Живешь всегда, в Котором ничто не умирает, ибо прежде начала веков и прежде
Августин
Исповедь
Книга первая
I.
1. "Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и
неизмерима премудрость Твоя". И славословить Тебя хочет человек, частица
Созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою,
Носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты
"противостоишь гордым". И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица
Созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для
Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе. Дай же мне,
Господи, узнать и постичь, начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе или с
Того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к
Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то
другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо "воззвать к Тебе?"
"Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без
проповедника? И восхвалят Господа те, кто ищет Его". Ищущие найдут Его, и
Нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и
Воззову к Тебе, веруя в Тебя, ибо о Тебе проповедано нам. Взывает к Тебе,
Господи, вера моя, которую дал Ты мне, которую вдохнул в меня через
Вочеловечившегося Сына Твоего, через служение Исповедника Твоего.
II.
Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу моему? Когда я воззову к
Нему, я призову Его в самого себя. Где же есть во мне место, куда пришел бы
Господь мой? Куда придет в меня Господь, Господь, Который создал небо и
землю? Господи, Боже мой! ужели есть во мне нечто, что может вместить Тебя?
Разве небо и земля, которые Ты создал и на которой создал и меня, вмещают
Тебя? Но без Тебя не было бы ничего, что существует - значит, все, что
Существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти
Ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне. Я ведь еще не в
преисподней, хотя Ты и там. И "если я сойду в ад, Ты там". Меня не было бы,
Боже мой, вообще меня не было бы, если бы Ты не был во мне. Нет, вернее:
меня не было бы, не будь я в Тебе, "от Которого все, чрез Которого все, в
Котором все". Воистину так, Господи, воистину так. Куда звать мне Тебя,
Если я в Тебе? и откуда придешь Ты ко мне? Куда, за пределы земли и неба,
уйти мне, чтобы оттуда пришел ко мне Господь мой. Который сказал: "Небо и
земля полны Мною"?
III.
Итак, вмещают ли Тебя небо и земля, если Ты наполняешь их? Или Ты
Наполняешь их и еще что-то в Тебе остается, ибо они не вмещают Тебя? И куда
Изливается этот остаток Твой, когда небо и земля наполнены? Или Тебе не
Нужно вместилища. Тебе, Который вмещаешь все, ибо то, что Ты наполняешь Ты
наполняешь, вмещая? Не сосуды, полные Тобой, сообщают Тебе устойчивость:
Пусть они разбиваются. Ты не выльешься. А когда Ты изливаешься в нас, то не
Ты падаешь, но мы воздвигнуты Тобой; не Ты расточаешься, но мы собраны
Тобой. И все, что Ты наполняешь, целиком Собой Ты все наполняешь. Но ведь
Все не в состоянии вместить Тебя, оно вмещает только часть Тебя, - и все
сразу вмещают ту же самую часть? Или отдельные создания - отдельные части:
Большие большую, меньшие меньшую? Итак одна часть в Тебе больше, а другая
Меньше? Или же повсюду Ты целый и ничто не может вместить Тебя целого?
IV.
4. Что же Ты, Боже мой? Что, как не Господь Бог? "Кто Господь, кроме
Господа? и кто Бог, кроме Бога нашего?" Высочайший, Благостнейший,
Могущественнейший, Всемогущий, Милосерднейший и Справедливейший; самый
Далекий и самый Близкий, Прекраснейший и Сильнейший, Недвижный и
Непостижимый; Неизменный, Изменяющий все, вечно Юный и вечно Старый, Ты
Обновляешь все и старишь гордых, а они того и не ведают; вечно в действии,
вечно в покое, собираешь и не нуждаешься, несешь, наполняешь и покрываешь;
Творишь, питаешь и совершенствуешь; ищешь, хотя у Тебя есть все. Ты любишь
и не волнуешься; ревнуешь и не тревожишься; раскаиваешься и не грустишь;
гневаешься и остаешься спокоен; меняешь Свои труды, и не меняешь совета;
Подбираешь то, что находишь, и никогда не теряешь; никогда не нуждаешься и
Радуешься прибыли; никогда не бываешь скуп и требуешь лихвы. Тебе дается с
Избытком, чтобы Ты был в долгу, но есть ли у кого что-нибудь, что не Твое?
Ты платишь долги, но Ты никому не должен; отдаешь долги, ничего не теряя.
Что сказать еще, Господь мой, Жизнь моя, моя Святая Радость? И что вообще
Можно сказать, говоря о Тебе? Но горе тем. которые молчат о Тебе, ибо и
Речистые онемели.
