Южная Азия. Кашмирский конфликт. Линия прекращения огня. Референдум.
О целях и задачах УНАСУР
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 23 мая. Конституционный договор Южноамериканского союза наций /УНАСУР/ был подписан в бразильской столице, городе Бразилиа, президентами двенадцати стран региона. Таким образом будет формально завершен процесс создания объединения, основанного еще в 2004 году, а страны южноамериканского континента получат инструмент для решения возникающих проблем собственными силами.
Как ожидается, на саммите будет обсуждаться вопрос о создании Южноамериканского совета обороны /ЮСО/ – идею об его учреждении выдвинул президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Основная задача новой организации не скопировать деятельность таких военных союзов, как НАТО, а снизить уровень напряженности неразрешенных конфликтных ситуаций между странами Южной Америки, стать форумом для обсуждения насущных проблем и формирования совместной оборонной политики.
Важной задачей остается и разработка Южноамериканского энергетического договора. Страны континента обладают большими запасами углеводородов, ресурсами для развития гидроэнергетики и альтернативных источников топлива, однако не существует единой политики и эффективно действующих многосторонних механизмов, позволяющих всем странам Южной Америки чувствовать себя в энергетической безопасности.
УНАСУР – самое крупное интеграционное сообщество в Латинской Америке. Блок охватывает территорию в 17,6 млн кв км с населением свыше 377 млн человек и совокупным ВВП более 1,23 трлн долларов.
Южная Азия. Кашмирский конфликт. Линия прекращения огня. Референдум.
Кашмирский конфликт — длящийся с 1947 г. конфликт между Индией и Пакистаном из-за принадлежности Кашмира, основная причина индо-пакистанского конфликта
. Во время раздела Британской Индии в августе 1947 г. в княжестве Джамму и Кашмир правил махараджа Хари Сингх,индуист, однако 77 % его подданных были мусульманами. В нескольких районах княжества вспыхнуло восстание против махараджи. Затем, 21 октября 1947 года ополчение пуштунских племён с территории Пакистана, а потом и «пакистанские добровольцы» вторглись в княжество на помощь восставшим единоверцам-мусульманам.
24 октября 1947 г. на территории, занятой ими, было провозглашено создание суверенного образования Азад Кашмир(«Свободный Кашмир») и вхождение всего княжества в состав Пакистана. В ответ на это Хари Сингх заявил о присоединении Кашмира к Индии и обратился к индийскому правительству за военной помощью.
Спешно посланные в Кашмир индийские войска остановили пакистанцев недалеко от столицы Кашмира — городаСринагар. Затем, 28 октября — 22 декабря 1947 года состоялись переговоры между Индией и Пакистаном по проблеме принадлежности Кашмира. На этих переговорах стороны в принципе признали необходимость свободного волеизъявления населения Кашмира. Однако военные действия не были приостановлены, в них вскоре оказались задействованы регулярные воинские части Пакистана. Бои приняли затяжной характер и продолжались почти год. Эти события считаются первой индо-пакистанской войной.
К 1 января 1949 года боевые действия были прекращены, а в августе под контролем ООН была проведена Линия прекращения огня, разделившая Кашмир на две части — подконтрольные, соответственно, Индии и Пакистану. Под пакистанский контроль попало 77.5 тыс. км² — почти половина княжества.
Несколько резолюций ООН (21 апреля и 13 августа 1948 и 5 января 1949 года) призывали обе стороны к выводу войск и проведению плебисцита, однако ни Индия, ни Пакистан не пожелали вывести свои части, заявляя об оккупации части Кашмира противоположной стороной. СССР с самого начала считал Азад Кашмир незаконно оккупированной территорией Индии. США заявляли о «нерешённой проблеме», но фактически поддерживали Пакистан. В 1956 году, после принятия закона о новом административном делении страны, Индия предоставила своим кашмирским территориям статус штатаДжамму и Кашмир. Летней столицей штата остался Сринагар, зимней стал город Джамму. Линия прекращения огня превратилась де-факто в государственную границу между Индией и Пакистаном.
