Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственные юридические бюро





«Право — это все, что истинно и справедливо»

Виктор Мари Гюго

 

Одной из важных составляющих права каждого на доступ к правосудию является возможность пользоваться помощью профессионального юриста, в том числе и бесплатно в тех случаях, когда лицо не может оплатить юридические услуги. С учетом сложности современного законодательства и правоприменительной практики лицо, интересы которого не представлены юристом, зачастую оказывается в невыгодном положении по сравнению с другой стороной, получающей юридическую помощь. Чтобы исправить это неравное положение сторон, в России реализуется государственная программа бесплатной (субсидируемой) юридической помощи отдельным категориям граждан.

Так, было принято постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (в настоящее время утратило силу), в соответствии с которым в 10 субъектах РФ (Республика Карелия, Чеченская Республика, Волгоградская, Иркутская, Магаданская, Московская, Самарская, Свердловская, Томская и Ульяновская области) были созданы государственные юридические бюров организационно-правовой форме федеральных казенных учреждений по 15 штатных единиц работников в каждом, которые начали свою деятельность с 10 января 2006 г.



Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ (первоначально они входили в систему Минюста России).

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» они бесплатно дают малоимущим гражданам консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме (кроме того, устные консультации даются инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, вне зависимости от уровня их дохода); составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; представляют их интересы в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам; в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.



Для получения бесплатной юридической помощи гражданин представляет в государственное юридическое бюро следующие документы:

а) заявление об оказании юридической помощи по форме, утверждаемой Минюстом России[144];

б) документ, удостоверяющий личность;

в) справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения в государственное юридическое бюро;

г) инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости, для получения юридической помощи в виде устной консультации вместо справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) — предусмотренные законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.

Государственные юридические бюро на основании договора вправе поручить адвокату оказать лицу, обратившемуся в бюро, юридическую помощь.

Работник государственного юридического бюро,оказывающий юридическую помощь:

а) должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;

б) не вправе оказывать юридическую помощь, если в отношении вопроса, с которым гражданин обратился в государственное юридическое бюро, он:

имеет свои интересы, отличные от интересов гражданина;

— участвовал в его рассмотрении (решении) в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика;



— являлся должностным лицом, в компетенцию которого входило принятие решения в интересах этого гражданина;

— оказывает юридическую помощь другому лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося гражданина;

в) не вправе разглашать сведения, сообщенные ему гражданином в связи с оказанием юридической помощи, без согласия этого гражданина.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов РФ могут создаваться государственные юридические бюро и (или) могут привлекаться к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокаты.

Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности также вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Следует отметить, что оказание государством бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан предусмотрено также законами ряда зарубежных государств.

 

Зарубежная практика

Так, в Финляндии созданы 65 государственных бюро юридической помощи, сотрудники которых (государственные юридические помощники) являются государственными служащими. Государственные бюро юридической помощи предоставляют малоимущим гражданам и гражданам со средним уровнем доходов бесплатные или оплачиваемые частично услуги юридического помощника, оплачивают услуги по устному или письменному переводу, необходимые для рассмотрения дела, компенсации свидетелям, приглашенным получателями юридической помощи, и прочие затраты, связанные с предоставлением ими доказательств, а также принимают решения о бесплатной выдаче им копий судебных решений и документов иных официальных инстанций, необходимых для ведения дела.

Министерство юстиции Финляндской Республики назначает на должности и освобождает от должностей государственных юридических помощников, осуществляет планирование бюджета и определение объема работы бюро на каждый год, повышение квалификации сотрудников бюро, административный и хозяйственный контроль за их деятельностью, обеспечивает условия работы бюро, рассматривает жалобы, связанные с организацией их работы. Вместе с тем контроль за соблюдением профессионально-этических норм государственными юридическими помощниками осуществляет Союз адвокатов Финляндии.

Государственные бюро юридической помощи оказывают ее по очень широкому кругу вопросов, включающему и гражданские, и административные, и уголовные дела (при осуществлении представительства граждан в суде этот круг несколько сокращается).

