ответ - Парируй фразу – Разыгрывание скетчей – репетиция поведения – Рисование с партнером – Сжимание рук – Сидящий и стоящий – Создание групповой фрески. Разработать 3-2 из них и быть готовым продемонстрировать их на занятиях.

Литература для использования:

1.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой. Работа актера над ролью // Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т.;Т.2 — М., 1954—1957.

3. Актерский тренинг по системе Станиславского. - М., 2009.

4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –СПб., 2003

 

Методические рекомендации к теме Общие методические характеристики тренинга мастерства актера по системе К.С. Станиславского

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения: элементы системы К.С. Станиславского: память, воображение, фантазия, внимание, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие и др.; индивидуальная разминка, групповая разминка.

-составить комплекс упражнений для своей индивидуальной разминки, а также комплекс для групповой разминки

Литература для использования:

1.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой. Работа актера над ролью // Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т.;Т.2 — М., 1954—1957.

3. Актерский тренинг по системе Станиславского. - М., 2009.

4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –СПб., 2003

Методические рекомендации к теме Тренинговые системы М. Чехова

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения:Внимание; процесс внимания (держу, притягиваю, устремляю, проникаю); объект внимания; воображение; гибкость воображения; репетиции в воображении; атмосфера; пустое пространство; атмосфера повседневной жизни; две атмосферы; борьба атмосфер; сильная атмосфера; объективная атмосфера; субъективные чувства; конфликт атмосферы и действующего лица; атмосфера и содержание; внутренняя динамика атмосферы; миссия атмосферы; общая атмосфера; индивидуальные чувства; окраска; действие с окраской; сложное действие; сложная окраска; жест; психологический жест (ПЖ); индивидуальный жест; общий жест; жест раскрытия; жест закрытия; практическое применение ПЖ; фантастический ПЖ; ПЖ роли; ПЖ отдельных моментов роли; ПЖ отдельной сцены; ПЖ партитуры атмосфер; ПЖ для речи; восприимчивость к ПЖ; душевный импульс; излучение внутренней силы; воображаемое пространство; воображаемое время; воображаемый центр в груди; формирующие движения; плавные движения; реющие движения; излучающие движения; четыре качества искусства (легкость, форма, целостность, красота); образ; вопросы образу; видимый ответ; внутренняя жизнь образа; воплощение образа; характерность; воображаемое тело; воображаемый центр; импровизация; чистая форма импровизации; основа импровизации; индивидуальная импровизация; групповая импровизация; актерский коллектив; восприимчивость; активность (внутренняя, вокруг); чувство стиля; творческая индивидуальность; переживание творческой индивидуальности; три сознания.

-прочитать об упражнениях тренинговой системы М. Чехова: Представь и рассмотри знакомое место – Знакомое место глазами иностранца – Незнакомое место – Трансформация знакомого места в неизвестное – Трансформация персонажа (из царевны в лягушку) – Фантастические превращения – Амнезия - Представь атмосферу – Создай атмосферу – Поменяй атмосферу – Разрушь атмосферу – Икебана (пластическое выражение икебаны, голосовое выражение икебаны) - Как указывает слово – Оправдай движение – Найди ПЖ (цветов, растений, пейзажа, архитектурной конструкции и т.д.) - Пройди сквозь воду – Полет – Стреляющее тело - Нарисуй телом – Идем за центром – Перетекания центра - Импровизации из точки в точку ( индивидуальные, парные, групповые). Разработать 3-2 из них и быть готовым продемонстрировать их на занятиях.

Литература для использования:

1.Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., 1992.

2. Корогодский З.Я. Первый год. - СПб., 2002.

3.Чехов М. Литературное наследие. В 2 т.- М., 1986.

4.Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –СПб., 2003.

5. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. - СПб,2003.

6. Ливанова Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб., 2008.

Методические рекомендации к теме Биомеханика Мейерхольда

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения:тело в движении; трудности управления движением; степень свободы при движении; преодоление избыточной степени свободы в движении; упругость мышц; координация движений; построение движений; уровни построения движений; уровень тонуса; уровень мышечно-суставных связок; пространственное поле и движение в нем; уровень действий; коррекция автоматизма; разновидности движений- двигательный навык; построение двигательного навыка.

