Переходно-скоростные полосы
6.38 Переходно-скоростные полосы предусматривают на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I-III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категории I при интенсивности 50 приведенных ед/сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах категорий II и III при интенсивности 200 приведенных ед/сут и более.
На транспортных развязках в разных уровнях переходно-скоростные полосы для съездов, примыкающих к дорогам категорий I-III, являются обязательным элементом независимо от интенсивности движения.
Переходно-скоростные полосы на дорогах категорий I-IV предусматривают в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах категорий I-III - также у автозаправочных станций и площадок для отдыха (у площадок, не совмещенных с другими сооружениями обслуживания, полосы разгона допускается не устраивать).
У постов дорожно-патрульной службы в соответствии с 5.22 следует предусматривать остановочные полосы длиной по нормам для полос разгона и торможения.
6.39 Длину полос разгона, торможения и отгона принимают по таблице 6.5.
Таблица 6.5
|
|
|
|
|
| Категории дорог
| Продольный уклон, ‰
| Длина полос полной ширины, м
| Длина отгона полос разгона и торможения, м
|
| на спуске
| на подъеме
| для разгона
| для торможения
|
| IБ, IB и II
|
| -
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| III
|
| -
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| IV
|
| -
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
Отгон полос торможения начинают с уступа величиной 0,5 м. При выходе со съезда должна быть обеспечена видимость конца переходно-скоростной полосы.
6.40 При сопряжении переходно-скоростных полос со съездами, имеющими самостоятельные проезжие части для поворачивающих автомобилей, длину переходно-скоростных полос полной ширины допускается уменьшать в соответствии с расчетными скоростями на съездах (см. рисунки 6.5 и 6.6), но не менее чем до 50 м для дорог категорий IБ, IB и II и до 30 м - для дорог категории III.

Рисунок 6.5 - График уменьшения длины полосы торможения при различных продольных уклонах в зависимости от радиуса сопряжения съездов

Рисунок 6.6 - График уменьшения длины полосы разгона при различных продольных уклонах в зависимости от радиуса сопряжения съездов
Скорость движения , км/ч, на кривых в плане выражается формулой
, (6.1)
где - радиус горизонтальной кривой, м;
- поперечный уклон виража;
- используемая доля коэффициента сцепления в поперечном направлении, расчетная величина которого может быть определена исходя из норм минимальных значений радиусов для различных скоростей движения по таблице 6.6.
Таблица 6.6
|
|
|
|
|
|
| Скорость, км/ч
|
|
|
|
|
|
|
| 0,14
| 0,17
| 0,19
| 0,23
| 0,28
| 0,35
|
Длина полос торможения в настоящем своде правил принята равной длине остановочных путей или расстоянию видимости поверхности проезжей части для дорог категорий I-II при скорости 80 км/ч, для дорог категории III при скорости 60 км/ч и для дорог категории IV-V при скорости 30 км/ч. Расстояние видимости , м, поверхности проезжей части определяют по формуле
, (6.2)
где - продольный уклон;
- сумма коэффициентов сопротивления движению при торможении для различных скоростей, представленная в таблице 6.7.
Таблица 6.7
|
|
|
|
|
| Скорость, км/ч
|
|
|
|
|
|
| 0,323
| 0,245
| 0,214
| 0,166
| 0,114
|
Зависимость длины полосы торможения от скорости движения представлена графиком (рисунок 6.5), который позволяет быстро определять возможную величину уменьшения длины полосы торможения при изменении радиуса сопряжения.
6.41 Переходно-скоростные полосы для левоповоротных съездов дорог категорий I и II транспортных развязок типа "клеверный лист" предусматривают в виде единых по длине полос для смежных съездов, включая участок путепровода.
На близком к горизонтальному и прямом в плане участке автомобильных дорог категории IA длину полос торможения определяют по таблице 6.8.
Таблица 6.8
|
|
|
| Элементы полос торможения
| Наименьшая длина элемента полос торможения, м, в зависимости от расчетной скорости, км/ч
|
|
|
|
| Полоса отгона
|
|
|
| Полоса полной ширины при расчетной скорости на съезде, км/ч, не менее:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Примечание - В случае расположения полос торможения на кривых в плане или на участках с продольными уклонами длину полосы торможения полной ширины устанавливают расчетом.
|
6.42 Ширину переходно-скоростных полос принимают равной ширине основных полос проезжей части.
Ширину укрепленных полос на обочинах, прилегающих к переходно-скоростным полосам, принимают по таблице 5.12.