Из территории Кашмира, находящейся под пакистанским контролем, большая часть земель была выделена в особоеАгентство северных территорий в составе Пакистана со столицей в городе Гилгит, а в составе Азад Кашмира осталось лишь 2 169 кв. км. в виде узкой полосы вдоль Линии прекращения огня. Резиденцией правительства Азад Кашмира сталМузаффарабад. Азад Кашмир имеет статус государства, ассоциированного с Пакистаном. Это квазигосударственное образование формально имеет даже свои вооружённые силы.
Обладание хотя бы частью Кашмира имеет особую важность для Пакистана, поскольку это отрезает Индию от непосредственного выхода в Центральноазиатский регион и к Афганистану, а Пакистан получает общую границу сКитаем, являющимся его союзником.
После индо-китайской войны 1962 г. пакистанское руководство начало переговоры с КНР о демаркации границы в Кашмире. В 1963 году, после подписания пакистано-китайского пограничного соглашения, у Китая оказалась, как полагают индийцы, часть законной индийской территории (в дополнение к тому, что Китай оккупировал Аксай-Чин, ещё одну часть Кашмира, с начала 1950-х годов).
Во время второй индо-пакистанской войны 1965 г., которая началась из-за секретной операции Пакистана, пытавшегося вызвать восстание в контролируемой Индией части Кашмира, боевые действия велись как в Кашмире, так и за его пределами. Они не выявили победителя и война завершилась вничью после вмешательства ООН.
В 1971 г. произошла третья, самую крупная, индо-пакистанская война. Она окончилась капитуляцией пакистанских войск в Восточном Пакистане, отторжением от Пакистана этой провинции и провозглашением там независимого государства Бангладеш. Бои шли и в Кашмире, хотя там ни одной из сторон не удалось добиться решающего успеха. Летом 1972 года в городе Симла в Индии главы обоих государств подписали соглашение, которое закрепило результат войны и согласно которому стороны обязались впредь разрешать все спорные вопросы мирным путём. Согласно соглашению, в Кашмире была установлена Линия контроля, почти совпавшая с Линией прекращения огня 1949 года. Симлское соглашение, однако, по-разному толкуется каждой из сторон.
Пакистан считает Кашмирский конфликт международным спором, и сохраняет за собой право выносить данный вопрос на обсуждение на международных форумах, допуская посредничество других государств. Он требует проведения плебисцита, ссылаясь на соотвествующие резолюции ООН. Пакистан говорит о невозможности начала переговоров с Индией по каким-либо прочим вопросам без первоочерёдного решения кашмирской проблемы.
Индия же выступает против признания кашмирской проблемы международным спором и отвергает какую-либо возможность плебисцита. Главным требованием Индии является прекращение «трансграничного терроризма» — прямой поддержки Пакистаном мусульманских боевиков в индийском штате Джамму и Кашмир. Индия выступает за необходимость ведения переговоров по кашмирской проблеме без обязательной увязки её со всеми остальными двусторонними спорными моментами и претензиями (всего их насчитывается семь).
В конце 1980-х годов обстановка в Джамму и Кашмире сильно обострилась на фоне общего социально-экономического кризиса. Там резко активизировалась деятельность сразу нескольких террористических организаций, требовавших «свободы оккупированного Индией Кашмира» под исламскими лозунгами. Пакистанские власти стали снабжать боевиков оружием и предоставили им на своей территории лагеря для подготовки. В действиях террористических групп в Джамму и Кашмире значительное участие принимали и афганские моджахеды.
Кроме того, произошли столкновения регулярных войск Индии и Пакистана на Линии контроля в 1984-86 годах на высокогорном леднике Сячэн близ китайской территории. Линия контроля не проходит по этому леднику (по соглашению 1949 года Линия прекращения огня должна была устанавливаться «до ледников»), таким образом он является фактически территорией с неопределённым статусом.
