XIII. 4.2. Макроцикл тренировки
В основе планирования спортивной тренировки в течение макроцикла (большого цикла) лежит необходимость достижения максимального уровня спортивных результатов. Это возможно лишь при наличии спортивной формы — состояния оптимальной готовности кспортивным достижениям, которое приобретается в результате подготовки на каждой новой ступени спортивного совершенствования.
Развитие спортивной формы проходит три фазы: 1) фа
становления (приобретения); 2) фазу стабилизации; 3) фазу временной утраты.
Развитие спортивной формы в фазе становления предполагает повышение уровня возможностей основных функциональных систем организма, формирование двигательных навыков и умений, развитие различных физических качеств и способностей.
Фаза стабилизации спортивной формы характеризуется готовностью пловца к высшим спортивным достижениям. Относительная стабилизация спортивной формы, присущая этой фазе, не означает остановки ее развития: на фоне сохранения спортивной формы происходит дальнейшее совершенствование функциональных возможностей, определяющих уровень спортивных результатов, что способствует определенному их росту в этой фазе.
Для фазы временной утраты спортивной формы характерно нарушение специализированных координационных связей, снижение уровня функциональных возможностей систем организма, определяющих проявление специфических качеств.
Фазы развития спортивной формы определяют особенности построения и содержания тренировочного процесса. Количество и продолжительность периодов в тренировочном макроцикле совпадают с количеством и продолжительностью отдельных фаз развития спортивной формы. В соответствии с этим тренировочный макроцикл делится на три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период соответствует фазе приобретения спортивной формы, соревновательный — фазе ее стабилизации, а переходный — фазе временной ее утраты. Такая структура тренировки обычно принята, когда в течение года планируется один большой цикл. Когда таких циклов два или три, то в одном периоде обычно совмещаются фазы утраты и становления спортивной формы (рис. 68).
Подготовительный период
В подготовительном периоде должны быть решены все основные задачи подготовки пловца к участию в соревнованиях. Здесь закладывается прочная функциональная база, которая необходима для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма пловца к эффективной соревновательной деятельности; совершенствуются двигательные навыки; развиваются специальные физические
качества и способности; осуществляется психологическая и тактичсск подготовка, т. е. решается весь комплекс многообразных зад| обеспечивающих успешное выступление пловца в запланирован)! количестве соревнований и достижение им наивысших результатом ответственных соревнованиях сезона.
Подготовительный период принято делить на два этапа общеподготовительный и специально-подготовительный.
Общеподготовительный этап подготовительного периода. Треп ровка на этом этапе направлена прежде всего на создание фундамеи для последующей работы над непосредственным повышением спорт; ного результата, а также на расширение возможностей основн функциональных систем пловца, создание физических, технических психологических предпосылок для повышения спортивных результат
Специальная часть подготовки на этом этапе подготовительно периода заключается в избирательном совершенствовании отдели качеств и способностей, определяющих уровень развития комплексн специальных качеств, которые непосредственно влияют на урове спортивного результата.
Особое место в процессе подготовки занимает избирательн воздействие на повышение возможностей к анаэробному и аэробно ресинтезу АТФ, избирательное улучшение скоростно-силовых па метров гребковых движений, повышение уровня максимальной сил тяги, развиваемой при плавании, совершенствование техническ предпосылок, определяющих качество движений руками и ногам продуктивность дыхания и др.
Важной задачей процесса подготовки на первом этапе подготов тельного периода является повышение способностей пловца к перене нию значительного количества больших специфических нагрузок.
Известно, что уровень аэробной производительности — физиолог ческой основы общей выносливости — служит предпосылкой д. успешного решения других тренировочных задач: повышения скор стно-силовых и анаэробных возможностей, развития специальн выносливости и др. Однако это не означает, что работа над развитие других качеств и способностей должна осуществляться, когда у достигнут высокий уровень аэробной производительности. Работа н развитием различных сторон подготовленности пловца должна идт параллельно. Но доля упражнений различной направленности неодш кова: вначале преимущественно применяются средства, направленн; на развитие аэробных возможностей, а затем происходит смещение сторону увеличения объема тренировочных средств, способствующ: повышению скоростно-силовых качеств, анаэробной производительн сти и др.
Специально-подготовительный этап подготовительного перио Тренировка на втором этапе подготовительного периода имеет цель непосредственное становление спортивной формы. Этой цели служ смещение акцента тренировки в сторону увеличения доли специальн подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, также собственно соревновательных упражнений.
