Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровень жизни как социально-экономическая категория





Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией, характеризуемой совокупностью реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

Проблемы изучения уровня жизни населения актуальны для всех стран, независимо от уровня социально-экономического развития общества, тем более они актуальны для межстрановых сопоставлений.

В качестве приоритетных можно назвать следующие задач изучения уровня жизни:

1) оценка основных качественных характеристик человека (способность вести здоровый образ жизни, чтобы достичь высокого уровня ее продолжительности; возможности получить образование, иметь достаточные средства для достойной жизни и обладать высокими профессиональными качествами) как участника экономической деятельности;

2) изучение номинального и реального дохода;

3) характеристика обеспеченности населения жильем, потребительскими благами длительного пользования;

4) оценка уровня и качества жизни в различных странах мира и осуществление международных сопоставлений;

5) изучение уровня жизни для формирования политики в этой области.

Исследования уровня жизни российского населения были начаты в начале XX века и носили в то время достаточно объективный и достоверный характер. В советский же период открытое представление объективных оценок уровня жизни населения по идеологическим причинам стало невозможным. В соответствии с общими принципами плановой распределительной и закрытой экономики таким показателям, как реализация продукции и личное потребление, а особенно показателям уровня жизни и благосостояния населения почти не уделялось внимания. Все это неблагоприятно сказывалось на состоянии и темпах исследований в данной области.



Уровень жизни населения – это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Другими словами, уровень жизни представляет собой степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека, что определяется потреблением различных благ или уровнем полезности потребительского набора.



Специфические трудности выражения, измерения и соизмерения потребностей как плохо структурированного объекта заставляют использовать в описании уровня жизни системный подход. Исследование внутренней структуры этой категории, отличающейся исключительной неоднородностью, включающей, с одной стороны, компоненты материальных условий жизни людей, а с другой – их поведение, показывает, что удобно представить ее в виде трехуровневой системы (рис. 1.1).

Первый уровень отражает внешний комплекс условий жизнедеятельности населения в сфере потребления, его периферию. Эти условия являются как бы первичными, определяющими по отношению к другим компонентам, и потому могут быть названы детерминантами. Детерминанты – очень широкое понятие и в предельном случае включает все условия деятельности людей, не только экономические, но и исторические, нравственно-этические, политические и т. д. В этом смысле они соединяют категорию «уровень жизни» с другими социально-экономическими объектами. Центральной характеристикой жизненного уровня являются потребности населения, которые выступают доминантами этой категории и составляют суть второго уровня в описании механизма ее формирования. Третий уровень – поведение людей в сфере потребления, направленное на удовлетворение их многообразных потребностей, получающих реальное воплощение в конкретных действиях потребителей, в потреблении, в стиле и образе их жизни.

Три аспекта в системном изложении уровня жизни связаны между собой последовательным взаимодействием: внешние условия жизни (детерминанты) формируют потребности населения, а эти потребности (доминанты), в свою очередь, определяют поведение людей в сфере потребления.



Детерминанты многочисленны и разноплановы. Они относятся непосредственно к самому человеку-потребителю, определяя его социальную активность во всех сферах жизнедеятельности. Имеются в виду прежде всего половозрастная и посемейная характеристика, социальная принадлежность и специфика труда занятых в общественном производстве, уровень образования и т.д. Другие детерминанты описывают внешние условия жизни и быта потребителя, конкретизируя различные параметры сферы потребления, представляя природно-климатические и национально-этнические особенности жизни людей.

формирование объема, характера и структуры общественных потребностей как центрального момента уровня жизни населения. Потребности при этом выступают в качестве непременных (неустранимых) и осознанных условий жизни людей, на достижение которых направлена их деятельность в сфере потребления.

Потребности – это одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики и ключевое слово, позволяющее вывести определение жизненного уровня людей. Потребности разделяются на физиологические (пища, одежда, жилище) и социальные (образование, культура, искусство и др.).

Физиологические потребности предполагают некоторый комплекс объективных условий, реализация которых необходима для нормальной жизнедеятельности человеческого организма в данных исторических условиях.