В Королевстве Нидерландовсозданы 30 бюро по оказаниююридической помощи, которые предоставляют общую правовую информацию и консультации по простым юридическим проблемам любого характера. Бюро оценивают, является ли проблема заявителя юридической, входит ли она в законодательно установленный круг вопросов, по которым адвокаты предоставляют юридическую помощь, субсидируемую государством, и к кому заявитель может быть направлен для наилучшего решения его проблемы.

Если заявитель желает получить юридическую помощь в большем объеме, его направляют к адвокату, зарегистрированному в системе предоставления государственной юридической помощи, услуги которого оплачиваются бюро по предоставлению юридической помощи. При этом юридическая помощь, субсидируемая государством, в Нидерландах чаще всего является не бесплатной, а оплачиваемой заявителем частично в зависимости от объема его доходов.

Под эгидой Министерства юстиции Королевства Нидерландов существует Совет по юридической помощи, осуществляющий функции по организации и управлению юридической помощью, среди которых уравновешивание предложений со стороны юристов и спроса на юридическую помощь со стороны малообеспеченных граждан, проверка качества предоставляемых юридических услуг. Кроме того, Совет по ходатайству адвоката, к которому обратился малообеспеченный заявитель, выдает сертификат о ведении адвокатом дела данного заявителя, в котором фиксируется сумма, причитающаяся к оплате адвокату. Сертификаты выдаются с учетом нуждаемости заявителя, существа и перспективности его дела.

В Англии и Уэльсе создан вневедомственный государственный орган — Комиссия по юридической помощи. Она финансируется Министерством юстиции, подотчетна Лорду-канцлеру[145] и Министру юстиции, а также отчитывается перед Парламентом о своей деятельности. Члены Комиссии назначаются Лордом-канцлером на конкурсной основе. Комиссия разделена на две части, ответственные за юридическую помощь по гражданским и по уголовным делам, и имеет 15 офисов, которые занимаются заявками на финансирование юридической помощи, претензиями к качеству выполненной работы и оформлением контрактов с поставщиками юридических услуг.

Для государственной оплаты судебного представительства заявитель должен получить в Комиссии сертификат о государственном финансировании. При его выдаче Комиссия проверяет нуждаемость заявителя и существо дела на предмет наличия достаточных правовых оснований. Поставщиками юридических услуг являются не отдельные юристы, а организации, отвечающие установленным требованиям и заключившие с Комиссией контракт. Бесплатная юридическая помощь в Англии и Уэльсе предоставляется по строго определенному кругу вопросов.

 

Представляется необходимым поэтапное создание государственных юридических бюро в большинстве субъектов РФ на постоянной основе для обеспечения доступности юридической помощи всем гражданам независимо от их материального положения.

Создание эффективно действующей системы оказания государственной правовой помощи обеспечит необходимые условия для того, чтобы малоимущие граждане могли бы в полном объеме реализовывать свои права и защищать свои законные интересы.

Кроме того, осуществляемое в рамках данной системы правовое информирование граждан позволит в определенной степени снизить объем необоснованных обращений в суды, органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Реализация данной системы послужит преодолению правового нигилизма, повышению уровня правовой культуры населения, практическому обеспечению реализации малоимущими гражданами права на доступ к правосудию и упорядочению системы оказания бесплатной юридической помощи.

 

 

Глава 18. Органы выявления

и расследования преступлений

 

§ 1. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность

 

«Закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому»

Марк Тулий Цицерон

 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной[146] деятельности» (далее — Закон об ОРД) на территории РФ право осуществлять оперативно-разыскную деятельность (далее — ОРД) предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

2) органов Федеральной службы безопасности (ФСБ России);

3) федеральных органов государственной охраны (ФСО России);

4) таможенных органов Российской Федерации (ФТС России);

5) Службы внешней разведки РФ (СВР России);

6) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России);

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН России).

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ (Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных Сил РФ) проводит оперативно-разыскные мероприятия (далее — ОРМ) только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий указанных выше органов.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы ОРМ в следственных изоляторах (СИЗО) уголовно-исполнительной системы.

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬвид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами ОРД являются:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

— добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

— установление имущества, подлежащего конфискации.

ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации[147], сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы и должностные лица, осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД,запрещается:

— проводить ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

— принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

— разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

— подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация[148]);

— фальсифицировать результаты ОРД.

