Сделай Сам Свою Работу на 5

КУЛАЧНЫЕ БОИ У НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ

На территории нашей страны кулачный бой появился в древ­ности у славян. Уже тогда характерным признаком его было возрастное подразделение участников. В одной из разновидно­стей кулачного боя — «стенка на стенку» — постепенно вступали в бой как бы три боевые линии: первая — кулачные бойцы-под­ростки, вторая — юноши и молодежь, третья — женатые.

В период образования Киевского государства кулачные бои — «стенка на стенку» и «один на один» — были у славян од­ним из средств воспитания стойкости, смелости, ловкости и фи­зической силы.

В период формирования русского централизованного госу­дарства (XV—XVII вв.) кулачный бой был одним из элементов складывавшейся в то время самобытной народной системы фи­зического воспитания.

При Иване IV, согласно «Судебнику Государя Великого», проводились судебные поединки, для которых нанимали кулач­ных бойцов-профессионалов. Бои-поединки были строго регла­ментированы. В кулачных боях, проводимых в то время, было также два вида состязаний: массовые бои «стенка на стенку» (рис. 5) и одиночные бои — единоборство (рис. 6).

 

 

 

Основное место принадлежало «стенке», представлявшей со­бой организованный массовый бой, где строго различались сто­роны «своя» и «чужая».

Название «стенка» произошло от традиционно установив­шегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на «противника».

Главной тактической задачей каждой из сторон было про­рвать «стенку» противника, внести смятение в его ряды, прогнать его с боевой площадки. Отступивший противник перегруппиро­вывался, собирал силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одоле­вала другую.

Везде, где происходили кулачные бои, имелись традицион­ные места для боя. Зимой обычно встречались на льду реки. Так, в XIX в. в Москве излюбленными местами для кулачных боев были: на Москве-реке — у Бабьегородской плотины, у Си­монова и Новодевичьего монастырей, у Воробьевых гор, в Пе­тербурге — на Неве, у Нарвской заставы.



В кулачных боях строго соблюдались неписаные правила, передававшиеся из поколения в поколение.

Бой можно было вести голыми кулаками или в рукавицах. Никаких твердых предметов, называемых «закладками», или пятаков, зажимаемых в ладони, чтобы крепче сжать кулак и усилить тем самым действие ударов, иметь под рукавицами не полагалось. Нападать на противника разрешалось только спе­реди. Запрещалось нападать на упавшего противника, бить с «подножкой», наносить удары ногами или головой. Нарушение этих правил строго преследовалось, а виновного наказывали сами бойцы, оберегавшие традиционную честность кулачного боя.

Правила кулачного боя (как и другие его стороны) нашли отражение во многих пословицах и поговорках. Пословицы «ле­жачего не бьют», «лежачий в драку не ходит» свидетельствуют о благородстве русских бойцов в единоборстве. Поговорка «не силой бьются, а сноровкой» говорит о стремлении народа видеть в бою не только силу, но и ловкость.

Классическим примером отражения кулачного боя в русской литературе служит «Песня про царя Ивана Васильевича, моло­дого опричника и удалого купца Калашникова», написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 г.

 

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться

 

Кулачных бойцов, выдающихся по силе и боевым качествам, народ называл «надежа-бойцами». Эти бойцы приобретали громкую славу не только в своей округе, но и далеко за ее пре­делами.

Из русских кулачных бойцов славились казанские, калуж­ские и тульские: Алеша Родимый, Тереша Кункин, семейство Зубовых, Никита Долговяз и братья Походкины. Видными бой­цами Петербурга в XVIII в. был приказный чиновник Ботин и фабричный Соколик.

Этнограф А. В. Терещенко в своей книге «Быт русского на­рода» писал: «В Англии обратилась наша молодецкая забава в искусственный бокс. Там бьются сам друг и по правилам. Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь сво­ими бойцами, сводили их в Москве с боксерами»*.

Кулачные бои указом царя Алексея Михайловича были запре­щены. В соответствии с этим указом, в XVII—начале XVIII вв. в Москве и Петербурге солдаты делали облавы на кулачных бойцов, пойманных приводили в приказ и били батогами. Но привести в приказ не так-то было легко. Товарищи часто напа­дали на конвой и выручали арестованных. Упорство, с которым народ защищал свое право на любимые состязания, заставило правительство Екатерины I (1726 г.) узаконить кулачные бои, но регламентировать их проведение. Бои в городах разрешались при условии регистрации в полиции десятских.

Кулачные бои прекратили свое существование после Ок­тябрьской революции, когда им на смену пришел бокс.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.