Методическая последовательность в обучении
Тактике бокса
Сложившаяся практика обучения технике и тактике бокса свидетельствует о том, что обучение технике по времени опережает обучение тактике, но идет параллельно.
Обучение технике основных положений боксера предопределяет и тактическую значимость этих элементов технической подготовки боксеров. Умение четко и целесообразно передвигаться по рингу, сохраняя при этом боевую стойку и необходимую дистанцию до противника,— эти первые упражнения по изучению тактики бокса, которые изучаются на первых же занятиях.
В теории и методике бокса принята определенная последовательность в обучении технике ударов: вначале изучаются прямые удары левой и правой руками в голову и туловище, затем боковые удары — в голову и туловище и в заключение — удары снизу (Булычев А.И.,1965; Денисов Б.С., 1970).
При обучении же тактике рекомендуется следующая методическая последовательность. Все технические приемы изучаются и совершенствуются вначале в атакующей, затем ответной и наконец во встречной форме. Причем после изучения типовой техники приемов занимающиеся совершенствуют их в различных вариантах. Например, при изучении левого прямого удара в голову боксеры вначале изучают технику удара и защиты от него на месте и с шагом вперед; затем — ответную контратаку левым прямым ударом в голову –после защиты шагом назад; и в заключение — левый прямой удар в голову на месте или с шагом назад.
Необходимо отмстить, что такой методический подход к обучению и совершенствованию тактики бокса, основанный на учете последовательности в обучении технике, обеспечит тренеру возможность более точно определить склонность боксеров к тем или иным приемам и на основе этого в дальнейшем индивидуализировать их подготовку.
Анализ соревновательной деятельности боксеров позволил выделить две основные причины, побуждающие боксера изменить тактику в процессе боя: I. Боксер проигрывает (ведет равный бой): а) противнику, равному по классу. В подобных случаях боксер чаще всего пытается за счет мобилизации своих морально-волевых и физических качеств «переломить» ход поединка, использовав и развив хотя бы минимальное свое преимущество над противником в уровне технико-тактической подготовки;
б) противнику, по классу ниже. В таких случаях боксеры меняют манеру ведения боя, которая не приносит успеха, на другую, часто правильно и вовремя подсказанную тренером. Случается, что боксеры, переоценив свои силы и недооценив силы противника, пытаются добиться досрочной победы за счет подавления его сильными одиночными ударами и не имеют преимущества в поединке (происходит обмен ударами), а изменив тактику боя, сразу же добиваются преимущества за счет превосходства в классе;
в) противнику, по классу выше. Возможны два варианта поведения боксера: первый — боксер заранее считает себя проигравшим и не оказывает серьезного сопротивления, стремясь довести бой до конца и не проиграть ввиду явного преимущества или нокаутом; второй—боксер пытается воспользоваться своими сильнейшими сторонами подготовки, чаще всего ставка делается на физическую и морально-волевую подготовку, в расчете на то, что противник в обмене ударами пропустит сильный удар и в связи с этим проиграет.
2. Боксер выигрывает:
а) у противника, равного по классу. В подобных случаях боксер стремится поддержать и развить свой успех счет преимуществ в технике и тактике или уровне морально-волевой и физической подготовки;
б) у противника, ниже по классу. Чаще всего боксер стремится ускорить победу и добиться явного преимущества или нокаутировать противника. Реже, решая какие-либо задачи (поддержание веса, осуществление заданий тренера и т. п.), боксер не стремится к досрочной победе. С этой целью боксер использует слабости противника и в соответствии с этим строит поединок (повышает темп, использует финты, атакует или контратакует сильными ударами и т. п.);
в) у противника, по классу выше. В подобных случаях боксер чаще всего не меняет тактический рисунок боя, а стремится развить преимущество за счет дальнейшего использования тех средств боя, которые приносят ему успех в поединке.