При осуществлении оперативно-разыскной деятельности проводятся следующиеоперативно-разыскные мероприятия:

1) опрос;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание телефонных переговоров;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) оперативное внедрение;

13) контролируемая поставка;

14) оперативный эксперимент.

Приведенный перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Запрещается проведение ОРМ и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то законом физическими и юридическими лицами.

Основаниямидля проведения ОРМ являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:

— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

— событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

— лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

— лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;

4) запросы других органов, осуществляющих ОРД;

5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

ОРМ вместе со следственными действиями направлены на противодействие преступности и носят правовой характер. Различия между ними проявляются в следующем:

— различна правовая база их производства (следственные действия проводятся в соответствии с нормами УПК РФ, а ОРМ осуществляются на основании Закона об ОРД и подзаконных актов);

— различны пределы производства этих действий (следственные действия производятся только после возбуждения уголовного дела, а ОРМ могут проводиться и до его возбуждения);

— различны результаты этих действий (в результате следственных действий получаются доказательства, а в результате ОРМ — лишь сведения, которые станут доказательствами только после закрепления их процессуальным путем).

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Контроль за ОРД осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ и федеральным законодательством. Надзорза законностью производства этих действий возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров.

 

 

§ 2. Органы дознания

 

«Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»

Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер

 

Перечень органов дознания приведен в ст. 40 УПК РФ. Условно их можно подразделить на три категории:

1) органы, производящие дознание в силу наделения их полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности;

2) органы и должностные лица, для которых процессуальная деятельность не является одним из основных и постоянных видов деятельности;

3) должностные лица, которым предоставлены ограниченные полномочия органов дознания только по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий (в юридической литературе их иногда называют органами, приравненными к органам дознания, либо органами дознания с ограниченной или чрезвычайной компетенцией).

К органам дознания первой категорииотносятся органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД.

Таким образом, п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ не содержит развернутого перечня органов дознания, является бланкетным и отсылает к ст. 13 Закона об ОРД, которая содержит перечень из семи органов, полномочных осуществлять дознание в силу наделения их полномочиями по осуществлению ОРД:

1) органы внутренних дел РФ;

2) органы ФСБ России;

3) федеральные органы государственной охраны;

4) таможенные органы РФ;

5) органы СВР России;

6) органы ФСИН России;

7) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Следует особо подчеркнуть, что указанные органы обладают двойной компетенцией, являясь одновременно оперативно-разыскными органами и органами дознания.

К органам дознания второй категории относятся:

1) органы ФССП России;

2) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

3) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Указанные органы не наделены полномочиями по осуществлению ОРД. Кроме того процессуальная деятельность для данных органов не составляет основного содержания их практической деятельности, является второстепенной, дополнительной, осуществляемой только при определенных условиях.

Так, основными функциями государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является обеспечение пожарной безопасности, тушение пожаров, установка пожарной сигнализации и т.д. Дознание же производится для установления причин пожара, выявления поджогов, нарушений правил пожарной безопасности и др., являющихся уголовно наказуемыми деяниями.

На органы дознания возлагается:

— дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (гл. 32 УПК РФ);

— выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);

— исполнение письменных поручений следователя о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий;

— оказание содействия следователю при осуществлении следственных и процессуальных действий (в том числе и посредством участия в качестве специалистов);

— производство экспертиз по уголовным делам.

Органу дознания, наделенному в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД, следователем по уголовным делам, находящимся в его производстве, может быть дано письменное поручение о проведении ОРМ.

Таким образом, органы дознания первого и второго вида вправе в пределах своей компетенции осуществлять производство по уголовному делу в полном объеме и через прокурора направлять его в суд.

К органам дознания (должностным лицам) «чрезвычайной компетенции» относятся:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания первого вида, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений.

Процессуальные функции для указанных должностных лиц являются экстраординарными[149], исключительными в силу их особого территориального положения и удаленности от места расположения органов дознания первого вида. На эти органы возлагаются ограниченные полномочия лишь по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий. Данная процессуальная деятельность не является самостоятельной, а выполняет вспомогательную функцию по отношению к предварительному следствию или дознанию — собирание и проверка доказательств при угрозе их утраты и невозможности возбуждения уголовного дела и выполнения следственных действий следователем или органами дознания «широкой компетенции».

