Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. Экономика труда как наука о труде.





ЭКОНОМИКА ТРУДА

 

 

Учебник

 


Введение. 5

 

Глава 1. Экономика труда как наука о труде. 10

1.1... Предмет и задачи экономики труда. 10

1.2 Основные понятия и характеристики труда. 16

1.3. Актуальные проблемы экономики труда. 35

Вопросы для повторения и обсуждения. 51

 

Глава 2. Рынок труда (теория и практика) 53

2.1... Особенности формирования и механизм функционирования рынка труда. 53

2.2. Классификация. 61

2.3. Формирование спроса на труд. 68

2.4. Предложение рабочей силы: простая и расширенная модель. 74

2.5. Эффекты в спросе и предложении труда. 84

2.6 Мобильность рабочей силы на рынке труда. 91

2.7. Рынок труда внутри предприятия. 95

2.8. Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения. 101

2.9. Гарантии и риски поиска работы.. 116

2.10 Дискриминация на рынке труда и пути её преодоления. 123

Вопросы для повторения и обсуждения. 126

 

Глава 3. Управление человеческими ресурсами общества и предприятия. 129

3.1. Концептуальные основы управления человеческими ресурсами общества. 129

3.2. Социальная и кадровая политика государства как управленческий ресурс по накоплению и реализации человеческого потенциала общества. 137



3.3 Внутрифирменная система управления человеческими ресурсами (социальная и кадровая составляющая) 143

Вопросы для повторения и обсуждения. 148

 

Глава 4. Производительность труда. 150

4.1. Сущность и значение производительности труда. 150

4.2. Система показателей измерения производительности факторов производства. 157

4.3. Показатели и методы измерения производительности труда. 173

4.4. Факторы и резервы роста производительности труда. 184

Вопросы для повторения и обсуждения. 190

 

Глава 5. Управление трудом на предприятии. 192

5.1. Механизм управления трудом на предприятии. 192

5.2. Организация и нормирование труда. 202

5.3 Планирование рабочего времени и численности персонала. 234

5.4. Планирование трудоемкости и производительности труда. 247

5.5. Планирование средств на заработную плату персонала. 261

Вопросы для повторения и обсуждения. 279

 

Глава 6. Анализ социально-трудовых показателей. 282

6.1. Система социально-трудовых показателей. 282

6.2. Анализ динамики и уровня производительности труда. 284



6.3. Анализ использования рабочего времени и нормирования труда. 294

6.4. Анализ выполнения плана по численности и составу работников. 300

6.5. Рационализация численности работников предприятия. 308

6.6. Анализ движения кадров. 316

6.7. Анализ использования фонда заработной платы.. 320

Вопросы для повторения и обсуждения. 322

 

Глава 7. Доходы, уровень и качество жизни населения. 324

7.1. Сущность и содержание доходов населения. 324

7.2. Виды, структура и источники доходов населения. 330

7.3. Уровень жизни как социально-экономическая категория. 344

7.5. Качество жизни как социально-экономическое понятие. 356

7.6. Дифференциация доходов населения: понятия, факторы и методы статистического измерения 359

7.7 Государственное регулирование доходов населения. 368

7.8. Политика доходов как аспект социально-экономической политики государства. 380

7.9. Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования. 388

Вопросы для повторения и обсуждения. 391

 

Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии. 395

8.1. Экономическая сущность заработной платы.. 395

8.2. Организация оплаты труда на предприятии. 403

8.3. Принципы организации заработной платы.. 407

8.4. Основные формы и системы оплаты труда. 413

8.5. Бестарифная система оплаты труда. 424

8.6. Регулирование заработной платы в рыночной экономике. 431

8.7. Условия применения сдельных и повременных систем оплаты труда. 439

Вопросы для повторения и обсуждения. 445

1. Что такое заработная плата работника? Из чего она состоит?. 445

 

Глава 9. Поощрительные системы оплаты труда. 447



9.1. Единовременные поощрения и вознаграждения: сущность, виды, условия применения 447