Содержание тренировки направлено на развитие (на базе созданны
на первом этапе предпосылок) комплексных качеств — скоростных возможностей и специальной выносливости, а также на достижение их гармонического сочетания в соревновательной деятельности.
Наряду с этим значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению локальных качеств и способностей, в комплексе определяющих уровень спортивного результата. Такое построение тренировки создает предпосылки для достижения более стабильных результатов, а также для их улучшения в соревновательном периоде.
Значительное место отводится совершенствованию в технике. Эта задача обычно решается параллельно с развитием физических качеств и осуществляется в двух основных направлениях: 1) совершенствование техники движений по форме и структуре для достижения их высокой эффективности с точки зрения повышения скоростных возможностей; 2) совершенствование экономичности техники путем перестроек в работе двигательного аппарата, а также путем повышения продуктивности дыхания.
Направленность средств и методов тренировки на этом этапе способствует налаживанию высококоординационных связей в деятельности двигательных и вегетативных систем. В наибольшей мере этому помогает использование соревновательных упражнений, доля которых в общем объеме выполняемой работы достигает существенных величин, особенно при тренировке квалифицированных пловцов.
Соревновательные упражнения на протяжении второго этапа подготовительного периода распределяются неравномерно: их количество постепенно возрастает по мере приближения подготовительного периода к завершению. Это же касается и основных характеристик специально-подготовительных упражнений- В начале этапа широко применяют упражнения, еще весьма отдаленные от соревновательных, которые способствуют избирательному воздействию на различные свойства и качества, положительно влияющие на спортивный результат. Однако, по мере развития специальной тренированности и становления спортивной формы используемые упражнения приближаются к непосредственно соревновательной деятельности. Подготовка пловца приобретает все более выраженный интегральный характер. Ее цель — воплотить в соревновательном упражнении весь комплекс функциональных и психологических перестроек, двигательных навыков п умений, знаний и опыта, достигнутых пловцом за весь предыдущий период напряженной работы.
Учитывая важность соревновательной деятельности для достижения высокого уровня специальной подготовленности, следует широко использовать наряду с соревновательной практикой в основном упражнении состязания по элементам соревновательной деятельности пли выступления на смежных дистанциях, а также в других способах плавания. При этом нужно исходить из необходимости максимального приближения условий учебных соревнований к тем, которые имеют место в наиболее ответственных стартах. Следует учитывать, что ответственные старты оказывают огромное влияние на эмоции спортсмена и предъявляют высокие требования к проявлению его
волевых качеств. Поэтому моделирование в тренировке условий, ih< возможности максимально приближенных к соревновательным, прими дат в действие те адаптационные механизмы организма плоти которые позволяют в условиях высокоответственных соревновании полностью мобилизовать имеющиеся функциональные возможности N достичь высоких стабильных результатов.
Соревновательный период
Основная задача соревновательного периода — сохранение и даль нейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленности пловца и возможно более полная его реализация в ответственных соревнованиях. Эта задача достигается применением соревновательныv и близких к ним специально-подготовительных упражнений.
Организация процесса специальной подготовки в соревновательь )м периоде осуществляется в соответствии с календарем основных со» | ревнований. Количество таких соревнований в одном цикле у пловцои разного возраста и различной квалификации обычно находится | пределах 1—3. Проводится специальная подготовка к этим соревнованиям, в процессе которой учитываются все конкретные особенное i и данных соревнований, начиная от задач, стоящих перед пловцом в том или ином соревновании, и заканчивая составом предполагаемыч участников.
Все остальные соревнования носят тренировочный характер и, как правило, не требуют специальной подготовки к ним, так как сами являются одними из наиболее важных звеньев подготовки к основным соревнованиям. Часть из них предусматривается календарем, а часть организуется в виде контрольных стартов.
Рациональная организация подготовки пловца к ответственным соревнованиям предполагает осуществление таких важных задач, как поддержание ранее достигнутого уровня общей физической подго товленности, дальнейшее упрочение и повышение уровня специальной подготовленности. Решение этих задач возможно лишь на основ! рационального соотношения средств общей и специальной подготовки пловца, а также средств активного отдыха.
