ТЕМА 5. МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1. Краткая история проблемы искусственного аборта.
2. Человеческий характер эмбриона. Его онтологическая и этическая ценность.
3. Принципы «не навреди», «делай благо» и правило информированного согласия при проведении искусственного аборта.
4. Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации. Этическая проблема ВИЧ-инфекции и СПИДа.
5. Моральные проблемы сексологии и сексопатологии. Этика ответственного деторождения.
6. Этическая экспертиза современных репродуктивных технологий (искусственное осеменение, оплодотворение in vitro, суррогатное материнство).
ЦЕЛЬ:систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков студента.
Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-8, ПК-4.
ЗАДАНИЯ.
Задание 1.Объясните следующие термины:
Искусственный аборт – ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмбрион человека – _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Плод – ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Репродуктивное здоровье – _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Репродуктивный выбор – ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Онтологический статус эмбриона – ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Демографическая политика – _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрацепция – _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Стерилизация – _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Экстракорпоральное оплодотворение – _____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу, подобрав наиболее общие аргументы «за» и «против» аборта. Ниже выразите собственное мнение по данной проблеме.
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 3.Прокомментируйте известное высказывание Тертуллиана: «Уже является человеком тот, кто им станет».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.Назовите причины возникновения «спидофобии» в обществе. В чем состоит роль врача в её преодолении?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.Пациент А. женат, он имеет двух детей-школьников. Он лечится в вашей клинике от редкой формы пневмонии, которая часто связана со СПИДом. Результаты анализа крови показывают однозначно, что он ВИЧ-позитивен. А. говорит, что хочет самостоятельно принять решение о том, сообщать ли вообще и когда сообщать жене об инфекции. Вы убеждаете его, что такая информация может спасти жизнь его жене и убережет ее от инфекции. Помимо этого, ей важно самой пройти тест на ВИЧ. В случае позитивного результата у нее будет возможность принимать препараты, замедляющие развитие болезни и, следовательно, продлевающие ее жизнь. Шесть недель спустя, А. приходит в клинику для проверочного исследования. Отвечая на ваш вопрос, он говорит, что еще не сообщил жене о болезни. Он не хочет, чтобы она знала о его гомосексуальных контактах, так как боится, что это разрушит их семью. Но, чтобы ее обезопасить, он занимается с ней только «безопасным сексом».
Как лечащий врач вы должны решить: нужно ли информировать супругу пациента о ВИЧ-статусе ее мужа и о том, что ей, в случае необходимости, также следует начать лечение. Аргументируйте свою позицию.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.Девушке15 лет. Она обращается к врачу-гинекологу и просит выписать рецепт принимаемого внутрь контрацептива для предотвращения возможной беременности в случае, если она станет жертвой преступления на сексуальной почве. Беременность расстроит ее планы на будущее образование; кроме того, в будущем затруднит создание семьи. Пациентка утверждает, что не хочет ставить своих родителей в известность о применении контрацептивов, так как они будут против этого. Врач сомневается в истинной мотивации девушки, но одобряет ее решимость избежать нежелательной беременности. Он советует ей прийти в клинику с родителями для обсуждения данного вопроса. Через три дня девушка приходит вновь и сообщает, что пыталась поговорить с родителями, однако они отказались обсуждать данный вопрос.
Как следует поступить врачу? Аргументируйте свою позицию, используя правила и принципы биоэтики.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.Незамужняя молодая женщина обращается к врачу с просьбой о перевязывании маточных труб. Женщина ведет активную половую жизнь, но опасается наступления беременности. Определите этическую проблему. Поясните отношение к стерилизации в христианстве, исламе, иудаизме.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.Искусственный аборт и искусственное оплодотворение тесно связаны между собой. Поясните эту взаимосвязь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.В Российской Федерации донорами спермы могут быть как холостые мужчины, так и женатые. Позиция жены донора не принимается во внимание. Считаете ли Вы такое положение этичным? Аргументируйте свою позицию.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.Один из сложнейших моральных вопросов, возникающих при донорстве яйцеклетки, связан с тем, кто именно должен считаться матерью родившегося ребёнка. Рассмотрите три возможных ответа на этот вопрос и укажите наиболее приемлемый для Вас. Аргументируйте свое мнение. Как этот вопрос решается в российском законодательстве («Семейный кодекс РФ»)?
Ответ 1: Матерью всегда является женщина, которая родила ребенка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ 2: Родительница признается матерью, лишь в том случае, если использованная яйцеклетка принадлежит ей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ 3: Женщина-донор яйцеклетки признается матерью вместе с женщиной, которая родила ребенка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Семейный кодекс РФ: Матерью ребенка считается______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.Назовите основные моральные проблемы, связанные с применением технологии экстракорпорального оплодотворения in vitro
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12.Заполните таблицу, подобрав наиболее общие аргументы «за» и «против» применения технологии суррогатного материнства. Ниже выразите собственное мнение по данной проблеме.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13. Проанализируйте применение современных репродуктивных технологий с точки зрения принципов и правил биоэтики.
Принцип «Не навреди» ________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип «Делай благо» ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип уважения автономии личности _________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип справедливости ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило информированного согласия ____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило правдивости __________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило конфиденциальности __________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14.Выполните тестовые задания (выберите правильный ответ).
1. УСЛОВИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРАЗУМЕВАЮТ:
A. возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь;
B. возможность воспроизводить себя;
C. свободу воли при принятии осознанного решения на основании информированности и доступности к репродуктивным технологиям;
D. право на смену пола
2. ЭТИЧЕСКИ ПРИЕМЛЕМЫМИ ПРИНЦИПАМИ ПРЕНАТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ:
A. уважение права на выбор того или иного метода диагностики;
B. стремление к конструированию исключительных генетических характеристик будущего ребенка;
C. безопасность диагностических методов для матери и плода;
D. доступность и достоверность информации по всем вопросам пренатальной диагностики.
3. В ОСНОВЕ СПИДОФОБИИ ЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ:
A. недоступность специализированной помощи;
B. отсутствие или недостаток информации;
C. убежденность в неблагоприятном исходе заболевания;
D. преобладание в обществе крайне негативного отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИД.
4. ОСОБЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ПРОБЛЕМОЙ:
A. низкой результативности метода;
B. «лишних» эмбрионов;
C. риска для здоровья;
D. распространения бесплодия на следующие поколения
5. ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ АБОРТА БАЗИРУЕТСЯ:
A. на праве семьи планировать количество детей;
B. на праве женщины распоряжаться собственным телом;
C. на праве на комфортную жизнь;
D. на принципе отрицания личностного статуса эмбриона
6. КОНСЕРВАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА:
A. считает допустимым аборт по просьбе;
B. оправдывает аборт в случаях изнасилования;
C. допускает возможность проведения аборта по социальным показаниям;
D. считает аборт недопустимым во всех перечисленных случаях.
7. СОВРЕМЕННАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ БИОЭТИКА СЧИТАЕТ ДОПУСТИМЫМИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВСЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КРОМЕ:
A. суррогатного материнства;
B. искусственное оплодотворение;
C. клонирования человека;
D. экстракорпорального оплодотворения
8. ........................................................... – ДОБРОВОЛЬНОЕ ВЫНАШИВАНИЕ (КАК ПРАВИЛО, ЗА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ) ЖЕНЩИНАМИ ПЛОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПОСЛЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ДОНОРСКИХ ЯЙЦЕКЛЕТОК ДОНОРСКИМИ РЕЦИПИЕНТАМИ (ВСТАВЬТЕ 2 СЛОВА)
9. КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ЯВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ
A. фундаментально изменить представления людей о ценностях жизни
B. обеспечить бессмертие для человека
C. привести к созданию людей с опасными для общества качествами
D. оказать благоприятное воздействие на институт общественной морали
10. ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ У РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ПЛОДА СУДЬБУ ЭТОГО ПЛОДА (ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ ИЛИ АБОРТ) В ПРАВЕ РЕШАТЬ:
A. только врачи-профессионалы
B. только родители
C. совместно врачи и родители
D. государственные органы здравоохранения
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Искусственный аборт: либеральная, умеренная и консервативная позиции.
2. Биоэтика, сексуальность и ответственное деторождение.
3. Религиозный контекст вмешательства в репродукцию человека.
4. Использование эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) в медицинской практике: проблемы и перспективы.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации.
2. Искусственный аборт: мотив, причина, поступок, последствия – морально-этическая экспертиза.
3. Искусственный аборт – в свете принципов и правил биомедицинской этики.
4. Мораль и право в оценке гомосексуализма и транссексуализма.
5. Индивид и общество: этические аспекты ВИЧ-инфекции и СПИД.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов /Ю.М. Хрусталев - М. «Академия», 2010 – 221 с.
2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сбережения и сохранения здоровья. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.
3. Галковская О. А., Маркова Т. И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014 – 152 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Балахонов А. В. Преодоление бесплодия. –СПб. 1999. С. 193-246.
2. Бахтиарова В. О. «Искусственные» дети // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. 1998, С.130-135.
3. Беляева Е. В. Моральный универсализм в эпоху глобализации // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. – Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. С. 407-408.
4. Бродский А. И. Пробабилизм и современная этика // Там же. – С. 412.
5. Декларация Осло о медицинских абортах // Сборник официальных документов Ассоциации врачей России: Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы / Под ред. В.Н. Уранова. – М., ПАИМС, 1995. – С. 23.
6. Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов // Там же. – С. 37.
7. Заявление о планировании семьи // Там же. – С. 23.
8. Заявление о праве женщины на использование контрацепции // Там же. – С. 81.
9. Иванников И. А. Право на жизнь и проблемы его реализации в России начала XXI столетия // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Россия, Москва, 13-15 апреля 2005 г. / Под ред. член.-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. – М.: НАМП, 2005. – С. 30-32.
10. Исланова Н. Н. Человеческая телесность в биоэтике: морально-этические аспекты // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. – Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. С. 679-680.
11. Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины. М. 2002. С. 67 – 74.
12. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 12: Биоэтическое обеспечение инновационного развития биомедицинских технологий: сб. науч. статей /под ред. П. Д. Тищенко – М.: Изд-во Моск. гуманит. Ун-та, 2011. С. 10-21.
13.Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: Учебник / Пер. с итал.: В. Зелинский и Н. Костомарова. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. – 413 с.
14. Силуянова И. В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: Учебн. пособие / И.В. Силуянова. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 224 с.
15. Чернега К. А. Некоторые правовые аспекты искусственного прерывания беременности (аборта) // Гражданин и право. – 2002. № 9/10. С. 78-86.
Сдал:
Проверил:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|