Тема 6. Субъекты и объекты политики
1. Субъекты и объекты политики
2. Социальные общности как субъекты политики
Основная литература
(повторяется ко всем темам)
Методические рекомендации
1. При рассмотрении первого вопроса проанализируйте категорию "субъекты и объекты политики". Раскройте содержание понятия "субъекты политики", как действующих в сфере политики лиц, социальных групп, организаций, движений, институтов.
2. При изучении второго вопроса раскройте роль социальных и социально-этнических общностей в политике: народов, классов, масс, социальных групп, элит.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные виды субъектов политики.
2. Можно ли бюрократию считать субъектом политики?
Логические задания
Вариант 1
1. В чем разница между субъектом и объектом политики?
2. Какая разница между элитой и бюрократией?
Вариант 2.
1. Какими основными признаками определяется политическая субъективность? Аргументируйте свои ответы.
2. Какие формы участия субъектов в политической деятельности Вы знаете? Приведите примеры из политических реалий современной России.
Тема 7. Личность и политика
1. Личность как субъект и объект политики.
2. Политические права и обязанности человека и гражданина.
Основная литература
(повторяется ко всем темам)
Дополнительная литература
Конституция Российской Федерации. - М.: Новая школа, 1995.
Методические рекомендации
1. При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на значение политики для человека и роли личности в политике. Проанализируйте основные формы и уровни участия личности в политике.
2. Для изучения второго вопроса рассмотрите основные права и обязанности личности, взяв за основу Конституцию Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные политические права граждан Российской Федерации.
2. Что означает понятие "естественные права человека".
Логические задания
Вариант 1.
1. Какая разница между негативными и позитивными правами?
2. Какие факторы и как влияют на политическую активность и пассивность граждан, их политические ориентации?
Вариант 2.
1. Какие обстоятельства способствуют отчуждению личности, широких масс трудящихся от активного участия в политической жизни? Проанализируйте это явление на примере нашей страны.
2. В какой взаимосвязи выступают личность и организации (партия, союз и т.д.) при воздействии на политику?
3. Каковы пути преодоления отчуждения личности, основной массы сообщества от политической жизни? (Необходимо провести анализ основных государственно-правовых актов России и практических шагов нашего руководства, направленных на решение данной проблемы).
Вариант 3.
1. Изучив "Всеобщую декларацию прав человека" (см. Приложение 1), проанализируйте, какие права чаще всего нарушаются и почему (на примере США, России, Ирака, Китая и т.д.).
2. Каким образом повлиял на важнейшие права российских граждан (труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, ежегодных оплачиваемый отпуск и т.) начавшийся переход нашей страны к рыночным отношениям?
3. Как Вы считаете, нужно ли вводить ограничение прав и свобод граждан? Если "да", то укажите на конкретные обстоятельства таких ограничений.
Тема 8. Политическая система общества
1. Основные принципы политического устройства общества.
2. Понятие, структура и функции политических систем.
3. Особенности современной политической системы России.
Основная литература
(повторяется ко всем темам)
Дополнительная литература
1. Анохин М.Г. Политическая система общества: адаптация, устойчивость, изменчивость. - М.: Информат, 2003.
2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Пер. с фр. - М.: Текст, 1993.
3. Конституция Российской Федерации. - М.: Новая школа, 1995.
4. Иванов Г.А. Политология. 19 тематических занятий.- М.: Луч, 1996.
Методические рекомендации
1. При рассмотрении первого вопроса раскройте содержание понятия "политическое устройство общества", как конкретно-историческую форму, образ правления, а также определенную совокупность методов и средств, которыми правящие круги осуществляют политическую власть. По своему политическому строю общество может быть рабовладельческим, феодальным, буржуазным, социалистическим; по образу правления - монархическим, тираническим олигархическим, республиканским и т.д.; по методам осуществления политического господства - демократическим, тоталитарным, авторитарным. Раскройте смысловое содержание категории "демократия".
2. Рассматривая второй вопрос, обратите внимание на место и роль категории "политическая система общества" в политологии. Кто и когда ввел это понятие в научный оборот? Проанализируйте содержание этой категории, как сложного комплекса государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого проходит политическая жизнь общества и реализация социально-политических интересов, осуществляется государственная и публичная власть. Рассмотрите основные подсистемы политической системы общества: институционально-нормативную, политической культуры, политического сознания, политической коммуникации, политического участия. Раскройте внешние и внутренние функции политической системы. Рассмотрите различные типы политических систем: демократическую, авторитарную, тоталитарную; ее разновидности: "англо-американскую", "континентально-европейскую" и др.