Потребности социальные по своему характеру целиком связаны с процессом социализации человека и отражают условия его жизнедеятельности как члена общества. Особенностью таких потребностей является безграничность развития, постоянное их умножение и возвышение.

Детерминанты самым непосредственным образом влияют на

Категорию «уровень жизни» можно рассматривать также в узком и широком смыслах:

- при узком рассмотрении характеризуется уровень потребления населения и степень удовлетворения потребностей (измерение доходов, расходов и потребления благ и услуг);

- при широком рассмотрении – это характеристика уровня человеческого развития (состояния здоровья и возможностей населения для удовлетворения потребностей) и условий его жизнедеятельности (состояние среды обитания и безопасности жителей).

В экономически развитых странах уровень жизни основывается на анализе получаемых населением доходов, уровня питания, жилищных условий, а бедность оценивается долей продовольственных расходов, достаточных для физического выживания.

 

 

 

Схема 4. Внутренняя структура уровня жизни

Статистическая комиссия ООН предлагает рассматривать уровень жизни населения различных стран через призму «условия жизнедеятельности населения, уровень потребления, обеспечение занятости и свободы человека». В резолюции 40/179 Генеральной Ассамблеи ООН («Модели потребления: количественные аспекты разработки») точная оценка повышения уровня жизни требует соответствующего инструмента измерения, состоящего из множества показателей условий жизни и занятости населения и других связанных с ними факторов, а также потребления продуктов питания, одежды, жилищных условий, системы образования, здравоохранения и основных социальных структур.

Уровень жизни как сложное многогранное понятие имеет несколько родственных категорий, среди которых бедность, народное благосостояние, качество жизни, степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся, экономическое и социальное положение населения.

В связи с большой сложностью определения понятия «уровень жизни населения» количественное и качественное измерение этого уровня, свойственное экономической статистике при исследовании общественных явлений, достигается при помощи системы экономико-статистических показателей.

Необходимо выявлять тенденции и закономерности изменения уровня жизни населения. В этих целях требуется исследовать:

- структуру, динамику и темпы изменения показателей доходов, расходов и потребления материальных, культурных и бытовых благ;

- дифференциацию населения по уровню доходов и потребления и влияние на нее различных социально-экономических факторов.

В настоящее время большое практическое значение приобретает вопрос более широкого применения в экономических исследованиях уровня жизни математических методов обработки и анализа информации. Речь идет прежде всего об исследовании влияния различных факторов на формирование уровня жизни путем построения и анализа распределений населения по уровню доходов и другим признакам, а также моделирования образования доходов семьи и потребления.

На основании указанных расчетов представляется возможным переход к построению экономико-математических моделей формирования уровня жизни населения. К ним относятся модели распределения доходов между отдельными социальными группами населения, формирования доходов семьи, платежеспособного спроса на материальные блага и услуги, а также их потребления. Построенная на фактических данных отчетности, материалов выборочных обследований семейных бюджетов и единовременных обследований населения по специальным программам такая модель, в которой моделируемые показатели (факторы) находятся во взаимосвязи и зависимости, позволяет при ее использовании получать такие же или приблизительно такие же выводы, как это имело бы место в действительности при соответствующем изменении условий и факторов протекания процессов.

Совершенствование методов исследования уровня жизни и использование результатов этих исследований требует всемерного улучшения учета и отчетности, их полноты и достоверности, перехода на международные стандарты учета и отчетности, развития практики применения системы национальных счетов, а также разработки новых методов сбора экономико-статистической информации. Возрастает потребность в срочной информации, на базе которой могли бы оперативно решаться многие вопросы, касающиеся уровня жизни. Одним из источников такой информации являются выборочные обследования. В настоящее время значительно расширено применение выборочного метода для сбора информации о составе семей, занятости, доходах населения и источниках формирования этих доходов, культурно-бытовом обслуживании населения, организации досуга, потребительском спросе, общественном мнении по ряду социальных вопросов.

Целесообразно отметить, что уровень жизни населения определяется не только трудовыми усилиями и экономической активностью отдельных индивидуумов, семей, трудовых коллективов, но и эффективностью развития экономики и уровнем национального богатства в целом, состоянием и развитием социально-экономических отношений в обществе, наличием или отсутствием социально ориентированной законодательной базы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.