Сделай Сам Свою Работу на 5

I.1. Общие рекомендации по проведению занятий





Методические рекомендации

 

по дисциплине

 

Тренинги актерского искусства

 

 

 

Народная художественная культура

 

Москва

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Курс «Тренинги актерского искусства» предназначена для студентов направления подготовки - «Народная художественная культура» профиля подготовки- «Руководство любительским театром» кафедры театральной режиссуры и мастерства актера театрально-режиссерского факультета Московского государственного института культуры для подготовка студентов к воспитанию участников самодеятельного театрального коллектива с целью постановки театрального действия (спектакля); в создании у студентов представления о формах и методах театральных тренингов, используемых в процессе работы с участниками любительского театра; овладение режиссерско-педагогическими приемами в учебной и воспитательной работе преподавателя.

Структура дисциплины подразделяется на аудиторные полугрупповые занятия, самостоятельную работу студентов, итогового контроля (контрольный урок в первом семестре) и зачет по итогам годового курса.



Разделы и темы курса имеют следующую последовательность:

I. Место и роль тренинга в подготовке актера.

1.Внимание как один из компонентов воспитания актера

2.Мускульное напряжение и освобождение мышц

3.Чувство правды и вера

4.Память ощущений или аффективная память

5.Воображение и фантазия

6.Общение и взаимодействие

7.Сценическое действие

II. Тренинговые формы подготовки актера

1.Общие методические характеристики тренинга по системе К.С. Станиславского

2. Тренинговые системы М. Чехова

3.Биомеханика Мейерхольда

4.Модели тренинга Гротовского

5.Технологические основы проведения тренинга

 

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ АУДИТОРНЫХ МЕЛКОГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ «Тренинги актерского искусства»

I.1. Общие рекомендации по проведению занятий

 

Каждая тема программы курса делится на две составляющие - формирующие понятия и упражнения. Формирующие понятия – понятия, которые очерчивают круг проблем названной темы и формируют ее целостность. Совокупность тем курса с формирующими понятиями создает представление о формах и методах актерского тренинга, вооружение будущих руководителей самодеятельного театра теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для обоснованного планирования, отбора, тренировки, моделирования актерской деятельности самодеятельных актеров-участников коллектива самодеятельного театрального коллектива в исполнительской деятельности.



Упражнения, приведенные в программе курса, не являются установочными. Преподаватель в зависимости от подготовленности группы, ее состава, места, времени, технических средств проведения тренинга может менять конфигурацию упражнений, их количество. Минимальное количество

упражнений, выполняемых (с обсуждением) за 2 академических часа на полугрупповые занятия – 4 (помимо разминки). Важно: упражнения и творческие задания строятся на формирующих понятиях, от простого к более сложному.

Каждое занятие рекомендуется начинать с разминки — с простых физических упражнений. Проведение тренинговых упражнений требует соблюдения техники безопасности, точному следованию указаний педагога, во избежание травмированности студентов. Поэтому, прежде чем приступать к упражнениям тренинга, нужно предварительно разогреться.

Для занятий требуется хорошо проветренное помещение, желательно с зеркалами, в которых участники тренинга могли бы видеть себя в полный рост, а также удобная одежда и обувь, не сковывающая движений. В процессе проведения занятий рекомендуется использовать видеозаписывающую и видеовоспроизводящую аппаратуру, для дальнейшего анализа и корректировки полученных навыков. Световое освещение должно иметь естественные и искусственные источники.



После каждого занятия необходимо проводить анализ, с оценочными суждениями участников студенческой группы и преподавателя. При этом, любая критика должна быть конструктивной. Важным моментом работы педагога является расширение зоны возможностей каждого студента.

Правила поведения студентов:

 студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;

 способствовать и воодушевлять на поиск неординарных творческих решений;

 распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.

 внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

 язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим.

