Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности североамериканской интеграции





Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения между тремя странами были и остаются основным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса.

Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно является составной часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей:

свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: «НАФТА — хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам». Речь шла об «одном континенте и одной экономике».[1]



Для Мексики НАФТА необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок (с перспективой вытеснения оттуда «азиатских тигров»), увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка.

Заинтересованность Канады в НАФТА связана с возможностью обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.



На новом «витке цивилизационной эволюции», на этапе заключения НАФТА США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия гармоничному развитию мировой торговли; создания расширенного и надежного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установления четких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.

НАФТА — первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира.

В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки.

Согласно НАФТА «если иное не предусмотрено соглашением, ни одна страна не может применять ограничения на импорт любых товаров из другой страны или на экспорт любого товара в другую страну, за исключением случаев, предусмотренных статьей XI ГАТТ». Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров при их импорте на рынок США и Канады. В свою очередь, отмена импортных лицензий в Мексике способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта.[2]



В рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара, согласно которым товар будет считаться произведенным в данном регионе, если он подвергся существенной переработке различными методами в одной из трех стран (в зависимости от метода доля североамериканского компонента в стоимости товара должна составлять не менее 50-60 %). Особые правила определения страны происхождения товара предусмотрено применять к продукции особых отраслей промышленности: производство компьютеров, автомобилей и украшений.[3]

Одной из особенностей является то, что, несмотря на основную цель ее создания — полную либерализацию торговли между странами, она допускает некоторые исключения. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА ряда отраслей:

культуры — со стороны Канады, морских перевозок — со стороны США, нефтяной промышленности — со стороны Мексики. Для Мексики нефтяная отрасль является стратегической. Государство имеет исключительное право на инвестиции в данную отрасль и имеет значительное присутствие в ней в лице государственной компании REMEX. США стремились добиться разрешения на вложение капиталов по крайней мере в отельные сектора мексиканской нефтяной промышленности. Руководителям мексиканского государства все-таки удалось настоять на сохранении основной части ограничений на капиталовложения в нефтяную промышленность.

В качестве так называемых соглашений в рамках НАФТА рассматривались вопросы торговли услугами, движения инвестиций, права интеллектуальной собственности.

Согласно НАФТА для инвесторов североамериканского региона в каждой из трех стран устанавливается недискриминационный режим в том, что касается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления.[4]

Одним из достижений НАФТА является снятие целого ряда ограничений и требований для иностранных инвесторов (которые имели место в Мексике): обязательный экспорт определенного количества товаров и услуг, обязательное использование отечественных товаров и услуг, обязательная передача технологий. Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и Мексики получают следующие права с целью более свободного ведения дел: право на репатриацию прибылей и капитала, право на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, право на урегулирование споров между инвесторами и правительствами в арбитраже. Однако Мексика сохранила запрет на иностранные инвестиции в таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и др.

Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики, так как начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. НАФТА не ослабляет требования по лицензированию и сертификации, но в соответствии с принципом недискриминации лицензирование таких видов услуг, как юридические услуги, медицинские и бухгалтерский учет, должно соответствовать объективным критериям и создавать условия для конкуренции, однако не по национальному признаку. Правда, мексиканские и канадские специалисты не могут работать в США, если они не прошли те же процедуры лицензирования и сертификации, что и американские специалисты. Например, мексиканский архитектор может приехать в США согласно положению о временном пребывании специалистов, но он не сможет осуществлять трудовую деятельность, пока не пройдет сертификацию в США.[5]

В целях успешного выполнения соглашения была создана институциональная структура НАФТА, которая включает в себя комиссию по свободной торговле, секретариат, а также комитеты: по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам; торговле и конкуренции, рабочие группы:

по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства; двусторонние рабочие группы Мексика - США, Канада - Мексика и т.д.

Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая «следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации». Она также контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Заседания Комиссии проводятся ежегодно.

Министры стран-участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет оказывать координирующий секретариат НАФТА.

По мере расширения объемов торговли увеличивается количество споров и разногласий. НАФТА предусматривает меры по снижению вероятности возникновения торговых споров между странами. Установленный в рамках НАФТА порядок разрешения споров состоит из трех этапов:

• проводятся переговоры между сторонами с целью удовлетво­рительного разрешения споров;

• если в течение первого раунда переговоров не удается прийти к соглашению, то дело переходит на рассмотрение Комиссии;

• если Комиссия не сможет разрешить спор, то он переходит на рассмотрение специальной группы специалистов, которая состоит из пяти членов и гарантирует справедливое урегулирование споров.