6.43 Переходно-скоростные полосы (рисунок 6.7) в зоне пересечений и примыканий перед сопрягающими кривыми и в местах автобусных остановок на дорогах категорий I-III за пределами остановочных площадок на длине 20 м отделяют от основных полос движения разделительной полосой шириной 0,75 м для дорог категорий I и II и 0,5 м - для дорог категории III. Эти разделительные полосы предусматривают в одном уровне с прилегающими полосами движения и выделяют разметкой.

а - в зоне автобусных остановок; б - на пересечениях; в - на самостоятельных съездах и въездах
Рисунок 6.7 - Схемы переходно-скоростных полос
Полосы торможения для левых поворотов на пересечениях и примыканиях в одном уровне дорог категорий II и III рекомендуется предусматривать с устройством направляющих островков, располагаемых в одном уровне с прилегающими полосами и выделяемых разметкой.
Земляное полотно
7.1 Земляное полотно предусматривают с учетом категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном полотне, условий производства работ по возведению полотна, природных условий района строительства и особенностей инженерно-геологических условий участка строительства, опыта эксплуатации дорог в данном районе, исходя из обеспечения требуемых прочности, устойчивости и стабильности как самого земляного полотна, так и дорожной одежды при наименьших затратах на стадиях строительства и эксплуатации, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среде.
7.2 Земляное полотно включает в себя следующие элементы:
верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой);
тело насыпи (с откосными частями);
основание насыпи;
основание выемки;
откосные части выемки;
устройство для поверхностного водоотвода;
устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);
поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, абразии, селей, лавин, оползней и т.п.).
7.3 Природные условия района строительства характеризуются комплексом погодно-климатических, инженерно-геологических (включая геоморфологические), гидрологических и геокриологических факторов. Для первоначальной оценки природных условий района строительства следует использовать дорожно-климатическое районирование территории в соответствии с приложением Б.
Особенности гидрологических и инженерно-геологических условий участка трассы следует оценивать в связи с типом местности по условиям увлажнения территории (таблица В.1), гидрологическими и мерзлотными условиями и процессами, включая воздействие техногенных факторов (с учетом освоенности территории), геоморфологическими особенностями (рельефом) и др.
По условиям увлажнения верхней толщи грунтов различают три типа местности:
1-й - сухие участки;
2-й - сырые участки с избыточным увлажнением в отдельные периоды года;
3-й - мокрые участки с постоянным избыточным увлажнением.
7.4 Параметры конструкции земляного полотна могут назначаться с применением:
широко апробированных и не требующих дополнительного обоснования специальными расчетами типовых решений, отвечающими настоящему своду правил;
индивидуальных конструктивных решений, требующих обоснования специальными расчетами (в том числе типовых решений, требующих индивидуальной привязки).
Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять:
для насыпей с высотой откоса более 12 м;
для насыпей на участках временного подтопления, а также при пересечении постоянных водоемов и водотоков;
для насыпей, сооружаемых на болотах глубиной более 4 м с выторфовыванием или при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10;
для насыпей, сооружаемых на слабых основаниях (7.25);
при использовании в насыпях грунтов повышенной влажности;
при возвышении поверхностей покрытия над расчетным уровнем воды менее, указанного в 7.11;
при использовании в насыпях прослоек из геосинтетических материалов (разделительных, армирующих, дренирующих, капилляропрерывающих, гидроизолирующих, теплоизолирующих и т.п.) для регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна, а также при специальных поперечных профилях;
при сооружении насыпей на просадочных грунтах;
при сооружении насыпей из крупнообломочных грунтов размерами обломков более 0,2 м;
для выемок высотой откоса более 12 м в нескальных грунтах и более 16 м в скальных при благоприятных инженерно-геологических условиях;
для выемок в слоистых толщах, имеющих наклон пластов в сторону проезжей части;
для выемок, вскрывающих водоносные горизонты или имеющих в основании водоносный горизонт, а также в глинистых грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5;
для выемок высотой откоса более 6 м в пылеватых грунтах в районах избыточного увлажнения, а также в глинистых грунтах и скальных размягчаемых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием погодно-климатических факторов;
для выемок в набухающих грунтах при неблагоприятных условиях увлажнения;
для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях: на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможностью развития склоновых процессов, оврагообразования, карста, наледи, вечной мерзлоты и т.п.;
при возведении земляного полотна с применением взрывов или гидромеханизации;
при сооружении периодически затопляемых дорог при пересечении водопотоков;
при применении теплоизоляционных слоев на участках вечномерзлых грунтов.
