Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка теста: «Политика и мораль»





 

Подсчитайте сумму очков, и Вы узнаете уровень своей политической морали. Если Вы набрали:

67-80 очков - Вы относитесь к людям того типа, которые обычно не вызывают симпатии. Вы мало в чем разбираетесь, не имеете собственного мнения и политической власти. Вы считаете себя центром мира, будучи аполитичным и не полагаясь на совесть, можете сплотить вокруг себя группу радикальных единомышленников. Подчиняясь строгому приказу, выглядите как человек с нечистой совестью.

50-66 очков - Вы один из тех, кто не видит или не слышит. Вам вовсе не хочется меняться, лучший путь - пусть все остается по-прежнему. Экспериментов не признаете, боитесь риска. Если нужно выбирать между волнением и скукой, без раздумий выберите последнее. Вы типичный консерватор. Справедливы, но с политической точки зрения аморальны. Возможно, Вам следовало бы больше интересоваться социальными и политическими реалиями. Это принесло бы пользу и Вам, и избирателям.

31-49 очков - Вы типичный "середняк". Политикой не слишком интересуетесь, но и нельзя сказать, что не интересуетесь совсем. Все, что выходит за рамки стандарта, оцениваете критически и с оговорками. Обладаете политической интуицией и политической совестью, которые подчас заставляют Вас четко сформулировать и высказать свое мнение. Вам неприятны пристальное внимание со стороны других или принуждение. С другой стороны. Вы всегда стремитесь договориться. Такие люди, как Вы, должны стоять у руля власти. Вполне возможно, что Вы станете политиком. Это Вам по плечу.



14-30 очков - Вы обычно нравитесь другим людям. Вы явный демократ, в полной мере обладающий чувством ответственности. Ваша политическая мораль, социальные и политические интересы четко выражены. Знаете и твердо вериге, что нынешний порядок не может быть окончательным, а лишь временным, преходящим. Весьма многое принимаете безоговорочно, ибо неизменно критичны и отрицаете любую форму индивидуалистического поведения. Страстно защищаете свои идеи и трудно соглашаетесь на компромисс. К сожалению, Вы представляете меньшинство, но Вы из тех людей, которые нужны, чтобы создать политическую почву.

0-13 очков - Вас можно назвать "политиком улицы". Ваша политическая мораль, как и политическая ненадежность, слишком очевидны. Никто Вас не считает "удобным" для государства гражданином. Если Вам что-либо не нравится (а это случается часто). Вы раздражаетесь, а озлобленность и нетерпимость неотделимы друг от друга. Добиваетесь своей цели непреклонно и энергично, вплоть до открытого сопротивления и даже насилия. По Вашему убеждению, цель оправдывает средства. Нетерпимость и явная нехватка объективности - Ваше слабое место. Порой Вами овладевает какая-то идея, и Вы тогда становитесь особенно неприятны для окружающих.



Если желаете узнать подробнее о показателях отдельных личностных качеств, подсчитайте очки по группам вопросов: 1 - общественно-политической сознательности (по 1-20 пунктам); 2 -духовной зрелости (21-30): 3 - эмоциональной зрелости (31-40); 4 - социального интеллекта (21-40).

Уровень
Самый высокий 0,2 0-1 0-1 0-2
Очень высокий 3-6 2-4 3-6
Высокий 7-10 3-4 5-7 7-11
Незаурядный 11-15 5-7 8-10 12-17
Средний 16-21 8-10 11-13 18-23
Ниже среднего 22-26 11-13 14-15 24-28
Низкий 27-30 14-15 16-17 29-32
Очень низкий 31-34 16-17 18-19 33-36
Ничтожный 35-40 18-20 37-40

 

Тест: «Ведущий и ведомый в политике»

 

Каждый из нас подвержен влиянию других людей, и, в свою очередь, сам влияет на них в той или иной мере. Политики, журналисты, педагоги делают это в силу специфики своей профессии. Если Вы хотите знать, обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих, ответьте, пожалуйста, "да" или "нет" на следующие вопросы:



1. Вам подошла бы профессия политика или журналиста?