9.1.1. Разработка положения о премировании персонала. 451

9.2. Дополнительное поощрение работников в современных условиях. 455

9.3. Компенсационные выплаты работникам в современных условиях. 461

9.4. Экономический аспект компенсационной политики. 466

9.5. Система гарантий и компенсаций. 471

9.6. Методика определения экономической эффективности систем премирования. 480

Вопросы для повторения и обсуждения. 484

 

Глава 10. Социально-трудовые отношения и особенности их регулирования в условиях экономического кризиса. 485

10.1. Сущность и структурные составляющие социально-трудовых отношений. 485

10.2. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений. 490

10.4. Модели социально-трудовых отношений. 495

10.5. Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса. 497

10.6. Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений. 500

Вопросы для повторения и обсуждения.506

 

Глава11. Государственная социальная политика государства. 507

11.1. Объективные основы социальной политики. 507

11.2. Сущность, содержание и цели государственной социальной политики. 512

11.3. Роль государства в реализации социальной политике. 516

11.4. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации. 525

11.4.1. Пенсионная реформа в России в контексте мирового опыта. 527

11.4.2. Условия и порядок определения размера пенсий российским гражданам в соответствии с новым пенсионным законодательством.. 529

Вопросы для повторения и обсуждения. 532

 

Список литературы: 534

 

Глоссарий..................................................................................................................................... 538


Введение

 

Труд освобождает человека

от трех великих зол:

скуки, порока и нужды.

Вольтер

 

Трудовая деятельность человека занимает особое место в структуре социальных приоритетов. Это объясняется тем, что, во-первых, человеческие ресурсы и их трудовая деятельность являются составной частью естественных производительных сил страны, её богатством; во-вторых, труд является важнейшей жизнеобеспечивающей функцией человека, его потребностью; и, в-третьих, только производительный труд может стать основой и главным условием роста экономики.

Основой развития любой экономики является непрерывное совершенствование разделения труда. Как известно, термин «экономика» означал первоначально «ведение домашнего хозяйства». С появлением товарного производства экономика приобретает особую форму общественного разделения труда, что дает основание считать ее рыночной. Именно разделение труда в единстве процессов кооперации и специализации, по сути, и означает развитие экономики от низших форм к высшим. Таким образом, труд как целесообразная деятельность человека во всех формах ее проявления становится предметом науки. Одним из важных направлений науки о труде является экономика труда, рассматривающая проблемы организации и оплаты труда, производительности и эффективности, нормирования труда, формирования спроса и предложения на труд, взаимодействия субъектов труда, управления трудом на предприятии, качества трудовой жизни, анализа трудовых показателей и др.

Современное развитие постиндустриального общества неизбежно приводит к трансформации структуры и качества рабочей силы, возрастанию требований к профессионально-квалификационному уровню работников, дисциплине труда и др. Изменяются структурные характеристики рабочей силы, свидетельствующие об утрате прежней монолитности и однородности этой составляющей рынка труда. Так, помимо постоянно занятых, обычно пользующихся системой социальных выплат и привилегий, растет численность частично и временно занятых; работающих по договорам «аренды рабочей силы»; занятых по специальным трудовым контрактам. Эти группы работников в относительно меньшей степени зависят от работодателя, они обладают большими возможностями маневрирования на рынке труда.

Коренные изменения происходят и в статусе постоянно занятых работников. Современные наукоемкие и информационные технологии проникают во все отрасли производства и ломают сложившиеся профессионально-квалификационные структуры не только в промышленности, но и в сфере управления, услуг и др. Эта ломка выражается, в частности, в совмещении профессиональных знаний и в возникновении смежных профессий. Наиболее ярко этот процесс проявляется в сложном автоматизированном производстве, где подчас требуются знания из многих отраслей техники, электроники, механики, программирования. Одновременно во многих отраслях промышленности, торговле и сфере финансов происходит совмещение относительно несложных профессий. Например, в страховом деле один человек с помощью терминального устройства и телефона выполняет все операции по оформлению страхового полиса, тогда как раньше эти операции выполняли несколько людей.

