Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Повторение теоретического материала.





- Какая пословица оказалась у вас в 3 колонке?

- На каком лексическом явлении она построена?

- Прочитайте пословицы в 1 колонке, назовите синонимы.

- Какие слова называются синонимами?

- Как вы думаете, с какой елью они используются в пословицах?

- Какие пословицы у вас оказались во 2-ой колонке?

- Какие слова называются антонимами?

- Есть ли в выписанных пословицах однокоренные антонимы?

- Что достигается благодаря использованию антонимов в пословицах?

Еще немного потренируемся в нахождении синонимов и антонимов и в определении их роли.

В данном тексте найдите синонимы, выпишите их.

И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали … Н. Носов

- Почему их так много в отрывке? Для чего их использует автор? (Автор передает чувство голода у мальчика через синонимический ряд слов, каждое из которых передает оттенок процесса насыщения: есть – просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать – жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать – торопиться принимать пищу; рубать - есть поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать употребляются с целью подчеркнуть поспешность в еде, неприятное впечатление от процесса насыщения. Подкрепляться – принимать пищу для подкрепления своих сил; заправляться – такое же значение, но с шутливым оттенком.)



3)

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит.

- Прочитаем стихотворение вслух. Кто автор строк?

- Подумайте, какое лексическое явление используется в тексте?

- Найдите антонимы.

- Попробуйте определить их значение и роль (И днем и ночью, то есть на протяжении суток (временное значение)), можно было бы сказать так: все время ходит кот ученый, но в таком случае трудно представить ученого кота в светлое время дня и темной ночью. Направо и налево (пространственное значение) – кот совершает движение по кругу сначала в одну сторону, а затем в другую. Антонимы используются в качестве выразительного средства.



V. Работа с лингвистическим текстом.

О чем же говорят герои этого диалога?

Вслух читает учитель; это может быть сценка, представленная двумя учениками.

Встретились Копченый с Моченым, разговорились.

- Ну, как там наш Свежий? Опять чего-то с Черствым не поделили?

- Да, Свежий Черствому не товарищ. Черствый считает, что Свежий у него отбивает хлеб. Между прочим, Теплый сначала поддерживал Свежего. Пока речь шла о хлебе.

- Теплый в любом хлебном деле на стороне Свежего, хотя и отдает Черствому должное за его многолетний опыт.

- Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился на Свежего, обвиняя его в том, что он охлаждает теплоту наших отношений. "Я синоним Свежего, - сказал Теплый, - пока дело идет о насущном хлебе. Но в отношении атмосферы – пусть он меня простит: тут я его антоним".

- Не поймешь этого Теплого: то он синоним, то антоним.

- Но самое интересное: когда речь зашла об атмосфере в коллективе, Свежего поддержал знаешь кто? Черствый!

- Он же был против него?

- Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об атмосфере, об отношении к товарищам … В этом отношении, между нами говоря, Черствый – синоним Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним Прохладного …

- А Прохладный – синоним Свежего? Ну и обстановка в вашем коллективе. Никогда не знаешь, кто тебе синоним, кто антоним …

Посмотрел Моченый на Копченого, а Копченый на Моченого посмотрел. И разошлись по своим делам: один по моченым делам, другой – по копченым.

- Давайте подумаем, если речь идет о "хлебном деле", кто войдет в "группу поддержки" Свежего?



- А в группу его антагониста Черствого?

- Как вы думаете, эти слова имеют одинаковое лексическое значение или имеют отличия?

- Запишем эти синонимы в тетрадь, расположив их в синонимическом ряду по мере нарастания признака. Вчерашний, старый, залежавшийся, сухой, черствый, затхлый.

- А если речь идет об "атмосфере в коллективе"? Кто будет синонимом свежего? Прохладный, холодный, натянутый, черствый.

- А кто же будет ему антонимом? Теплый, дружеский, отзывчивый, неравнодушный.

- Хорошо, но у нас еще есть атмосфера Земли. Поговорим о воздухе. Как здесь распределяются отношения между словами?

Синонимы Свежего: прохладный, холодный, освежающий.