2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?

3. Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших интимных проблемах?

4. Сразу реагируете на малейшее проявление неверной трактовки Ваших слов и поступков?

5. Чувствуете ли дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где Вы сами хотели бы его добиться?

6. Любите ли заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?

7. Могли бы Вы посвятить всего себя достижению какой-нибудь высокой цели?

8. Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?

9. Предпочитаете вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

10. Любите менять мебель в квартире?

11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

12. Любите ли Вы "осаживать" того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?

13. Демонстрируете ли Вы, что Ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

Теперь подсчитайте баллы по таблице:

 

Вариант ответа Номер вопроса
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Да 5 0 5 5 5 5 5 0 0 5 5 5 5
Нет 0 5 0 0 0 0 0 5 5 0 0 0 0

 

От 65 до 35 баллов. Вы человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнение, советовать им. Во взаимоотношениях с людьми чувствуете себя вполне уверенно, убеждены, что человек не должен замыкаться и думать только о себе. Вы испытываете потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать на ошибки, учить их, побуждать в них интерес к внешнему миру. Считаете, что нечего особенно церемониться с теми, кто не разделяет Ваших принципов, их надо переубеждать, и Вы это умеете. Однако нужно следить за тем, чтобы Ваше отношение к людям не переходило в крайность, иначе Вы превратитесь в фанатика или тирана.

От 35 до 0 баллов. Увы, даже когда правы абсолютно, Вы бываете малоубедительны. Считаете, что жизнь Ваша и окружающих должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и хороших привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите ничего делать "через силу". Иногда бываете чрезмерно неуверены в себе и из-за этого не можете достичь намеченного, в результате оказываясь несправедливо обделенным.

 

Тест: «Склонность к деловому риску»

С помощью данного теста можно оценить, насколько вы предрасположены к предпринимательству, индивидуальной трудовой деятельности. Тест носит лишь ориентировочный характер. Выразите свое отношение: "да", "нет".

1. Необходимости работать на кого-то я бы предпочел начать собственное дело.

2. Никогда не пойду на такую работу, где много поездок.

3. Если бы я стал играть, то никогда не делал бы малых ставок.

4. Мне нравится улучшать свою жизнь с помощью идей.

5. Никогда не брошу работу, не имея уверенности в том, что есть другая.

6. Я не склонен рисковать, чтобы расширить свой кругозор.

7. Зная, что какое-то конкретное новое дело может кончиться неудачей, я не стал бы вкладывать в него средства, даже если оно обещает большую прибыль.

8. Хотел бы испытать в жизни как можно больше.

9. Не ощущаю в себе особой потребности в возбуждающих событиях.

10. Не обладаю большой энергией.

11. Могу без труда изобретать множество прибыльных игр.

12. Я бы никогда не стал спорить на сумму, которой в данное время не располагаю.

13. Мне нравится предлагать новые идеи или концепции, когда реакция на них (например, моего начальника), непредсказуема и неясна.

14. Я готов участвовать лишь в тех сделках, которые достаточно ясны и определенны.

15. Менее надежная работа с большим доходом меня привлекает больше чем надежная со средним.

16. По характеру я очень независим.

Если Вы согласны с утверждениями 1, 3, 4, 8, 10, 11, 13, 15 и отрицаете 2, 5, 6, 7, 9, 12, 14, 16, то получаете за каждое по 1 баллу.

При сумме набранных Вами баллов 13 и больше Вы, по всей вероятности, склонных предпринимательскому риску и обладаете определенными чертами риск-тейкера (так называют людей, склонных к риску).