- -прочитать и посмотреть видео об упражнениях тренинговой системыМейерхольда: Шаг- Бег- Прыжок- Подскок- Ползание- Лазание по горизонтали, по вертикали, наклонной, пересеченной плоскостям- Приседания- Руки – ноги –корпус – голова - Метание предмета – Толкание предмета - Управление предметом- Бодибилдинг- Старт и финиш- Движение по ровной, наклонной, пересеченной плоскости – Драка - Схватка- Столкновение - Стенка на стенку – Футбол - Ручной мяч - Двигатель- Движитель - Движение машин - Перенос-передача предмета. Разработать 3-2 из них и быть готовым продемонстрировать их на занятиях.

Литература для использования:

1.Мейерхольд Вс. Творческое наследие. -М., 1978.

2. Полищук В. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд. - М., 2010.

Методические рекомендации к теме Модели тренинга Гротовского

Упражнения для тренинга.

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения: Энергетические центры; центр напряжения; устранение внутренних помех; концентрация организма; развитие целостности актера; импульсы; индивидуальные импульсы; область начала импульса; точка начала импульса; высвобождение тела; тело-жизнь; тело-память; разблокировка тела-памяти; точки выхода; спонтанный поток тела через точные детали; знаки-жесты; голосовые знаки; личные ассоциации; индивидуальность исследований; преодоление себя; вызов; доверие к собственному телу; конкретность элементов в телесных упражнениях; точность элементов в пластических упражнениях; равновесие; органичная акробатика; резонаторы; дыхание; разблокировка естественного дыхания; способ действия голосом; голос как продолжение тела; тренинг как постоянный опыт.

-ознакомиться с упражнениями Гротовского: кот – металлический пояс – акробатические позиции (хатха йога) – прыжок тигра – импровизации с кистями рук – игры с собственным телом – неожиданные движения – цветение и увядание тела – образ животного – новорожденный младенец – пародии на походки – пародии на дикции – игры с лицевой маской – пластилиновое лицо – создай голосом – направь голос по тоннелю – покрась голосом – голосовые воображения – тигр – змея – корова и др. Разработать 3-2 из них и быть готовым продемонстрировать их на занятиях.

 

Литература для использования:

1.Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику / Перев. с польск., составл. вступит. ст. и примеч. Н. З. Башинджагян. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. -351 с.

2. Барба Э. Бумажное каноэ. Трактат о театральной антропологии. – СПб.: ГАТИ-ГИТИС, 2008.-237 с.

Барба Э., Саварезе Н. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя. — М.: Артист. Режиссёр. Театр., 2010.- 320с.

Методические рекомендации к теме Технологические основы проведения тренинга

Для подготовки студента к теме необходимо:

- проводить комплекс упражнений «туалет актера»;

- темы для обсуждения: способы ведения тренинга; психогимнастические упражнения; игровые методы; групповая дискуссия.

- ознакомиться с упражнениями по групповой динамике: ролевые и деловые игры - Релаксирующие упражнения - Упражнения коррекционные - Групповые дискуссии. Разработать 3-2 из них и быть готовым продемонстрировать их на занятиях.

Литература для использования:

Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

Шихматов Л.М. Сценические этюды. -М., 1971.

Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. - СПб,2003.

Ливанова Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб., 2008.

Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга. – СПб, 2003.

Сидоренко Е.В. Технология создания тренинга. - СПб., 2008.

 

 

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

II.1 Общие рекомендации

Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от

структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объёма часов на её изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающегося и условий образовательной деятельности.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы: -подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);- заключительный(оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

Подведение итогов и оценка результатов контролируемой самостоятельной работы осуществляются во время контактных часов с преподавателем. Контактные часы с преподавателем могут быть организованы в виде: тестового контроля (преподаватель лишь фиксирует отметку, которую выставляет программа); консультация преподавателя, фиксированная в графике по кафедре.