3. При изучении третьего вопроса охарактеризуйте политическое устройство и политическую систему Российской Федерации. Используя Конституцию Российской Федерации рассмотрите основные принципы политического устройства и перечислите основные органы государственной власти в современной Россиею проанализируйте значение принципа разделения властей и роль общественных организаций в обществе. Раскройте значение демократических выборов для политического развития российского общества.
Вопросы для самоконтроля
1. Какое значение для политологии имеет категория "политическая система общества"?
2. Кто и когда ввел в научный оборот понятие "политическая система общества"?
3. Из каких основных подсистем (или элементов) состоит политическая система общества?
4. Перечислите основные функции политической системы общества.
Логические задания
Вариант 1.
1. Какой из элементов политической системы общества выступает главным, определяющим? Почему?
2. Подумайте: какова взаимосвязь Конституции и политической системы общества? Каково назначение Конституции в обществе?
3. Чем определяется уровень демократичности страны, политической системы общества?
4. К какому типу политической системы: демократической, авторитарной, тоталитарной или переходной к демократической можно отнести Российскую Федерацию? Почему?
Вариант 2.
1. Как Вы считаете, возможно ли в будущем вызревание условий для появления политических систем тоталитарного типа?
2. Существуют ли сегодня беспартийные политические системы? Проанализируйте причину этого явления и перспективу его развития.
3. Приведите примеры однопартийных политических систем. Можно ли считать, что в условиях однопартийности происходит свертывание демократии? Почему, на Ваш взгляд, такие политические системы оказываются недолговечными? Приведите примеры.
Вариант 3.
1. Сравните типы политических систем следующих групп государств:
а) Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Бельгия, Испания, Япония;
б) Иордания, Марокко, Саудовская Аравия. Что у них общего и чем они отличаются?
2. Расположите в иерархическом порядке тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы по степени их устойчивости и жизнеспособностью. Аргументируйте свое мнение.
3. Обоснуйте объективные и субъективные причины возникновения и закрепления в нашей стране тоталитарной политической системы.
Тема 9. Государство как основной институт политической системы
Общества
1. Происхождение, сущность, исторические типы и формы государства.
2. Теория и практика формирования гражданского общества.
Основная литература
(повторяется ко всем темам)
Дополнительная литература
1. Алексеев С.С. Государство и право,- М.: Юридическая литература, 2004.
2. Конституция Российской Федерации. - М.: Новая школа, 1995.
3. Конституция Соединенных Штатов Америки. - М., 1993.
4. Рыбкин И.П. Государственная Дума: пятая попытка. Очерк новейшей истории представительной власти в России.- М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1995.
5. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире.- М.: Юридическая литература, 1994.
Методические рекомендации
1. При изучении вопроса раскройте сущность государства, как исторически сложившуюся организацию политической власти и управления социальными процессами в обществе; основной институт политической системы общества. Обратите внимание на основные признаки и атрибуты государства, характер и формы его устройства, функции деятельности.
2. Проанализируйте сущность гражданского общества, как социального демократического организма, представляющего собой совокупность широкого спектра негосударственных общественных организаций, непосредственно неконтролируемую государством сферу жизнедеятельности индивидов. Обратите внимание на экономическую, социальную, этическую, идеологическую и правовую основы гражданского общества.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите исторические типы и формы государства.
2. Перечислите характерные черты гражданского общества.
Логические задания
Вариант 1.
1. Какой тип государства в современной России? Какова форма его устройства?
2. С какого времени в России начало формироваться гражданское общество? Обоснуйте ответ.
Вариант 2.
1. К какому типу государства относится государства "диктатура пролетариата"? Аргументируйте свое мнение.
2. Аргументируйте , применительно к современной России, возможность и условия создания правового государства.
3. Каким образом распределяются полномочия между различными ветвями власти в правовом государстве?
Вариант 3.
1. Как Вы считаете, существуют ли в нашем обществе предпосылки реализации известной формулы - частная собственность - независимый гражданин - гражданское общество - правовое государство? Аргументируйте свой ответ.
2. Как соотносятся понятия "гражданское общество" и "правовое государство",
3. На примере своего субъекта федерации покажите, как осуществляется и какими правами реально наделено местное самоуправление.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|