Вот его основные характеристики:

в какой бы области ни действовал, он мыслит и поступает независимо, незаурядно, дерзко и "взрывает" логику здравого смысла, выглядя иногда безрассудным;

однако в его мыслях присутствует строгий расчет, не мешающий вдохновению. Его уверенность основана на творческом предвидении результатов.

 

Политологический словарь

 

Абсентеизм(от лат. absens (absentis) – отсутствующий) – проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.

 

Абсолютизм(от лат. absolutus – безусловный) – форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица – монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти.

 

Авантюризмполитический (фр. avanture – приключение, риск) – активное участие в политической жизни, пренебрегающее знанием реальной обстановки, соотношением сил и средств, закономерностей общественной жизни. Авантюристическая политика, как правило, заканчивается поражением и влечёт за собой тяжёлые материальные и социальные потери.

 

Автаркия(греч. autarkeia – от autos – сам и narkeo – нахожусь в достатке) – политика, направленная на обособление экономики страны от экономики др. стран и ставящая своей целью создание замкнутой хозяйственной жизни в рамках одного государства.

 

Автономия(греч. autonomia – самоуправление, независимость) – широкое внутреннее самоуправление политико-национального образования в рамках единого государства. Как правило, осуществляется на территориях, компактно заселенных народностями, имеющими специфические особенности языка, быта и экономической жизни.

 

Авторитаризм– политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном её органе и снижает роль других, прежде всего представительных её институтов. Отсюда сведение к минимуму оппозиции и автономии политических подсистем (ассоциации, общественных групп, союзов и т.п.) и формализации и выхолащивание подлинного организационного и регулятивного смысла политических процедур и институтов, связывающих государство и общество.

 

Альтернативные движения – новые общественные движения, стремящиеся найти оригинальные решения глобальных и некоторых др. актуальных проблем, отличные от подходов, предлагаемых традиционными социальными организациями (партиями и профсоюзами). Активность альтернативистов прежде всего направлена на решение проблем экологии, войны и мира, качества жизни и т.п. Поэтому наиболее развитыми в теоретическом и практическом плане А.д. являются экологические, антивоенные, за новые стили жизни.

 

Антисемитизм– разновидность националистической, расистской идеологии; отличие А. от иных форм национализма, прославляющих «свой» народ и презирающих все «чужие», состоит только в том, что акцент он делает на ненависть и на гонения одного «чужого», семитского народа – евреев.

 

Аппарат– институт власти, охватывающий её исполнительные звенья, учреждения и кадры управления всех уровней. Государственный аппарат входит в систему центрального управления, охватывает основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов – законодательной, исполнительной, судебной. Существуют аппараты политических партий, администрации среднего и низшего звеньев и т.д., вплоть до аппарата общественных организаций. Аппарат реализует решения руководства, связывает его высшие эшелоны с обществом или отдельными общественными либо профессиональными группами. Через него проходят ответные реакции общества на действия властей, он же принимает основную часть претензий к властям и их органам (жалобы, ходатайства, протесты и т.п.). Подчинённое положение аппарата не исключает профессиональной компетенции его работников, из относительной независимости от сменяющихся властей и руководителей и потому его организационной устойчивости, постоянного влияния на власть и общество. Расширение функций, численности и влияния аппарата может быть связано с возникновением бюрократических тенденций, форм работы и отношений как внутри самого аппарата, так и между различными аппаратами и всей их системой и обществом.

 

Аристократия(греч. aristokratia, от aristos – лучший и kratos – власть) – привилегированная знать. Применительно к политическим элитам современного общества термин аристократия употребляется в негативном смысле. В античной политической теории правление аристократии считалось лучшим, наиболее бескорыстным (в отличие от тимократии, правления корыстных людей) и компетентным. Эта концепция сохраняется в классическом и современном консерватизме.

 

Армия(франц. armee, от лат. armare – вооружать) – многозначное понятие. В политологическом смысле – это орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооружённого насилия.