Необходимо также предусматривать водоотводные, дренажные, поддерживающие, защитные и другие сооружения, обеспечивающие устойчивость земляного полотна в сложных условиях, а также участки сопряжения земляного полотна с мостами и путепроводами.
7.5 Основные нормативные требования, которые надлежит выполнять и контролировать при сооружении земляного полотна, и методы контроля приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1
|
| Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр
| Значение нормативных требований
| 1 Подготовка основания земляного полотна
| 1.1 Толщина снимаемого плодородного слоя грунта
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±40%, остальные - до ±20%
| 1.2 Снижение плотности естественного основания
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 4%, остальные должны быть не ниже проектных значений
| 2 Возведение насыпей и разработка выемок
| 2.1 Снижение плотности слоев земляного полотна*
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 4%, а остальные должны быть не ниже проектных значений
| 2.2 Высотные отметки продольного профиля
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±20 мм (100 мм), остальные - до ±10 мм
| 2.3 Расстояния между осью и бровкой земляного полотна
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±20 см; остальные - до ±10 см
| 2.4 Поперечные уклоны
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 0,010 мм до плюс 0,015 мм, остальные - до ±0,005
| 2.5 Уменьшение крутизны откосов
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 20%, остальные - до 10%
| 3 Устройство водоотвода
| 3.1 Увеличение поперечных размеров кюветов, нагорных и других канав (по дну)
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 10 см, остальные - до 5 см
| 3.2 Глубина кюветов, нагорных и других канав (при условии обеспечения стока)
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±10 см, остальные - до ±5 см
| 3.3 Поперечные размеры дренажей
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±10 см, остальные - до ±5 см
| 3.4 Продольные уклоны дренажей
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±0,002, остальные - до ±0,001
| 3.5 Ширина насыпных берм
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±30 см, остальные - до ±15 см
| 4 Устройство присыпных обочин
| 4.1 Снижение плотности грунта в обочинах
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 4%, остальные должны быть не ниже проектных значений
| 4.2 Толщина укрепления
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 22 до 30 мм, остальные - до ±15 мм
| 4.3 Поперечные уклоны обочин
| Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 0,010 до плюс 0,015, остальные - до ±0,005
| * При отсыпке земляного полотна из скальных (крупнообломочных) грунтов этот показатель для оценки качества не используется.
|
Кроме указанных параметров при осуществлении проектных решений могут требоваться особые контролируемые параметры, предусматриваемые в проекте (например, контроль осадок насыпей на слабых основаниях и т.п.).
Грунты
7.6 Грунты, используемые в дорожном строительстве, по происхождению, составу, состоянию в природном залегании, набуханию, просадочности и степени цементации льдом подразделяются в соответствии с ГОСТ 25100. Разновидности грунтов по характеру и степени засоления устанавливают в соответствии с таблицей В.3 приложения В.
Грунты для рабочего слоя земляного полотна следует дополнительно подразделять по составу (глинистые грунты), набухаемости, относительной просадочности и склонности к морозному пучению, а также по льдистости и просадочности при оттаивании в соответствии с таблицами В.2, В.4-В.10 приложения В.
Грунты для сооружения насыпей и рабочего слоя подразделяют по степени увлажнения, в соответствии с таблицей В.11 приложения В. При этом к грунтам с допустимой влажностью следует относить грунты, влажность которых соответствует требованиям таблицы В.12 приложения В.
7.7 К особым грунтам следует относить: торфяные и заторфованные; сапропели; илы; иольдиевые глины; лессы; аргиллиты и алевролиты; мергели, глинистые мергели и мергелистые глины; трепел; тальковые и пирофиллитовые; дочетвертичные глинистые грунты, глинистые сланцы и сланцевые глины; черноземы; пески барханные; техногенные грунты (отходы промышленности).
7.8 К слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа). При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить торф и заторфованные грунты, илы, сапропели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции свыше 0,5, иольдиевые глины, грунты мокрых солончаков.
7.9 К дренирующим следует относить грунты, имеющие при максимальной плотности при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733 коэффициент фильтрации не менее 0,5 м/сут.
7.10 Пески со степенью неоднородности по ГОСТ 25100 менее 3, а также мелкие пески с содержанием по массе не менее 90% частиц размером 0,10-0,25 мм следует относить к однородным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|