Сделай Сам Свою Работу на 5

Следственный комитет Российской Федерации





«За каждым большим состоянием кроется нераскрытое преступление»

Чарльз Диккенс

 

С 15 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и начал свою работу новый самостоятельный федеральный государственный орган, осуществляющий функции в сфере уголовного судопроизводства. Он создан на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ, который действовал с 2007 по 2010 гг. и является его правопреемником.

Реорганизация предпринята в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия. Одна из мер, направленных на повышение эффективности и качества предварительного расследования, — разграничение функций прокурорского надзора и предварительного следствия.

 

Из истории

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.



В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.



К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

 

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации (далее — СК РФ) не входит ни в одну из ветвей государственной власти (как и прокуратура). По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Руководство деятельностью СК РФ осуществляет Президент РФ.

Основными задачами СК РФ являются:

— оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;

— обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

— осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК РФ и их должностных лиц;

— организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

— осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

— разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;



— совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

— определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

СК РФ расследует в основном уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, о преступлениях, совершенных депутатами, судьями, прокурорами, военнослужащими, должностными лицами правоохранительных органов, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

К числу полномочий СК РФ относится рассмотрение обращений граждан, содержащих сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия (бездействие) следственных органов и следователей. Ответы на обращения граждан должны быть мотивированными.

Федеральный закон предоставляет сотрудникам СК РФ беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, иными предприятиями и организациями, и требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и сведений. Сотрудники СК РФ вправе входить в помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, если у них имеются достаточные основания полагать, что там совершено (совершается) преступление или что там находятся лица, подозреваемые в совершении преступлений.

Принципы деятельности СК РФ практически совпадают с принципами деятельности прокуратуры. К ним относятся: независимость, гласность, деполитизация, запрет совместительства (кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности), недопустимость вмешательства в деятельность СК РФ, обязательность исполнения требований сотрудников СК РФ.

СК РФ является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений СК РФ и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю СК РФ.

В систему СК РФ входят:

— центральный аппарат СК РФ (высшее звено);

— главные следственные управления и следственные управления СК РФ по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы СК РФ (среднее звено);

— межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения СК РФ по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения СК РФ (основное звено).

Так, в Москве действует Главное следственное управление СК РФ, 9 следственных управлений по административным округам, следственные отделы по Зеленоградскому, Троицкому и Новомосковскому административным округам, следственный отдел по расследованию преступлений на метрополитене, особо режимных объектах и в экологической сфере, а также 29 межрайонных и 4 районных следственных отдела.

Как видно, выстроенная законом иерархия следственных органов, входящих в систему СК РФ, соответствует как административно-территориальному устройству России (федеральный центр — субъекты РФ — районы и города областного или районного значения), так и предметному принципу организации уголовного преследования по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к подследственности следователей СК РФ.

В систему СК РФ входят научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные организации, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности СК РФ организации, являющиеся юридическими лицами, а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физической защиты для обеспечения безопасности сотрудников СК РФ.

К категории специализированных следственных органов относятся приравненные к следственным управлениям СК РФ по субъектам РФ следственные управления на транспорте, Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление, следственный отдел (на правах управления) на комплексе «Байконур», следственный отдел (на правах управления) в ЗАТО «Межгорье», военные следственные органы и входящие в их структуру следственные подразделения[150].

В составе транспортных действуют: Московское межрегиональное, Северо-Западное, Приволжское, Южное, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное следственные управления на транспорте (СУТ СК РФ), юрисдикция которых распространяется на объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В состав центрального аппарата СК РФ входят:

1) Главное следственное управление:

— Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности;

— Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики;

— Управление методико-аналитического обеспечения;

 

 

2) Главное управление процессуального контроля:

— Управление процессуального контроля за следственными органами;

— Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции;

— Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел;

3) Главное управление криминалистики[151]:

— Методико-криминалистическое управление;

— Технико-криминалистическое управление;

— Управление организации экспертно-криминалистической деятельности;

4) Главное военное следственное управление и др.