 

Архия(от греч. archi – власть, правление) – политически организованное, управляемое властью общество, формирующее государство. Архия отличается этим от анархии, безвластного, догосударственного или послегосударственного (в теоретической гипотезе анархизма) состояния общества. Переход к А. связан, в концепции политики Нового времени (Т.Гоббс, Дж.Локк и др. политические мыслители XVII-XVIII вв.), с переходом общества от природного, догосударственного состояния к цивилизованному, к формированию политики и государства. Отсюда и наименования государственных форм правления, напр. монархия (правление одного).

Синонимом понятия «Архия» служит другое греческое имя власти – «кратия» (власть). В современных языках оно не употребляется самостоятельно, да и в самом греческом оно дало ряд сложных слов, которые широко применяются по сей день наряду с более новыми: аристократия (правление лучших), тимократия (правление худших), демократия (правление народа, народовластие), технократия (власть технических специалистов), плутократия (власть толстосумов), охлократия (власть толпы) и т.п., в т.ч. и новообразования – партократия (власть партийных функционеров).

 

Безгражданство (аполитизм, апатридизм) – статус лица, не имеющего никакого гражданства. Б. возникает, когда лицо вышло или было исключено из гражданства одного государства, не получив гражданства др. государства. Лица без гражданства обязаны подчиняться законам страны проживания и не имеют права претендовать на защиту со стороны другого государства или государств.

 

Биполярностьв политике – один из вариантов системы «баланса сил», отличавшийся тем, что все составлявшие его единицы объединялись вокруг двух основных центров силы (полюсов, полярностей), монополизировавших силу или наиболее значимые её измерения (например, ядерное оружие). Отношения между двумя лагерями характеризовались конфронтацией, конкуренцией и идеологическим противоборством. Решения в отношении войны и мира лежали в сфере ответственности двух сверхдержав-полюсов.

 

Блок политический – объединение для достижения общих политических целей; может быть соглашением о совместных действиях между государствами, политическими партиями, общественными организациями; в парламентах партийные фракции составляют блоки для поддержки или отклонения какого-либо закона.

 

Бойкот(англ. boycott) – 1) полный или частичный отказ от поддержания отношений с лицами, организациями или государствами с целью принудить последние удовлетворить те или иные экономические или политические требования; 2) отказ от выполнения функций или от пользования какими-либо правами или чьими-либо услугами с теми же целями; 3) (перен.) прекращение отношений с определённым лицом в знак протеста.

 

Бонапартизм – исторически можно определить как форму военно-политической диктатуры, проводящей политику лавирования между классами. Три фундаментальных признака бонапартизма – контроль над государственной машиной (или стремление установить его), опора на армию (или использование её в качестве политической силы), демагогические заявления о быстром и безболезненном решении социально-классовых проблем (или уверения в заботах о «наиболее обиженных»).

 

Брэйн – дрейн (англ. brain – мозг и drein – дренаж, утечка) – «утечка мозгов», т.е. отток специалистов высокой квалификации из научной, научно-технической, а также гуманитарно-культурной сфер стран с низким уровнем жизни в страны, где уровень жизни более высокий.

 

Бюрократия(от франц. burean) – зелёное сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, отсюда и термин «бюрократ», т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник. Существование бюрократии – неизбежность и необходимость функционирования политики и власти. Специфические особенности работы органов власти, во многом объективные, - разрастание и усложнение функций (откуда и расширение кадров управления и контроля), владение техникой административной работы, обладание информацией и документацией, возможность готовить, составлять и интерпретировать государственные решения и т.п. акты, вести переписку с населением, отвечать на его запросы – делать большую часть общества и высшие инстанции власти зависимыми от аппарата, а сам аппарат – автономным в весьма широких пределах и самовластным – откуда и сам термин бюрократия – «власть чиновников». Отсюда и негативный смысл понятий «чиновник», «бюрократ», «аппаратчик» и «бюрократ». Употребляется в трёх значениях:

1) социальный организм, результат социальных антагонизмов, противоречий, конфликтов и материализация как организационно-управленческого, так и политического отчуждения, 2) система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, отделённого от общества стоящего над ним, обладающего специфическими функциями и привилегиями, 3) слой людей, связанный с этой системой.

