МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Основным методом научного исследования является метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, полученных при наблюдении за изучаемыми явлениями. Сравнивая различные данные изучаемого процесса, исследователь выявляет закономерности его протекания, ищет возможности им управлять, вызывать или предупреждать появление.
Для того чтобы определить направление исследования и уточнить его возможные результаты, исследователь должен иметь определенные знания и опыт работы. Поэтому научной работе предшествует период практической деятельности, накопление знаний и опыта в данном виде спорта.
Первым этапом научной работы является изучение того, что уже сделано в этой и в смежных областях деятельности. Может оказаться, что интересующая проблема исследована и решена. Если проблема изучена в общем виде, можно использовать известные данные и сосредоточить усилия на исследовании отдельных вопросов. Изучение состояния смежных наук поможет исследователю получить дополнительные и вспомогательные данные, облегчающие работу над избранной темой.
Очень ценные данные дает изучение опыта практической работы.
Следующий этап научной работы — анализ данных, полученных при изучении литературных источников и опыта. Этот этап завершается окончательным выяснением основного направления исследования, уточнением предположений (гипотез) и определением организационных форм работы и методик получения объективных данных. Этап оканчивается уточнением плана исследования.
Основной этап — это, как правило, экспериментальные исследования. Исследователь проверяет в специально организованных условиях эффективность того или иного метода тренировки, варианта техники и т. п. Данные должны отражать наиболее существенное в изучаемом явлении. Некоторые темы могут разрабатываться и без постановки экспериментальных исследований, например темы по истории развития бокса или отдельным вопросам методики. В этих случаях исследователь углубленно изучает литературу и опыт практической работы.
Заканчивается научное исследование анализом данных с выводами и предложениями для внедрения в практику.
Выводы и предложения надо доводить до широких масс практических работников и проверить практикой.
Обобщение опыта
Основными методами обобщения опыта являются изучение литературы и исследование опыта практической работы.
Изучение литературы. Прежде всего нужно составить список книг, брошюр, статей и рукописей, в которых могут быть материалы, интересующие исследователя. Список литературы должен быть по возможности полным, включать работы за последние 10-15 лет (в том числе капитальные труды по смежным наукам).
Список составляется на основании библиографических справочников и каталогов библиотек. 1:глм и каталоге ш: указаны журнальные статьи, следует просмотреть перечни статей, помещаемые обычно в последнем номере журнала за каждый год. Затем составить перечень вопросов и подготовить карточки для выписок.
Изучая книгу или статью, не следует при первом же чтении делать выписки и конспекты. Первый раз надо прочитать всю книгу (или главу), отмечая на листе бумаги страницы и параграфы, в которых изложен интересующий материал. При втором чтении не обязательно перечитывать весь труд. Можно ограничиться повторным изучением отмеченных ранее разделов и страниц, конспектируя их содержание и заполняя карточки для картотеки.
В одну карточку заносится мнение автора книги по одному вопросу. Таким образом, после обработки одной книги исследователь заполнит столько карточек, сколько вопросов он наметил. Столько же карточек будет заполнено после обработки следующей книги и т. д.
Карточки складываются не по названиям книг, а по вопросам. Закончив изучать литературу, исследователь получит картотеку с мнением всех авторов по каждому из интересующих вопросов.
В заключении исследователь обобщает изученную литературу и делает выводы о состоянии вопроса в литературе (в каком плане освещен, что более разработано и т. д.).
Работу над литературой можно закончить составлением сводной таблицы литературных источников.
Обобщение опыта практической работы. Изучение опыта работы проводится путем бесед с преподавателями, тренерами, научны ми работниками, спортсменами, анкетирования; изучения документов планирования и учета; наблюдения за практикой работы; организации учета практической работы по специальным формам.
К беседе и опросу нужно подготовиться заранее, составив вопросник на специальном бланке. Результаты разнести по карточкам и составить картотеку.
При анкетировании особое внимание нужно обратить на определение перечня вопросов и их изложение. Не следует перегружать анкету большим количеством вопросов, а также ставить вопросы в слишком общей форме или в формулировке, допускающей различные толкования. Вопросы должны быть сформулированы конкретно и так, чтобы заполняющий мог ответить короткой фразой или одним словом «Да», «Нет», «Согласен» и т. д. Так, например, изучая технику прямого удара, не следует писать в анкете — «Как выполняется удар?». На такой вопрос можно ответить целой статьей, причем упустить как раз ту деталь, которая интересует исследователя.
