ТЕМА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
1. Этика как наука о морали.
2. Средства и уровни этического анализа.
3. Утилитарная и деонтологическая этика.
4. Этика персонализма и этика прагматизма.
5. Религиозные этические модели христианства (православия, католицизма, протестантизма), иудаизма, ислама, буддизма и проблемы биоэтики.
ЦЕЛЬ:систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков студента.
Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-8, ПК-4.
ЗАДАНИЯ.
Задание 1.Объясните следующие термины:
Мораль – __________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Этические правила – это ______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Этические принципы – это ____________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Профессиональная этика – это_________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Нравственный идеал – это ____________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 2. Сравните мораль и право как механизмы регулирования отношений людей и их поведения. Выявите основные различия и отразите их в таблице.
| Право
| Мораль
| Способ формирования требований и норм
|
|
| Способ исполнения требований
|
|
| Способ контроля за исполнением норм
|
|
| Санкции за нарушение норм
|
|
|
Задание 3.Объясните, в чём состоит суть основных социальных функций морали.
Регулятивная функция – ______________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
Оценочная функция – ________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Воспитательная функция – ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Познавательная функция – _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ценностно-ориентационная функция – ___________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 4.Сформулируйте основные идеи теории добродетели Аристотеля.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.В чемсуть утилитаристских концепций?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Сформулируйте основные идеи деонтологических концепций._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.В чём сутьтеории моральных обязательств У.Д.Росса? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8Применив средства этического анализа, обоснуйте сортировку раненых (легкораненые, тяжелораненые и безнадежные) во время ведения боевых действий. Какая этическая теория используется в этом случае и почему? ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Поясните разницу между утилитаризмом правил и утилитаризмом действий. Составьте ситуационную задачу, в которой медицинский работник действует согласно одной из этих теорий.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.Выполните тестовые задания (выберите правильный ответ).
1 В ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ ДОЛГ ПОНИМАЕТСЯ КАК ПРЕДПИСАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ОБРАЗОМ В СИЛУ:
A. наличия внешнего контроля за действиями личности
B. понимания профессиональных обязанностей
C. требования совести и морального идеала
D. идеологического понимания общественного прогресса
2 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ БИОЭТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ:
A. осознанный выбор моральных принципов и правил поведения
B. безусловное подчинение личных интересов корпоративным
C. приоритет интересов медицины над интересами больного
D. забота о высоком престиже врачебной профессии
3 МОРАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПРАВОВОГО ОТЛИЧАЕТ:
A. социальное одобрение;
B. свобода выбора действия;
C. произвольность мотива деятельности;
D. наличие научной заинтересованности
4 УТИЛИТАРИЗМ – ЭТО ТЕОРИЯ, КОТОРАЯ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО МОРАЛЬНО ТО, ЧТО:
A. максимизирует благо медперсонала;
B. способствует развитию науки;
C. максимизирует благо максимального количества людей;
D. максимизирует благо субъекта действия.
5 «СУЩЕЕ» МОРАЛИ - ЭТО
A. идеальная сторона морали
B. воплощение моральных положений в практике
C. ее историческое лицо
D. философская сущность
6 МОРАЛЬ – ЭТО
A. совокупность принципов и способов человеческих взаимоотношений
B. выделенные культурой по критерию "добро-зло" отношения и нравы людей
C. совокупность научных фактов
D. философское учение
7 ДОЛЖНОЕ» МОРАЛИ – ЭТО
A. идеальная сторона морали
B. ее практическое воплощение в жизнь
C. ее историческое лицо
D. философская сущность
8 АВТОРОМ ПОНЯТИЯ «КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ» ЯВЛЯЕТСЯ:
A. Гераклит;
B. Августин Блаженный;
C. И. Кант.
D. И.Бентам
9 НАИБОЛЕЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ СРЕДСТВА ЭТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
A. этические принципы
B. этические теории
C. этические нормы
D. этические правила
10 ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЭТИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
A. этическая теория
B. этическое правило
C. этическая норма
D. инструкции и предписания
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Этика как «практическая философия».