С 1987 по 2001 г. в Кашмире практически не было дня без обстрела погранзастав той или иной стороны, нередко с применением артиллерии, или без нападения боевиков. В 1990 года в Джамму и Кашмире в связи с резкой эскалацией деятельности боевиков было введено прямое президентское правление и в штат были введены индийские войска численностью до 20 дивизий. К 2001 г. в результате почти беспрерывных схваток с боевиками и террористических актов Индия потеряла более 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей (в Пакистане же говорит о, по меньшей мере, 70 тысячах кашмирцев, погибших «от рук индийских варваров» и «многотысячных» потерях индийских военнослужащих). Пакистан официально постоянно отрицал свою причастность к действиям боевиков в штате Джамму и Кашмир, заявляя лишь о моральной поддержке «борцов за свободу Кашмира» и о «нарушениях прав человека» и «притеснениях мусульман» в Кашмире и в Индии в целом.
В 1995 году правительство Индии начало уделять повышенное внимание развитию хозяйства штата Джамму и Кашмир, в сентябре 1996 года состоялись выборы в Законодательное собрание штата. Боевики стали терять сторонников. Если раньше большую часть боевиков составляли местные жители, то к концу 1990-х годов до 70 % боевиков были пакистанцами и афганцами.
В мае 1999 года начался беспрецедентный с 1971 года рост напряжённости в Кашмире. До тысячи боевиков, проникнувших из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Отбросив небольшие гарнизоны индийских погранзастав, они закрепились на индийской стороне Линии контроля на ряде тактически важных высот. Их прикрывала пакистанская артиллерия, ведшая огонь через Линию контроля. Так началась Каргильская война. Этот конфликт окончился победой индийцев, им к концу июля 1999 г. удалось отбить практически все территории, захваченные боевиками в первые дни боёв.
Крайне высокая напряжённость на границе Индии и Пакистана сохранялась и после каргильских боёв. 10 августа 1999 года два индийских МиГ-21 сбили в приграничной зоне пакистанский патрульный самолёт «Атлантик-2», весь экипаж которого — 17 человек — погиб. После этого другой индийский МиГ был обстрелян пакистанскими зенитными ракетами. До сих пор не выяснены все обстоятельства этого происшествия, и каждая из сторон утверждает, что сбитый самолёт находился в её воздушном пространстве.
С февраля 2000 года возобновились стычки на Линии контроля, хотя Индия и объявляла с ноября 2000 по конец мая 2001 года мораторий на военные операции против исламских боевиков в Кашмире. Пакистан также инициировал объявление моратория на боевые действия со стороны одной из основных исламских кашмирских вооружённых группировок -«Хизб-уль-Муджахедин».
В мае 2001 года глава Пакистана П.Мушарраф в ответ на приглашение посетить Индию дал принципиальное согласие нанести такой визит. Эта встреча на высшем уровне завершилась безрезультатно, поскольку ни одна из сторон не пожелала отойти от своей давно известной позиции по кашмирской проблеме. Тем не менее, сам факт проведения встречи был значим, поскольку стороны признали возможность вести диалог друг с другом и проявили желание возобновить прерванный переговорный процесс.
Однако после встречи возобновились, несколько затихшие после окончания Каргильского кризиса перестрелки на Линии Контроля между регулярными частями обеих стран. В октябре в Кашмире произошло несколько терактов, а после нападения 13 декабря группы боевиков на здание индийского парламента в Дели Индия, обвинившая Пакистан в пособничестве террористам, начала перебрасывать войска к границе с Пакистаном и Линии контроля в Кашмире. Весь декабрь 2001 и январь 2002 года оба государства вновь балансировали на грани войны.
В мае 2002 года Индия и Пакистан были ближе к войне, чем когда-либо после Каргильского конфликта. Три четверти сухопутных сил Индии и практически все сухопутные силы Пакистана были подтянуты к границе. Войну удалось предотвратить во многом благодаря активной позиции мирового сообщества, в первую очередь России и США.
