Восстановительные мероприятия
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. В связи с этим огромное значение имеет восстановление возможностей спортсмена до исходного уровня. Для этих целей применяется широкий комплекс средств восстановления, которые подбираются с учетом возраста и квалификации спортсмена, его индивидуальных особенностей, этапа подготовки.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Восстановление работоспособности игроков в настольный теннис можно и необходимо проводить с помощью педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических средств.
Педагогические средства восстановления являются основными, так как восстановление и повышение спортивных результатов возможны только при рациональном построении тренировки и соответствии ее объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена; необходимо оптимальное соотношение нагрузок и отдыха, как в отдельном занятии, так и на отдельных этапах подготовки. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла, а также переключение с одного вида деятельности на другой, чередование тренировочных нагрузок различного объема и различной интенсивности в соответствии с тренировочными циклами и этапами подготовки.
К гигиеническим средствам восстановления относятся требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания, питьевому режиму, закаливанию. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к окружающей среде, к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю. Крайне важно проводить определенную работу по формированию здорового образа жизни и отказа от вредных привычек: курения, алкоголя, токсикомании, наркомании.
Специальные психологические средства, используемые для восстановления, обеспечивают устойчивость психических состояний игроков для подготовки и участия в соревнованиях. Для этого применяются беседы, внушение тренера, самовнушение, самоприказы, самоубеждение, специальные дыхательные упражнения, аутогенная и психорегулирующая тренировки. Для проведения таких тренировок желательно привлекать квалифицированных спортивных психологов.
В настоящее время в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, воспитательной работе, в снятии эмоционального напряжения и других формах работы. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.
При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания АМН СССР, в основу которых положен принципы сбалансированного питания, разработанные академиком А.А. Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляет в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.
Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные физиотерапевтические воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс), локальные баровоздействия, электростимуляция. Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия (массаж, сауна, русская парная баня, контрастный душ, ванны) следует назначать по показаниям, но не чаще одного – двух раз в неделю.
Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.
Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.
Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частные травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном построении его.
Чаще всего травмы в настольном теннисе бывают при скоростных ударных движениях и передвижениях, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям. Основные причины – локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при переохлаждении и в состоянии утомления, а также недостаточная разминка перед скоростными усилиями.
Во избежание травм рекомендуется:
1. Выполнять упражнения только после разминки с недостаточным согреванием мышц.
2. Надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
3. Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
4. Не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.
5. Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
6. Применять упражнения на расслабление и массаж.
7. Освоить упражнения на растягивание «стретчинг».
8. Применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.
Врачебный контроль
Медико-биологический контроль служит для получения информации о состоянии здоровья, функциональных возможностях и индивидуальных особенностях каждого игрока в настольный теннис. Контроль за состоянием здоровья спортсмена является одним из основных и регулярно проводимых мероприятий. Такой контроль бывает текущим, он осуществляется врачом ДЮСШ или специалистами врачебно-физкультурного диспансера.
Углубленное медицинское обследование является этапным, и теннисисты должны проходить его регулярно два раза в год, как правило, в конце подготовительного и соревновательного периодов, в остальных случаях – по направлению тренера.
Углубленное медицинское обследование включает: анамнез, врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование, клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей специалистов: хирурга, невропатолога, окулиста, оторинолаинголога, дерматолога, стоматолога. В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у специалистов.
Контроль за уровнем физической работоспособности и функционального состояния организма спортсмена проводится в рамках этапного комплексного обследования для определения потенциальных возможностей, динамики уровня тренированности, соответствия выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок функциональным возможностям организма.
Для получения объективной оценки уровня физической работоспособности и функционального состояния спортсмена необходимо стандартизировать методику тестирования:
- режим дня, предшествующий тестированию, должен строиться по одной схеме; в нем исключаются средние и большие нагрузки, но могут проводиться занятия восстановительного характера;
- разминка перед тестированием должна быть стандартной (по длительности, подбору упражнений, последовательности их выполнения);
- тестирование, по возможности, должны проводить одни и те же умеющие это делать люди;
- схема выполнения теста не должна меняться и оставаться постоянной от тестирования к тестированию;
- интервалы между повторениями одного и того же теста должны проводиться после полного восстановления после первой попытки;
- спортсмен должен стремиться показать в тесте максимально возможный результат.
Воспитательная работа
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий, а дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогического мастерства тренера;
- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- наставничество опытных спортсменов;
Основные воспитательные мероприятия:
- торжественный прием вновь поступивших в школу;
- проводы выпускников;
- просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
- регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
- проведение тематических праздников;
- встречи со знаменитыми спортсменами;
- экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
- оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств, соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде.
Требования техники безопасности в процессе реализации программы
Тренер должен организовать тренировочный процесс таким образом, чтобы его воспитанники были защищены от получения травм. Всем участникам учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований по настольному теннису рекомендуется обязательно знать основные требования техники безопасности при проведении занятий и соревнований.
