Количественный состав и возраст занимающихся на всех этапах подготовки теннисиста
Пояснительная записка
Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта. Доступная, простая и одновременно азартная, игра постепенно из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической, специальной и психологической подготовки.
Важной предпосылкой такого прогресса является постоянное совершенствование спортивного инвентаря. Несмотря на простоту и доступность для широких масс населения, настольный теннис - достаточно технически и физически сложный вид спорта. Вместе с тем занятия настольным теннисом позволяют регулировать физические и психические нагрузки на организм человека в зависимости от возраста, физического развития и состояния здоровья.
Отличительными особенностями настольного тенниса являются:
Соревновательный характер.Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности, целеустремленности.
Комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и проявление двигательных качеств. Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия настольным теннисом способствуют развитию основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.
Непрерывность и внезапность изменения условий игры.Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.
Высокая эмоциональность.Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями.
Самостоятельность действий.Каждый ученик на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания у занимающихся творческой инициативы.
Этичность игры.Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.
Система подготовки теннисиста – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентировочных на достижение поставленной цели. С этих позиций подготовка теннисистов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую систему, все составные части которой согласованы между собой и направлены на успешное решение основных задач.
Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом сенситивных (чувствительных) периодов развития физических качеств (Таблица 1). Развитие разных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает прирост одних, в другом – других качеств. Поэтому очень важно, учитывая сенситивные периоды развития двигательных способностей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов. Эта соразмерность позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха в настольном теннисе.
Таблица 1
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
Двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества
| Возраст, лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рост
|
|
|
|
|
| *
| *
| *
| *
|
|
| Мышечная масса
|
|
|
|
|
| *
| *
| *
| *
|
|
| Быстрота
|
|
| *
| *
| *
|
|
|
|
|
|
| Скоростно-силовые качества
|
|
|
| *
| *
| *
| *
| *
|
|
|
| Силовые способности
|
|
|
|
|
| *
| *
|
|
|
|
| Выносливость (аэробные возможности)
|
| *
| *
| *
|
|
|
|
| *
| *
| *
| Анаэробные возможности
|
|
| *
| *
| *
|
|
|
| *
| *
| *
| Гибкость
| *
| *
| *
| *
|
|
|
|
|
|
|
| Координационные способности
|
|
| *
| *
| *
| *
|
|
|
|
|
| Равновесие
| *
| *
|
| *
| *
| *
| *
| *
|
|
|
|
Тренировочный процесс занимает основное место в системе многолетней подготовки. Для успешного управления им необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии.
Эту задачу можно успешно решить только на основе глубоких знаний содержания основных функций управления тренировочным процессом и творческого их применения на практике.
В тренировочном процессе различают следующие органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую, интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки. Поэтому без постоянного совершенствования всех видов подготовки невозможно достичь поставленных целей.
Так как многолетняя подготовка теннисиста строится на основе методических положений, определяющих комплекс задач в соответствии с этапом подготовки, решаемых в тренировочном процессе, общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для теннисистов;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных теннисистов.
Основываясь на общих закономерностях построения учебно-тренировочного процесса, в программе для каждого этапа подготовки разработаны доступные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, определены задачи и преимущественная направленность занятий с учетом возрастных особенностей и должного уровня специальной подготовленности.
Многолетняя спортивная подготовка включает в себя следующие этапы:
- этап начальной подготовки (НП) – до 3 лет;
- тренировочный этап (Т) – до 5 лет;
- этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ) – до 2 лет.