В конце 2001 года в Джамму и Кашмире действовало примерно 6-10 тысяч вооружённых боевиков. Как правило, ежегодное усиление активности боевиков приходится на конец весны, поскольку в это время года освобождаются от снега горные проходы, по которым боевики просачиваются через Линию контроля. Они переходят Линию контроля обычно группами по 3-4 человека, объединяясь затем в отряды по 20-30 человек. Боевики нападают на правительственные учреждения, полицейские участки и военные объекты. Иногда эти нападения перерастают в довольно крупные столкновения с индийскими полицейскими и военными. В Джамму и Кашмире дислоцировано, по некоторым данным, до 300 тысяч индийских военнослужащих (почти третья часть всех сухопутных сил Индии), крупные силы полиции и военизированных формирований.
Конфликт из-за ледников Сиачен в северо-восточной зоне Кашмира стал продолжением давнего индо-пакистанского и кашмирского конфликта.
После войны 1971 года на конференции в Симле обе стороны договорились решать все вопросы мирными методами и состоялось уточнение линии разграничения в Кашмире, которая была переименована в “линию контроля” (ЛОК). Гласиры Каракорума, самая восточная часть линии, примыкающая к китайской границе, остались неразмеченными, с конца 70-х Пакистан стал на картах показывать их в своем составе и выдавать альпинистам разрешение на путешествия туда; в 1984 обе стороны отрядили экспедиции в зону гласиров, стараясь захватить как можно большую их часть. После определения фактических позиций сторон на гласирах было почти три года тихо.
В 1987 на одном из них, под названием Сиачен, на высоте 6452 метра был водворен пост, с которого двум передовым индийским постам, снабжаемым по воздуху, житья не давали. Вчетвером пакистанцы забрались на эту гору в 30-градусный мороз, управившись за ночь со всем подъемом, включая отвесные 150 метров на самом верху, устроились сперва в иглу, а потом добрались и до собственно поста, водворенного в ноябре на клочке радиусом 15 метров. О характере местности говорит то, что индусам, которые 18.4.87 были посланы расправиться с постом после смерти под его огнем двух индийских военнослужащих, пришлось лезть на 90-градусного наклона стену высотой около 500 метров. Семеро из них погибли от огня с поста, трое вернулись. 23.6. была начата операция “Раджив” в честь Раджива Панде, убитого во время подъема лейтенанта. На подъем у группы захвата ушло четыре часа, но и этой, и следующей пришлось вернуться без успехов. Только 26 числа пост пал после драки врукопашную. В целом, по индийской версии получается небольшая локальная заруба, а по пакистанской – грандиозное эпическое побоище. За пост пришлось заплатить 16 жизнями по индийской версии, или 41 по пакистанской. По сю пору обе враждующие стороны держат на ледниках по нескольку тысяч человек, распределенных по 150 постам, что обходится им в суммы порядка нескольких сотен миллионов долларов в год.
В конце 80-х Индия столкнулась с новой проблемой в Кашмире – повстанческим движением и политическими протестами. В значительной степени на ухудшение ситуации до такой степени повлияли манипуляции индийского правительства, особенно хорошо заметные на выборах-87, когда основных оппозиционеров заранее арестовали, и хотя граждане продемонстрировали небывало высокую явку, отдавая голоса оппозиции в знак протеста, официальный подсчет отдал победу НК и ИНК. После этих выборов милитантная компонента кашмирского национализма стремительно пошла в рост. Руководил сепаратистским движением на первых порах Фронт освобождения Джамму и Кашмира, в 1982 проникший в “Азад Кашмир” (пакистанская часть), а еще через пять лет в индийскую секцию. Была это довольно грозная и разветвленная организация, бранчи в Персидском заливе и Гонконге активно помогали деньгами, а нью-йоркский устраивал протесты около ООН.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|