Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение перспектив развития и расчетной численности





Населения города

Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в неё республик, краёв, областей, муниципальных районов и муниципальных образований. При этом территориальное планирование должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В проектах планировки и застройки городских и сельских поседений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока включая принципиальные решения по территориальному развитию, территориальному зонированию, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Развитие каждого города находится в прямой зависимости от темпов и масштабов роста промышленных предприятий, автомобильного, воздушного, железнодорожного и водного транспорта, административных общественных, хозяйственных, культурно-просветительных и научных учреждений, строительных организаций, высших и средних специальных учебных заведений, получивших наименование градостроительных факторов. Предприятия и учреждения, обслуживающих только население данного города не относится к числу градообразующих, так как они не предопределяют рост города.



Для нахождения проектной численности населения в практике планировки городов применяется метод трудового баланса. Согласно этому методу проектная численность населения города или посёлка определяется как функция перспективной численности кадров, занятых на предприятиях, в учреждениях и транспортных устройствах градообразующего значения, их удельного веса в составе городского населения.

Расчеты связанные с планировкой города (определение общей территории, территориальных потребностей отдельных элементов, протяженности инженерных коммуникаций, ёмкости обслуживания предприятий и учреждений, стоимость строительства и тому подобное) выполняются как произведения соответствующих нормативов на численность населения города.



Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективе развития поселения в системе расселения. С учетом демографического прогноза естественного и механического прироста, населения и маятниковых миграций.

Расчетный срок назначается до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза, естественного и механического роста, прироста маятниковых миграций. Проективная численность населения устанавливает на первую очередь и расчетный срок. Расчет осуществляется двумя способами:

- методом использования трудовых ресурсов;

- методом демографического прогноза на основе анализа естественного и миграционного движения населения за ряд предшествующих лет между переписями населения.

По первому методу расчетная численность населения города устанавливается в зависимости от численности трудящихся, занятых в общественном производстве.

Расчетную численность населения устанавливают исходя из удельного веса основной градообразующей группы в общей численности населения города. Для приближенного подсчета пользуются формулой:

N = A x 100 / а, (1)

 

где N - перспективная численность населения, тыс. чел.;

A – абсолютное значение градообразующей группы, тыс. чел.;



а – удельный вес градообразующей группы населения, %.

Численность градообразующих кадров определяют по данным титульного списка учреждений и предприятий, приведенных в задании.

Численность обслуживающей и несамодеятельной групп населения рассчитывают по следующим формулам:

Б = N x δ / 100 %, (2)

где Б – численность обслуживающей группы населения, тыс. чел.;

δ - удельный вес обслуживающей группы, %.

В = b / 100%, (3)

где В – численность несамодеятельной группы населения, тыс. чел;

b – удельный вес несамодеятельной группы, %.

 

b = 100% - (a + δ). (4)

 

Более подробный расчет можно выполнить по следующей формуле:

N = 100 А / p –k – n – c + m – b, (5)

где p – удельный вес населения в трудоспособном возрасте;

k – удельный вес неработающих женщин в трудоспособном возрасте;

n – удельный вес неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте;

c - удельный вес учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства;

m – удельный вес работающих пенсионеров.

Удельный вес обслуживающей группы населения зависит от размера города. В более крупных городах сложнее система обслуживания населения. Там могут возникнуть организации обслуживания (например, городской транспорт), без которых может обходиться малый город. Поэтому, чем больше город, тем больший удельный вес занимает обслуживающая группа (табл. 3.)

 

Таблица 3.

 

Гипотеза трудовой структуры населения в зависимости от величины города (процент к общей численности)

 

Численность населения города тыс.жителей I очередь Проектный период
градо-образу-ющие кадры обслу-жива-ющие кадры неса-мосто-ятель-ное насе-ление итого градо-образу-ющие кадры обслу-жива-ющие кадры неса-мосто-ятель-ное насе-ление итого

 

Многие обслуживающие учреждения появляются только тогда, когда город достигает перспективной величины.

Результаты выполненных расчетов следует свести в таблицу проектного баланса населения города по приведённой форме (табл. 4)

 

 

Таблица 4.

Проектный баланс населения города

Структурные группы населения I очередь строительства Расчетный срок
Численность населения, тыс. чел. Удельный вес, % Численность населения, тыс. чел. Удельный вес, %
Градообразующая        
Обслуживающая        
Несамодеятельная        

Пример расчета населения города

Исходные данные. Район строительства находится во II-й климатической зоне (Самарская область). Численность градообразующих кадров составляет: на I очередь строительства - 5 тыс. чел., на расчетный срок – 8 тыс. чел.

Решение. Для нового города, проектируемого во II-й климатической зоне, удельный вес градообразующей группы, принимаем равным 38 % на I очередь строительства (табл.3) и 35 % на расчетный срок. Тогда по формуле (1) получаем:

 

N1 = 5 x 100 % / 38 % = 13,2 (тыс. чел.);

Nр = 8 x 100 % / 35 % = 22,9 (тыс. чел.),

 

где N1 – проектная численность населения города на первую очередь строительства;

Nр - проектная численность населения города на расчетный срок.

Удельный вес обслуживающей группы населения следует принять на I очередь строительства 10 %, а на расчетный срок – 16 %. Численность обслуживающей группы, согласно формуле (2) равна:

Б1 = 13,2 х 10 % / 100 % = 1,3 (тыс. чел.);

БР = 22,9 х 16 % / 100 % = 3,7 (тыс. чел.),

 

где Б – проектная численность обслуживающей группы населения, на первую

очередь строительства, тыс. чел.;

БР - проектная численность обслуживающей группы населения, на расчетный срок, тыс. чел.;

Удельный вес несамодеятельной группы населения в соответствии с уравнением (3) составит:

 

b1 = 100% - (38 % + 10 %) = 52 %;

bp = 100% - (35 % + 16 %) = 49 %.

 

где b1 - удельный вес несамодеятельной группы населения на первую очередь строительства;

bp - удельный вес несамодеятельной группы населения на расчетный срок.

Численность населения несамодеятельной группы населения определяем по формуле (4):

В1 = 13,2 х 52 % / 100 % = 6,9 (тыс. чел.);

Вр = 22,9 х 49 % / 100 % = 11,2 (тыс. чел.),

 

где В1 – проектная численность несамодеятельной группы населения на первую очередь строительства;

Вр - проектная численность несамодеятельной группы населения на расчетный срок.

Проектный баланс населения города представлен в табл. 5

 

Таблица 5.

Проектный баланс населения города

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.