Таблица 2
Количественный состав и возраст занимающихся на всех этапах подготовки теннисиста
Год обучения (этап)
| Минимальный возраст занимающихся, лет
| Минимальная наполняемость группы
| Оптимальный количественный состав группы
| Максимальный количественный состав группы
| 1-й (НП)
|
|
| 14-16
|
| 2-й (НП)
|
|
| 12-14
|
| 3-й (НП)
|
|
| 12-14
|
| 1-й (Т)
|
|
| 10-12
|
| 2-й (Т)
|
|
| 10-12
|
| 3-й (Т)
|
|
| 8-10
|
| 4-й (Т)
|
|
| 8-10
|
| 5-й (Т)
|
|
| 8-10
|
| 1-й (ССМ)
|
|
| 4-8
|
| 2-й (ССМ)
|
|
| 4-8
|
|
Организация тренировочного процесса начинается с формирования и комплектования групп спортсменов по этапам спортивной подготовки. В основу комплектования тренировочных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства, физических и психофизиологических возможностей занимающихся, а также требований, предъявляемых к подготовке теннисистов высокого класса. На протяжении всего периода обучения в спортивной школе теннисисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Этап начальной подготовки. На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ в возрасте 7-9 лет, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра (справку), выполнившие требования контрольных вступительных испытаний. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники настольного тенниса. Перевод по годам обучения на этапе начальной подготовки осуществляется по результатам выполнения занимающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической, специальной подготовке (Таблица 10).
Задачи 1 этапа - этапа начальной подготовки
1. Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей.
2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям.
3. Всесторонне гармоническое развитие физических способностей, укрепления здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами настольного тенниса.
Тренировочный этап формируется на конкурсной основе из занимающихся в возрасте 10-14 лет, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших контрольные нормативы (соответствующие данному этапу подготовки) по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на тренировочном этапе осуществляется по результатам выполнения занимающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической, специальной подготовке или выполнение норм спортивных разрядов (Таблица 10,11), а также учитываются результаты соревновательной деятельности.
Общие задачи 2 этапа - тренировочного (до 2-х лет обучения - этап начальной спортивной специализации)
1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
3. Овладение всеми основными техническими приемами на уровне умений и навыков.
4. Овладение индивидуальными и парными тактическими действиями.
5. Выявление задатков и способностей детей.
6. Начальная специализация. Формирование игрового стиля.
7. Овладение основами тактики игры.
8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по настольному теннису.
Общие задачи 2 этапа - тренировочного
(свыше 2-х лет – этап углубленной тренировки)
1. Дальнейшее совершенствование техники игры и ее вариативности.
2. Развитие специальных физических качеств.
3. Повышение уровня общей и специальной функциональной подготовленности.
4. Освоение допустимых тренировочных нагрузок.
5. Накопление соревновательного опыта в различного ранга соревнованиях.
Этап совершенствования спортивного мастерства. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется по результатам выполнения занимающимися контрольно-переводных нормативов или выполнение норм спортивных разрядов (Таблица 10,11), а также учитываются результаты соревновательной деятельности.
Общие задачи 3 этапа - совершенствования спортивного мастерства
1. Развитие и дальнейшее совершенствование специальных для настольного тенниса физических качеств.
2. Дальнейшее совершенствование техники игры, повышение ее вариативности, точности, стабильности и устойчивости к сбивающим факторам.
3. Отработка тактических комбинаций и связок.
4. Освоение повышенных тренировочных нагрузок.
5. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов (выполнение разрядов).
6. Дальнейшее приобретение соревновательного опыта.
Цель системы подготовки связана с конечным результатом в отдаленном (для сборных команд страны - это олимпийское четырехлетие; для спортивных резервов - это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль планирования и прогнозирования при построении многолетнего процесса подготовки спортсменов. Подготовка спортсменов организуется, прежде всего, в форме тренировочных занятий, имеющих определенную структуру и распределенных во времени. Структура тренировочных занятий базируется на физиологических, психологических и педагогических закономерностях. Продолжительность занятия зависит от этапов подготовки, задач тренировки, возраста спортсменов, уровня их подготовленности.
Для достижения положительной динамики и роста уровня тренированности занимающихся от этапа к этапу, а также для сохранения здоровья и функциональности перспективных детей на высших этапах спортивной подготовки, необходимо четкое соблюдение научно обоснованных и практикой подтвержденных федеральных государственных требований.
2. Учебный план
В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих методических положений:
- ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими спортсменами;
- увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортивной специализации на последующих этапах;
- соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;
- учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма спортсмена.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|