|
Посвящаю детям -- творцам будущего
Б.П.Никитин. Развивающие игры
Автор книги, известный многим читателям по выступлениям в печати овоспитании детей, рассказывает об опыте применения и использования в своейсемье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развитиятворческих способностей ребенка. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной "умственнойгимнастикой", подробное описание методики их проведения и способаизготовления. Для родителей. Рецензент кандитат педагогических наук Г. Г. Левитас Москва, "Педагогика" 1981 --------
Посвящаю детям -- творцам будущего
Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным,способным? Это зависит от вас, от того, когда начнете и как будете развивать егоспособности... -------- * Предисловие *
А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре..."Значит, игра, ее организация -- ключ в руках родителей, ключ в организациивоспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра -- этосвоеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость,находчивость, выдержка, активность. Игра -- это и школа общения для ребенка. Известно, что игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, идидактические. Игровой дух может пронизывать всю жизнь семьи, объединятьродителей и детей. Именно такой дух раскованности, игры царит в доме БорисаПавловича и Лены Алексеевны Никитиных. Это позволяет родителям не превращатьлюбое дело в суровую необходимость, придавать своим педагогическим целямувлекательный характер, и тогда позиция педагога сразу же становится кровнымделом детей, а воспитание -- творчеством. В жизни этой семьи не понукания и запреты стоят на первом месте, асовместные радостные поиски и переживания от удачных находок. Внутреннеродившееся усилие приводит к образованию новых потребностей испытать себя вделе, повторить удовольствие от успеха, пережитого в игре. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле онавластно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума,выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженнымтрудом и через усилие ведет к удовольствию. Если внимательно всмотреться в быт семьи Никитиных, то можно заметитьсвоеобразные мостики, которые соединяют игровое начало с неигровым. СынАлеша приобрел ловкость в игре. И это качество само по себе срабатывает,когда он чинит крышу -- тут ведь тоже ловкость нужна. А когда он понескольку часов сидит за изготовлением точного прибора -- здесь не тольковыдержка и аккуратность нужны, но и приобретенные в играх находчивость,сметка. Думается, что к этим сложнейшим связям, которые сложились в семьеНикитиных, Борис Павлович и его жена Лена Алексеевна пришли сознательно. Ужедавно Борис Павлович увлечен педагогикой и психологией. Он создавалпсихологические тесты, задачи для определения творческих способностейшкольника. Поэтому игровой опыт Никитиных можно рекомендовать родителям. Игры, описанные в этой книге, не просто собраны, не просто подобраныметодически и описаны -- они "рождены", переосмыслены, додуманы, вывереныопытом известной семьи Л. А. и Б. П. Никитиных. Воспитательная система Никитиных представлена в этой книге лишь однойсвоей гранью. Это система, которую можно назвать Педагогикой ПредоставленияВозможностей. Эту педагогику развивали В. А. Сухомлинский, Б. Спок, Я.Корчак. Никитины успешно осуществляют и глубоко осмысливают эту педагогику вусловиях своей многодетной семьи. Получить представление об этой педагогике,почувствовать ее главный смысл и "аромат", перенять ее можно по темправилам, которые сформулированы в этой книге. Вот пять условий развития способностей детей, которые приводятся вначале книги: 1) раннее начало; 2) создание среды, способствующейразвивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; 3) организациямаксимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижениепотолка возможностей; 4) обеспечение большой свободы в выборе деятельности;5) помощь взрослых. Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Толькоих совокупность даст определенные результаты, в чем могут убедитьсячитатели. Эта книга описывает подсистему системы воспитания Никитиных, чтодоказывается соответствием особенностей игр тем пяти условиям, которыевыдвинуты: 1) "пища" для ума с раннего возраста; 2) условия для опережающегоразвития способностей; 3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего"потолка", ребенок развивается наиболее успешно; 4) игры не терпятпринуждения и создают атмосферу радостного творчества; 5) родители учатся немешать ребенку в самостоятельной деятельности. Это значит, что даже в отрывеот всей остальной системы Никитиных грамотное применение описанных здесь игрсамо по себе даст толчок в развитии ребенка. Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенновозрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных2-3-летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются взрослые. Этиигры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностейребенка. Их, конечно, нельзя называть играми в подлинном смысле этого слова.Это скорее обучение с использованием игровых моментов. Поэтому автор книгинастойчиво предостерегает родителей, которые, желая блага своему ребенку,могут перегрузить его занятиями, не учитывая индивидуальных особенностей.Поэтому -- никакого принуждения! Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают,открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души. Теперь осталось пожелать родителям внимательно прочитать книгу,изготовить игры и начать играть. -------- * Что такое развивающие игры *
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|