Перечисленные ситуации почти полностью исчерпывают возможные варианты соотношения сил во время боя. Исходя из этого, возникает не такое уж большое разнообразие тактических вариантов ведения боя, однако с учетом индивидуальности в технической подготовке боксеров возникает настолько большое разнообразие поединков, что их перечень и характеристика невозможны, да в этом и нет необходимости.
Подобный объективный характер анализа тактических вариантов боя дает возможность тренеру строить тактическую подготовку боксеров с учетом реальных ситуаций, складывающихся на ринге, а не с учетом бесконечного многообразия поединков, основанного на индивидуальной технической подготовке боксеров, особенностях их физического развития, типологических свойств нервной системы и т. п. Поэтому целесообразно при совершенствовании тактической подготовки боксеров моделировать в условиях тренировки ситуации, встречающиеся в условиях соревнований. Для этого целесообразно ставить в пары при совершенствовании технико-тактического мастерства боксеров, не только равных по уровню мастерства, но и разных по классу и уровню подготовленности. Однако при этом не надо забывать, что подобные упражнения должны решать конкретные задачи и не должны превращаться в избиение более слабого боксера.
Контроль за процессом становления тактического
Мастерства
Практика подготовки боксеров свидетельствует о том, что тренеры практически не выделяют тактическую подготовку боксеров в отдельную сторону подготовки, которая подвергалась бы детальному, четкому, многолетнему контролю. Как правило, уровень тактической подготовки боксеров оценивается совместно с технической. Эта сложившаяся традиция создает трудности в дифференцированной оценке каждой из сторон подготовки, так как действительно, осуществляя анализ техники и тактики, трудно отделить одно от другого в приеме. Значительно усложняет этот процесс субъективизм в подобных оценках.
Учитывая тот факт, что победа боксера определяется по разнице в набранных очках, которая образуется в результате нанесения ударов и применения защит, можно считать, что интегральным показателем уровня подготовленности (в том числе и тактической) будет являться эффективность атак и защит. В связи с этим, для определения эффективности боевых действий может быть использован метод, предложенный О. П. Фроловым (1966), который позволяет оценить уровень технико-тактической подготовки по показателям коэффициента атаки и зашиты. Определяется коэффициент эффективности атаки и защиты следующим образом: КЭА равен отношению кол-ва ударов достигших цели к общему количеству нанесенных ударов. КЭЗ = кол-во пропущенных ударов /кол-во ударов, нанесенных противником).
На таблице 1 представлены возможные варианты тактических задач, решаемые при помощи основных двигательных действий.
Таблица 1.
Двигательное действие
| Варианты двигательных действий
| Решаемые тактические задачи
| Удары
| Левой, правой руками; В голову, туловище; Одиночные, двойные, серии; Атакующие, ответные, встречные, ложные; На месте, в передвижении; В различных сочетаниях и т.п.
| Нанесение противнику удара – зарабатывание очков; агрессия-теснение противника; подготовка сильного удара; проверка дистанции; отвлечение противника от настоящей атаки; вызов на атаку; отвлечение внимания; раскрытие противника; сковывание сильными ударами; выматывание противника; поддержание высокого темпа; сдерживание напора противника; сохранение нужной дистанции; выполнение защиты и т.п.
| Защиты
| При помощи рук: остановки, отбивы, подставки; туловища: уклоны, нырки, отклоны назад; передвижений: разрыв дистанции, сокращение дистанции, уход в сторону, за спину противника; комплексные и сложные. Активные и пассивные. Ложные защиты (открытия)и т.п.
| Выполнение защитных действий; поставить противника в неудобноеположение (заставить промахнуться) , чтобы было легче его атаковать; заставить промахиваться, чтобы вселить неуверенность, потерять чувство дистанции; сковывание действий противника; утомление противника; сокращение или разрыв дистанции для выполнения своей атаки; раскрытие противника; вызов на атаку; сдерживание напора и т.п.
| Передвижения
| Ходьба обычными шагами, приставными, скрестными и прыжки (скачки).