Антонимы Свежему: теплый, душный, застоявшийся.

- Сделаем вывод: в зависимости от контекста и от значения многозначного слова (например, свежий) его синонимы и антонимы могут быть разными и даже меняться местами.

На прошлом уроке мы оставили без внимания, без примеров последний пункт плана о текстовых синонимах, а сейчас мы можем привести такие примеры. Итак, в одном тексте о свежем хлебе мы можем сказать .., а о плохих отношениях в коллективе …

VI. Лингвистический эксперимент (устно). Интересно?

Посмотрите, какое многообразие синонимов и антонимов, и очень важно уметь правильно выбрать слово, нужно осмысленно подходить к выбору слов.

Работа в парах.(Текст на партах. Словари синонимов, толковые словари).

Давайте проведем лингвистический эксперимент. Перед вами текст.

Узкими горными тропами … пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал белый пудель Арго …

За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических выступлений …

Наконец, сзади ( …) старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине … (А.Куприн).

- Вместо скобок нужно вставить подходящий по смыслу, передающий движения именно Мартына Лодыжкина глагол. Перед вами синонимический ряд глаголов брести – ползти – тянуться – тащитьсяплестись.

По словарям определите лексическое значение каждого глагола и выберите самый подходящий

(ползти – идти, передвигаться очень медленно, тянуться – двигаться один за другим, тащиться – идти медленно с трудом, плестись – идти медленно, вяло). (Учащиеся читают свои варианты, объясняют выбор).

Вывод: плестись – передвигаться с трудом по какой-то причине: из-за болезни, усталости … Это слово наиболее точно и полно передает состояние дедушки Мартына, а писатель использует его, чтобы сказать о трудной участи своего героя, жившего бродячей жизнью артиста, зарабатывая таким образом себе на жизнь

6) И в завершении выполним еще одно упражнение. В тексте вставьте антонимы и попробуйте объяснить их роль (задание выполняется учащимися самостоятельно, цель объясняется устно).

Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и … (А.П.Чехов)

Мы чаще можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …, умен, чем(Л.Н.Толстой)

VII. Итог. Что нового об отношениях синонимов и антонимов мы узнали на уроке?

Урок 3.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (устно, задание на доске)

1) Нерадивый ученик выполнил задание и наделал ошибок, поможем ему все исправить.

1. Он выписал такие текстовые синонимы: Москва, новостройки, город, старая Москва.
2. Исправьте ошибки и недочеты:

свежий хлеб – старый хлеб; свежий журнал – старый журнал; свежий ветер – теплый ветер; легкий труд – трудный труд; легкий путь – тяжелый путь; легкий ветер – сильный ветер.

III. Выполнение тренировочных упражнений

2) Я предлагаю Вам выполнить два задания для того, чтобы потренироваться в правильном и точном подборе слов.

- Ученик списывал небольшой текст и что-то в нем напутал. Художественная миниатюра называется "Февраль", но речь в ней идет непонятно о чем.

Давайте заменим выделенные слова антонимами и попытаемся восстановить текст, но нужно найти то слово, которое было у автора Федора Абрамова.

В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром (начало, весна, первый, зазеленели, радостно, оттаявший).

Ну а в этом тексте нужно из синонимического ряда выбрать единственно правильное слово и восстановить еще одну художественную зарисовку Ф.Абрамова (по ходу записи подбираем синоним, обращаемся к словарю).

Почему автор выбрал "бронзовый", "лимонный"?

(Брусничный, густо-розовый, красноватый) соком стала наливаться листва черемухи. Желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок. Малиново-розовые листья вяза. Бронзовая листва дуба. Красные сосны, прошитые лимонными березами. (Золотой, лимонно-солнечный, желтый, янтарный) кустарники. Поле капустное. Иссиня-морозные кочаны. Желтый березняк, густо расшитый красной рябиной. (Ф.Абрамов)

- Одной чертой подчеркните слова из синонимического ряда к слову "желтый", двумя чертами – к слову "красный".

- С какой целью автор использует синонимы?

- Как бы вы назвали эту миниатюру? (Сентябрь)

IV. Лексический разбор

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.