Следует подчеркнуть, что в отличие от Европейского союза в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия. Ведь, если взять к примеру ЕС, то становится наглядно видно, насколько это прочное образование: создан и функционирует Европарламент, была произведена попытка принятия единой европейской конституции, страны ЕС перешли на всеобщую валюту (евро). НАФТА же представляет собой не более, пусть даже и влиятельное, партнёрство, призванное лишь решить взаимные экономические вопросы. Тем более поскольку в НАФТА входят лишь три страны, то нет необходимости формировать, например, единую конституцию, которую, кстати говоря не поддержали широкие массы людей Европы, хотя звучит многообещающе: Европейская конфедерация.[6] Как уже отмечалось ранее, зона свободной торговли – начальный этап интеграционного процесса.

В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, как видно, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами. Теоретически – это объединение является уже и не зоной свободной торговли, но и ещё не таможенным союзом. В этом противоречии также скрывается необычность НАФТА.

Вокруг североамериканской интеграции идет много дискуссий и споров среди специалистов. Темой дискуссий является вопрос об ожидаемом экономическом эффекте, и особенно о том, как преимущества объединения будут распределяться между США, Канадой и Мексикой. Этой проблеме посвящены многие экономические исследования, которые основываются на математических моделях, с помощью которых определяется влияние НАФТА на производство, торговлю и занятость в отдельных секторах экономики каждой из трех стран после отмены тарифных и нетарифных ограничений.

Согласно многим исследованиям, в результате либерализации торговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодного размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек по сделкам, улучшения условий окружающей среды, повышения активности капиталовложений и технического прогресса.

Вступление Мексики в североамериканский интеграционный блок обеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США. Доля промышленных изделий в мексиканском экспорте превысила 90%.

Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.

Многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика.

У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских хозяйств.

Более того, ряд специалистов небезосновательно отмечают, что хотя между вступлением Мексики в полосу социально-политических и экономических потрясений и началом функционирования НАФТА и нет прямой связи, тем не менее курс на форсированную подготовку экономики страны к интеграции с США и Канадой, проводимый правительством К. Салинаса в 1988-1993 гг., привел к столь острым формам проявления глубинных противоречий мексиканского общества.[7] Вот наглядный и вполне характерный пример неготовности каких-либо развивающихся стран, которые только-только начинают выправлять многоукладное, расшатанное хозяйство. Любая страна, желающая приобщиться к современным интеграционным достижениям, должна оценивать и все пагубные последствия данного действия: возможна экономическая «интервенция».

Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. В условиях, когда ни Федеральная резервная система, ни тем более Конгресс США не были в состоянии предпринять действенных мер по спасению американских держателей мексиканских ценных бумаг, Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предоставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа. Казалось бы, какая же выгода от этого США? Очевидно, что любая страна, претендующая на роль первой «скрипки» в моровом концерте, испытывает жгучую потребность в постороннем восхищении. Тем самым осуществляется оказание всяческой «бескорыстной» взаимопомощи, которая на самом деле предполагает лишь последующее расширения влияния на страну. Более того, помощь Мексике была необходима для укрепления НАФТА, следовательно, для укрепления престижа США на мировой арене, что очень важно и полезно последней! Одна из целей формирования единого экономического пространства как раз и заключается в том, что страны-участники, помимо взаимно-экономических выгод, ищут в интеграции возможность показать свой вес в мире. На примере США это довольно хорошо заметно.

Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствий НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить.

Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается как структура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами, она является краеугольным камнем для более широкой интеграции стран Западного полушария. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическом плане в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, охватывающего весь американский континент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свободной торговли.[8] Таким образом НАФТА стремиться расширить свою сферу влияния, используя парадигму мегарегиональной интеграции.

НАФТА и мегарегиональная интеграция

Процессы глобального развития, охватившие большинство регионов и секторов мирового хозяйства, принципиально изменяют со отношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику не учитывая требований глобализирующегося мирового хозяйства норм поведения основных участников мирохозяйственной деятельности. При этом следует учитывать, что качество развития, его темпы, от распевая структура во многом задаются мировой экономикой, новыми условиями, которые предопределяет глобализация. Активное использование преимуществ хозяйственной глобализации, открытость экономики наряду с многочисленными позитивными последствиями, шансами (которые хорошо известны) сопряжены и с серьезными рискам для безопасности страны: например, односторонней зависимостью о международного финансового рынка, быстрыми и крупномасштабными «миграциями» портфельных инвестиций и пр.

Региональные экономические комплексы нужно рассматривать в качестве важнейших компонентов глобализации развития, а не его сегментации. Регионализация создает дополнительные возможности, стимулы, механизмы для либерализации торговли, движения капиталов, всех факторов производства в международной экономике, она — один из ответов на вызовы глобализации.

