ТЕМА 7. ЭТИКА БИОМЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИКИ
1. Основополагающие документы биомедицинской этики как источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на людях и животных.
2. Принципы уважения автономии личности и «не навреди» при проведении биомедицинских экспериментов.
3. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведений испытаний и экспериментов на человеке.
4. Модификации биоэтических комитетов и их роль в регламентации проведения биомедицинских экспериментов.
5. Специфика моральных проблем генетики медико-генетических исследований.
6. Клонирование человека: этический аспект.
ЦЕЛЬ:систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков студента.
Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-2, ОК-8, ПК-4.
ЗАДАНИЯ.
Задание 1.Объясните следующие термины:
Этический комитет – _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Этическая экспертиза – ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Клиническое исследование – ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила GCP – __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Геном – ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Генная терапия – ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Евгеника – ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Генодиагностика – ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Генная инженерия – ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Доказательная медицина – __________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.Установите соответствие между этическими документами и датами их принятия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Документы: Даты:
А. Нюрнбергский кодекс 1. 1964 г.
Б. Конвенция о правах человека и биомедицине 2. 2005 г.
В. Хельсинкская декларация 3. 1947 г.
Г. Всеобщая декларации о биоэтике 4. 1997 г.
и правах человека 5. 1996г.
Задание 3.Вставьте пропущенные слова.
В преамбуле Хельсинкской декларации ВМА проводится различие между и экспериментированием на человеке.
исследования преследуют диагностические и лечебные цели и проводятся в интересах .
исследования преследуют, главным образом, чисто научные цели и не имеют прямого диагностического или лечебного значения для.
Впервые в этом документе были разведены два понятия и .
Задание 4.Заполните таблицу, выбрав из предложенных утверждений относящиеся к конкретным документам.
Утверждения:
1. Первый документ, задающий четкие границы в области экспериментирования на человеческих существах.
2. Положения документа носили рекомендательный характер, но послужили основанием для других международных документов и отражены в законодательствах многих стран, включая Россию.
3. Положения документа носили рекомендательный характер.
4. Провозглашено требование научной обоснованности исследования.
5. Документ включает в себя десять положений.
6. В документе предусматривается возможность получения согласия на участие в исследовании или эксперименте лица, признанного недееспособным.
7. В документе не предусматривается возможность получения согласия на участие в исследовании или эксперименте лица, признанного недееспособным.
8. Положение документа о том, что интересы испытуемых должны быть выше интересов науки и общества стало основополагающим при этической оценке экспериментов на человеке.
Нюрнбергский кодекс
| Хельсинкская декларация
| | |
| | | |
| | Задание 5. «Страдание, которое переживает любое живое существо, вызывает чувство сострадания в другом человеке, желание помочь, принести облегчение страждущему. Сострадание – это как бы отклик на зов о помощи, который составляет особого рода призвание или моральное основание двух профессий – ветеринарной и врачебной. Если это чувство у врача не развито или притупилось с годами, то говорить о его моральных качествах становится сложно. Не случайно, что сострадание (а также очень близкое по значению к нему моральное качество милосердия) считается с самых древних времен основной врачебной добродетелью. И хотя наука вносит в отношение к пациенту и испытуемому элемент объективности, сострадание для биомедицинских исследований остается важнейшим этическим основанием. Причем распространяется оно и на людей, и, в более ограниченном смысле, на лабораторных животных. Последних нельзя подвергать неоправданно жестоким испытаниям». Прокомментируйте слова Тищенко П.Д. Можно ли ставить на одну доску страдания человека и лабораторного животного?
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.Согласно правилу добровольного информированного согласия испытуемый, принимающий участие в эксперименте должен быть проинформирован о:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Перечислите цели и задачи биоэтических комитетов в зависимости от их модификации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.Ребенок 13 лет. Онкологический больной с неблагоприятным прогнозом. Врачи предлагают экспериментальное лечение, на которое родители выразили свое согласие. Нужно ли учитывать в этом случае мнение ребенка, если он категорически против? Следует ли вообще его информировать об экспериментальном характере лечения? Аргументируйте свое мнение, используя положения этических и правовых документов по этой проблеме.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.При экспериментальном тестировании новых фармакологических средств практически всегда существует группа испытуемых, которой вместо препарата, проходящего исследование, дается плацебо (пустышка). Проанализируйте возможность использования плацебо с точки зрения правил и принципов современной биоэтики. Морально ли применение плацебо в исследованиях, где участвуют больные, для которых этот препарат возможно единственный шанс на излечение от заболевания?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.Полученная при генетическом тестировании информация позволяет сделать вывод о том, что под угрозой находятся члены семьи пациента. Могут ли медицинские работники проинформировать членов семьи, если сам пациент не даёт согласия на разглашение информации? Поясните, конфликт каких принципов и правил биоэтики заложен в этой ситуации. Как этот вопрос решается в документах ВМА?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.Заполните таблицу, подобрав наиболее общие аргументы «за» и «против» применения методов евгеники. Ниже выразите собственное мнение по данной проблеме.
За евгенику
| Против евгеники
| | |
| | | |
| |
| | | | | | | |
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12. Заполните таблицу, подобрав наиболее общие аргументы «за» и «против» клонирования человека. Ниже выразите собственное мнение по данной проблеме.
За клонирование
| Против клонирования
| | |
| | | |
| |
| |
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13.Выполните тестовые задания (выберите правильный ответ).
1. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С УЧАСТИЕМ БОЛЬНОГО НЕОБХОДИМО:
A. получение добровольного информированного согласия от больного;
B. получение такого же согласия от его родственников;
C. эксперимент может быть проведен без согласия больного при его недееспособности.
2. ПО ПРАВИЛУ ДОБРОВОЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ЧЕЛОВЕКЕ, БОЛЬНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОИНФОРМИРОВАН:
A. о целях и продолжительности предполагаемого вмешательства;
B. о рисках для здоровья и жизни;
C. о результатах всех предшествующих экспериментов;
D. о несомненной полезности эксперимента для общества в целом.
3. ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИЕЙ, ПОЗИТИВНОЙ И НЕГАТИВНОЙ ЕВГЕНИКОЙ, ГЕННОЙ ТЕРАПИЕЙ, ОСОБУЮ ВАЖНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ПРИНЦИП:
A. справедливости;
B. делай благо;
C. не навреди;
D. уважения автономии личности.
4. В ПОЛОЖЕНИЯХ КАКОГО ДОКУМЕНТА ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ СОГЛАСИЯ НА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ:
A. Нюрнбергский кодекс;
B. Женевская декларация ВМА;
C. Хельсинкская декларация ВМА;
D. Лиссабонская декларация ВМА.
5. К ОБЩИМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ ЛЮДЕЙ ПО ГЕНЕТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ ОТНОСЯТСЯ:
A. доступность генетического консультирования для всех;
B. ограничение обмена генетическими технологиями;
C. уважение воли тех, кто подвергается генетическому скринингу;
D. полное раскрытие генетической информации о пациенте.
6. НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ НА:
A. лиц пожилого возраста;
B. детей старше 15 лет;
C. умирающих;
D. дееспособных совершеннолетних.
7. НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ВОПРОСЫ МОРАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРЕДСТАВЛЕНЫ В:
A. законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
B. решениях ВОЗ;
C. Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации;
D. Конвенции Совета Европы.
8. ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯМ СОВРЕМЕННОЙ БИОЭТИКИ:
A. отдельная личность составляет глобальную ценность и основу существования общества;
B. для блага науки и общества можно требовать от индивида любой степени риска при проведении экспериментов;
C. врач-исследователь вправе не принимать во внимание ценностей, которыми руководствуется испытуемый;
D. медицина и наука не вправе распоряжаться жизнью и здоровьем испытуемого.
9. ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НЕОБХОДИМО ДЛЯ:
A. профессиональной защиты врача;
B. общественности;
C. устранения опасности для здоровья больного;
D. юридической защиты врача.
10. БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБЪЕКТОМ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ЛЮДИ, ДОЛЖНЫ:
A. соответствовать научным интересам врача;
B. соответствовать общепринятым научным принципам и быть предварительно тщательно оценены в аспекте потенциального риска;
C. быть ориентировочно оценены в аспекте потенциального риска.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Проблема соотношения цели и средств исследований на человеке.
2. Биомедицинское исследование: его свобода и необходимость этического и правового контроля.
3. Клонирование человека: победа или поражение? Этический аспект.
4. Этическая экспертиза позитивной и негативной евгеники.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Ответственность ученого при проведении биомедицинского эксперимента.
2. Этические проблемы клинических исследований лекарственных средств.
3. Этико-правовые аспекты проведения исследований на животных.
4. Моральная оценка современных биотехнологий.
5. Терапевтическое клонирование в контексте духовно-нравственной дилеммы «богочеловечество-человекобожие».
6. Евгенические идеи в контексте современных биомедицинских возможностей – этическая оценка.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов /Ю.М. Хрусталев - М. «Академия», 2010 – 221 с.
2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сбережения и сохранения здоровья. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.
3. Галковская О. А., Маркова Т. И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014 – 152 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека: принята путем аккламации 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференцией ЮНЕСКО. – URL:
2. http://www.un.org/russian/documen/declarat/bioethics_and_hr.pdf
3. Островская И.В. Медицинская этика. Сборник документов. М., 2001. С.17-21.
4. Силуянова И. В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: Учебн. пособие / И.В. Силуянова. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 224 с.
5. Тищенко П.Д. История и теория этической регуляции биомедицинских исследований // Аналитические материалы по проекту «Анализ нормативно-правовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских исследований и выработка рекомендаций по ее усовершенствованию» / Глав. ред., член-корр. РАН, профессор Б.Г. ЮДИН. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. – С. 16-36.
6. Тищенко П.Д. О множественности моральных позиций в биоэтике //Человек, 2008. № 1. С. 83-91.
7. Тищенко П.Д. Угроза множественности и идея гуманитарной экспертизы //Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. Ф.Г. Майленова. - М.: ИФРАН, 2008. – С. 106.
8. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – 144 с.
9. Хельсинкская декларация «Этические принципы медицинских исследований с привлечением человека»: принята 18-ой Генеральной Ассамблеей ВМА (Хельсинки, Финляндия, июнь 1964). –URL:http://www.psychiatr.ru/lib/helsinki_declaration.php
10. Юдин Б.Г. В фокусе исследования – человек: этические регулятивы научного познания // Аналитические материалы по проекту «Анализ нормативно-правовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских исследований и выработка рекомендаций по ее усовершенствованию» / Глав. ред., член-корр. РАН, профессор Б.Г. ЮДИН. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. – С. 6-16.
Сдал:
Проверил:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|