Сделай Сам Свою Работу на 5

XI. 1.2. Принцип сознательности и активности





Активность занимающихся и их поведение во время заняЯ определяются прежде всего тем, как они относятся к итоговой цейнасколько проникнуты стремлеЦием решить поставленные перед ницзадачи (научиться плавать, добиться определенного спортивно! результата и др.), целеустремленностью и тем, насколько xopoi они понимают, что нужно сделать, чтобы достичь намеченной цс/(| осознают значение тех или иных упражнений.

Путь к намеченной цели может быть долгим. Например, юН|


нювец, чтобы стать мастером спорта, должен настойчиво трениро-н.1 гься несколько лет. Но далеко не все могут На протяжении такого нштельного срока тренироваться активно и целеустремленно, не нарушая режима тренировки и кое в чем отказывая себе. Чтобы сделать |ц>енировку более целеустремленной, надо поставить перед спортсме­ном ряд конкретных задач, последовательное решение которых киюспечит достижение цели (хорошо освоить технику плавания, ыполнить нормативы III спортивного разряда, затем И, потом I и ', д.). Необходимо намечать конкретные задачи на каждый месяц, < целю, урок. Важно, чтобы занимающийся понимал значение всех ыполняемых им.упражнений.



Целеустремленность занимающихся, сознательное отношение к иятиям — основа, обеспечивающая их активность. Однако одного ) (нательного отношения к занятиям иногда бывает недостаточно для юспечения постоянного активного выполнения всех заданий препода-геля. Поэтому следует проводить занятия так, чтобы они были и (екательными, эмоциональными, интересными.

Сочетание сознательного отношения с увлечением обеспечивает к i ивность занимающихся и высокую эффективность обучения и трени-тки. Опыт работы показывает, что упражнения, выполняемые с повольствием, дают больший тренировочный эффект, чем те, которые ыполняются равнодушно и только потому, что они нужны и полезны. Эмоциональность занятий повышается путем использования мювого и соревновательного методов организации выполнения иражнений, применения разнообразного комплекса целенаправленных иражнений, создания наилучших условий для занятий (температура i щуха и воды, внешнее' оформление места занятий, соответствующий жентарь и др.).



Конечно, чрезмерная эмоциональность и излишнее увлечение в «•которых ^случаях могут привести к тому, что занимающиеся ■ рестанут следить за правильным выполнением движений. Так, Стример, может случиться при увлечении игрой, при желании Ьоизательно обогнать товарища. Обучающийся может, сконцентриро-к ш внимание на физических усилиях, перестать следить за правильно-1н.ю выполнения движений.

- XI. 1.3. Принцип доступности

Чрезмерно трудные задания могут оказаться просто невыполни-

i.i ми для недостаточно подготовленных к ним занимающихся.

результате они могут потерять веру в свои силы и вообще прекратить

мятия плаванием. Кроме того, при попытке выполнить непосильное

дание пловец может травмироваться, .захлебнуться и т. п. В связи с

i им необходимо все задания, упражнения соразмерять с возможностя-

и занимающихся. Это не значит, что следует использовать только

и кие упражнения и давать только такие задания, которые занимающи-

и могут выполнять легко, без волевых усилий и физического

ииряжения. Задания могут быть трудными, но выполнимыми,


доступными данному человеку при определенной мобилизации им сил и возможностей.

При занятиях плаванием нельзя трудность или доступно определять только по тому, сможет ли занимающийся выполи заданное упражнение. Надо учитывать и то, какое последейст окажет выполнение этого упражнения на его организм. Так, напримв если пловцу на протяжении ряда занятий давать задание проплыва i большое количество отрезков дистанции (до полной усталости, невозможности продолжать упражнения), то он, возможно, и смо> выполнить это задание. Таким образом, сложится впечатление, что: задание для него вполне доступное. Однако ежедневные болы нагрузки могут привести к перетренированности, к длительно» снижению работоспособности, а иногда и к патологическим изменения в организме.



Трудность упражнения определяется не только структур») движения и величиной физических усилий, которые занимающему» необходимо приложить при выполнении этого упражнения. Трудно»' i зависит и от подготовленности, и от индивидуальных особенное! занимающегося.

Трудность одного и того же упражнения может быть неодинаково для различных людей. Например, спортсмен-разрядник легко про run, вает 400 м, а для новичка, только осваивающего технику плавания, задание проплыть 100 м может оказаться непосильным.

Из принципа доступности вытекает правило индивидуально!1! подхода — и при обучении, и при тренировке. В соответствии |с эти правилом и обучающихся плаванию, и спортсменов-разрянни! организуют в группы, укомплектованные людьми с примерно одинак вым уровнем возможностей и подготовленности. Это позволяет каждой группы составлять планы занятий (обучения, тренировки) учетом особенностей контингента занимающихся.