Действие выражается в изменении: дистанции до противника, до углов и канатов ринга, местоположения относительно противника.
| Выполнение ударов и защит; Выполнения всего комплекса тактических задач, решаемых при помощи ударов и защит.
|
1.13. Годовой и месячный планы работы, план-конспект
Занятия
Для того, что бы составить план работы на год необходимо иметь следующие документы: - учебную программу, где определено количество занятий в неделю для данной группы и их продолжительность; - расписание занятий; - два календаря /на текущий и будущий год/; календарь соревнований. Работа начинается с того, что определяется количество рабочих дней в каждом месяце, согласно расписания /праздничные дни не учитываются/. Затем умножается на продолжительность одного занятия. Так как учебный год начинается в сентябре, то расчет производится с сентября текущего года до сентября следующего. Определив общее количество часов на год, приступаем к составлению плана.
По горизонтали план состоит из двух разделов: 1 - й теоретический, 2 - практический. По вертикали : слева - содержание разделов, справа - по месяцам количество часов отводимое на различные виды подготовки.
На таблице 2 показана общая схема составления плана работы на год. А так как, с возрастом и уровнем подготовленности занимающихся увеличивается продолжительность одного занятия, количество тренировочных дней, часов отводимых на соревнования, перераспределяются часы на различные виды подготовки, то и планы будут различными.
Рабочий план на месяц составляется исходя из количества часов отведенных на различные виды подготовки в данном месяце годового плана. Согласно разделов подготовки пишутся конкретные упражнения по обучению технике и тактике, общей и специальной физической подготовке. А с правой стороны пишутся номера занятий и количество времени отводимое на каждое упражнение.
Таблица 2.
Содержание
| IX
| X
| XI
| XII
| I
| II
| III
| IY
| Y
| YI
| YII
| YIII
| ТЕОРИЯ
| |
|
|
| |
| | |
| | | | Гигиена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Правила
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| История
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Техника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Анатомия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ПРАКТИКА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Техника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тактика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОФП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| СФП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Соревнорв-я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контр.норм.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Табл.2. Примерный план работы на год для групп 1 года обучения.
Таблица 3
N
| Содержание
| Н о м е р а з а н я т и й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОРУ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обучение основным положениям боксера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Атака прямыми левой и правой в голову на месте
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обучение защите подставкой правой ладони
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Закрепление боевой стойки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обучение передвижениям в боевой стойке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обучение защите шагом назад
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Атака прямыми левой и правой в голову с шагом вперед
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обучение защите уклонами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Встречная атака прямыми левой и правой в туловище
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Упр.на быстроту и ловкость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Упр.для развития силы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего:/в минутах/
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Табл. 3. Примерный план работы на месяц.
С рабочего плана на месяц (Табл.2.) пишется конспект занятия. Так задачами конспекта первого урока, согласно нашего рабочего плана на месяц будут: 1).(образовательные: новый материал) Обучение основным положениям боксера; атаке прямым левой –правой в голову на месте; 2).Развитие быстроты и ловкости; 3).Воспитание смелости и трудолюбия.
Исходя из указанных задач подбираются средства и методы, указывается дозировка и форма организации занимающихся в зале при выполнении упражнений. См. примерный конспект занятий (Табл.4.).
Таблица 4.
Части занятия
| Содержание
| Дозировка
| Организационно-методические указания
| Подготовительная часть;
20мин
| Построение, расчет, рапорт.
1. Ходьба. И.П.- кисти в замок. Круговые движения кистями, головой.
2. Бег. Бег спиной вперед.
3. Бег с захлестыванием голени.
4. Бег с высоким подниманием бедра.
5. И.П.Руки на поясе. Передвижения приставными шагами левым-правым боком.
6. И.П.-руки вперед. 1-4 Круговые движения предплечьями внутрь и наружу.
