Сделай Сам Свою Работу на 5

Правоохранительные органы





глава 12. Прокуратура Российской Федерации

 

§ 1. Роль и место прокуратуры в системе государственных

органов Российской Федерации

«Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались»

Джон Локк

 

Прокуратура[1] представляет собой многофункциональную систему органов, важнейшей задачей которой является защита прав и свобод человека и гражданина. Ввиду повышенного значения реализуемых функций она постоянно находится в центре внимания, кроме того, правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления прокурорской деятельности, приобретают все большую значимость для современного общества.

 

Из истории

 

 

Прокуратурав России была учреждена Указом Петра I от 12 января 1722 г. «Об учреждении при Сенате должности Генерал-прокурора». Прообразом явилась прокуратура Франции, где она была создана в 1302 г. ордонансом короля Филиппа IV (Красивого).

При создании прокуратуры перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония», чтобы генерал-прокурор и подчиненные ему прокуроры «в самый корень зрили, как подписанные им законы в жизнь российскую воплощаются».



 

 

Первым Генерал-прокурором Сената был назначен граф Павел Иванович Ягужинский, который занимал эту должность 14 лет. Представляя его сенаторам, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры[2].

П. И. Ягужинский довольно быстро занял ключевые позиции в государственных делах, играя, по существу, роль второго лица в империи после Петра I. По выражению русского историка В. О. Ключевского, генерал-прокурор становится «маховым колесом всего управления».

С 1802 г. согласно манифесту Александра I генерал-прокурор становится одновременно и министром юстиции, совмещая две должности. Первым этот высокий пост занял выдающийся русский поэт и государственный деятель г. Р. Державин.



До октября 1917 г. в России было 35 генерал-прокуроров и в подавляющем большинстве это были яркие, незаурядные, широко образованные личности, все без исключения преданные Отечеству и Закону. В их числе князья А. А. Вяземский (занимал должность в течение 29 лет), В. Н. Панин (23 года), Н. Ю. Трубецкой (20 лет), П. В. Лопухин, Я. П. Шаховской, А. Б. Куракин, мужественный генерал А. Н. Самойлов, тонкий дипломат Д. В. Дашков, блистательный юрист Д. Н. Замятнин[3].

Будучи формой высшего государственного контроля («оком государевым»), прокуратура была призвана осуществлять надзор за исполнением законов. В ходе судебной реформы 1864 г. в России был воспринят западноевропейский вариант организации прокуратуры, в связи с чем надзорные функции резко ограничились и она превратилась в основном в орган уголовного преследования, коим она оставалась вплоть до недавнего времени, когда следствие было выделено из прокуратуры.

После своего возрождения в 1922 г. органы прокуратуры структурно входили в состав Верховного Суда. В 1936 г. прокуратура окончательно выделяется из системы органов исполнительной власти. В 1955 г. было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, в 1977 г. — Закон «О прокуратуре в СССР».

 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) ПРОКУРАТУРАпредставляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Кроме того, прокуратура выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

 



При принятии Конституции РФ 1993 г. роль прокуратуры была несколько занижена, вплоть до того, что ст. 129, определяющая основы организации и деятельности прокуратуры, была помещена законодателем в гл. 7 «Судебная власть». Это было связано с тем, что высшим судебным органом по проекту Конституции РФ было Высшее судебное присутствие, в которое предполагалось ввести и Генерального прокурора.

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» это положение было исправлено, и гл. 7 Конституции РФ теперь называется «Судебная власть и прокуратура».

Согласно ст. 45 Закона о прокуратуре прокуроры являются представителями государственной власти, в то время как согласно Конституции РФ прокуратура к органам государственной власти не отнесена (ст. 10). Вместе с тем названная статья Конституции РФ не запрещает создания других государственных органов, существующих вне трех ветвей власти.

Подобный конституционно-правовой статус[4], неопределенный в части отнесения к какой-либо ветви государственной власти, на федеральном уровне имеет, помимо прокуратуры, еще ряд государственных органов. В частности, речь идет о Центральном банке РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палате РФ, Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.

 

Научная дискуссия

Вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов России до настоящего времени является дискуссионным и законодательно четко не определен.

Ряд авторов, не признавая прокуратуру органом власти, определяют ее как орган «по сдержке и противовесу других ветвей власти»[5], другие ученые характеризуют прокуратуру как орган власти с особым статусом[6], существует и научная гипотеза о закреплении в Конституции прокуратуры как четвертой ветви власти[7]. Спорная доктрина четырех властей обычно связывается с именем Бенжамена Констана, который отстаивал ее для Наполеона.