Известно, что активная двигательная деятельность занимающихся физкультурой и спортом людей в условиях получения больших физических нагрузок сопряжена с возможностью получения ими телесных повреждений и функциональных расстройств организма. Поэтому занятия физическими упражнениями и спортом требуют от их участников и, прежде всего, от проводящих эти занятия преподавателей и тренеров соблюдения ими определенных правил техники безопасности. Предупреждение и исключение случаев травматизма и других заболеваний участников, возникших у них в результате занятий физкультурой и спортом, обеспечивается следующими предупредительными мерами: своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря; четкой организацией занятия; строгим соблюдением методики проведения занятия; высокой дисциплиной занимающихся.
Что касается непосредственно занятий настольным теннисом, то следует отметить следующие наиболее часто встречающиеся случаи травматизма и функциональных расстройств организма участников занятий настольным теннисом и меры по их предупреждению.
1. Типичные травмы для занятий настольным теннисом и возможности их предупреждения. В настольном теннисе, как и в любом игровом виде спорта, существуют характерные для него профессиональные травмы игроков и участников соответствующих занятий. Обычно возникают следующие виды травм: мениск коленного сустава (как правило, опорной ноги), растяжения, надрывы сухожилий и связок в игровой руке в кистевом, локтевом и плечевом суставах, ушибы пальцев игровой руки о стол, синяки от ударов мячей.
Большинство этих видов травм происходит не случайно, а из-за нарушений основных требований к технике безопасности. Необходимо отметить следующие такие требования:
– обязательное проведение разминки. Иногда теннисист выходит к столу или приступает к выполнению упражнений максимальной мощности, достаточно не разогревшись, не проведя специальных разминочных упражнений и не подготовив необходимые группы мышц к нагрузке. В связи с этим большое значение для предотвращения спортивного травматизма имеют профилактические физические упражнения. Правильное их применение, как в подготовительной, так и в основной части занятия, а также рациональное дозирование нагрузки помогают избежать травматизма;
– умение тренера оказывать доврачебную помощь. Следует также помнить, что помимо техники безопасности успех в лечении травм во многом предопределяется своевременной доврачебной помощью. В связи с этим преподаватель или тренер независимо от специализации должен не только знать простейшие навыки оказания первой медицинской помощи при самых различных повреждениях, но и уметь использовать эти навыки на практике;
– обеспечение качественного напольного покрытия.На игровой площадке в помещении пол должен быть деревянный или такой, чтобы не быть слишком скользким и не слишком жестким при торможении;
– рациональное размещение оборудования. Важным условием для исключения травматизма при проведении занятий является рациональное размещение столов. Столы также должны находиться на таком расстоянии друг от друга, чтобы спортсмены при игре у стола и на средней дистанции не мешали друг другу, не могли случайно задеть соперника или партнера ракеткой. В среднем это 1,5–2,0 м между столами. Кроме того, столы должны быть расположены по линии или отгорожены бортиками, позволяющими задерживать улетающие мячи;
– предупредительная работа среди участников. В случае отсутствия бортиков с участниками занятий и соревнований должна быть проведена беседа об осмотрительном поведении при доставании улетевших мячей;
– учет наполняемости игрового помещения. Следует также учитывать меру наполняемости игрового помещения. Толпящиеся у стен участники или зрители часто бывают помехой, способствующей появлению у них же различного вида травм.
2. Предупреждение типичных функциональных расстройств организма участников. В целях исключения таких расстройств у участников занятий настольным теннисом во время тренировочной работы и спортивных соревнований необходимы следующие меры по их предупреждению:
а) соблюдение санитарно-гигиенических требований. Здесь необходимо выделить следующие требования:
– помещение для занятий должно быть светлым с требуемой освещенностью, так как идет большая нагрузка на зрительный анализатор. Фон стен помещения должен быть более темным, чем мяч, чтобы тот не сливался с фоном и не заставлял излишне напрягать зрение. Пол также не должен быть слишком светлым, чтобы мяч на его фоне хорошо различался;
– температура в зале не должна превышать 17–20 °С. Повышение температуры в зале вызывает повышенное потоотделение, и при сквозняках это может вызвать простудные заболевания. Зал должен быть хорошо проветриваемым, но без сквозняков. Кондиционеры или вентиляторы должны устанавливаться так, чтобы не вызывать вихревых потоков воздуха, затрудняющих или искажающих полет мяча;
б) санкционированный допуск к занятиям. К занятиям настольным теннисом допускаются практически здоровые дети со справкой от врача, разрешающей им систематические занятия спортом и участие в соревнованиях;
в) оптимальное дозирование нагрузок. При правильном распределении, дозировании тренировочных нагрузок и подборе упражнений в оптимальном режиме их применения, можно избежать некоторых функциональных расстройств организма, которые могут возникнуть у участников после учебно-тренировочных занятий. В заключительной части любых учебно-тренировочных занятий должно происходить постепенное снижение нагрузки, приведение организма участника занятий в состояние близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою перегружает сердечную мышцу, а это может вредно сказаться на деятельности сердечно-сосудистой системы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|