2. Мораль, право, обычай как механизмы регулирования социальных отношений: сходства и различия.
3. Концепции происхождения морали в этике: социологизаторская, антропологическая, религиозная.
4. Специфика моральной оценки поступка.
5. Связь морали и религии в истории общества.
6. Утилитаристские концепции блага.
7. Деонтологическая этика как теоретическое основание биоэтики.
8. Натуралистическая концепция этики П.А.Кропоткина.
9. Теория моральных обязательств У.Д.Росса.
10. Теория справедливости Дж.Ролза.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Мораль как феномен культуры. Духовность и мораль.
2. Проблема обоснования морали.
3. Концепции происхождения морали.
4. Этический абсолютизм и этический релятивизм. Проблема общечеловеческих моральных ценностей.
5. Разнообразие этических учений и их типология.
6. Проблемы медицинской этики в рамках христианства.
7. Ислам и вопросы медицинской этики.
8. Решение проблем медицинской этики в контексте буддизма.
9. Основные модели взаимоотношений «врач-пациент» в современной биоэтике.
10. Этика «благоговения перед жизнью» А.Швейцера.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Галковская О. А., Маркова Т.И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им.И. И. Мечникова, 2014. – 152 с.
2 Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сбережения и сохранения здоровья. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.
3 Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов / Ю.М. Хрусталев - М. «Академия», 2010 – 221 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Балалыкин Д.А., Кисилев А.С. История и современные вопросы развития биоэтики. – М.: Изд-во МГМУ им.И.М.Сеченова, 2012. – 144 с.
2. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты: учеб.-метод. пособие/ Я. С. Яскевич, Б. Г. Юдин, С. Д. Денисов [и др.] ; под ред. Я. С. Яскевич. – Минск: БГЭУ, 2007. – 225 с.
3. Дёрнер К.Хороший врач: Учебник основной позиции врача. – М.: Алетейя, 2006. – 152 с.
4. Колланже Ж.-Ф. Биоэтика и протестантизм // Медицина и права человека. М., 1992. – С.18-29.
5. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. – М.: ММСИ, 1995. – 239 с.
6. Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. – М., 1956.
7. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: издательство «Грантъ», 2001. – 193 с.
Сдал:
Проверил:
ТЕМА 4. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БИОЭТИКИ
1. Принципы «не навреди» (primum non nocere) и «делай добро» как основные моральные регуляты традиционной медицинской этики.
2. Принцип уважения автономии пациента.
3. Принцип справедливости.
4. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие для реализации автономии личности.
5. Правило правдивости и право врача на получение правдивой информации. Правило конфиденциальности.
6. Типы и форма взаимодействия врача и пациента.
ЦЕЛЬ:практическая проработкапройденного материала в форме учебных теоретических кейсов для закрепления профессиональных этических навыков у студента.
Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-2, ОК-8, ПК-1, ПК-4.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.Объясните следующие термины:
Принцип – _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Добро – ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Автономия – _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Справедливость – _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Правило – ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ложь – ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Конфиденциальность – _____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. Провести мысленный эксперимент «Головоломка с токсином» (Автор:Грегори Кафка, статья "The Toxin Puzzle", 1983) и прокомментировать собственный выбор.
Описаниемысленного эксперимента: эксцентричный миллиардер ставит перед вами пузырёк с токсином, который, если вы его выпьете, приведёт к тому, что вы будет мучительно страдать на протяжении дня, однако, он не угрожает вам смертью или же какими-то длительными осложнениями. По условию миллиардера, если вы сегодня в полночь выразите намерение выпить яд завтра днём, то уже завтра утром вы получите миллион долларов. Вам сообщается, что, по сути, вам не нужно принимать яд для того, чтобы получить деньги – они будут на вашем счету до того, как наступит время воплотить в жизнь ваше намерение выпить токсин. Вы совершенно вольны изменить своё решение после получения денег и не пить токсин.
