Сделай Сам Свою Работу на 5

Тип урока: урок сообщения новых знаний.





Мобилизирующее начало урока.

Урок начинается с чтения учителем стихотворения Б.Бобылевой.

Гиппопотама бегемот однажды повстречал: - Вы кто? – спросил. - Я бегемот, - Гиппопотам сказал. Тут возмутился бегемот: - Кто ж я тогда такой?! - А вы, - ему ответил тот, - Гиппопотам простой. Гиппопотаму бегемот Сказал: "Вы просто лжец!" С гиппопотамом бегемот рассорился вконец. Они уже который год И здесь шумят и там – Все не решат: Кто бегемот, А кто гиппопотам.

- Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей? Был ли смысл им ссориться и почему? Интересно?

II. Объяснение новой темы.

Слово учителя.

Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы.

"Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает "соименный", то есть синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.



Работа с лингвистическим текстом.

Откроем учебник и посмотрим, что еще интересного мы узнаем о словах-друзьях.

Работа в группах. Предлагаю вам следующую работу: на доске записан тезисный план этого параграфа, прочитайте § 60 и разделите его на части соответственно пунктам плана.

На доске. План § 60. (Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.В.)

1. Синонимы – это…

2. Синонимы не всегда могут свободно заменять друг друга.

3. Синонимы образуются из слов одной части речи.

4. Синонимы делают нашу речь более точной и образной.

5. .Некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста.

Полезно? Методически оправданно?

2) – Что у нас получилось? Прочитаем. (Каждая группа читает по 1 пункту плана и текст к нему, после прочтения каждой части весь класс старается привести свои примеры, которые записываются в тетради, получается "план из примеров".)

1. Луна, месяц; бегемот, гиппопотам.

2. Лошадь, конь.

3. Прилагательные: красный, алый, пурпурный; глаголы: идти, шагать.



4. Ошибка, ляпсус…

А этот пункт плана пока оставим без примеров и обратимся к нему позже.

3) Какой пункт плана параграфа учебника раскрывает и дополняет этот материал? !!!

Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Если каждого человека, который не поддается чувству страха и умеет преодолевать его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение будет приблизительным. Человека активно смелого, не боящегося опасности, идущего навстречу ей, следует назвать ХРАБРЫМ, того, кто не теряет присутствия духа перед лицом большой опасности, - МУЖЕСТВЕННЫМ, а НЕУСТРАШИМЫМ будет тот, кого ничто не страшит. Более торжественно, чем РОДИНА, звучит слово ОТЧИЗНА. ДРУГ – это человек, близкий по духу, на которого можно положиться, а ПРИЯТЕЛЬ – тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре.

4) - Докажите, что этот текст раскрывает именно 4 пункт плана.

- Выпишем в тетради синонимы, которые использованы в тексте:

1. Смелый, храбрый, мужественный, неустрашимый.
2. Родина, Отчизна.
3. Друг, приятель.



- Может быть, кто-то знает еще один синоним к этим словам (2)? Нет? Тогда найдите его в следующей строчке: И дым Отечества нам сладок и приятен.

- Допишем синонимический ряд, словом ОТЕЧЕСТВО.

III. Закрепление новых знаний.

Попробуйте найти синонимы в следующем отрывке. Работа с доской. ??? С доской?

Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).

Учащиеся выписывают синонимические ряды.

Как мы поняли, слова могут дружить, сближаться по смыслу, но в начале урока мы упоминали о том, что они могут и спорить, ссориться или, другими словами, противопоставляться друг другу по смыслу.

Слово учителя.

Посмотрите, какие слова из нашего отрывка никогда не помирятся, слова, которые всегда будут противопоставлены друг другу? Работа с доской.

зима – лето
холод – жара
стужа – зной

Работа с лингвистическим текстом.

Откройте учебник, найдите и прочитайте, как называются слова, противоположные по лексическому значению.

- Антоним, слово греческое, как и синоним, и в переводе обозначает "противоположное имя".

- Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в своей речи?

- Посмотрите, что об этом говорится в тексте параграфа.

- Приведите примеры использования антонимов, смотрите в учебнике.

V. Закрепление новых знаний.

А сейчас попробуйте найти антонимы в загадке, выпишите их в тетрадь.

Бывает он в холод, Бывает он в зной, Бывает он добрый, Бывает он злой. В открытые окна Нежданно влетит, То что-то прошепчет, То вдруг загудит, Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять… (Ветер).

- Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер).

- Посмотрите внимательно на пары антонимов и скажите, чем последняя пара отличается от предыдущих? (В третьей паре слова однокорневые, а в первых двух – разнокорневые).

- Какой корень в этих словах? Выделите его. (у-мчит-ся – при-мчит-ся).

- Найдите, что по этому поводу говорится в тексте учебника?

Мы много узнали о синонимах и антонимах. А сейчас посмотрим, как они используются в сказках. Я буду читать вам маленькие отрывочки из сказок, а вы – выписывать антонимы в два столбика: однокорневые и разнокорневые.

1. – Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

2. Однажды спорили Правда и Кривда: чем лучше жить – кривдой или правдой?

3. Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

4. Не мириться я пришел, - говорит Фролка, - драться!

5. Много ли, мало ли они купались – Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

6. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды – одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды.

- Как вы думаете, с какой целью в этих отрывках использованы антонимы?

10) – А в следующих отрывках найдите синонимы, выпишите их в тетради. Подумайте, какую роль они играют в этих отрывках?

1. Сел Иван-царевич на коня и вслед за Никанором-богатырем поехал на неприятеля; стали биться, рубиться, изводить силу змеиную.

2. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный.

- Синонимами могут быть не только слова, но и сочетания слов. Найдите такие синонимы.

1. а) - Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
б) – Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время - я тебе пригожусь.

2. а) Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом.
б) Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески.

3. а) Только подумал, а медведь тут как тут…
б) Не успел подумать, а заяц тут как тут…

VI. Итог урока. С какими лексическими явлениями мы сегодня познакомились?

Урок 2.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Мобилизующее начало урока.

Разделите страницу на три колонки. Я буду читать вам пословицы, а вы записывать их: в 1 колонку – с синонимами, во 2-ую – с антонимами, а если в пословице нет ни синонимов, ни антонимов, то записывайте ее в 3-ью колонку. Антонимы и синонимы подчеркивайте.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.