Сделай Сам Свою Работу на 5

XIII. 4.2. Макроцикл тренировки





В основе планирования спортивной тренировки в течение макроцикла (большого цикла) лежит необходимость достижения макси­мального уровня спортивных результатов. Это возможно лишь при наличии спортивной формы — состояния оптимальной готовности кспортивным достижениям, которое приобретается в результате подготовки на каждой новой ступени спортивного совершенствования.

Развитие спортивной формы проходит три фазы: 1) фа


становления (приобретения); 2) фазу стабилизации; 3) фазу временной утраты.

Развитие спортивной формы в фазе становления предполагает повышение уровня возможностей основных функциональных систем организма, формирование двигательных навыков и умений, развитие различных физических качеств и способностей.

Фаза стабилизации спортивной формы характеризуется готовно­стью пловца к высшим спортивным достижениям. Относительная стабилизация спортивной формы, присущая этой фазе, не означает остановки ее развития: на фоне сохранения спортивной формы происходит дальнейшее совершенствование функциональных возмож­ностей, определяющих уровень спортивных результатов, что способ­ствует определенному их росту в этой фазе.



Для фазы временной утраты спортивной формы характерно нарушение специализированных координационных связей, снижение уровня функциональных возможностей систем организма, определяю­щих проявление специфических качеств.

Фазы развития спортивной формы определяют особенности построения и содержания тренировочного процесса. Количество и продолжительность периодов в тренировочном макроцикле совпадают с количеством и продолжительностью отдельных фаз развития спор­тивной формы. В соответствии с этим тренировочный макроцикл делится на три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период соответствует фазе приобрете­ния спортивной формы, соревновательный — фазе ее стабилизации, а переходный — фазе временной ее утраты. Такая структура тренировки обычно принята, когда в течение года планируется один большой цикл. Когда таких циклов два или три, то в одном периоде обычно совмеща­ются фазы утраты и становления спортивной формы (рис. 68).



Подготовительный период

В подготовительном периоде должны быть решены все основные задачи подготовки пловца к участию в соревнованиях. Здесь закладыва­ется прочная функциональная база, которая необходима для выполне­ния больших объемов специальной работы, направленной на непосред­ственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма пловца к эффективной соревновательной деятельности; совершен­ствуются двигательные навыки; развиваются специальные физические


качества и способности; осуществляется психологическая и тактичсск подготовка, т. е. решается весь комплекс многообразных зад| обеспечивающих успешное выступление пловца в запланирован)! количестве соревнований и достижение им наивысших результатом ответственных соревнованиях сезона.

Подготовительный период принято делить на два этапа общеподготовительный и специально-подготовительный.

Общеподготовительный этап подготовительного периода. Треп ровка на этом этапе направлена прежде всего на создание фундамеи для последующей работы над непосредственным повышением спорт; ного результата, а также на расширение возможностей основн функциональных систем пловца, создание физических, технических психологических предпосылок для повышения спортивных результат

Специальная часть подготовки на этом этапе подготовительно периода заключается в избирательном совершенствовании отдели качеств и способностей, определяющих уровень развития комплексн специальных качеств, которые непосредственно влияют на урове спортивного результата.



Особое место в процессе подготовки занимает избирательн воздействие на повышение возможностей к анаэробному и аэробно ресинтезу АТФ, избирательное улучшение скоростно-силовых па метров гребковых движений, повышение уровня максимальной сил тяги, развиваемой при плавании, совершенствование техническ предпосылок, определяющих качество движений руками и ногам продуктивность дыхания и др.

Важной задачей процесса подготовки на первом этапе подготов тельного периода является повышение способностей пловца к перене нию значительного количества больших специфических нагрузок.

Известно, что уровень аэробной производительности — физиолог ческой основы общей выносливости — служит предпосылкой д. успешного решения других тренировочных задач: повышения скор стно-силовых и анаэробных возможностей, развития специальн выносливости и др. Однако это не означает, что работа над развитие других качеств и способностей должна осуществляться, когда у достигнут высокий уровень аэробной производительности. Работа н развитием различных сторон подготовленности пловца должна идт параллельно. Но доля упражнений различной направленности неодш кова: вначале преимущественно применяются средства, направленн; на развитие аэробных возможностей, а затем происходит смещение сторону увеличения объема тренировочных средств, способствующ: повышению скоростно-силовых качеств, анаэробной производительн сти и др.