7. И.П.-Руки к плечам.
8. 1-4 Круговые движения руками вперед-назад.
9. И.П.-Руки вперед. 1-4 Круговые движения руками вперед-назад.
10. И.П.-Руки согнуты в локтях, ладонями внутрь. 1-4 Круговые движения руками вперед-назад, поглаживая голову.
11. И.П.-Руки на поясе1-4- Наклоны в стороны.
12. И.П.-Руки перед грудью. 1-4-Ходьба выпадами с поворотами туловища в одноименную сторону.
13. Тоже спиной вперед.
14. И.П.- тоже. 1-2-Повороты туловища, 3-наклон вперед.
15. Тоже спиной вперед.
| 5мин
1мин
1мин
1мин
1мин
2 круга
16 раз
16 раз
16 раз
16 раз
16 раз
16 раз
15 раз
16 раз
| Сообщение задач урока. Отметить присутствующих.
ОРУ в движении в колонну по1.Медленно.
Смотреть через левое плечо.
Касаясь пятками ягодиц.
Руки согнуты в локтях под прямым углом. Касаясь коленями ладоней..
Ноги вместе не составлять, высоко не выпрыгивать..
Медленно. Выпрямляя руки.
Руки прямые.
Касаясь ладонями и предплечьями головы.
Усиливая наклон махом руки вверх через сторону.
Если кто-то собьется, то надо принять исходное положение: шаг левой вперед, поворот влево. И снова начать движение.
Ноги не сгибать, касаться пола рукой. Выпрямляясь, сразу выполнять поворот.
| 2. Основная часть занятия
60 мин.
| См. Раздел (Методика проведения первого занятия.)
|
|
| 3. Заключительная часть занятия.
10 мин.
| 1. «Пятнашки» ногами.
2. Борьба в боевой стойке.
3. И.П. -лежа на спине. Подъем ног и касание пола за головой.
4. И.П. –упор лежа. Сгибание-разгибание рук.
| 1 х 2мин
1 х 2мин
15 раз
20 раз.
3 мин.
| Упражнения в парах. Можно положить руки на плечи противника.
Упр. В парах. Захваты за голову и туловище. Без бросков и подножек.
ОРУ на месте. Руки вдоль туловища.
Руки разгибать до конца. Туловище держать прямо.
Подведение итогов занятия.
| Табл. 4. Примерный конспект первого занятия по боксу.
Перечень вопросов для самоконтроля:
1. Классификация защит.
2. Классификация ударов.
3. Классификация средств в боксе
4.Методические приемы обучения и организация занимающихся на занятиях.
5.Методы создания представления о выполняемом движении
6. Методы обучения движениям.
7. Обучение основным положениям, ударам, защитам. /Методика проведения первых практических занятий/.
8. Последовательность прохождения материала на первом году обучения.
9. Обучение основам тактики бокса.
10. Особенности обучения боксера – левши.
11. Методическая последовательность в обучении тактике бокса.
12. Годовой и месячный планы работы, план-конспект занятий.
13. Периодизация спортивной тренировки в отдельном макроцикле.
14. Построение микро- и мезоциклов.
15. Основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками в микроцикле подготовки.
16. Техническая подготовка боксеров. Метод усложнения условий выполнения упражнений.
17. Техническая подготовка боксеров. Метод облегчения условий выполнения упражнений.
18. Выполнение упражнений при различных состояниях организма боксера, затрудняющих ведение поединка.
19. Метод сопряженных воздействий.
20. Методика развития быстроты.
21. Методика развития силы.
22. Методика развития ловкости.
23. Методика развития выносливости.
24. Тестирование технико-тактической подготовленности.
25. Тестирование физической подготовленности.
26. Тестирование психофизиологических показателей.
Глава 2. Тренировка боксеров старших спортивных
разрядов
Планирование спортивного совершенствования
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|