Контроль выполнения самостоятельной работы. Результаты самостоятельной работы оцениваются и учитываются в ходе промежуточной и итоговой аттестации студента по изучаемой дисциплине.Форма оценки результатов работы по изучаемой дисциплине может быть различна (по усмотрению преподавателя).

Правила написания научных текстов (рефератов, эссе, докладов и др. работ): важно разобраться сначала, какова истинная цель научного текста - это поможет студенту разумно распределить свои силы и время;важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы; писать следует ясно и понятно, основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека).

Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в учебном заведении порядков.

Реферат – слово латинское, по-русски дословно переводится как написание сообщения или публичного доклада. Чаще всего это слово употребляется для определения последовательного, убедительного и краткого изложения или написания сущности какого-либо вопроса или темы научно-практического характера.

Изложение или описание сущности научной работы, выполненной самим автором, называется авторефератом. Например, автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата или доктора наук. Автореферат – это последовательное и краткое изложение работы самого автора.

Написание реферата подразделяется на периоды: -предварительная подготовка (выражается в уточнении названия реферата); - библиографическая работа (работа со справочным изданиями, библиографическими указателями и справочниками, энциклопедиями и различного рода обозрениями, просмотр газет, журналов и т.д.); -первичная работа с книгами, журналами, газетными статьями и прочим информационным материалом; сплошное и выборочное чтение, а также изучение литературы и ее обработка.

Для составления реферата применяется три вида записей: 1 – конспект, 2 – аннотация, 3 – цитата: Конспект – это краткое или подробное переработанное автором письменное изложение какой-либо работы; Аннотация – это краткое изложение основной сути, содержания какой- либо статьи, сочинения, работы с обязательной характеристикой их направленности, ценности, назначения; Цитата – это дословная выдержка из текста, изречение автора, которое приводится для подтверждения некоторых фактов и соображений. Под цитатой обязательно указывается фамилия автора.

Этап заключительной работы периода подготовки- сводится главным образом к составлению плана написания реферата в соответствии с подобранным и изученным материалом. Только после составления плана и накопления достаточного количества данных приступают к написанию и оформлению реферата.

2 период – написание и оформление реферата.

Он в свою очередь подразделяется на следующие этапы: написание и оформление титульного листа, на котором обязательно пишется тема реферата, а также название института (организации), год издания, фамилия автора и руководителя и другие данные; введение в этой части пишется значимость темы, цели и задачи реферата; литературный обзор является специальной частью реферата, в которой приводятся все собранные автором литературные данные, показывается степень изученности затронутой темы, излагаются предварительные ответы на вопросы и задачи, поставленные в первой части или введении реферата; собственные исследования включают все данные, полученные в результате опытов, излагаются с применением схем, таблиц, гравфиков, рисунков, фотографий; анализ литературных и экспериментальных данных приводится путем сопоставления положений и фактов, приводимых в реферате в литературном обзоре и собственных исследованиях; обобщение- обобщаются литературные данные и результаты собственных исследований (делается в виде заключения, выводов, тезисов); заключение - это краткое обобщение основных достоверных данных и фактов; выводы – это обобщение каждого достоверного факта в отдельности, когда фактов много. Выводы должны быть предельно краткими и четкими ответами на задачи реферата.

Тезисы – представляют собой краткие или развернутые выводы с вводной, поясняющей, обосновывающей и заключительной частями работы. Тезисы включают изложение основных положений всей научной работы от начала до конца.

Рекомендации или практические предложения. Пишутся в том случае, когда изложенные в реферате положения могут быть использоваться слушателями или читателями реферата в своей жизни и практической деятельности.

Список использованной литературы. Это один из важных элементов реферата, позволяющий проверить автора и помогающий отыскать основную литературу, в которой можно получить ответы на интересующие вопросы, если эти вопросы не раскрыты в реферате, но интересуют читателя.

Существуют следующий порядок регистрации и оформления литературы: указываются фамилия и инициалы автора, название книги или статьи, номер тома или выпуска, год и место издания, страницы.

Год издания пишут за фамилией и инициалами автора. Оглавление или содержание в рефератах указывается не всегда.