Специально-подготовительный этап подготовительного перио Тренировка на втором этапе подготовительного периода имеет цель непосредственное становление спортивной формы. Этой цели служ смещение акцента тренировки в сторону увеличения доли специальн подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, также собственно соревновательных упражнений.

Содержание тренировки направлено на развитие (на базе созданны


на первом этапе предпосылок) комплексных качеств — скоростных возможностей и специальной выносливости, а также на достижение их гармонического сочетания в соревновательной деятельности.

Наряду с этим значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствую­щим повышению локальных качеств и способностей, в комплексе определяющих уровень спортивного результата. Такое построение тренировки создает предпосылки для достижения более стабильных результатов, а также для их улучшения в соревновательном периоде.

Значительное место отводится совершенствованию в технике. Эта задача обычно решается параллельно с развитием физических качеств и осуществляется в двух основных направлениях: 1) совершенствование техники движений по форме и структуре для достижения их высокой эффективности с точки зрения повышения скоростных возможностей; 2) совершенствование экономичности техники путем перестроек в рабо­те двигательного аппарата, а также путем повышения продуктивности дыхания.

Направленность средств и методов тренировки на этом этапе способствует налаживанию высококоординационных связей в дея­тельности двигательных и вегетативных систем. В наибольшей мере этому помогает использование соревновательных упражнений, доля которых в общем объеме выполняемой работы достигает суще­ственных величин, особенно при тренировке квалифицированных плов­цов.

Соревновательные упражнения на протяжении второго этапа подготовительного периода распределяются неравномерно: их количе­ство постепенно возрастает по мере приближения подготовительного периода к завершению. Это же касается и основных характеристик специально-подготовительных упражнений- В начале этапа широко применяют упражнения, еще весьма отдаленные от соревновательных, которые способствуют избирательному воздействию на различные свойства и качества, положительно влияющие на спортивный ре­зультат. Однако, по мере развития специальной тренированности и становления спортивной формы используемые упражнения приближа­ются к непосредственно соревновательной деятельности. Подготовка пловца приобретает все более выраженный интегральный характер. Ее цель — воплотить в соревновательном упражнении весь комплекс функциональных и психологических перестроек, двигательных навыков п умений, знаний и опыта, достигнутых пловцом за весь предыдущий период напряженной работы.

Учитывая важность соревновательной деятельности для достиже­ния высокого уровня специальной подготовленности, следует широко использовать наряду с соревновательной практикой в основном упражнении состязания по элементам соревновательной деятельности пли выступления на смежных дистанциях, а также в других способах плавания. При этом нужно исходить из необходимости максимального приближения условий учебных соревнований к тем, которые имеют место в наиболее ответственных стартах. Следует учитывать, что ответственные старты оказывают огромное влияние на эмоции спортсмена и предъявляют высокие требования к проявлению его


волевых качеств. Поэтому моделирование в тренировке условий, ih< возможности максимально приближенных к соревновательным, прими дат в действие те адаптационные механизмы организма плоти которые позволяют в условиях высокоответственных соревновании полностью мобилизовать имеющиеся функциональные возможности N достичь высоких стабильных результатов.

Соревновательный период

Основная задача соревновательного периода — сохранение и даль нейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленности пловца и возможно более полная его реализация в ответственных соревнованиях. Эта задача достигается применением соревновательныv и близких к ним специально-подготовительных упражнений.

Организация процесса специальной подготовки в соревновательь )м периоде осуществляется в соответствии с календарем основных со» | ревнований. Количество таких соревнований в одном цикле у пловцои разного возраста и различной квалификации обычно находится | пределах 1—3. Проводится специальная подготовка к этим соревнова­ниям, в процессе которой учитываются все конкретные особенное i и данных соревнований, начиная от задач, стоящих перед пловцом в том или ином соревновании, и заканчивая составом предполагаемыч участников.

Все остальные соревнования носят тренировочный характер и, как правило, не требуют специальной подготовки к ним, так как сами являются одними из наиболее важных звеньев подготовки к основным соревнованиям. Часть из них предусматривается календарем, а часть организуется в виде контрольных стартов.

Рациональная организация подготовки пловца к ответственным соревнованиям предполагает осуществление таких важных задач, как поддержание ранее достигнутого уровня общей физической подго товленности, дальнейшее упрочение и повышение уровня специальной подготовленности. Решение этих задач возможно лишь на основ! рационального соотношения средств общей и специальной подготовки пловца, а также средств активного отдыха.