В СК РФ образуется коллегия в составе Председателя СК РФ (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии СК РФ (за исключением лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегии также образуются в Главном военном следственном управлении, главных следственных управлениях и следственных управлениях СК РФ по субъектам РФ, приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и отделах. Составы коллегий утверждаются руководителями указанных следственных органов.

Председатель СК РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Он ежегодно представляет Президенту РФ доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Председатель СК РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ с представлениями о даче судом разъяснений по вопросам судебной практики.

Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации, согласно которому разрешено иметь восемь заместителей Председателя СК РФ, в том числе одного первого заместителя и одного заместителя Председателя СК РФ — руководителя Главного военного следственного управления.

Установлена штатная численность СК РФ (кроме военных следственных органов) в количестве 21 156 единиц; военных следственных органов — 2119 единиц.

При СК РФ образуется научно-консультативный совет и общественный совет. Положение о советах и их состав утверждаются Председателем СК РФ.

Сотрудники СК РФ являются федеральными государственными служащими. Должности в военных следственных органах могут замещаться военнослужащими Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Сотрудниками СК РФ могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

В СК РФ учреждаются должности руководителей следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе СК РФ, следователей-криминалистов[152], старших следователей-криминалистов, инспекторов, старших инспекторов, экспертов, старших экспертов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов, помощников следователя (следователя-криминалиста) и другие должности.

На должности следователей следственных отделов и следственных отделений СК РФ по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений СК РФ в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности или направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности с присвоением специального звания младшего лейтенанта юстиции.

На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений СК РФ по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных следственных отделов СК РФ, назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в СК РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений СК РФ по субъектам РФ (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов СК РФ назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в СК РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Председатель СК РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности руководителей следственных органов СК РФ лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

Для граждан, впервые принимаемых на службу в СК РФ, за исключением граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования СК РФ, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматриваться испытание продолжительностью до шести месяцев.

При назначении на должность впервые сотрудник СК РФ принимает присягу и торжественно клянется непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности и беспристрастности расследования, защищать интересы личности и государства, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности и моральной чистоты.

Сотрудникам СК РФ присваиваются следующие специальные звания:

1) младшие специальные звания:

— младший лейтенант юстиции;

— лейтенант юстиции;

— старший лейтенант юстиции;

— капитан юстиции;

2) старшие специальные звания:

— майор юстиции;

— подполковник юстиции;

— полковник юстиции;

3) высшие специальные звания:

— генерал-майор юстиции;

— генерал-лейтенант юстиции;

— генерал-полковник юстиции;

— генерал юстиции Российской Федерации.

Устанавливаются следующие сроки пребывания в специальных званиях:

1) младший лейтенант юстиции — один год;

2) лейтенант юстиции — два года;

3) старший лейтенант юстиции — три года;

4) капитан юстиции — три года;

5) майор юстиции — четыре года;

6) подполковник юстиции — пять лет.

Предельный возраст пребывания на службе в СК РФ (за исключением научных и педагогических работников) — 65 лет (может быть продлен до 70 лет).

Сотрудники СК РФ находятся под государственной защитой, которая в случаях исполнения ими служебных обязанностей, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников сотрудников, а в исключительных случаях также в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Для реализации указанных мер СК РФ имеет службы обеспечения собственной безопасности и физической защиты сотрудников СК РФ. Кроме того, сотрудники имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством РФ.

Военные следственные органы СК РФ осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Возглавляет их Главное военное следственное управление (высшее звено).

Среднее звено составляют военные следственные управления по военным округам, флотам и другие военные следственные управления СК РФ, приравненные к главным следственным управлениям и следственным управлениям СК РФ по субъектам РФ.

Основным звеном являются военные следственные отделы по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы СК РФ, приравненные к следственным отделам и следственным отделениям СК РФ по районам, городам.