Кто даст мне отдохнуть в Тебе? Кто даст, чтобы вошел Ты в сердце мое и
Опьянил его так, чтобы забыл я все зло свое и обнял единое благо свое.
Тебя? Что Ты для меня? Сжалься и дай говорить. Что я сам для Тебя, что Ты
Велишь мне любить Тебя и гневаешься, если я этого не делаю, и грозишь мне
Великими несчастиями? Разве это не великое несчастие не любить Тебя? Горе
мне! Скажи мне по милосердию Твоему, Господи. Боже мой, что Ты для меня?
"Скажи душе моей: Я - спасение твое". Скажи так, чтобы я услышал. Вот уши
сердца моего пред Тобой, Господи: открой их и скажи душе моей: "Я спасение
твое" Я побегу на этот голос и застигну Тебя. Не скрывай от меня лица
Твоего: умру я, не умру, но пусть увижу его.
Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти туда: расширь его. Он
обваливается, обнови его. Есть в нем, чем оскорбиться взору Твоему:
Сознаюсь, знаю, но кто приберет его? и кому другому, кроме Тебя, воскликну
я: "От тайных грехов моих очисти меня, Господи, и от искушающих избавь раба
Твоего" Верю и потому говорю: "Господи, Ты знаешь". Разве не
свидетельствовал я пред Тобой "против себя о преступлениях моих. Боже мой?
и ты отпустил беззакония сердца моего". Я не сужусь с Тобой, Который есть
Истина, и не хочу лгать себе самому, да не солжет себе неправда моя. Нет, я
не сужусь с Тобой, ибо "если воззришь Ты на беззакония, Господи, Господи,
кто устоит?".
VI.
7. И все-таки позволь мне говорить перед Тобой, Милосердный, мне, "праху и
пеплу". Позволь все-таки говорить: к милосердию Твоему, не к человеку,
Который осмеет меня, обращаюсь я. Может быть, и Ты посмеешься надо мной,
Но, обратившись ко мне, пожалеешь меня. Что хочу я сказать. Господи Боже
Мой? - только, что я не знаю, откуда я пришел сюда, в эту - сказать ли -
Мертвую жизнь или живую смерть? Не знаю. Меня встретило утешениями
Милосердие Твое, как об этом слышал я от родителей моих по плоти, через
Которых Ты создал меня во времени; сам я об этом не помню. Первым утешением
Моим было молоко, которым не мать моя и не кормилицы мои наполняли свои
Груди; Ты через них давал мне пищу, необходимую младенцу по установлению
Твоему и по богатствам Твоим, распределенным до глубин творения. Ты дал мне
Не желать больше, чем Ты давал, а кормилицам моим желание давать мне то,
Что Ты давал им. По внушенной Тобою любви хотели они давать мне то, что в
Избытке имели от Тебя. Для них было благом мое благо, получаемое от них, но
Оно шло не от них, а через них, ибо от Тебя все блага, и от Господа моего
вс° мое спасение. Я понял это впоследствии, хотя Ты взывал ко мне и тогда -
Дарами извне и в меня вложенными. Уже тогда я умел сосать, успокаивался от
телесного удовольствия, плакал от телесных неудобств - пока это было вс°.
Затем я начал и смеяться, сначала во сне, потом и бодрствуя. Так
Рассказывали мне обо мне, и я верю этому, потому что то же я видел и у
Других младенцев: сам себя в это время я не помню. И вот постепенно я стал
Понимать, где я; хотел объяснить свои желания тем, кто бы их выполнил, и не
Мог, потому что желания мои были во мне, а окружающие вне меня, и никаким
Внешним чувством не могли они войти в мою душу. Я барахтался и кричал,
Выражая немногочисленными знаками, какими мог и насколько мог, нечто
Подобное моим желаниям, - но знаки эти не выражали моих желаний. И когда
Меня не слушались, не поняв ли меня, или чтобы не повредить мне, то я
Сердился, что старшие не подчиняются мне, и свободные не служат как рабы, и
Мстил за себя плачем. Что младенцы таковы, я узнал по тем, которых смог
Узнать, и что я был таким же, об этом мне больше поведали они сами,
Бессознательные, чем сознательные воспитатели мои.
И вот младенчество мое давно уже умерло, а я живу. Господи - Ты, Который
живешь всегда, в Котором ничто не умирает, ибо прежде начала веков и прежде
всего, о чем можно сказать "прежде", Ты есть, - Ты Бог и Господь всего
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|