Таким образом, сегодня происходят значительные изменения в структуре затрачиваемого общественного труда. Все эти процессы связаны так или иначе с экономией живого труда, его вытеснением непосредственно из самого производственного процесса. Живой труд, непосредственно включенный в производство как главная производительная сила, все дальше отходит на задний план и становится вторичным по отношению ко всеобщему универсальному труду, который опирается на всю сумму научных знаний, достижений культуры, традиций и других ценностей, накопленных человечеством. В постиндустриальном обществе такой труд становится главной составляющей деятельности человека. Всеобщий универсальный труд может проявляться двояким образом: во-первых, в труде крупных коллективов людей с разнообразными специальностями и опытом, работающих вместе, а во-вторых, в деятельности отдельных людей, использующих в своем труде в той или иной степени сумму научных, технических и культурных достижений человечества. В последнем случае классическое единство места и времени перестает быть необходимой характеристикой производственной деятельности. Ярким примером тому является распространение виртуальной занятости. Повсеместно наблюдается также снижение доли непосредственно производственных рабочих мест при увеличении доли так называемых непроизводственных. Например, в крупных западных компаниях непосредственно в самом производстве занято до 40% всей используемой рабочей силы. Остальные работники обеспечивают «производственные тылы»: сбыт, маркетинг, информационные операции, НИОКР, природоохранные мероприятия и др.

Таким образом, возникает парадокс «исчезновения труда» в непосредственном производстве. Кажется, что капитал, использующий живой труд, утрачивает свой смысл. Это дало возможность сформировать теорию, утверждающую, что в результате технологических инноваций на самом деле происходит не присвоение возросшего количества неоплаченного труда, а его сбережение.

Занятость в современном производстве по своей структуре все больше приобретает форму пирамиды. Ее вершина показывает, что занятость стремится к нулю и представляет собой производственную сферу; по мере движения вниз к подножию пирамиды растет занятость в различных вспомогательных отраслях (инфрасистема, наука, образование и др.). Все эти изменения дали основания ведущим экономистам (В. Леонтьев, Дж. Нейсбит, Д. Белл) пересмотреть теорию трудовой стоимости и взамен труда как главного фактора, образующего стоимость, выдвинуть на первый план знания и информацию.

Изменения качественных характеристик применяемого живого труда прямо влияют на распределение всего трудоспособного населения по сферам трудовой деятельности. Но в сознании людей существует в связи с этим некоторое число представлений, которые возможно, вскоре устареют. Во-первых, антитеза «умственный труд - физический труд» будет заменена, скорее всего, на «творческий труд - стандартный труд», при этом стандартный труд может быть не только физическим по содержанию. Во-вторых, труд перестанут рассматривать как чисто производственную деятельность. Подобная точка зрения привела к тому, что многие специалисты и обычные люди негативно относятся ко всем категориям непроизводственных должностей, которые якобы ничего не вносят в прирост национального богатства. Однако во всем мире сегодня ситуация такова, что на одно рабочее место в производственной сфере приходится три-четыре места в непроизводственной.

Постепенно формируются новые общие квалификационные требования, которые предъявляются прежде всего к современным профессиям, имеющим дело с наукоемкими и информационными технологиями. К таким требованиям относятся: способность к абстрактному мышлению; умение оперировать информацией и знаниями; умение программировать, аналитически и логически мыслить; способность быстро реагировать на всякое изменение ситуации, а в связи с этим - понимание того, как функционируют и взаимосвязаны экономические, технологические и социотехнологические системы.

Из всего вышесказанного нельзя сделать вывод о том, что рост информационного компонента в труде всегда равноценен повышению квалификационных требований. Процесс противоречив и не всегда однозначен. Например, было замечено, что операторы банковских компьютеров, хорошо разбираясь в формальных системах, с которыми работают, одновременно плохо понимают сущность самих банковских операций.

Все эти обстоятельства с очевидностью обусловливают тот факт, что управлять творческими интеллектуальными работниками с помощью традиционных методов невозможно. Поэтому сегодня речь идет о формировании системы инновационного управления трудом, наиболее адекватной современному постиндустриальному этапу развития экономики.