В военных следственных органах Председателем СК РФ могут создаваться следственные отделения и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют другие следственные органы СК РФ, а также за пределами территории РФ, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций по исполнению законодательства РФ об уголовном судопроизводстве может быть возложено Председателем СК РФ на военные следственные органы СК РФ.

На должности сотрудников военных следственных органов СК РФ назначаются граждане, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие воинское звание офицера и отвечающие иным установленным требованиям закона. Вместе с тем по решению Председателя СК РФ или с его согласия на должности сотрудников военных следственных органов могут быть назначены гражданские лица.

В настоящее время военнослужащие и гражданский персонал военных следственных органов числятся в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. С 1 января 2017 г. планируется их перевод в штат СК РФ. При этом им не понадобится проходить переаттестацию или переназначение[153].

Надзор за исполнением законов СК РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

СК РФ имеет геральдический знак — эмблему, флаг и знамя, учреждаемые Президентом РФ[154].

Официальным печатным изданием СК РФ является научно-практический журнал «Вестник Следственного комитета Российской Федерации»[155].

 

 


Раздел IV. Негосударственные

правоохранительные организации

 

глава 19. Адвокатура

 

§ 1. Организация адвокатуры в Российской Федерации

«Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает»

Станислав Ежи Лец

Адвокатура[156] действует на основе принциповзаконности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законом, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

АДВОКАТУРА профессиональное сообщество адвокатов. Являясь институтом гражданского общества, она не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Из истории

Адвокатура является одним из древнейших правозащитных институтов. Так, в Древнем Риме не было ни одного дома, который бы мог обойтись без адвоката, получившего в силу этого название patronus. Цицерон по этому поводу писал: «Народ желает, обычай допускает, человеколюбие требует этой защиты»[157].

Прообраз адвокатуры — институт присяжных поверенных — был введен в России в 1864 г. в ходе судебной реформы императора Александра II. Согласно Судебным уставам адвокатура состояла при «судебных местах» — судебных палатах и окружных судах, при палатах формировались органы адвокатского самоуправления — советы присяжных поверенных. Сословие присяжных поверенных выработало и закрепило основные традиции и принципы, способствовавшие корпоративной консолидации, самоуправлению и независимости российской адвокатуры.

 

Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты.

 

Статистика

Число адвокатов в России в настоящее время составляет более 70 тыс. человек и ежегодно увеличивается в среднем на 1300 адвокатов; 55% адвокатского сообщества составляют мужчины и 45% — женщины[158].

Виды адвокатских образований. В общей сложности адвокатами учреждено около 23 тыс. различных адвокатских образований.

Адвокатский кабинет— организационно-правовая форма индивидуального осуществления адвокатской деятельности. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано около 19 тыс. адвокатских кабинетов, в рамках которых осуществляют адвокатскую деятельность более 28% от общего числа адвокатов.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. При этом адвокат, его учредивший, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних. В том случае, если адвокат для размещения адвокатского кабинета намерен использовать жилое помещение, занимаемое им и членами его семьи по договору найма, то он обязан получить согласие наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с ним.

Коллегия адвокатов — некоммерческая организация, основанная на членстве и действующая на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Коллегию вправе учредить два и более адвоката, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.

В настоящее время в России учреждено более 2 тыс. коллегий, включающих около 67% от общего числа адвокатов, которые являются самой распространенной формой адвокатских образований.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством РФ, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства.

Имущество, внесенное учредителями коллегии адвокатов в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности.

Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов.

Адвокатское бюро — организационно-правовая форма адвокатского образования, основанная на заключении между собой двумя и более адвокатами партнерского договора, по которому адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. В настоящее время в Российской Федерации адвокатами учреждено около 500 адвокатских бюро, в составе которых осуществляют адвокатскую деятельность 4,8% от общего числа адвокатов.

Партнерский договор заключается в простой письменной форме с обязательным указанием: срока его действия, порядка принятия партнерами решений, в том числе порядка избрания управляющего партнера и его компетенции, а также иных существенных условий.

Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.