Представляется заслуживающей внимания точка зрения некоторых ученых о выделении прокуратуры наряду со Счетной палатой РФ[8] и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации[9] как независимых конституционных органов в отдельную «контрольную ветвь власти»[10].

Прокуратуру иногда рассматривают как четвертую ветвь государственной власти — надзорно-контрольную власть (которая охватывала бы также Счетную палату РФ, Уполномоченного по правам человека, Центральную избирательную комиссию РФ)[11].

Некоторые юристы предлагают считать прокуратуру органом так называемой «президентской власти», с помощью которой Президент РФ реализует свои полномочия как гаранта Конституции[12].

 

Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства и выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что именно посредством прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и могут быть реализованы указанные президентские гарантии.

В установленном Конституцией РФ порядке Президент[13] РФ обеспечивает также согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Представляется, что для реализации этой задачи также могут использоваться средства прокурорского надзора и иные средства прокурорского реагирования.

Кроме того, согласно п. «е» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ, хотя формально и не подчинен Президенту РФ, вместе с тем является ему подотчетным и ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению.

С 2014 г. существенно расширены полномочия Президента РФ по формированию прокурорских кадров. Так, прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Ранее все названные выше прокуроры назначались и освобождались от должности Генеральным прокурором РФ.

Таким образом, с одной стороны, Президент РФ имеет обширные полномочия по формированию руководящих органов прокуратуры. С другой — прокуратура РФ при реализации своих полномочий позволяет Президенту РФ выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В научных публикациях последнего времени обоснованно указывается, что предназначение прокуратуры, решаемые задачи, характер полномочий не позволяют отнести ее ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, хотя прокуратура является важнейшим механизмом реализации государственной власти, обеспечивающим верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства[14].

Действительно, прокуратура как никакой другой государственный орган взаимодействует с органами всех ветвей власти, является необходимым балансом, уравновешивающим их. В современной литературе справедливо замечено, что три фундаментальные ветви власти следует дополнить инструментами контроля и сдерживания любой из них.

В условиях России эту роль должны выполнять органы прокуратуры, которые обязаны устанавливать и принимать меры по устранению любых нарушений законов, от кого бы нарушения ни исходили[15].

Это особенно актуально для нашей страны с ее обширной территорией, федеративным устройством, законодательством на уровне как государства, так и субъектов РФ, поэтому усиление прокурорского надзора представляется существенным фактором укрепления государственной целостности, эффективности защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства.

Итак, прокуратура призвана быть важным инструментом в системе сдержек и противовесов других ветвей власти. Кроме того, она должна способствовать согласованности, скоординированности действий властей, уравновешивать их, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими либо подавлять их.

Различие в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства не должно нарушать единства власти. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями при осуществлении надзора как раз и призвана обеспечивать это единство.

 

 

Научная дискуссия

Следует напомнить точку зрения известного российского юриста-государствоведа Г. Ф. Шершеневича, который выделял три основные функции государственной власти: установление норм права, применение норм права к отдельным жизненным случаям, охрана норм права от их нарушений. Соответственно этим функциям ученый различал три стороны власти: законодательную, исполнительную и судебную.

При этом Г. Ф. Шершеневич уточнял, что это не три самостоятельные ветви власти, а только три формы проявления единой, неделимой государственной власти.

Точку зрения знаменитого французского ученого XVIII в. Ш. Л. Монтескье о необходимости разделения властей на три ветви он считал теоретически ошибочной, а потому и практически непригодной.

Г. Ф. Шершеневич полагал, что «трех равных по силе властей существовать не может: та, которая в действительности окажется наиболее сильной, и будет настоящей властью, а остальные подчинятся ей поневоле и перестанут быть самостоятельными властями. Единство власти неизбежно восстановится»[16].

Вместе с тем и сам Ш. Л. Монтескье не отрицал единства власти в государстве и в своей основной работе «О духе законов» (1748) использовал термин «распределение»(distribution) властных полномочий, а не «разделение» (separation)[17], как часто это толкуют.

 

Эффективность власти заключается в ее единстве. На основании действующей Конституции РФ это единство гарантируется Президентом РФ, который является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и суверенитет России. Единство власти, наряду с другими факторами, бесспорно, обязано единой законности.

