Сделай Сам Свою Работу на 5

ДУХ И ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО





ДУХОВНЫЙ ОПЫТ Вы говорите о духовном опыте. Что такое опыт, и как человек приобретаетего? Опыт - это контакт с сознанием более высоким, чем то, которое вы обычноимеете. У вас есть определенное ощущение себя, и оно является для васобычным состоянием. Вам понятно, о чем я говорю? Так вот, если вы внезапноосознаете в себе что-то сильно отличающееся от вашего обычного состояния,намного более высокое, чем все, известное вам прежде, то это и есть духовныйопыт. Вы можете формулировать его, исходя из ментальной идеи, а можете неформулировать вовсе, вы можете объяснить его самому себе, но можете и неделать этого, он может сохраниться или не сохраниться, он может бытьпостоянным или, наоборот, мгновенным. Но когда у вас возникает существенноеразличие в сознании, и когда качество пришедшей сознательностиоказывается... намного выше, чище, яснее, чем обычно, вы вполне можетесчитать это духовным опытом. Существуют тысячи самых разных вещей, которыемогут быть названы духовным опытом. Должны ли мы стремиться к духовному опыту? Я думаю, что намного мудрее стремиться к прогрессу, или к тому, чтобыстать более сознательным, более совершенным, к тому, чтобы научиться что-тохорошо делать, чем стремиться к духовному опыту, потому что само этостремление способно открыть дверь в той или иной степени воображаемым илиложным переживаниям, таким движениям витальности, которые только создаютвидимость Высшего. Этими стремлениями вы можете обмануть себя. Этот опытприходит как результат внутреннего прогресса, но он не является самоцелью. ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ СЛОВ Основная трудность в том, что вы думаете словами, а слова эти пусты, вних чаще всего нет смысла. Например, вы говорите о Боге или о Высочайшем,или о Йоге, или еще об очень и очень многом, но соотносится ли все вамипроизносимое с чем-то конкретным? Соответствуют ли ваши слова вашей мысли,или чувству, или ясной идее, или опыту? Или же они просто слова? ...Вы должны видеть суть вещи. Испытать ее, пережить вне слов. Здесь, вАшраме, мы говорим о Йоге; говорим, используя определенные слова, ногде-нибудь в другом месте кто-то скажет о тех же вещах иначе. Один скажет обэтом так: "Я хочу всему найти свое разумное обоснование". А тот, кто имеетсклонность к религии, скажет об этом же совсем по-другому: "Я хочу найтиБожественное Присутствие". Существует множество способов говорить об этом,но самое важное - понимать это своим умом, чувствовать в своем сердце,всегда и везде. Ощущение этого должно быть конкретным, живым, иначе вы несможете двигаться вперед. Вы должны обходиться без слов и все обрести вопыте. ОБНАРУЖИТЬ "ТО" Существует "нечто", существует реальность, находящаяся за пределамивсех наших впечатлений, реальность, которой мы способны овладеть толькопосредством практической дисциплины. Мы можем отождествить себя с этойреальностью. Как только вы отождествите себя с ней, вы узнаете, чем онаявляется, однако выразить ее вы все равно не сможете, так как словами этосделать невозможно. Но если вы все же используете определенную лексику, еслиу вас есть личное мнение, то будете выбирать слова в соответствии с этиммнением. Но если вы принадлежите к другой группе людей, совершенно иначеговорящей и совсем по-другому объясняющей те или иные вещи, то вы будете иговорить и думать точно так же, как они. Я говорю это, чтобы как можноточнее выразить тот факт, что в мире существует "нечто" такое, что не можетбыть схвачено ни мыслью, ни словом, но что, тем не менее, существует. Именаили названия, которые вы даете этому невыразимому "нечто", малосущественны,они не имеют никакого значения; это "нечто" просто существует - и все! Ипоэтому единственное, что следует сделать это просто войти с ним в контакт,а не давать ему имена и описывать его. Я не думаю, что есть польза от такихусилий. Вы должны пытаться войти в контакт с этой реалтьностью, вы должныконцентрироваться на ней и жить ею, и когда у вас появится опыт ничтоостальное