Этика преподавателя включает следующие моменты:

 преподаватель должен способствовать личному вкладу студентов и свободному обмену мнениями при проведении и обсуждении упражнений и этюдов в процессе обучения;

 преподаватель должен обеспечить дружескую атмосферу для студентов и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

 преподаватель должен облегчать подготовку к занятиям, но не должен сам придумывать и выполнять задания (даже в качестве примеров);

 преподаватель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели студентов;

 преподаватель должен обеспечить отношения между собой и студентами, они должны основываться на взаимном доверии.

 преподаватель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для студентов проблемы;

 стимулировать исследовательскую работу;

 заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению;

 не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

 обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества студентов, а лучше — всех;

 не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;

 не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала занятия такие вопросы следует переадресовывать аудитории;

 следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.

 проанализировать и оценить проведенное занятие, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале занятия цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

 помочь участникам занятия прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

 принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

 в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

 добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

 показать высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;

 обладать речевой культурой и, в частности, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией;

 проявлять коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

 обеспечить быстроту реакции;

 способность лидировать;

 умение вести диалог;

 иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;

 уметь владеть собой

 умение быть объективным.

 

I.2. Образовательные технологии, используемые при освоении курса, следующие: коллоквиум, опрос, брифинг, контрольная работа, «мозговой штурм», кейс-стади (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций), творческие работы: упражнения, отрывки, этюды, показы.

Коллоквиум- форм учебных занятий, имеющая цель контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, в виде собеседования преподавателя с обучающимися. В переводе с латинского colloquium "собеседование" - это вид учебно-теоретических занятий, представляющих собой обсуждение под руководством преподавателя широкого круга проблем, относительно самостоятельного большого раздела курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, коллективного опроса, позволяющая в короткий срок выяснить уровень знаний большого количества студентов по разделу курса. Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии и требует обязательного активного участия всех присутствующих. Студентам дается возможность высказать свое мнение, точку зрения, критику по определенным вопросам. При высказывании требуется аргументированность и обоснованность собственных оценок.

Опрос осуществляется в качестве методов проверки знаний:

- устный опрос как контроль знаний студентов осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. А.) При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний студентов всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для: выяснения готовности группы к изучению нового материала; определения сформированности понятий; проверки домашних заданий; поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на занятии; - при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ. Б.) Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи студентов. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений студентов. Устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность студентов. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания студентов на сложных понятиях, явлениях, процессах. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу группы, наиболее действенными приемами, которой являются: обращение с вопросом ко всей группе; конструирование ответа; рецензирование ответа; оценка ответа и ее обоснование; постановка вопросов студентов самими студентами; взаимопроверка; самопроверка.

Брифинг - (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткий опрос, посвященный одному вопросу, в котором отсутствует презентационная часть.

Контрольная работа- метод проверки знаний студентов (относится к письменному опросу) с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу. Например, с помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет усвоение студентами материала в период изучения темы, а итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений студентами по отдельной теме, курсу. Домашняя контрольная работа призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении студенты не ограничены временем. Каждому студенту дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой творческой личности.

Мозговой штурм- (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе задается определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения. На втором этапе обсуждают высказанные предложения, возможна дискуссия. На третьем этапе группа представляет презентацию результатов по заранее определенному принципу.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп: - генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы; -критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях; - аналитики, которые привязывают выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний.

Кейс-стади - метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций, отличительной особенностью которого является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Метод case-study развивает следующий навыки: -Аналитические – умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично; Практические – пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования различных методов и принципов; -Творческие.

Творческие работы: упражнения, отрывки, этюды, показы.

Упражнения – многократные выполнения практических физических и пластических действий, направленных на повышение их качества и овладения ими. Упражнения необходимы для всех творческих дисциплин направления подготовки – «Народная художественная культура», профиля подготовки: «Руководство любительским театром», т.к. они формируют умения и закрепляют полученные знания. Однако методика и характер упражнений для разных творческих дисциплин может быть различен, поскольку на них влияют конкретный материал, изучаемый материал и степень подготовленности студенческой группы.