Прокуратура при осуществлении своих функций в значительной степени формирует единое правовое пространство, реализуя принцип единой законности во всех сферах государственной и общественной жизни. Такое назначение прокуратуры определяет ее роль и место в качестве одного из элементов механизма реализации единой государственной власти, которую в России олицетворяет Президент РФ[18].

Любые попытки выстроить российскую прокуратуру по образцу западных стран обречены на неудачу. В разных странах существуют различные по своей организационной форме и функциям модели прокуратуры.

 

Зарубежная практика

В Испании и Португалии прокуратура является самостоятельным органом, представляющим государство и охраняющим законность. Во Франции, Бельгии и Италии прокуратура — часть судебной власти, в Германии — отчасти ведомство юстиции в составе исполнительной власти. В некоторых странах континентальной Европы и Скандинавии прокуратура называется службой государственного обвинения. В Великобритании и Ирландии прокурорские функции возложены на ряд ведомств. Единого статуса прокуратуры в правовых системах государств в Европе, да и во всем мире, в целом не существует, в связи с чем утверждения о каких-то стандартах организации прокуратуры по меньшей мере некорректны. Вместе с тем во всех правовых системах она призвана быть инструментом защиты прав человека.

 

Прокуратура сегодня — многофункциональный орган, деятельность которого отвечает объективным потребностям и интересам российского общества. Ее сила — в независимости от органов власти и политических партий. А главная и основная функция прокуратуры — правозащитная[19].

 

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — это самостоятельный специализированный конституционный правоохранительный и правозащитный орган государства, сфера деятельности которого отражает правовой внесудебный механизм обеспечения законности и восстановления нарушенных прав всех субъектов гражданского общества.

Прокуратуру в известной мере можно рассматривать как системообразующее, саморегулируемое ядро государственного контроля.

Очевидно, что вопрос о правовом статусе органов прокуратуры, месте ее в системе государственных органов должен получить более четкую и полную регламентацию в Конституции РФ и Законе о прокуратуре. В нынешних условиях становится очевидным, что действующий Закон о прокуратуре устарел и не в состоянии в настоящее время комплексно регулировать организацию и деятельность прокуратуры.

Указанный правовой акт нуждается в модернизации, а организационная система прокуратуры — в реформировании на четко сформулированной концептуальной правовой основе, иными словами, отвечать современным потребностям российского общества.

Заслуживает особого внимания предложение Ю. Е. Винокурова о необходимости дополнения Конституции РФ самостоятельной главой «Прокуратура Российской Федерации», в которой следует четко определить задачи, структуру и основные направления деятельности прокуратуры[20].

Представляется целесообразным наделить Генерального прокурора и прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы по предметам их ведения, а также правом обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Предлагается также на конституционном уровне закрепить, что организация и деятельность прокуратуры определяются федеральным конституционным законом и принять таковой, соответствующий реалиям сегодняшнего организационно-правового статуса российской прокуратуры.

 

§ 2. Система и организация органов прокуратуры

 

«Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость»

Генри Уорд Бичер

 

Указом Президента РФ от 16 мая 2014 г. № 338 «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации» она установлена в количестве 48 836единиц.

Системупрокуратуры РФ составляют:

— система территориальных прокуратур;

— система военных прокуратур;

— система специализированных прокуратур;

— научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Систему территориальных прокуратур составляют:

— Генеральная прокуратура РФ — высшее звено;

— прокуратуры республик (22), краев (9), областей (46), городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (3), Еврейской автономной области (1), автономных округов (4) — прокуратуры субъектов РФ (85) — среднее звено;

— прокуратуры городов и районов (около 3000) — основное звено.

Генеральная прокуратура РФ возглавляется Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет. На должность Генерального прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. Постановлением от 22 июня 2011 г. № 242-СФ Генеральным прокурором РФ на второй срок (занимает пост с 2006 г.) назначен Чайка Юрий Яковлевич, действительный государственный советник юстиции.

При вступлении в должность Генеральный прокурор РФ приносит следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства».

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. На должность заместителя Генерального прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет и имеющий стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегияв составе Генерального прокурора (председатель), его заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Образованы Управления Генеральной прокуратуры РФ в восьми федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора[21].

Структура Генеральной прокуратуры РФ включает главные управления и управления по традиционно сложившимся отраслям и направлениям деятельности органов прокуратуры:

— Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства;

— Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;

— Главное управление по надзору за следствием;

— Управление по надзору за производством дознания и оперативно-разыскной[22] деятельности;

— Управление по надзору за расследованием особо важных дел;

— Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму;

— Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

— Главное уголовно-судебное управление;

— Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;

— Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

— Главное управление международно-правового сотрудничества;

— Управление по рассмотрению обращений и приему граждан и др.