уже не будет иметь никакого смысла. Только опыт имеет значение. Икогда люди связывают этот опыт со своим собственным способом выражения - даеще столь узко направленным, столь замкнутым в самом себе, что, кромеформулы, там уже, по сути, ничего и нет, - то они, несомненно, опускаются нанизшую ступень. Вы должны учиться жить этой реальностью, не взирая ни накакие открывающиеся для вас пути, ни на какие благоприятные обстоятельства ивозможности, несмотря ни на что; вы должны жить ею, ибо она, эта реальность,есть высшее благо; она всемогуща; она всеведуща... Да, вы можете только житьею, но вы не можете говорить о ней. И даже если вы говорите, ваши слова небудут иметь большого значения. Ибо они - это только способ говорить, иничего более! Существуют такие направления философии, которые заменяютпонятие "Божественное" понятим безличного абсолюта, или понятием Истины, илипонятием справедливости, или даже понятием прогресса, то есть чего-тотакого, что вечно развивается. Но для того, кто обладает внутреннейспособностью к отождествлению с самой Божественной Реальностью, всесказанные об истине слова уже не будут иметь особого значения. Вы можетепрочитать великое множество книг по философии, но не продвинуться ни на шагвперед. Точно так же вы можете быть всецело и горячо преданным религии инисколько при этом не развиваться; мало того, есть люди, которыевсю своюжизнь провели в созерцании, но так ничего и не достигли. Но, с другойстороны, существуют люди (у нас достаточно тому примеров), которыезанимаются самым скромным физическим трудом, например, ремонтом старой обувии при этом имеют духовный опыт. Тот самый опыт, который находится по тусторону всех ваших представлений о нем; за пределами всех ваших мыслей ислов. Это просто некий дар - и все. И поэтому единственное, что необходимо,- отождествить себя с этим опытом и жить им. Иногда бывает так, что выпрочитываете в книге всего несколько строчек, и они уже ведут вас к опыту, аиногда, прочитав целую книгу по философии или религии, вы не получаетеничего. И хотя здесь все же есть люди, которым чтение философских книгпомогает двигаться вперед, тем не менее, все эти вещи вторичны. Единственноважным является только одно: искренняя и терпеливая воля, так как ничтоздесь не происходит в мгновение ока. И поэтому вам нужна настойчивость. Есличеловек чувствует, что он не развивается, не движется вперед, он не долженразочаровываться - наоборот, ему следует отыскать в своей природе то, чтомешает его росту. Ему надлежит найти ошибку и продолжить работу. И тогда онбыстро пойдет вперед. Достигнув цели, он обязательно будет иметь опыт.Замечательно, что все люди, которые идут самыми разными путями, имеют самыеразные убеждения, люди величайшей веры и совершенные атеисты, дажематериалисты, все приходят к общему для них опыту. Потому что этот опытистинен, потому что он является единственной реальностью. Он просто "То".Мне нечего больше добавить. Неважно, как человек говорит о нем, важно, чтоон следует путем, своим путем, чтобы идти дальше, и не имеет значения, какон называет этот путь. РОЖДЕНИЕ В ДУХЕ В индивидуальном существовании сам дух порождает все эти различия. Покавы только говорите о духе, о существовании которого знаете мало, имеетесмутные представления только благодаря книгам, до тех пор невозможносказать, что вы рождены в духе. Когда человек рождается в духе, дух становится для него бесконечноконкретнее, реальнее, ощутимее, чем вся полнота материального мира. И именнона этой основе возникают все существенные различия между людьми. Когда "То"спонтанно становится реальным, таким осязаемым и конкретным, что вы можетедышать его атмосферой, тогда вы понимаете, что уже вышли на другую сторонубытия. Но до тех пор все это носит расплывчатый, неопределенный характер -да, вы слышали об этом, вы знаете, что это существует, вы что-то читали,но... для вас это не является конкретной реальностью... значит, ваше новоерождение еще не свершилось... ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИИ Существует момент - и этот вопрос для нас становится все насущнее иострее - когда у вас появляется ощущение, очень точное чувство, что всевокруг чужое, странное, нереальное. Приходит момент, когда ваше восприятиесамого себя становится необычным и непонятным. У вас появляется особое ощущение нереальности. И возникает вопрос: "Чтоже такое я? Чем же я являюсь?" Наступает момент, когда этот вопрос с такойогромной силой начинает требовать своего решения, что благодаряинтенсивности этой концентрации внезапно происходит переворот. И тогда вывдруг оказываетесь на другой стороне. А когда вы уже на той стороне - всестановится беспредельно простым, вы все понимаете, вы все знаете, вы есть,вы живой и ясно видите нереальность всего остального - для вас этогодостаточно. Человек может ожидать этого момента дни, месяцы, годы, столетия, онможет ожидать его многие жизни. Но если человек усиливает свое стремление,то наступает момент, когда серьезность проблемы настолько возрастает, что всознании происходит некий переворот. И тогда он почувствует: вместо того,чтобы смотреть извне и искать способ увидеть внутреннее, он будет самнаходиться внутри. А когда он внутри, тогда все абсолютно меняется,полностью и кардинально. Тогда все, что казалось ему подлинным,естественным, нормальным, реальным, превращается в гротескное, крайнестранное, сомнительное, совершенно невозможное и в высшей степени абсурдное.На самом деле это не так, человек прикоснулся к тому, что есть Высшая Истинаи Вечная Красота, к тому, что он уже никогда больше не потеряет. После того, как произойдет этот переворот, вы мягко и спокойно войдетево внешнее сознание, не теряя связи с реальностью, но другое сознание,только что обретенное вами, останется и никуда не исчезнет. Вы даже можетедля того, чтобы иметь дело с остальными, немног опуститься в их неведение ислепоту, и в вас, тем не менее, всегда будет оставаться это нечто - нечтоживое, поселившееся внутри; то, что не проявляет никакой инициативы до техпор, пока не овладеет всем и не проникнет во все вещи; пока оно не дойдет дотой наивысшей точки, где слепота исчезает навечно. И это абсолютно осязаемыйопыт; опыт куда более конкретный, чем самая что ни на есть конкретная вещь;он еще конкретней, чем, скажем, удар по голове - это что-то намного болеереальное, чем любой факт жизни, любое событие, любое явление. И поэтому... когда люди спрашивают меня, как узнать, находится личеловек в контакте с психическим существом, или, как узнать, нашел ли онБога, я смеюсь, ибо если что-то подобное происходит с людьми, то ононастолько велико, что не имеет человеческой меры, оно самоочевидно и поэтомучеловеку не надо больше задавать никаких вопросов, - это свершилось, и вы недолжны ни о чем спрашивать. КОНТАКТ С СОБСТВЕННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ СУЩЕСТВОМ В обычной жизни из миллиона людей нет ни одного, кто имел бысознательный контакт со своим психическим существом, даже на мгновение.Психическое существо может работать изнутри, но так невидимо и неощутимо длявнешнего существа, что оно как бы и вовсе не существует. И в большенствеслучаев, почти без исключения, оно как бы спит и вообще не действует, или женаходится в каком-то неподвижном, дремотном оцепенении. И только благодаря садхане и настойчивым усилиям человек может достичьсознательного контакта со своим психическим существом... Во всех, или почти во всех случаях требуется очень настойчивое усилиедля того, чтобы осознать собственное психическое существо... Обычносчитается, что если кому-то удалось сделать это за тридцать лет, то емуочень повезло - за тридцать лет непрерывных усилий! Но это может произойти игораздо быстрее. Правда, это случается настолько редко, что мы вправерассматривать подобное явление как из ряда вон выходящее. Именно поэтомунекоторые из тех, кто был либо великим йогином, либо великим посвященным,считались Божественными существами. ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО Психическое существо является центром света, истины, знания, красоты,гармонии, созданным в каждом из нас силой присутствия Божественного "Я"; нанего влияет, им движет и его формирует Божественное Сознание, частьюкоторого психическое существо является. Это существо есть в каждом из вас,глубоко внутри, и вы должны найти его, чтобы для вас оказался возможенконтакт с Божественным, пребывающим в вашем сердце. Психическое существоявляется посредником между Божественным Сознанием и вашим внешнимчеловеческим сознанием; оно - созидатель внутренней жизни, и оно проявляетсебя во внешней природе как закон и власть Божественной Воли. Если выначнете ощущать в вашем внешнем сознании психическое существо, находящеесявнутри вас, и если вы сольетесь с ним, то найдете чистое Вечное Сознание исможете жить в нем. Вместо того, чтобы находиться под властью Неведения,подрбно любому человеческому существу, вы будете расти и вскоре начнетеосознавать присутствие вечного Света и Знания внутри вас. И когда выотдадитесь всецело этому свету и этому знанию - вы будете постоянно ведомыими. Ведь психическое существо является той частью в вас, которая уже отданаБожественному. Это его влияние постепенно распространяется изнутри внаправлении поверхностной материальности вашего сознания; влияние, котороеспособно трансформировать всю вашу природу. В нем нет никакой темноты, оноявляется самой озаренной частью вас самих. Большинство людей не ощущает этупсихическую часть внутри себя, но благодаря Йоге вы начинаете сознавать ее,и процесс вашей трансформации вместо того, чтобы длиться столетиями, можетбыть спрессован в одну жизнь или даже в несколько лет. Кроме того, психическое существо остается и продолжает существованиепосле смерти, потому что оно есть ваше вечное "Я", которое несет сознаниевперед, от жизни к жизни. Психическое существо - это реальная индивидуальность подлинногоБожественного индивида, скрытого внутри вас. Ведь ваша индивидуальность -это ваш собственный, особый, неповторимый способ самовыражения, апсихическое существо является особым аспектом Божественного Сознания, формойкоторого вы являетесь. ХРАМ ВНУТРИ ВАС В глубинах вашего сознания есть психическое существо - храмБожественного внутри вас. Это центр, вокруг которого должны объединиться всеваши разрозненные части и все противоречивые порывы вашего существа. Кактолько вы обретаете сознание психического существа и его устремленность, всесомнения и трудности исчезают. Это, конечно, потребует некоторого времени,но, в конечном счете, успех придет. Как только вы обратитесь к Богу искажете: "Я хочу быть Твоим", и Бог ответит: "Да", - тогда даже весь мир несможет остановить вас. Если центральное существо сдалось на милостьБожества, главное препятствие исчезает. Что же касается внешнего существа,то оно подобно твердой коре. У обычных людей эта кора настолько твердая итолстая, что они не осознают Божественное внутри себя. Если однажды, хоть наодин миг, внутреннее существо признает: "Я здесь, я твое", тогда возникаетсвоего рода мост между внутренним сознанием и внешним; тогда постепенно,мало-помалу, кора становится все тоньше и тоньше и, наконец, две частисознания полностью соединяются - внутреннее и внешнее становятся единым. ЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА Эта работа, эта гармонизация вашего существа вокруг Божественногоцентра может быть сделана только в физическом теле и только на земле. В этомсмысл и оправдание физической жизни. Если вы уже ушли из физического тела,то не сможете выполнить эту работу вообще. Замечательно, что только человеческие существа способны на это, ведьименно они хранят Божественное Присутствие в своем психическом существе... Но люди рождаются в физическом теле, совершенно не зная, зачем этонужно. Большинство из них проживают всю жизнь, так и не узнав, зачем онижили, а когда оставляют тело, то так и не знают, почему они оставляют его. Ивсе начинается сначала. И так продолжается до тех пор, пока не наступитдень, когда кто-то придет и скажет: "Будь внимателен, человек! Знай, что вжизни есть цель. И ты здесь для достижения ее, не упусти свою счастливуювозможность!" Но, увы, так много лет уже потеряно. РАБОТА ПСИХИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА Что такое работа психического существа? Что такое работа психического существа? Вы хотите, чтобы онообязательно выполняло какую-то работу? Что вы имеете в виду? Каковы егофункции? Ну, попытайтесь представить себе психическое существо в видеэлектрического провода, который связывает генератор с лампой. А теперь пустькто-нибудь объяснит, что я сказала!.. Генератор - Бог, а лампа - тело. Да, лампа - это тело, видимое существо. Теперь вам понятна его функция? Так вот, если бы здесь, в материи, небыло психики, то материя никогда не смогла бы иметь непосредственный контактс Божественным. И это благо, что в материи есть психическое Присутствие,способное осуществить прямой контакт материи и Божественного. Поэтомукаждому человеческому существу можно сказать: "Ты несешь Божественноевнутри, тебе следует только войти внутрь себя - и ты найдешь Его". ТРУДНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО Видите ли, чем больше пробуждена ваша психика, тем большие трудностивас ждут. Но с другой стороны, вы хорошо вооружены, и вы вполне можетевстретить эти трудности лицом к лицу. Да, действительно, чем большепробуждена ваша психика, тем больше вы входите в противоречие с нынешнимсостоянием мира, так как если вы противостоите чему-либо, то обязательновстретите трудности. И я заметила, что в основном те имеют множествотрудностей, кто более тесно связан со своим психическим существом. Я неговорю сейчас об особенностях характера, это совсем иной вопрос, я имею ввиду только внешние обстоятельства; так вот, те люди, кто пребывает в борьбеи потому испытывает большие страдания, это люди, имеющие очень развитоепсихическое существо. Развитие психического существа имеет двойственный результат. С егоразвитием чувствительность человека возрастает. И с ростом чувствительности,в свою очередь, возрастает способность к страданию. Однако наряду свозрастающей чувствительностью в человеке появляется так же и иная,совершенно противоположная способность, являющаяся следствием отношений спсихическим существом, и обнаруживающая себя в том, что человек встречаетобстоятельства жизни уже совершенно иначе, с гораздо большей внутреннейсвободой, а это дает ему возможность отступать назад от внешнихобстоятельств и не чувствовать обычных жизненных потрясений. Вы можетевстретить лицом к лицу любые трудности: в покое, умиротворенно, обладаявнутренним знанием, достаточным, чтобы не тревожиться. Таким образом, выобладаете гораздо большей силой для того, чтобы иметь дело со своей возрошейчувствительностью. ПСИХИКА И ИСТИНА Отождествляет ли себя психическое существо с внутренней Истиной? Оно организует себя вокруг Нее и входит в контакт с Ней. Психикадвижима Истиной. Истина есть нечто вечное, самосущее и не от чего независящее в мире пространства и времени, тогда как психическое существо -это существо, которое растет, обретает форму, развивается, все болееиндивидуализируя себя. И благодаря этому оно становится способным все вбольшей степени проявлять эту Истину, вечную Истину, которая всегда едина инеизменна. Психическое существо - это развивающееся, прогрессирующеесущество, так что отношение между психическим существом и Истинной являетсяпрогрессирующим. Невозможно осознать собственное психическое существо, неосознав в то же время внутреннюю Истину. Поэтому все те, кто имеет такойопыт - не ментальный, а интегральный опыт контакта с психическим существом,повторяю, не контакта с идеей, которую они сконструировали, а опытнастоящего конкретного контакта - все говорят одно и то же: как только этотконтакт происходит, человек обретает абсолютное сознание вечной Истинывнутри самого себя и чувствует, что она являеся целью его жизни ируководителем в мире. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ Восприятие внешнего сознания может противоречить психическомувосприятию. Однако психика обладает истинным знанием, интуитивным,инстинктивным знанием. Она говорит: "Я знаю. Я не могу дать объяснений, но язнаю". Ее знание не ментально, оно не базируется на опыте и доказанныхистинах. Психика не верит тому, что возникает на основе приводимыхдоказательств. Вера - это движение души, значение которой является прямым испонтанным. Даже если весь мир будет что-то отрицать и выдвигать тысячидоказательств против ее веры, она останется верной своему внутреннемузнанию, своему прямому восприятию, которое устоит в любом случае -восприятию посредством отождествления. Психическое знание - это нечтоконкретное, осязаемое и реальное. Оно похоже на твердый, несокрушительныймонолит. И если вы сможете принять это знание в ваш ментал, в вашувитальность и в вашу физику, вы будете иметь веру, которая сдвинет горы. ПРАКТИКА ЙОГИ ПОСРЕДСТВОМ УМА Я убеждена, что существует большое различие между усилием, совершаемымради трансформации, которое приходит от психического центра существа, и тойразновидностью ментальных построений, цель которых что-то заполучить. Я знаю, что очень трудно добиться от кого-то понимания, но до тех пор,пока все проходит через голову вот так (Мать проводит пальцем вокруг лба),ничто не имеет силы. По крайней мере, все имеет очень малую силу, к тому жесилу крайне ограниченную. И все время она противоречит самой себе, все времяобманывает себя и обманывает вас. Человек с большим трудом, искусственнососредоточив свою волю, пытается что-то осознать, осмыслить, но уже вследующую минуту все исчезает. И он даже не может ничего понять, он толькоизумленно спрашивает себя: "Как же это могло случиться?" С моей точки зрения, практиковать Йогу только при помощи ума оченьтрудно - по крайней мере, когда он зажат. Воля не в голове. Воля, то, что я называю волей - это то, что прибывает здесь (Матьуказывает на центр груди), то, что имеет силу действия, силу реализации. То, что вы делаете исключительно головой, посредством ума - все этоподчинено бесконечным колебаниям и неустойчивости. Например, невозможносформулировать теорию, не имея дела со всеми аргументами оппонентов. А дляэтого требуется великая ловкость ума, вы это знаете: ум способен доказыватьвсе, что угодно, он может приводить аргументы в пользу любой точки зрения.Но именно по этой причине вы не сделаете ни одного шага вперед. Даже если намгновение у вас появится идея, имеющая определенную силу, но по какой-топричине вы не сможете удержать ее в качестве доминирующей, то сразу же, кактолько начнется расслабление, на передний план обязательно выйдет все то,что противостоит этой идее. И выйдет достаточно убедительно. Этонескончаемая битва. СЕРДЦЕ ИМЕЕТ КРЫЛЬЯ Существуют люди, чья психическая подвижность, эмоциональный импульс,намного сильнее интеллекта. Они чувствуют необъяснимое притяжение к Богу,еще не имея никакого знания о Нем, не имея ни малейшего проблеска, нималейшего представления о том, кем или чем он является. У них нет ничего,никакой рациональной точки зрения; ничего, кроме импульса, тяготения,постоянной потребности. И все они, имеющие этот дар, - да, именно так я могу сказать - дарМилости, - обладают умами,которые вовсе не беспокоят их; они не задаютвопросы, ни о чем не спрашивают, не дискутируют и все же продвигаются оченьбыстро... Есть и другие. Они вначале понимают, они очень интеллектуальны,образованны, умеют играть словами, идеями... Они прочтут вам блистательныелекции по поводу всех философий, всех религий, всех человеческих концепций,но им нужны годы и годы для того, чтобы продвинуться хотя бы на один шаг.Потому что все происходит у них в голове. Много чего проходит через голову. Я говорила вам об этом уже несколькораз; ум похож на городскую площадь. Все что угодно может войти туда - войти,пересечь, возвратиться, создать множество беспокойств. И людям, которыеимеют привычку играть идеями, исключительно трудно продвигаться дальше. Онивовлечены в игру, которая им нравится, которая их привлекает; эта играсоздает впечатление, что они не совсем обычные люди с повседневной точкизрения, но эта игра, к сожалению, подрезает крылья. Голова не имеет крыльев, крылья имеет только сердце.

ЭГО И САМООТДАЧА



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.