Объектом инновационного управления трудом являются человеческие ресурсы организации, а предметом - развитие творческого потенциала и инновационного поведения работников. Следует отметить, что инновационное управление трудом, с одной стороны, наиболее характерно для инновационных организаций, действующих в высокотехнологичных отраслях экономики, но, с другой стороны, и любая современная организация, которая хочет успешно конкурировать в рыночной среде, должна реализовывать инновационные принципы и методы управления.

Россия относится к числу стран с высокоразвитым человеческим капиталом, хорошо и профессионально подготовленной рабочей силой. Это было достигнуто во многом благодаря существовавшей в прошлые годы хорошо отлаженной профессиональной подготовке рабочей силы, включавшей обучение трудовым навыкам в средней школе, развитую региональную систему начального профессионально-технического образования, а также систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров непосредственно на производстве. Однако из-за перехода к рыночной экономике, наступления трансформационного спада и фактической остановки производства на многих предприятиях была разрушена система профессионального образования рабочих. Предприятия не смогли больше инвестировать средства в подготовку и повышение квалификации рабочих кадров. В результате за последние годы наблюдается существенное снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих, особенно среди молодежи, падение трудовой и производственной дисциплины и другие негативные явления. Не случайно во всех крупных производственных катастрофах последних лет одной из главных причин случившегося, был человеческий фактор.

Новый этап развития нашей страны, связанный с широким развитием рыночных отношений, не означает ухода проблем труда на второй план. Последнее десятилетие явственно показало, что без утверждения приоритета развития человека (основой которого в любом обществе являются трудовая деятельность и образование), гармонизации социально-трудовых отношений и установления справедливого уровня трудового вознаграждения все попытки стабилизации экономики, и тем более достижения устойчивого экономического роста, обречены на провал. Более того, решение ряда актуальных экономико-трудовых проблем должно предшествовать оздоровлению предприятий, структурной перестройке экономики.

Все это означает, что и в XXI в. проблемы труда займут достойное место в экономической науке. Принятие решений в области организации и оплаты труда, формирования системы социально-трудовых отношений, планирования карьеры, развития образовательного комплекса, реструктурирования предприятий, социальной политики - все эти мероприятия будут требовать глубокого и всестороннего экономического анализа. При этом неизбежно возрастут сложность и объем информационной базы, степень вариантности этого многоступенчатого процесса, что потребует реализации новых подходов к организации подготовки специалистов.

Изучая проблемы экономики труда в современных российских условиях, важно понять сущность кризисных явлений в экономике вообще и в социально-трудовой сфере в частности. Современный период развития обусловил резкое расширение спектра воздействующих на деятельность предприятия факторов, среди которых чаще всего преобладают факторы деструктивного плана. Изменение состояния внешней среды нередко приводит к существенной переоценке основных направлений политики предприятий в сфере труда и занятости. Однако внешнюю среду следует рассматривать не только как источник возникновения проблем и опасностей. При правильной организации управления человеческими ресурсами она является источником динамизма предприятия, его нацеленности на решение перспективных проблем. Основу соответствующих действий представляют антикризисные меры, направленные на реструктуризацию производственного аппарата, структурную перестройку.

Авторы книги едины во мнении, что современный период развития российской экономики предопределяет необходимость рассмотрения проблем управления трудом не в их статичном виде, а с учетом непрерывно происходящих изменений, связанных в первую очередь с необходимостью реструктуризации, перепрофилирования и санации предприятий.

Экономика труда, рассматривая весь этот комплекс проблем, призвана вырабатывать научно обоснованную политику в области формирования и использования человеческих ресурсов, накопления человеческого капитала. Необходимость изучения данной науки студентами, аспирантами, экономистами, руководителями среднего и высшего звена управления диктуется самой жизнью.

Предлагаемая читателю книга соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по направлению «Экономика» и предназначена для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономика труда», а также для работников, занятых в различных сферах экономики. Книга снабжена необходимым инструментарием для самостоятельного изучения, в том числе для дистанционного образования.


Глава 1. Экономика труда как наука о труде.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.