Юридическая консультация—некоммерческая организация, созданная в форме учреждения в рамках адвокатской палаты для оказания правовой помощи населению. В настоящее время адвокатскими палатами 12 субъектов РФ учреждено более 80 юридических консультаций, включающих около 500 адвокатов, что составляет 0,2% от их общего числа.

Юридическая консультация создается в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях составляет менее двух на одного федерального судью.

Она учреждается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Вопросы, связанные с порядком и условиями материально-технического обеспечения юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также с оказанием финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Собрание (конференция) адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридической консультации, а также смету расходов на содержание юридической консультации.

Органы управления адвокатскими образованиями. Адвокатура в Российской Федерации управляется выборными органами, которые принимают решения простым большинством голосов.

Адвокатская палата субъекта РФ— это негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ. Самой многочисленной является адвокатская палата г. Москвы, которая насчитывает в настоящее время более 8 тыс. адвокатов, в том числе 44 доктора юридических наук, 330 кандидатов юридических наук, 33 заслуженных юриста РФ[159].

Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта РФ, организации юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением Кодекса профессиональной этики адвоката.

Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов. Она имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект РФ, на территории которого она образована.

Адвокатская палата является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого она образована.

На территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.

Высшим органом управления адвокатской палаты субъекта РФ являетсясобрание (конференция).

Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год и считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конференции).

К компетенции собрания (конференции) адвокатов, в частности, относятся: формирование совета адвокатской палаты субъекта РФ; утверждение порядка определения норм представительства и порядка избрания делегатов на конференцию; избрание ревизионной комиссии и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов; избрание делегатов на Всероссийский съезд адвокатов; определение порядка направления адвокатов для работы в юридических консультациях; определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты; утверждение сметы расходов на содержание адвокатской палаты; принятие иных решений.

Постоянно действующим исполнительным органом адвокатской палатыявляетсясовет адвокатской палаты.

Он избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Собрание (конференция) адвокатов обновляет состав совета один раз в два года не менее чем на одну треть.

Совет адвокатской палаты: избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов; определяет нормы представительства на конференцию; обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта РФ, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам России бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Заседания совета созываются президентом адвокатской палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.

Решения совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов адвокатской палаты.

Возглавляет адвокатскую палату президент. Онпредставляет ее в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени адвокатской палаты без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокатской палаты, распоряжается имуществом адвокатской палаты по решению совета в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата адвокатской палаты, созывает заседания совета, обеспечивает исполнение решений совета и решений собрания (конференции) адвокатов.

Органом, осуществляющим контроль за финансово-хозяйствен-ной деятельностью адвокатской палаты и ее органов является ревизионная комиссия, которая избирается собранием (конференцией) из числа адвокатов.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации—общероссийская негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации.Устав Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации принят I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.

Являясь органом адвокатского самоуправления, она создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления; координации деятельности адвокатских палат; обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Она образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.

Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

Высшим органом управления Федеральной палаты адвокатов являетсяВсероссийский съезд адвокатов. Он созывается не реже одного раза в два года и считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда. Очередной VII Всероссийский съезд адвокатов прошел 22 апреля 2015 г.

Всероссийский съезд адвокатов, в частности, принимает устав Федеральной палаты адвокатов, кодекс профессиональной этики адвоката; рассматривает финансовые аспекты деятельности палаты; избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов; осуществляет иные функции. Регламент Всероссийского съезда адвокатов утвержден II Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 г.

Коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов являетсяСовет Федеральной палаты адвокатов РФ.Он избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек. Всероссийский съезд адвокатов обновляет состав совета Федеральной палаты адвокатов один раз в два года не менее чем на одну треть.

Совет Федеральной палаты адвокатов, в частности, избирает из своего состава президентаФедеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению — трех вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов; представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях в Российской Федерации и за рубежом; координирует деятельность адвокатских палат; защищает социальные и профессиональные права адвокатов; созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня; осуществляет иные функции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.