Особое внимание в соревновательном периоде следует уделяп построению тренировки в течение последних двух недель nepi/i ответственными соревнованиями. Тренировку в это время нужно строить сугубо индивидуально, и она не должна вписываться н стандартные схемы.
На организацию подготовки пловца к ответственным соревноваии ям влияют многие факторы, в том числе функциональное состояние пловца, уровень его тренированности, степень устойчивости технического навыка, психологическое состояние спортсмена в данный момент. Особое значение в определении характера непосредственной подготовки имеют индивидуальные особенности спортсмена — его реакция ни тренировочные и соревновательные нагрузки.
Несмотря на то что тренировка в данный период должна осуин ствляться индивидуально, существенное значение для рациональной gfl
организации имеет ряд общих положений. Надо учитывать, что в это кремя не следует ставить перед пловцом задач дальнейшего повышения Функциональных возможностей основных функциональных систем и механизмов, определяющих уровень специальной подготовленности. Их состояние нужно поддерживать на ранее достигнутом уровне. Л в связи с этим нельзя выполнять большой объем интенсивной работы, тем более что специальная тренированность является следствием достаточно прочных морфологических, физиологических и психологических изменений, происходящих под влиянием тренировки. Соблюдению этого положения помогает такое планирование микроциклов, предшествующих соревнованиям, которое обеспечивает полное восстановление организма пловца после ранее полученных нагрузок. При этом следует учитывать, что после занятий с большими нагрузками восстановление отдельных сторон работоспособности, а также ряда показателей, отражающих состояние основных функциональных систем организма, может затягиваться до трех-пяти суток. На продолжительность восстановления важнейших показателей и на время наступления фазы суперкомпенсации значительное влияние оказывает направленность занятия с большой нагрузкой: после скоростных нагрузок в плавании период восстановления короче, а после нагрузок, направленных на развитие выносливости, длиннее. Эти данные определяют время планирования последнего занятия с большой нагрузкой — его нужно проводить в зависимости от направленности работы и индивидуальных особенностей пловца за четыре-шесть дней до соревнований. После этого необходимо резкое снижение нагрузки. Наибольшее ее снижение производится за два-три дня до старта, когда применяются средства активного отдыха, малоинтенсивное плавание и др. Затем, за два дня до соревнований, как правило, увеличивают интенсивность работы при очень незначительном ее объеме.
Переходный период
Длительная напряженная тренировка в течение подготовительного и соревновательного периодов макроцикла приводит к кумуляции утомления, характеризующегося в первую очередь значительным снижением возможностей адаптационных процессов, протекающих в организме под воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок.
Основная задача переходного периода состоит в устранении физического и психического утомления и предотвращении перенапряжения приспособительных возможностей организма пловца. Параллельно с этим в переходном периоде решаются задачи подтягивания отстающих сторон подготовленности спортсмена и создания предпосылок для проведения напряженной тренировочной работы в следующем большом цикле.
В i переходном периоде уменьшают количество тренировочных занятий и величину нагрузок, резко изменяют соотношение тренировочных средств — в сторону значительного преобладания общеподго-говительных упражнений. Объем специально-подготовительных уп-
ражнений, применяемых в этот период, не должен превышать 10-от общего объема тренировочных упражнений.
Основная цель применения общеподготовительных упражнений обеспечение плодотворного активного отдыха. Такие упражнсн должны повысить эмоциональность занятия, вызвать интерес у пло цов. Этим определяется то, что одними из наиболее целесообразш. средств активного отдыха являются различные виды туричм спортивные и подвижные игры, охота, рыбная ловля.
Пловцу "предоставляется право выбора средств и мест занятий п| условии, что это не приведет к нарушению закономерностей активно отдыха.
Средства активного отдыха, составляющие основное содержап переходного периода, сами не вызывают прироста уровня тренир ванности, но создают значительные предпосылки для ее увеличения новом цикле.
Специально-подготовительные упражнения, применяемые в это период в небольшом объеме, используются для устранения отдельнь мелких недостатков в специальной подготовленности пловцов, а такж для поддержания достигнутого уровня тренированности. Эти упражп ния должны заметно отличаться от соревновательных и не оказыва значительной специальной нагрузки на организм пловца.
Продолжительность переходного периода обычно невелика и пр нормальном протекании тренировочного процесса колеблется в пред лах трех-шести недель. Сроки переходного периода определяют напряженностью предыдущей тренировочной и соревновательно деятельности пловца.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|