 

Вера и доверие в политике – необходимый эмоциональный, интуитивный фактор функционирования политики и власти, политических отношений и действий, определяющий их эффективность и их восприятие обществом и отдельным человеком. Вера и доверие – это также один из основных источников политического (общественного) мнения, важный фактор, определяющий политическую обстановку в обществе, политическую атмосферу страны. Вера и доверие образуют идеальное, духовное пространство политики и власти, заполненное их этическими, моральными оценками, социально-психологическое пространство настроений, гражданских позиций по отношению к политике и власти.

 

Взаимозависимость государств и целостность мира, его единство – одна из основных характеристик современной мировой системы, или мирового общества, оказавшая решающее влияние на теоретические и мировоззренческие основы международной политики начала XXI в. Понятие целостности мира выражает внутреннее единство, органическую взаимосвязь всех реалий мирового сообщества, по отношению к которому национальные, государственные, классово-групповые и т.п. различия суть лишь вторичные формирования.

 

Власть – центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека. Исследования власти как общественного явления и политической власти в особенности позволили понять многие её проблемы.

Существуют универсальные свойства власти: её всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений и политических процессах), способность проникать во все виды деятельности (т.н. инклюзивность от лат. includere – включать), связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.

Понятие власти включает понятие отношения, основанного на наличии субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект, должен совершить по желанию первого. Поэтому понятие «власти», как и сама власть, возникает в отношениях между людьми или группами людей, общественными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделёнными сознанием (индивидуальным или коллективным) и волей, способностью к деятельности.

Отношения власти, как и политические отношения, характеризуются их универсальностью (присутствием во всех видах отношений в обществе) и включенностью, инклюзивностью, способностью проникать во все сферы деятельности и жизни. «Поле власти» может быть предельно малым (личность самого человека, семья и т.п. – власть отца, напр.) и предельно большим, таким, как государственная власть и выходящим за рамки государственно-территориального пространства, напр., В. идеологий, религий, политических явлений и т.д.

Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трёх уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном или ассоциативном, объединяющим коллективы, и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы) и личном (частном, приватном), в малых группах и т.п.

На всех этих уровнях власть институционализируется, оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих сил и лиц (лидеров, работников управления власти). Все эти уровни могут, в зависимости от типа общества, государственного строя и т.д., разделяться на две формы: легальные, официальные, формализованные структуры и нелегализованные, неформальные, неофициальные (напр., влиятельные лица и группы, приближённые властвующей особы, группы давления, лидеры кланов и т.п.). Эта форма может стать и теневой, подпольной, принимать мафиозный, противоправный характер.

Совокупность всех этих уровней и форм власти образует ее общую структуру, которая получает пирамидальное строение. В её основании – общество в целом, ближе к основанию – господствующие силы (классы, партии и т.п. либо просто группы единомышленников), определяющие политику и формирующие власть. На вершине – реальная или формальная власть – правительство, президент, парламент (руководство меньших рангов).

В истории власти борьба вокруг неё сосредоточивалась на проблеме её политической ориентации. Лишь в XVII в. политико-философская мысль пришла к идее такой её структурной реорганизации, которая должна была её демократизировать, подчинить закону и сделать более эффективной, полагаясь более на объективный механизм её организации и функционирования, чем на добрую волю правителей. Этой цели служил проект разделения единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.) с делением власти на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями, т.е. по функциональному признаку, а не по соображениям престижа, приоритета какой-либо из них. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII в. создал теорию разделения властей в её современном виде: на законодательную (парламент, местные органы самоуправления), исполнительную (правительство и его учреждения, исполнительные учреждения на местах – префектуры и т.п.) и судебную (конституционный и верховный суды, судебная система, органы надзора и т.п.). В этой схеме недоставало ещё одного субъекта высшей власти, который мог бы выступать координатором и арбитром в их конфликтах. Поэтому схема Монтескье обычно дополняется центральной легитимирующей фигурой – власти монарха, президента или руководства правящей партии (особенно в странах с однопартийной системой). Роль их различна – от чисто номинально до решающей (при деспотически правящем монархе или диктаторе, президентском правлении, берущем на себя исполнительные и законодательные функции).