Формирующийся новый мировой порядок во многом вырастает снизу, постепенно кристаллизуясь вокруг наиболее сильных государств: Соединенных Штатов Америки, объединяющейся и расширяющейся Европы, несколько особняком стоящей Японии. На базе геоэкономических интересов этих и других центров конкуренции вырастает «мегарегиональная интеграция», принимающая различные формы — от зоны свободной торговли до идущих к конфедерации объединений (ЕС).[9]

Вообще говоря, термин мегарегиональная интеграция носит ярко выраженный философско-абстрактный характер, так как в современном мировом хозяйстве отсутствуют своего рода мегарегионы. Можно говорить пока только лишь об общих тенденциях, направлениях развития, о каких-либо отдельных зачатках сильной экономической связи, представленной в виде устойчивого в течение длительного времени образования. Также с определённой долей истины можно говорить о том, что интерес к мегарегиональной интеграции в разных частях мира неоднороден и различается. Это вызвано в первую очередь тем, что имеет место быть относительная неравномерность экономического развития стран, следовательно, как было сказано ранее, нельзя сказать, что абсолютно всем странам выгоден такой подход – многочисленные выступления антиглобалистов в Европе в преддверии очередного какого-либо саммита излишнее тому подтверждение.[10] Итак, можно говорить о практических намётках мегарегиональной модели, используя всевозможные условности и ограничения.

НАФТА вполне можно рассмотреть как плацдарм для мегарегиональной деятельности хотя бы потому, что в данном интеграционном объединении присутствуют две высокоразвитые страны, национальные амбиции которых, в частности США, настолько велики, что невольно формируют вектор в сторону фундаментальных политико-экономических притязаний, реализуемых как раз в концепции мегарегиональной интеграции. Тем более, по оценкам специалистов НАФТА практически прошла этап зоны свободной торговли. Как уже отмечалось выше, данная интеграционная группировка во многом создавалась на перспективу хотя бы потому, что в состав её входит гигант современного мира (во многом из-за своих ослабевающих позиций Соединённые штаты и пытаются сохранить своё былое могущество и влияние, несколько потеснённое «китайской стеной», используя участия в мировых интеграционных группировках, коей является НАФТА).

Особый интерес, как уже было сказано выше, к стратегическому регионализму проявляют Соединённые Штаты Америки.

1.Начиная с 1995 г. подписана серия крупных документов между США и ЕС в направлении создания нового трансатлантического рынка (New Transatlantic Marketplace) и идут дебаты, в том числе на официальном уровне, по поводу дальнейшего расширения этого союза, превращения его в Трансатлантическую зону свободной торговли (TAFTA). Высказываются идеи включения в TAFTA всех стран ОЭСР; а также объединения TAFTA с АТЭС (Форумом Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества).

2. Параллельно предпринимаются попытки объединения двух Америк (Северной и Южной) и создания в Западном полушарии Всеамериканской зоны свободной торговли (FTTA). Его участниками будут НАФТА и страны Латинской Америки.

Налицо явные признаки формирования на каркасе НАФТА более широких по территории, перспективных по развитию и рынкам сбыта продукции, услуг регионов.

Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства все больше привлекает внимание исследователей. Некоторые аналитики полагают, что таким образом закладываются основы нового политического устройства мира. По их мнению, суперрегионы движутся в направлении наднациональных объединений со своей валютой, моделями экономического регулирования, правовыми институтами, структурами управления, системами безопасности. Поэтому в перспективе можно говорить не о государственных, а о квазигосударственных образованиях. Каковы будут их конкретные формы — союзы, конфедерации — не столь важно.

Несомненно одно:

1. Глобализация мировой экономики и регионализм представляют собой серьезные вызовы для России. Более того, без правильного отношения к экономической глобализации и регионализму, без учета этих тенденций при разработке мер по возрождению России, без разумной и эффективной политики адаптации России к экономической глобализации и регионализму России не только не занять достойного места в глобализирующейся мировой экономике, но и не решить проблем внутриэкономического развития.

2. Регионализм (в том числе «новый регионализм» мегаинтегра-ционных объединений) — это один из компонентов новой парадигмы МЭО.

Правительство США призвало создать третейскую группу в рамках системы урегулирования споров Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) для рассмотрения вопроса о правомерности решения Мексики использовать механизм разрешения споров ВТО для урегулирования спора о правилах США по маркировке продуктов из тунца специальной этикеткой «безопасно для дельфинов».

Вашингтон утверждает, что решение Мексики использовать механизм разрешения споров ВТО нарушает статью 2005 НАФТА, которая позволяет США обратиться к процедурам НАФТА для рассмотрения споров о защите жизни человека или животного и охране окружающей среды.

Как сообщил Офис торгового представителя США 24 сентября 2010 г., Вашингтон обратился в Комиссию по свободной торговле (центральный орган НАФТА, который контролирует выполнение Соглашения и разрешает споры) с просьбой учредить третейскую группу для изучения решения Мексики использовать механизм разрешения споров ВТО.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.