До рассылки анкет желательно их проверить на нескольких товарищах, сотрудниках (попросить заполнить), не объясняя вопросов и не давая каких-либо советов. Анализ ответов обнаружит, правильно ли составлена анкета.
Изучение документов планирования и учета может дать ценные сведения для работ, связанных с исследованием методики обучения, тренировки. В то же время нужно иметь в виду, что данные, полученные при анализе этих документов (журналов учета, дневников спортсменов, отчетных документов секций и т. п.) не всегда достаточно правильны. Поэтому нужно обработать большое количество таких документов, обобщить опыт работы многих боксеров.
Используя данные других исследователей, следует иметь в виду, что они могли допустить ошибки вследствие того, что:
- оценка результатов исследования давалась разными людьми и вразличных условиях;
- данные получены при помощи непроверенных измерительных приборов;
- квалификация лиц, проводивших измерения, была неодинаковой;
- учет велся небрежно.
Методы получения научных данных
Как указывалось выше, основным методом научно-исследовательской работы является метод сопоставления и анализ данных об изучаемом явлении. Для того чтобы их получить, нужно провести наблюдение и зафиксировать наиболее существенные изменения. Так, например, если исследуется эффективность двух методов обучения новичков, то определить лучший из них можно только сравнив результаты обучения: степень усвоения новых движений, результаты, показанные при выполнении контрольных заданий, и т. п. При исследовании проблем тренировки может возникнуть необходимость измерить ее влияние на состояние сердечно-сосудистой и других систем организма, психическое состояние спортсмена, силу мышц, быстроту, координацию движений и т. п.
Методики получения объективных данных в области физкультуры и спорта можно разделить на пять основных групп: 1) визуальные наблюдения; 2) регистрация внешних проявлений действий; 3) изучение внутренних реакций организма на физические нагрузки; 4) исследование психического состояния; 5) изучение реакции центральной нервной системы.
Визуальные наблюдения
Визуальное (зрительное) наблюдение — самый простой и распространенный метод получения данных и их оценки. Он общедоступен, дает возможность наблюдать сам процесс действия. Но данные зрительного наблюдения приблизительные, неточные. Нельзя точно измерить ни силу, ни скорость, ни даже форму движений, тем более получить данные о внутренних реакциях организма. Этот универсальный метод должен, как правило, дополняться другими, точно регистрирующими хотя бы основные показатели, необходимые для изучения данного явления.
Визуальные наблюдения следует проводить объективно, сосредоточенно и систематически. Личное мнение наблюдателя не должно мешать видеть и фиксировать то, что противоречит и не подтверждает его точку зрения. Исследователь не должен уподобляться футбольному «болельщику», не замечающему ошибок игроков его любимой команды и «видящему» ошибки другой команды даже там, где их на самом деле нет. Нельзя увлекаться спортивной борьбой, второстепенными деталями и т. п. Внимание должно быть сосредоточено на явлении, которое изучается; чтобы зафиксировать все детали явления, нужно заранее определить систему наблюдения (перечень объектов, последовательность наблюдения) и подготовить картотеку наблюдения с перечнем вопросов.
Для большей достоверности результатов визуального наблюдения, особенно в тех случаях, когда данные имеют большое значение для выводов, наблюдения нужно проводить неоднократно и в разных условиях.
В ряде случаев ценные материалы исследователь может получить путем непосредственного наблюдения за практикой работы в секциях, на сборах и др.
Форма карточки разрабатывается в соответствии с задачами наблюдения. Так, например, если наблюдение ведется во время соревнований с целью выяснения характерных особенностей в нанесении ударов, то карточка может иметь форму, приведенную в табл. 16.
В карточку записываются два боксера: боксер, за которым ведется наблюдение, и его противник, так как без данных мастерства противника нельзя объективно оценить испытуемого — боксеры могут иметь разный уровень физической, психологической и тактической подготовки.
Оценку можно давать в баллах и количестве ударов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|