Особая и чрезвычайно важная роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом отводится конституционному суду. Он призван определять отношения всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону и его центральному звену – конституции. Отношения между разделёнными властями регулируются соответствующими законами, положениями конституции (если они сформулированы в ней и существует сама конституционная форма правления), традициями политической культуры общества, но нередко складываются отнюдь не гармонично. Число и формы взаимодействующих и конкурирующих власть не ограничивается классической триадой, структура эта открыта для новых видов власти Демократизация власти и её разделения связаны с действием её социального контроля, критики и поддержки власти обществом, получившего для этого специальный инструмент – прессу, который в XX в. развился в т.н. средства массовой информации – «четвёртую часть», реально действующую в условиях свободы слова.

Функции политической власти обозначены её определением: это формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т.д., управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими, а также неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений и в конечном счёте – создание определённого, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (монархического, республиканского), открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от государств (автаркического) общества, присущей данному государству политической системы, соответствующих ей политических отношений и др. политических характеристик общества.

 

Внешняя политика – деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения между другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей. Геополитическое положение государства исторически доминировало в выборе государством партнёров и развитии взаимоотношений с его противниками. В настоящее время геополитическое измерение внешней политики усложнилось в своей конфигурации под влиянием ряда факторов.

 

Внутренняя политика – совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя.

 

Вовлечённость (от фр. l’engagemeut – ангажировать) – зависимость личности от наличествующих социально-политических структур и окружающего их морально-психологического климата, одна из характеристик процесса осуществления политической, экономической, но в первую очередь художественной деятельности.

 

Военная мощь государства (коалиции государств) – совокупность материальных и духовных возможностей общества, которые используются для достижения определённых военно-политических целей, как на международной арене, так и внутри отдельных стран: для подготовки войны и её ведения, в целях агрессии или её отражения, в интересах предотвращения войны, обеспечения безопасности – глобальной, региональной, национальной и т.д. Военная мощь – совокупная мощь страны (коалиции) с ярко выраженным функциональным предназначением. В зависимости от военно-политических целей, содержания и направленности политики государства (коалиции) В.м. может характеризоваться как оборонная или как наступательная. Обычно это отражается в военной политике и военной доктрине государств (коалиции). Военная мощь миролюбивых государств имеет оборонительный характер, а агрессивных – наступательный. Военная мощь всегда выступает орудием политики, её средством в определённой военно-политической обстановке.

 

Военная политика – часть общей политики определённых социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и использование (преднамеренное или вынужденное, военное или невоенное) средств вооружённого насилия для достижения тех или иных классов, национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия. В относительно самостоятельную отрасль деятельности военная политика выделилась на рубеже XVIII – XIX вв.

В настоящее время в международной практике установился взгляд на военную политику как на одну из специфических частей (или направлений) в системе общей политики государства.

Военную политику нельзя отнести только к внешней или только к внутренней политики. Она имеет двойное вхождение. Внутренняя сторона этой политики связана с созданием средств вооружённого насилия и их возможным использованием в разрешении внутригосударственных конфликтов. Внешняя сторона охватывает всю деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств политики в межгосударственных отношениях.

 

Военный потенциал – возможности государства (коалиции) содержать и совершенствовать вооружённые силы, повышать их боевую мощь и боеспособность, пополнять обученными кадрами, снабжать современным оружием, военной техникой, видами довольствия в мирное и военное время.