 

Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ ДОЗНАВАТЕЛЬ — это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

 

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. При этом полномочиями дознавателя не может быть наделено лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу ОРМ.

Действующий уголовно-процессуальный закон существенно расширил полномочия дознавателя в сравнении с лицом, производящим дознание по УПК РСФСР 1960 г. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен: самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять иные полномочия.

Письменные указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, т.е. он в полной мере не обладает процессуальной самостоятельностью следователя.

Статья 40.1 УПК РФ регламентирует полномочия начальника подразделения дознания, который по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе: проверять материалы уголовного дела; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

 

Под ДОЗНАНИЕМпонимают процессуальную деятельность дознавателя, осуществляемую под надзором прокурора, контролем со стороны суда и начальника подразделения дознания, состоящую в установлении обстоятельств очевидных преступлений небольшой или средней тяжести, формировании обвинения в целях быстрого рассмотрения и разрешения уголовного дела в суде.

 

Дознание — это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Дознание заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо составлением обвинительного акта. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником подразделения дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

При этом в соответствии с подследственностью (ч. 3 ст. 151 УПК РФ) собственно дознание производится дознавателями: органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов ФССП России, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; следователями Следственного комитета РФ; дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Остальные органы дознания вправе проводить лишь неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ).

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и ОРМ только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать разыскные и оперативно-разыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

 

 

§ 3. Органы предварительного следствия

 

«Самое большое преступление — это безнаказанность»

Джордж Бернард Шоу

 

УПК РФ закрепляет традиционную для России смешанную форму уголовного процесса: инквизиционное (тайное и письменное) досудебное производство и состязательное (устное и гласное) судебное разбирательство.

Досудебное производство осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Оно проводится по большинству уголовных дел (за исключением дел частного обвинения).

 

Под ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ следует понимать стадию (обособленную часть) уголовного судопроизводства, в которой органы предварительного следствия и дознания под надзором прокурора, ведомственным и судебным контролем устанавливают обстоятельства преступления, изобличают лиц, причастных к его совершению, формируют обвинение в целях осуществления правосудия по уголовным делам.

 

В настоящее время предварительноеследствие производитсяследователями:

1) Следственного комитета РФ;

2) Следственного департамента МВД России;

3) Следственного управления ФСБ России;

4) Следственного департамента ФСКН России.

 

Из истории

Проблема организации предварительного следствия всегда остро стояла в Российском государстве. В ходе судебной реформы 1864 г. следствие было отделено от полиции и передано в судебное ведомство, появились так называемые «судебные следователи». Контроль за деятельностью следователей возлагался на суды, которые вправе были прекращать производство следствия, направлять следователям соответствующие предписания, рассматривать жалобы на их действия и решения.

Следователи назначались на должность и увольнялись с нее министром юстиции по представлению губернатора с согласия губернского прокурора. Они обладали всем комплексом императивных полномочий в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе и по применению мер процессуального принуждения.

Декретом о суде № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. дореволюционный институт судебных следователей был упразднен, а их полномочия переданы следственным комиссиям, действовавшим в составе трех человек. Контроль за ними возлагался на судебные органы. Однако уже в июне 1920 г. было принято решение об упразднении коллегиальности на предварительном следствии и о предоставлении следователям процессуальной самостоятельности. С образованием в мае 1922 г. органов прокуратуры в ее состав в качестве самостоятельного структурного подразделения включается следственный аппарат. Начиная с 1928 г. прокуратура приобретает монопольное право на производство предварительного следствия по всем без исключения уголовным делам. 6 апреля 1963 г. право производства предварительного следствия было предоставлено органам внутренних дел. Впоследствии право производства предварительного следствия получили органы Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции (была образована в июне 1993 г. и упразднена 1 июля 2003 г.).

 

Все следователи имеют одинаковое правовое положение (полномочия) и различаются лишь компетенцией. Наиболее широкой компетенцией наделены следователи Следственного комитета РФ (они расследуют, в частности, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности, налоговые преступления и др.) и следователи органов внутренних дел. На долю последних приходится расследование около 85% всех уголовных дел.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.