XI. 1.4. Принцип систематичности
и последовательности *

В процессе обучения и тренировки занимающийся выполняет мно различных упражнений. Одни из них он в состоянии выполнить ера же, как только приступит к занятиям; другие будут для него боя трудными, и он сразу не сможет их сделать.

Для того чтобы выполнить трудные упражнения, занимающему нужно подготовиться к этому, осваивая более легкие задания; Ц необходимо развить качества и приобрести навыки и умения, кото pi требуются для выполнения трудного упражнения. Кроме того, на, иметь в виду, что формирование навыков (при обучении) и разви i функциональных возможностей спортсмена (при тренировке) осу и ствляются успешнее тогда, когда между повторениями упражнеи в одном занятии и между учебными занятиями (уроками) прохол определенное время. Поэтому обучение и тренировка должны прои даться по определенной системе, с последовательным переходом одних упражнений к другим, с последовательным решением различш


и imix задач учебно-тренировочного процесса и чередованием занятий различными физическими нагрузками.

Обучение (тренировка) является целостным процессом, состоящим

ряда органически связанных между собой звеньев — занятий |нжов). Каждое из этих занятий (уроков) направлено на решение \\{их задач всего курса обучения (тренировки) — воспитание в духе |юителей коммунистического общества, развитие функциональных 1Можностей, укрепление здоровья и на решение частных, конкретных цач — обучение определенным навыкам и умениям, развитие тех или ых физических качеств и др.

База для решения задач очередного урока закладывается на гдыдущих занятиях; на каждом уроке создаются предпосылки для шения задач последующих уроков.

Для каждой группы занимающихся следует определить такую i тему обучения (тренировки), которая отвечала бы характерным «бенностям группы и индивидуальным особенностям каждого мимающегося.

Составляя план учебно-воспитательной работы, преподаватель ижен руководствоваться следующими правилами, вытекающими из ииципа систематичности и последовательности: от простого к сло-юму; от известного к неизвестному; от легкого к трудному.

От простого к сложному.Выполнению сложных для данного ювека упражнений должно предшествовать изучение и выполнение

более простых. Осваивая эти более простые упражнения, человек дготавливается к выполнению сложных движений и действий.

От известного к неизвестному.Усвоить новые знания, научиться

ним движениям легче тогда, когда усвоены ^знания и освоены навыки,

Пазе которых можно приступить к освоению нового, неизвестного.

и пример, человек, не умеющий плавать, не владеет навыками,

юрые помогли бы ему сразу же освоить технику плавания. Он

миык к твердой опоре, умеет стоять и ходить на суше. Поскольку эти

нмки ему знакомы, он сможет довольно уверенно выполнять

»остейшие движения в воде, стоя или идя по дну. Освоение таких про-

[гиших движений в воде создаст предпосылки для выполнения более

(ожных действий (окунание, всплывание, скольжение в воде, имитация

м нательных движений стоя на дне и наклонившись вперед и др.).

| поение этих упражнений создаст предпосылки для освоения еще более

южных и т. д.

От легкого к трудному.Это правило вытекает из двух предыдущих. |юстое и известное в большинстве случаев является и более легким, шиако при обучении физическим упражнениям следует иметь в виду, И> трудность определяется не только тем, насколько трудно занимаю-тмуся скоординировать свои движения, не только сложностью их руктуры, но и тем, какую физическую нагрузку при этом получает его 1МНИЗМ. Иногда более сложное по своей структуре движение с точки

иия физиологической нагрузки на органы и системы организма •жет оказаться. более легким, чем многократное повторение уже шстных и сравнительно простых упражнений.

При обучении физическим упражнениям, в частности плаванию,


следует учитывать и трудность координации того или иного двшя^Н и то, какую физиологическую нагрузку испытывает организм при щ выполнении. Эту нагрузку следует повышать постепенно, учить™ общее состояние организма человека. Но в то же время нельзя в эд^Я обучения (или тренировки) использовать только легкие упражнения, I трудные относить на конец курса обучения. Необходимо, чтобы каждом уроке были относительно трудные упражнения, но к УШ занимающийся должен быть подготовлен путем выполнения упрадИ ний более легких и доступных. Конечно, если спортсмен nojijB большую нагрузку в одном из уроков, то в следующем уроке она ДОлаИ быть несколько снижена, чтобы утомление от очередного урока м наслаивалось на утомление от предыдущего занятия. Подробно система чередования занятий с различными нагрузками будет расе ь i рена в других главах учебника.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.