Сделай Сам Свою Работу на 5

Количественный состав и возраст занимающихся на всех этапах подготовки теннисиста





Пояснительная записка

Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта. Доступная, простая и одновременно азартная, игра постепенно из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической, специальной и психологической подготовки.

Важной предпосылкой такого прогресса является постоянное совершенствование спортивного инвентаря. Несмотря на простоту и доступность для широких масс населения, настольный теннис - достаточно технически и физически сложный вид спорта. Вместе с тем занятия настольным теннисом позволяют регулировать физические и психические нагрузки на организм человека в зависимости от возраста, физического развития и состояния здоровья.

Отличительными особенностями настольного тенниса являются:

Соревновательный характер.Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности, целеустремленности.



Комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и проявление двигательных качеств. Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия настольным теннисом способствуют развитию основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.

Непрерывность и внезапность изменения условий игры.Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.



Высокая эмоциональность.Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями.

Самостоятельность действий.Каждый ученик на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания у занимающихся творческой инициативы.

Этичность игры.Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.

Система подготовки теннисиста – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентировочных на достижение поставленной цели. С этих позиций подготовка теннисистов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую систему, все составные части которой согласованы между собой и направлены на успешное решение основных задач.

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом сенситивных (чувствительных) периодов развития физических качеств (Таблица 1). Развитие разных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает прирост одних, в другом – других качеств. Поэтому очень важно, учитывая сенситивные периоды развития двигательных способностей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов. Эта соразмерность позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха в настольном теннисе.



 

Таблица 1

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития

Двигательных качеств

Морфофункциональные показатели, физические качества Возраст, лет
Рост           * * * *    
Мышечная масса           * * * *    
Быстрота     * * *            
Скоростно-силовые качества       * * * * *      
Силовые способности           * *        
Выносливость (аэробные возможности)   * * *         * * *
Анаэробные возможности     * * *       * * *
Гибкость * * * *              
Координационные способности     * * * *          
Равновесие * *   * * * * *      

 

Тренировочный процесс занимает основное место в системе многолетней подготовки. Для успешного управления им необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии.

Эту задачу можно успешно решить только на основе глубоких знаний содержания основных функций управления тренировочным процессом и творческого их применения на практике.

В тренировочном процессе различают следующие органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую, интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки. Поэтому без постоянного совершенствования всех видов подготовки невозможно достичь поставленных целей.

Так как многолетняя подготовка теннисиста строится на основе методических положений, определяющих комплекс задач в соответствии с этапом подготовки, решаемых в тренировочном процессе, общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;

- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для теннисистов;

- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

- постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных теннисистов.

Основываясь на общих закономерностях построения учебно-тренировочного процесса, в программе для каждого этапа подготовки разработаны доступные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, определены задачи и преимущественная направленность занятий с учетом возрастных особенностей и должного уровня специальной подготовленности.

Многолетняя спортивная подготовка включает в себя следующие этапы:

- этап начальной подготовки (НП) – до 3 лет;

- тренировочный этап (Т) – до 5 лет;

- этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ) – до 2 лет.

Таблица 2

Количественный состав и возраст занимающихся на всех этапах подготовки теннисиста

Год обучения (этап) Минимальный возраст занимающихся, лет Минимальная наполняемость группы Оптимальный количественный состав группы Максимальный количественный состав группы
1-й (НП) 14-16
2-й (НП) 12-14
3-й (НП) 12-14
1-й (Т) 10-12
2-й (Т) 10-12
3-й (Т) 8-10
4-й (Т) 8-10
5-й (Т) 8-10
1-й (ССМ) 4-8
2-й (ССМ) 4-8

 

Организация тренировочного процесса начинается с формирования и комплектования групп спортсменов по этапам спортивной подготовки. В основу комплектования тренировочных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства, физических и психофизиологических возможностей занимающихся, а также требований, предъявляемых к подготовке теннисистов высокого класса. На протяжении всего периода обучения в спортивной школе теннисисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.

Этап начальной подготовки. На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ в возрасте 7-9 лет, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра (справку), выполнившие требования контрольных вступительных испытаний. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники настольного тенниса. Перевод по годам обучения на этапе начальной подготовки осуществляется по результатам выполнения занимающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической, специальной подготовке (Таблица 10).

Задачи 1 этапа - этапа начальной подготовки

1. Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей.

2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям.

3. Всесторонне гармоническое развитие физических способностей, укрепления здоровья, закаливание организма.

4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами настольного тенниса.

Тренировочный этап формируется на конкурсной основе из занимающихся в возрасте 10-14 лет, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших контрольные нормативы (соответствующие данному этапу подготовки) по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на тренировочном этапе осуществляется по результатам выполнения занимающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической, специальной подготовке или выполнение норм спортивных разрядов (Таблица 10,11), а также учитываются результаты соревновательной деятельности.

 

Общие задачи 2 этапа - тренировочного (до 2-х лет обучения - этап начальной спортивной специализации)

1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

2. Совершенствование специальной физической подготовленности.

3. Овладение всеми основными техническими приемами на уровне умений и навыков.

4. Овладение индивидуальными и парными тактическими действиями.

5. Выявление задатков и способностей детей.

6. Начальная специализация. Формирование игрового стиля.

7. Овладение основами тактики игры.

8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по настольному теннису.

Общие задачи 2 этапа - тренировочного

(свыше 2-х лет – этап углубленной тренировки)

1. Дальнейшее совершенствование техники игры и ее вариативности.

2. Развитие специальных физических качеств.

3. Повышение уровня общей и специальной функциональной подготовленности.

4. Освоение допустимых тренировочных нагрузок.

5. Накопление соревновательного опыта в различного ранга соревнованиях.

Этап совершенствования спортивного мастерства. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется по результатам выполнения занимающимися контрольно-переводных нормативов или выполнение норм спортивных разрядов (Таблица 10,11), а также учитываются результаты соревновательной деятельности.

Общие задачи 3 этапа - совершенствования спортивного мастерства

1. Развитие и дальнейшее совершенствование специальных для настольного тенниса физических качеств.

2. Дальнейшее совершенствование техники игры, повышение ее вариативности, точности, стабильности и устойчивости к сбивающим факторам.

3. Отработка тактических комбинаций и связок.

4. Освоение повышенных тренировочных нагрузок.

5. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов (выполнение разрядов).

6. Дальнейшее приобретение соревновательного опыта.

Цель системы подготовки связана с конечным результатом в отдаленном (для сборных команд страны - это олимпийское четырехлетие; для спортивных резервов - это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль планирования и прогнозирования при построении многолетнего процесса подготовки спортсменов. Подготовка спортсменов организуется, прежде всего, в форме тренировочных занятий, имеющих определенную структуру и распределенных во времени. Структура тренировочных занятий базируется на физиологических, психологических и педагогических закономерностях. Продолжительность занятия зависит от этапов подготовки, задач тренировки, возраста спортсменов, уровня их подготовленности.

Для достижения положительной динамики и роста уровня тренированности занимающихся от этапа к этапу, а также для сохранения здоровья и функциональности перспективных детей на высших этапах спортивной подготовки, необходимо четкое соблюдение научно обоснованных и практикой подтвержденных федеральных государственных требований.

2. Учебный план

В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих методических положений:

- ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими спортсменами;

- увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортивной специализации на последующих этапах;

- соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;

- учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма спортсмена.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.