Регламент[23] Генеральной прокуратуры Российской Федерации утвержден приказом Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2013 г. № 230.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.

При Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет, являющийся совещательным органом. Состав совета утверждается Генеральным прокурором из числа ученых-юристов и практических работников прокуратуры.

К полномочиям совета отнесено обсуждение основных проблемных вопросов прокурорского надзора, рассмотрение предложений по усилению борьбы с преступностью, разработка рекомендаций по актуальным проблемам мониторинга правоприменительной практики и подготовка консультативных заключений по вопросам правового характера. Кроме того, на совет в качестве одной из основных задач возложена выработка механизма взаимодействия с гражданским обществом в лице общественных объединений и организаций.

Прокуратуры субъектов РФи приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ.

Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), его заместителей (по должности) и других работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается соответствующим прокурором.

В прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками.

В названных прокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры республик, городов федерального значения могут иметь помощников по особым поручениям.

Коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

В некоторых городах (например, Москва, Краснодар, Курск, Липецк, Мурманск, Рязань, Сочи, Чита) отсутствует районное деление и образованы административные округа. Там в соответствии с приказами Генерального прокурора РФ образованы прокуратуры административных округов, которым придан статус прокуратур городов с районным делением.

В большинстве субъектов РФ имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов (например, в Москве в настоящее время действуют 12 прокуратур административных округов и 32 межрайонные прокуратуры).

Административно-территориальный принцип построения прокуратуры не является универсальным, поскольку не охватывает надзорной деятельностью ряд специфических сфер деятельности государства. В силу этого созданы и функционируют специализированные прокуратуры[24], которые в юридической литературе принято делить на два типа.

Прокуратуры первого типа — военные, транспортные и прокуратуры, действующие в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах, — осуществляют функции органов прокуратуры в полном объеме.

Специализированные прокуратуры второго типа — природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях — действуют и решают задачи и функции прокуратуры наряду с территориальными. При этом общие принципы организации и деятельности прокуратуры на них распространяются в полном объеме[25].

Систему органов военной прокуратуры составляют:

— Главная военная прокуратура — структурное подразделение Генеральной прокуратуры РФ (высшее звено);

— военные прокуратуры Западного, Южного, Центрального и Восточного военных округов, Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура, приравненные к прокуратурам субъектов РФ (среднее звено) — 10 военных прокуратур окружного звена;

— военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (основное звено) — более 150 гарнизонных военных прокуратур.

Восемь гарнизонных военных прокуратур находятся за границей — Республика Беларусь (г. Минск), Республика Молдова (г. Тирасполь), Кыргызская Республика (г. Кант), Республика Таджикистан (г. Душанбе), Республика Армения (г. Гюмри), Республика Южная Осетия (г. Цхинвал), Республика Казахстан (г. Байконур, г. Приозерск).

В гарнизонных военных прокуратурах, приравненных к районным, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска, осуществление всех функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

В настоящее время военнослужащие и гражданский персонал органов военной прокуратуры числятся в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. С 1 января 2017 г. планируется их перевод в штат органов прокуратуры. При этом им не понадобится проходить переаттестацию или переназначение[26].

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами. С 2006 г. эти обязанности исполняет Сергей Николаевич Фридинский, государственный советник юстиции 1 класса.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками Главного военного прокурора.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Главного военного прокурора.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными Законом о прокуратуре, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством РФ.

Военные прокуроры также обладают полномочиями:

— участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

— назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

— проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

— требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.

Регламент Главной военной прокуратуры утвержден приказом Генерального прокурора РФ от 21 марта 2003 г. № 57.

Военные прокурорыосуществляют:

— надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства специального строительства, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением Государственной противопожарной службы, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб), Главного управления специальных программ Президента РФ, Службы специальных объектов при Президенте РФ, Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России), акционерного общества «Оборонсервис», страховых компаний, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (в части, касающейся этой деятельности), других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;

— надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях;

— надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции Федеральной службы безопасности;

— надзор за исполнением командованием и иными должностными лицами дисциплинарных, других воинских частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, предварительное следствие и дознание, при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;

— уголовное преследование в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами или их заместителями;

— участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе, при рассмотрении военными судами административных дел, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков;

— рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.