ЭССЕ- это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

· эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

· как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

· в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

С точки зрения содержания эссе бывают:


По литературной форме эссе предстают в виде:

· рецензии,

· лирической миниатюры,

· заметки,

· странички из дневника,

· письма и др.

Различают также эссе:

· описательные,

· повествовательные,

· рефлексивные,

· критические,

· аналитические и др.


 

 

Признаки эссе

1. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

3. Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

4. Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

5. Склонность к парадоксам.

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

7. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Правила написания эссе

1. Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

2. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

3. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

 

ДОКЛАД

Цель доклада зависит от целей обобщения материала, который будет содержаться в докладе.

Из цели доклада можно выделить несколько основных задач, которые будут сформированы исходя из полного и разностороннего раскрытия темы в докладе. Обычно выделяют от трех до шести-семи основных задач. Решение этих задач (освещение вопросов, которые включаются в эту тему) может быть решено в строгой последовательности, однако в некоторых случаях возможны варианты последовательности таких задач.

Для доклада необходимо четко представлять, что есть предмет и объект доклада. Объект доклада – рассматриваемое явление или физический объект. Предмет доклада – исследуемое отношение, которое связано с данным объектом. Понимание объекта и предмета доклада необходимо для разностороннего раскрытия темы и исключения смешения материала с материалом, касающемся других объектов и предметов, которые не связаны с основной темой, или не важны для раскрытия данной темы.

После уяснения цели и задач доклада необходимо сформировать план. Этот план определяет основные разделы доклада (пункты) в зависимости от поставленных задач.

Материал для доклада необходимо подбирать, обращая особое внимание на следующие его характеристики:

- отношение к теме исследования;

- компетентность автора материала;

- конкретизация и подробность;

- новизна;

- научность и объективность;

- значение для исследования.

Источник материала: периодические издания, научная литература, материала научных конференций, Интернет- ресурсы. При выборе, например, периодического издания для поиска материала необходимо учитывать общую направленность такого издания, целевую аудиторию. При использовании Интернет- источников важно иметь ввиду, что в них материал может быть ошибочным или неполным, так как глобальная сеть доступна для большого количества пользователей и их квалификация также может различаться. При подборе литературных источников важен год издания, основные цели такого издания. Целевая аудитория и цели книга обычно находятся в введении.

При изложении материала нужно плавно переходить от одного вопроса к следующему, желательно обобщать материал каждого пункта (раздела) доклада используя таки слова, как «таким образом», «итак», «необходимо подчеркнуть» и т.п. Такие обобщения гарантируют правильное и полное восприятие материала аудиторией.

Если в материале используются цитаты или определения других авторов, то необходимо ссылаться на таких авторов.

В конце доклада, должен быть краткий вывод, который показывает, насколько цель доклада была выполнена. В выводе (заключении) должны быть отражены все задачи и степень их выполнения.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения обсуждения проблемы на семинарских занятиях студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы и формулировки основных положений и доказательств.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение теста может получиться в результате применения механически заученных без понимания сущности теоретических положений.

 

Самопроверка включает:

• умение следить за собой: за своим поведением, речью, действиями и поступками, понимая при этом всю меру ответственности за них;

• умение контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний и умений, познаваемых в учебном заведении, в коллективе, дома;

• умение критически оценивать результаты своей познавательной деятельности, вообще – своих действий, поступков, труда (самооценка).

 

Самоконтроль учит ценить свое время, вырабатывает дисциплину труда

(физического и умственного), позволяет вовремя заметить свои ошибки, вселяет веру в успешное использование знаний и умений на практике.

Самоконтроль вырабатывается и в учебной практике. Способы самоконтроля могут быть следующими:

• перечитывание написанного текста и сравнение его с текстом учебной книги;

• повторное перечитывание материала с продумыванием его по частям;

• пересказ прочитанного;

• составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений

текста по памяти;

• рассказывание с опорой на иллюстрации, опорные положения;

• участие во взаимопроверке (анализ и оценка устных ответов, практических работ своих товарищей; дополнительные вопросы к их ответам; сочинения-рецензии и т.п.).

Самоконтроль является необходимым элементом учебного труда, прежде всего потому, что он способствует глубокому и прочному овладению знаниями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.