Сделай Сам Свою Работу на 5

Живешь всегда, в Котором ничто не умирает, ибо прежде начала веков и прежде





Августин

Исповедь

Книга первая

I.

1. "Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и

неизмерима премудрость Твоя". И славословить Тебя хочет человек, частица

Созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою,

Носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты

"противостоишь гордым". И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица

Созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для

Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе. Дай же мне,

Господи, узнать и постичь, начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе или с

Того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к

Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то

другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо "воззвать к Тебе?"

"Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без

проповедника? И восхвалят Господа те, кто ищет Его". Ищущие найдут Его, и

Нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и



Воззову к Тебе, веруя в Тебя, ибо о Тебе проповедано нам. Взывает к Тебе,

Господи, вера моя, которую дал Ты мне, которую вдохнул в меня через

Вочеловечившегося Сына Твоего, через служение Исповедника Твоего.

II.

Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу моему? Когда я воззову к

Нему, я призову Его в самого себя. Где же есть во мне место, куда пришел бы

Господь мой? Куда придет в меня Господь, Господь, Который создал небо и

землю? Господи, Боже мой! ужели есть во мне нечто, что может вместить Тебя?

Разве небо и земля, которые Ты создал и на которой создал и меня, вмещают

Тебя? Но без Тебя не было бы ничего, что существует - значит, все, что

Существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти

Ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне. Я ведь еще не в

преисподней, хотя Ты и там. И "если я сойду в ад, Ты там". Меня не было бы,

Боже мой, вообще меня не было бы, если бы Ты не был во мне. Нет, вернее:



меня не было бы, не будь я в Тебе, "от Которого все, чрез Которого все, в

Котором все". Воистину так, Господи, воистину так. Куда звать мне Тебя,

Если я в Тебе? и откуда придешь Ты ко мне? Куда, за пределы земли и неба,

уйти мне, чтобы оттуда пришел ко мне Господь мой. Который сказал: "Небо и

земля полны Мною"?

III.

Итак, вмещают ли Тебя небо и земля, если Ты наполняешь их? Или Ты

Наполняешь их и еще что-то в Тебе остается, ибо они не вмещают Тебя? И куда

Изливается этот остаток Твой, когда небо и земля наполнены? Или Тебе не

Нужно вместилища. Тебе, Который вмещаешь все, ибо то, что Ты наполняешь Ты

наполняешь, вмещая? Не сосуды, полные Тобой, сообщают Тебе устойчивость:

Пусть они разбиваются. Ты не выльешься. А когда Ты изливаешься в нас, то не

Ты падаешь, но мы воздвигнуты Тобой; не Ты расточаешься, но мы собраны

Тобой. И все, что Ты наполняешь, целиком Собой Ты все наполняешь. Но ведь

Все не в состоянии вместить Тебя, оно вмещает только часть Тебя, - и все

сразу вмещают ту же самую часть? Или отдельные создания - отдельные части:

Большие большую, меньшие меньшую? Итак одна часть в Тебе больше, а другая

Меньше? Или же повсюду Ты целый и ничто не может вместить Тебя целого?

IV.

4. Что же Ты, Боже мой? Что, как не Господь Бог? "Кто Господь, кроме

Господа? и кто Бог, кроме Бога нашего?" Высочайший, Благостнейший,

Могущественнейший, Всемогущий, Милосерднейший и Справедливейший; самый

Далекий и самый Близкий, Прекраснейший и Сильнейший, Недвижный и

Непостижимый; Неизменный, Изменяющий все, вечно Юный и вечно Старый, Ты



Обновляешь все и старишь гордых, а они того и не ведают; вечно в действии,

вечно в покое, собираешь и не нуждаешься, несешь, наполняешь и покрываешь;

Творишь, питаешь и совершенствуешь; ищешь, хотя у Тебя есть все. Ты любишь

и не волнуешься; ревнуешь и не тревожишься; раскаиваешься и не грустишь;

гневаешься и остаешься спокоен; меняешь Свои труды, и не меняешь совета;

Подбираешь то, что находишь, и никогда не теряешь; никогда не нуждаешься и

Радуешься прибыли; никогда не бываешь скуп и требуешь лихвы. Тебе дается с

Избытком, чтобы Ты был в долгу, но есть ли у кого что-нибудь, что не Твое?

Ты платишь долги, но Ты никому не должен; отдаешь долги, ничего не теряя.

Что сказать еще, Господь мой, Жизнь моя, моя Святая Радость? И что вообще

Можно сказать, говоря о Тебе? Но горе тем. которые молчат о Тебе, ибо и

Речистые онемели.