Вопрос: Намереваетесь ли вы пить токсин в случае согласия на предложенные условия? Обоснуйте ваше решение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Осуществить мысленный эксперимент «Занавес неведения». (Автор Джон Ролз, книга «A Theory of Justice», 1971)
Описаниемысленного эксперимента:Вообразите себя в группе людей, которая должна определить принципы социальной жизни, в соответствии с которыми вы будут жить. Благодаря действию «занавеса неведения», каждый из вас не знает своё место в обществе, своё классовое положение и социальный статус. Никто из вас не знает своей удачи в распределении естественных дарований и способностей, уровня своих умственных способностей, частностей своего рационального плана жизни и даже специфических особенностей собственной психологии, таких как склонность к риску или предрасположенность к пессимизму или оптимизму. Таким образом, в силу действия «занавеса неведения» никто из группы не в состоянии переделать принципы социальной жизни для получения преимуществ в свою личную пользу.
Вопрос: Какую концепцию социальной справедливости выберут люди, позиция которых не детерминирована своекорыстными интересами? Прокомментируйте ваше решение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.Объясните своими словами.
Принцип «Не навреди» ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип «Делай благо» ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип уважения автономии личности _________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип справедливости ______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило информированного согласия ____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило правдивости __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило конфиденциальности __________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.Ребенок 4 лет нуждается в срочном оперативном вмешательстве, в ходе которого возможно переливание крови. Родители ребенка согласия на вмешательство не дают, ссылаясь на религиозные убеждения. Объясните, как должны поступить врачи в этом случае? Какими принципами можно обосновать необходимые действия врачей?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.Несколько пациентов нуждаются в дорогостоящем, квотированном лечении. Среди этих пациентов есть люди, чье состояние здоровья диктует необходимость срочного лечения, люди, которые вели асоциальный образ жизни, не следили за своим здоровьем, люди, чья работа чрезвычайно важна для общества. Определите, какой принцип биоэтики привлекается при решении этой проблемы? Подберите подходы для реализации справедливости в данной ситуации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.Назовите основные виды заболеваний, характерные для модели технического типа
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.Заполните таблицу, подобрав наиболее общие достоинства и недостатки модели технического типа
Задание 9.Назовите основные виды заболеваний, характерные для модели сакрального типа
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.Заполните таблицу, подобрав наиболее общие достоинства и недостатки модели сакрального типа
Задание 11.Назовите основные виды заболеваний, характерные для модели коллегиального типа
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12.Заполните таблицу, подобрав наиболее общие достоинства и недостатки модели коллегиального типа
Задание 13.Назовите основные виды заболеваний, характерные для модели контрактного типа
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14.Заполните таблицу, подобрав наиболее общие достоинства и недостатки модели контрактного типа
Задание 15. Ответьте на вопросы:
1. Носят ли биоэтические принципы обязательный характер? ___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Можно ли создать иерархию биоэтических принципов?_______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Должен ли врач согласиться с требованием больного прекратить лечение, если сам врач предполагает благоприятный исход только если лечение будет продолжено? ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Информированное согласие у пациента надо брать всегда или только когда вероятно привнесение вреда от действий врача? ______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 16.Выполните тестовые задания (выберите правильный ответ).
1. ПРАВО АВТОНОМИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ОГРАНИЧИВАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ДВУХ СЛУЧАЯХ:
A. он обременяет членов семьи;
B. неизлечим;
C. представляет угрозу для окружающих;
D. представляет угрозу для себя.
2. МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ, В КОТОРОЙ ВРАЧ ВЫСТУПАЕТ КАК «ДРУГ» БОЛЬНОГО, А ДОВЕРИЕ ИГРАЕТ РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ НАЗЫВАЕТСЯ:
A. модель контрактного типа;
B. модель сакрального типа;
C. модель технического типа;
D. модель коллегиального типа.
3. МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ, В КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ ОТКАЗ ОТ МОРАЛИ СО СТОРОНЫ ПАЦИЕНТА, ПРАВО ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕКЛАДЫВАЕТСЯ НА ВРАЧА, НАЗЫВАЕТСЯ МОДЕЛЬЮ:
A. технического типа;
B. коллегиального типа;
C. сакрального типа;
D. контрактного типа.
4. МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ ВРАЧ – ПАЦИЕНТ, В КОТОРОЙ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ПОДЛИННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ МОРАЛЬНОГО АВТОРИТЕТА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
A. коллегиального типа;
B. сакрального типа;
C. технического типа;
D. контрактного типа.
5. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПОДРАЗУМЕВАЕТ:
A. сохранение информации в тайне с целью защиты интересов пациента;
B. защиту информации от близких родственников;
C. защиту информации от всех видов профессиональных групп, включая прокуратуру и органы следствия;
D. предотвращение паники у окружающих больного.
6. ПРОТИВОРЕЧИТ ПРАВИЛУ ПРАВДИВОСТИ:
A. пациент сообщает правдивую информацию врачу;
B. врач информирует администрацию по месту работы пациента;
C. врач сообщает правдивую информацию пациенту;
D. врач сообщает информацию об агрессивном пациенте в полицию.
7. К ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОТНОСИТСЯ СЛЕДУЮЩИЙ ВИД СПРАВЕДЛИВОСТИ:
A. справедливость – это равенство;
B. справедливость – это воздаяние «лучшим» – т «лучшего»;
C. справедливость – это ситуационная польза, действие, результат;
D. справедливость – преимущественно принцип распределения материальных ресурсов и средств.
8. ПРАВИЛО ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО
A. в вопросах обследования и лечения превалируют права больного;
B. права больного не учитываются;
C. врач остается главной фигурой в обследовании и лечении;
D. больному не обязательно знать схему лечения.
9. СОБЛЮДЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ – ЭТО
A. инициатива врача;
B. рекомендация Совета Европы;
C. традиционный ритуал;
D. требование статей закона РФ.
10. СВЕДЕНИЯ О БОЛЕЗНИ И ЖИЗНИ БОЛЬНОГО
A. могут быть разглашены на публичном ток-шоу;
B. могут быть разглашены в медицинском сообществе;
C. не могут быть разглашены, так как это нарушает автономию пациента;
D. могут быть предоставлены родственникам и близким больного.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Современные теории справедливости в контексте биоэтики.
2. Проблема конфликта принципов биоэтики и пути их разрешений.
3. Проблема плацебо и правило правдивости.
4. Проблема приоритета интересов субъектов, задействованных в биомедицинском эксперименте (индивида, научного сообщества, общества).
5. Моральный смысл правила правдивости и проблема «святой лжи».
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Категория блага в различных моделях медицинской этики.
2. Проблема информированного согласия в биомедицинском исследовании.
3. Пути и формы реализации справедливости в здравоохранении и медицине.
4. Представления о справедливости в медицине и механизм ее осуществления в современном российском здравоохранении.
5. Милосердие и справедливость: нравственно-медицинские аспекты проблемы.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов / Ю.М. Хрусталев - М. «Академия», 2010 – 221 с.
2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сбережения и сохранения здоровья. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.
3. Галковская О. А., Маркова Т. И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014 – 152 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Белкина Е. А. Сущность и основные принципы биоэтики как прикладной науки // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2011. №8. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osnovnye-printsipy-bioetiki-kak-prikladnoy-nauki
2. Летов О.В. Биоэтика и современная медицина / РАН ИНИОН. Центр гуманитарных науч.-информ. Исслед. Отдел философии. – М., 2009. – 254 с.
3. McGee, G. Bioethics for beginners: 60 Cases and Cautions from the Moral Frotier of Healthcare, Wiley-Blackwell, Oxford, 2012. – 174 p. Режим доступа: http://onlinelibrary.wiley.com/book/10.1002/9781118254684
4. Wong, S. T., Lavoie, J. G., Browne, A. J., MacLeod, M. L. P., Chongo, M., Patient confidentiality within the context of group medical visits: is there cause for concern? Health Expectations. doi:10.1111/hex.12156, 2013. Режим доступа:
http://onlinelibrary.wiley.com/enhanced/doi/10.1111/hex.12156/
5. http://www.medicinform.net
6. http://ncbcenter.org
7. www.pravoslavie.ru
8. http://postnauka.ru
9. http://www.thehastingscenter.org
Сдал:
Проверил:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|