Особое внимание в соревновательном периоде следует уделяп построению тренировки в течение последних двух недель nepi/i ответственными соревнованиями. Тренировку в это время нужно строить сугубо индивидуально, и она не должна вписываться н стандартные схемы.

На организацию подготовки пловца к ответственным соревноваии ям влияют многие факторы, в том числе функциональное состояние пловца, уровень его тренированности, степень устойчивости техниче­ского навыка, психологическое состояние спортсмена в данный момент. Особое значение в определении характера непосредственной подготовки имеют индивидуальные особенности спортсмена — его реакция ни тренировочные и соревновательные нагрузки.

Несмотря на то что тренировка в данный период должна осуин ствляться индивидуально, существенное значение для рациональной gfl


организации имеет ряд общих положений. Надо учитывать, что в это кремя не следует ставить перед пловцом задач дальнейшего повышения Функциональных возможностей основных функциональных систем и механизмов, определяющих уровень специальной подготовленности. Их состояние нужно поддерживать на ранее достигнутом уровне. Л в связи с этим нельзя выполнять большой объем интенсивной работы, тем более что специальная тренированность является след­ствием достаточно прочных морфологических, физиологических и пси­хологических изменений, происходящих под влиянием тренировки. Соблюдению этого положения помогает такое планирование микро­циклов, предшествующих соревнованиям, которое обеспечивает полное восстановление организма пловца после ранее полученных нагрузок. При этом следует учитывать, что после занятий с большими нагрузками восстановление отдельных сторон работоспособности, а также ряда показателей, отражающих состояние основных функцио­нальных систем организма, может затягиваться до трех-пяти суток. На продолжительность восстановления важнейших показателей и на время наступления фазы суперкомпенсации значительное влияние оказывает направленность занятия с большой нагрузкой: после скоростных нагрузок в плавании период восстановления короче, а после нагрузок, направленных на развитие выносливости, длиннее. Эти данные определяют время планирования последнего занятия с большой нагрузкой — его нужно проводить в зависимости от направленности работы и индивидуальных особенностей пловца за четыре-шесть дней до соревнований. После этого необходимо резкое снижение нагрузки. Наибольшее ее снижение производится за два-три дня до старта, когда применяются средства активного отдыха, малоинтенсивное плавание и др. Затем, за два дня до соревнований, как правило, увеличивают интен­сивность работы при очень незначительном ее объеме.

Переходный период

Длительная напряженная тренировка в течение подготовительного и соревновательного периодов макроцикла приводит к кумуляции утомления, характеризующегося в первую очередь значительным снижением возможностей адаптационных процессов, протекающих в организме под воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок.

Основная задача переходного периода состоит в устранении физического и психического утомления и предотвращении перенапряже­ния приспособительных возможностей организма пловца. Параллельно с этим в переходном периоде решаются задачи подтягивания отстаю­щих сторон подготовленности спортсмена и создания предпосылок для проведения напряженной тренировочной работы в следующем большом цикле.

В i переходном периоде уменьшают количество тренировочных занятий и величину нагрузок, резко изменяют соотношение трениро­вочных средств — в сторону значительного преобладания общеподго-говительных упражнений. Объем специально-подготовительных уп-


ражнений, применяемых в этот период, не должен превышать 10-от общего объема тренировочных упражнений.

Основная цель применения общеподготовительных упражнений обеспечение плодотворного активного отдыха. Такие упражнсн должны повысить эмоциональность занятия, вызвать интерес у пло цов. Этим определяется то, что одними из наиболее целесообразш. средств активного отдыха являются различные виды туричм спортивные и подвижные игры, охота, рыбная ловля.

Пловцу "предоставляется право выбора средств и мест занятий п| условии, что это не приведет к нарушению закономерностей активно отдыха.

Средства активного отдыха, составляющие основное содержап переходного периода, сами не вызывают прироста уровня тренир ванности, но создают значительные предпосылки для ее увеличения новом цикле.

Специально-подготовительные упражнения, применяемые в это период в небольшом объеме, используются для устранения отдельнь мелких недостатков в специальной подготовленности пловцов, а такж для поддержания достигнутого уровня тренированности. Эти упражп ния должны заметно отличаться от соревновательных и не оказыва значительной специальной нагрузки на организм пловца.

Продолжительность переходного периода обычно невелика и пр нормальном протекании тренировочного процесса колеблется в пред лах трех-шести недель. Сроки переходного периода определяют напряженностью предыдущей тренировочной и соревновательно деятельности пловца.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.