Кто даст мне отдохнуть в Тебе? Кто даст, чтобы вошел Ты в сердце мое и

Опьянил его так, чтобы забыл я все зло свое и обнял единое благо свое.

Тебя? Что Ты для меня? Сжалься и дай говорить. Что я сам для Тебя, что Ты

Велишь мне любить Тебя и гневаешься, если я этого не делаю, и грозишь мне

Великими несчастиями? Разве это не великое несчастие не любить Тебя? Горе

мне! Скажи мне по милосердию Твоему, Господи. Боже мой, что Ты для меня?

"Скажи душе моей: Я - спасение твое". Скажи так, чтобы я услышал. Вот уши

сердца моего пред Тобой, Господи: открой их и скажи душе моей: "Я спасение

твое" Я побегу на этот голос и застигну Тебя. Не скрывай от меня лица

Твоего: умру я, не умру, но пусть увижу его.

Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти туда: расширь его. Он

обваливается, обнови его. Есть в нем, чем оскорбиться взору Твоему:

Сознаюсь, знаю, но кто приберет его? и кому другому, кроме Тебя, воскликну

я: "От тайных грехов моих очисти меня, Господи, и от искушающих избавь раба

Твоего" Верю и потому говорю: "Господи, Ты знаешь". Разве не

свидетельствовал я пред Тобой "против себя о преступлениях моих. Боже мой?

и ты отпустил беззакония сердца моего". Я не сужусь с Тобой, Который есть

Истина, и не хочу лгать себе самому, да не солжет себе неправда моя. Нет, я

не сужусь с Тобой, ибо "если воззришь Ты на беззакония, Господи, Господи,

кто устоит?".

VI.

7. И все-таки позволь мне говорить перед Тобой, Милосердный, мне, "праху и

пеплу". Позволь все-таки говорить: к милосердию Твоему, не к человеку,

Который осмеет меня, обращаюсь я. Может быть, и Ты посмеешься надо мной,

Но, обратившись ко мне, пожалеешь меня. Что хочу я сказать. Господи Боже

Мой? - только, что я не знаю, откуда я пришел сюда, в эту - сказать ли -

Мертвую жизнь или живую смерть? Не знаю. Меня встретило утешениями

Милосердие Твое, как об этом слышал я от родителей моих по плоти, через

Которых Ты создал меня во времени; сам я об этом не помню. Первым утешением

Моим было молоко, которым не мать моя и не кормилицы мои наполняли свои

Груди; Ты через них давал мне пищу, необходимую младенцу по установлению

Твоему и по богатствам Твоим, распределенным до глубин творения. Ты дал мне

Не желать больше, чем Ты давал, а кормилицам моим желание давать мне то,

Что Ты давал им. По внушенной Тобою любви хотели они давать мне то, что в

Избытке имели от Тебя. Для них было благом мое благо, получаемое от них, но

Оно шло не от них, а через них, ибо от Тебя все блага, и от Господа моего

вс° мое спасение. Я понял это впоследствии, хотя Ты взывал ко мне и тогда -

Дарами извне и в меня вложенными. Уже тогда я умел сосать, успокаивался от

телесного удовольствия, плакал от телесных неудобств - пока это было вс°.

Затем я начал и смеяться, сначала во сне, потом и бодрствуя. Так

Рассказывали мне обо мне, и я верю этому, потому что то же я видел и у

Других младенцев: сам себя в это время я не помню. И вот постепенно я стал

Понимать, где я; хотел объяснить свои желания тем, кто бы их выполнил, и не

Мог, потому что желания мои были во мне, а окружающие вне меня, и никаким

Внешним чувством не могли они войти в мою душу. Я барахтался и кричал,

Выражая немногочисленными знаками, какими мог и насколько мог, нечто

Подобное моим желаниям, - но знаки эти не выражали моих желаний. И когда

Меня не слушались, не поняв ли меня, или чтобы не повредить мне, то я

Сердился, что старшие не подчиняются мне, и свободные не служат как рабы, и

Мстил за себя плачем. Что младенцы таковы, я узнал по тем, которых смог

Узнать, и что я был таким же, об этом мне больше поведали они сами,

Бессознательные, чем сознательные воспитатели мои.

И вот младенчество мое давно уже умерло, а я живу. Господи - Ты, Который

живешь всегда, в Котором ничто не умирает, ибо прежде начала веков и прежде

всего, о чем можно сказать "прежде", Ты есть, - Ты Бог и Господь всего

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.