Под комплексом упражнений, в данном курсе, понимается совокупность типов, родов и видов упражнений, объединенных между собой по назначению, материалу и способу их выполнения и ориентированные на конкретные условия обучения, оптимальную организацию упражнений для формирования у заданного контингента обучаемых умения использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движений, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, т.е. освоения возможностей пантомимы, как пластического искусства, в творческой деятельности актера драматического театра.

Комплекс упражнений способствует достижению идеального результата учебной деятельности, который отражает программные требования, определяемые для студентов направления подготовки «Народная художественная культура», профиля подготовки: «Руководство любительским театром». Эффективность упражнений и приемов во многом определяется методикой и организацией их проведения, целенаправленностью комплекса в целом и каждого упражнения, и приема в отдельности, взаимосвязанностью упражнений между собой. Упражнения представляют собой целенаправленные, взаимосвязанные действия, выполняемые в порядке нарастания пластических и психофизических трудностей, с учетом последовательности становления навыков и умений овладения искусством пантомимы.

Выполнение упражнений предполагает усвоению практических навыков тренинговой подготовки самодеятельного актера в практической деятельности подготовки роли для постановочной деятельности в театральном коллективе, а также в процессе преподавания театральных дисциплин. Упражнение должно создавать для учащихся проблемную ситуацию, не превращаться в механическую операцию. В организации упражнений соблюдается принципиально важное положение: «характер, содержание, структура и объем каждого упражнения, его расположение внутри последовательности упражнений.

Разработка комплекса упражнений опирается на принципы и требования, которые сформулировали метры тренинговой подготовки актера (основные положения «системы К.С. Станиславского», «биомеханику» В. Мейерхольда, «шесть способов репетирования», понятие «психологического жеста» М. Чехова); упражнение должно быть направленно на решение конкретной задачи, соотнесенной с конечной целью обучения по предмету; - упражнение должно создавать четкую установку на осуществление именно тех действий и операций, которые подлежат формированию, нацеливая при этом на определенные формы контроля;- упражнение должно иметь трехчастную структуру: а) задания, знакомящие с поставленной задачей и способом ее решения; б) визуальная и вербальная информация, из которой необходимо извлечь информацию, в объеме, определенном задачей; в) выполнение упражнения как сигнализация о приеме и понимании информации;- упражнение должно обеспечивать последовательность формирования навыков и умений и динамику их развития;- упражнение должно учитывать специфику этапа обучения и уровень обученности.

Существенным условием эффективности упражнения является сознательная направленность упражняющегося на повышение качества деятельности.

Этюды – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации или действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации. В учебном процессе этюд – это: a) средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни; b) средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники; c) средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие); d) средство проявления творческой инициативы и самостоятельности. Этюд – это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. С точки зрения профессиональной обученности это основной профессиональный навык.

В современной театральной школе сложились два понятия, которые принято назвать одним словом «Этюд». Чтобы избежать неразберихи, следует четко понимать, что стоит за каждым из понятий.

Первая концепция рассматривает этюд как эскиз, пробу, набросок, черновик. В данной концепции этюд – это импровизация актера в заданных на уроке педагогом или вскрытых на репетиции предлагаемых обстоятельствах и событиях. Такая «этюдная проба», как это принято называть, не требует предварительной подготовки – актерам предлагается сиюминутно «броситься в импровизацию». Это понимание «этюда» как пробы или наброска очень близко к понятию «сценическая импровизация», которая, естественно, не репетируется и не готовится заранее. Цель подобного рода этюдных проб – действенное исследование (то есть исследование собой, своим телом своей психофизикой) тех или иных обстоятельств пьесы или программных заданий в процессе обучения (например, физического самочувствия, или определенной среды и атмосферы, или того или иного события). Этюдными пробами в предлагаемых обстоятельствах также принято называть одно из направлений актерского тренинга: тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.