 

Вождизм– 1) тип властных отношений, основанный на личной преданности персоне, обладающей верховной властью. В политике вождизм имеет место в идеологизированных, жестко централизованных обществах и существует в виде иерархии учреждений власти корпоративного характера; 2) властный институт, свойственный патриархально-родовым и раннефеодальным обществам Востока и Африки, основанный на личном господстве (влиянии) военного или религиозного предводителя; характеризуется развитой, широкоохватывающей системой неюридических регулятивов и устойчивой закреплённостью социальных ролей.

Характерная черта вождизм – иррациональные моменты восприятия политических отношений носителями обыденного сознания (использование этнокультурных стереотипов). К ним относятся харизматизация и атрибутизация вождя. В первом случае конкретное историческое лицо наделяется необыкновенными способностями, например, предвидеть цель исторического развития (которое понимает только телеологически). От имени этого лица, канонизируемого в идеологии, действуют его преемники, как мнимые, так и действительные. Во втором случае речь идёт о сумме критериев, которым должен удовлетворять наследник, претендент на место вождя. Как правило, это внешнее, иллюзорное соответствие образу вождя, уже канонизированного идеологической доктриной, осуществляемое по формальным признакам (сословному происхождению, фактам биографии, исповедованию обязательных мировоззренческих принципов и пр.). Сам образ с необходимой атрибутикой базируется на конкретной традиционалистской культуре (напр., патерналистской, мессианской, где вождь – основоположник доктрины отождествляется с пророком).

 

Война– социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооружённого насилия.

 

Воображение политическое – важный интуитивный и рациональный творческий элемент политики, интеллектуальное средство определения и оценки кризисной ситуации, стратегии поиска решения, осуществления политического курса. Оно всегда было присуще незаурядным политикам, которые, опираясь на мнения советников, анализ экспертов и консультантов, умеют видеть проблему и способы её решения.

 

Воспитание политическое – процесс систематического и целенаправленного воздействия на политическое сознание и поведение населения, включающий формирование сознания и самосознания отдельной личности, группового политического сознания и общественного сознания в целом. Цели, содержание и организация политического воспитания определяются характером политической системы общества и служат интересам её сохранения и развития. Основной задачей воспитания политического является массовое укоренения и соблюдение господствующих в данной системе политических ценностей, норм и нормативных образцов политического поведения. Это связано с распространением принятого в системе типа политической культуры.

Воспитание политическое включает два основных компонента: рациональный, заключающийся в распространении необходимой политической информации, и эмоциональный, сводящийся к выработке совокупности политических отношений.

 

Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества – право на труд, на отдых, жилище, бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, на материальное обеспечение в старости и в случае потери трудоспособности и т.д. Гарантии социальные обеспечиваются социальной политикой. Материальной основой большинства видов социальных гарантий выступают социальные фонды государства и предприятий – часть национального дохода, направляемая на социальное обеспечение и на удовлетворение на бесплатной или льготной основе социально приоритетных потребностей членов общества – в образовании, охране здоровья и т.д.

 

Гегемонизм– навязывание взглядов, политических установок, политики одним субъектом другому (или другим). Гегемонизм возможен в отношениях между людьми, политическими организациями и общественными движениями, народами и государствами. В основе гегемонизма – расистские идеи о духовном и интеллектуальном неравенстве людей, народов, наций, о праве элиты диктовать свою волю «низшим». Гегемонизм нашёл яркое выражение в политике фашистских и диктаторских режимов, навязывавших свою великодержавную волю и др. странам и народам.

 

Геополитика – одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы.

 

Геронтократия (от греч. geron – старик, kratos – власть) – принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин «Геронтократия» введён в этнографии в начале XX в. и в дальнейшем применялся для анализа структур власти при первобытно-общинном строе, а затем и в классовых обществах. Современные политологические исследования таких фигур, как Сталин, Тито, М

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.