Подготовка к круглому столу.
- «Отечественная социология вчера и сегодня».
- «Проблемы теоретико-методологической и методической преемственности в современной отечественной социологии».
- «Роль социологии в демократизации современного российского общества». .
- «Процесс политической социализации молодежи в условиях трансформации российского общества».
4. Практическое задание:
- Рассмотреть вопросы современной государственной региональной политики занятости (регион выбирается аспирантом самостоятельно).
5. Подготовка докладов (сообщений):
- «Специфика развития современной социологической теории».
- «Основные направления развития современной эмпирической социологии».
- «Социологические проблемы динамики современной религиозности населения».
- «Современный мегаполис: проблемы национальных отношений».
- «Развитие региональных социальных интеграционных процессов в современной России».
- «Социальные проблемы современного российского села».
10.2. Промежуточная аттестация аспирантов (экзамен):
- Экзамен ставится на основе выполнения 2-х типов заданий: защиты проекта и ответа на вопросы.
А. Проект (выполняется индивидуально или в малых группах).
Тема проекта: «Сравнительный анализ теоретико-методологических концепций сущности социологии в советской и современной социологической науке».Аспиранты рассматривают в качестве объекта исследования основные концепции предмета социологии и структуры социологического знания советского этапа и одну из социологических теоретико-методологических концепций современного периода развития отечественной социологии. По результатам выполнения проекта должен быть предоставлен проект и презентация. Отчет должен включать:
1. Информацию о научных концепциях сущности социологии, их сравнительный анализ и взаимосвязь с этапами социально-политического и экономического развития общества.
2. Анализ специфики периодов развития советской социологии:
- период 20-30-е годы:
-институализация советской социологии:
-определение социологии как науки;
- структура социологического знания;
- развитие эмпирической социологии;
- прекращение деятельности социологической науки;
- период 60-80-е годы:
- возрождение отечественной социологии;
- определение предмета социологии и структуры социологического знания;
- сущность социологических законов и категорий;
- классификация специальных социологических теорий;
- развитие эмпирической социологии;
- подготовка социологических кадров в стране;
- закат советской социологии;
- постсоветский этап развития отечественной социологии:
- деидеологизация социологии;
- расширение сферы теоретических изысканий;
- развитие концепций объекта предмета социологии;
- расширение тематики эмпирических исследований;
- подготовка социологических кадров в постсоветской России;
- углубление взаимосвязей с зарубежной социологией.
Выводы и рекомендации (анализ основных направлений и этапов развития советской и постсоветской социологии, выявление их специфики, успехов, достоинств и недостатков). Разработка и обоснование рекомендаций по решению выявленных в ходе анализа проблем.
Б. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену:
1. История социологии как учебная дисциплина.
2.Этапы развития российской социологии.
3. Этапы развития советской социологии.
4. Институализация советской социологии.
5. Характеристика и специфика первого этапа развития советской социологии.
6. Социологическая деятельность П.А. Сорокина в России в начале первого этапа.
7.Сущность социологической концепции русского позитивизма.
8. Развитие и распространение марксистской социологической концепции.
9. Развитие В. Лениным социологической науки.
10. Идеологизация отечественной социологии.
11. Сущность социологической концепции Н.И. Бухарина.
12. Развитие социологического образования в СССР в 20-е годы ХХ века.
13. Основные направления конкретных социологических исследований во второй половине 20-х – начале 30-х годов.
14. Взгляды на предмет социологии и структуру социологического знания профессоров И. Разумовского и С. Оранского.
15. Дискуссия о предмете социологии и структуре социологического знания в Институте красной профессуры в конце 20-х годов.
16. Политические и идеологические причины заката отечественной социологии.
17. Развитие социологии в странах социалистического содружества в50-е годы.
18. Институализация социологии в СССР.
19. Открытия Института конкретных социологических исследований (ИКСИ) и его роль в развитии теоретической и эмпирической социологии в стране.
20. Открытие на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова кафедры методики конкретных социальных исследований (МКСИ) и ее роль в подготовке социологических кадров высшей квалификации.
21.Дискуссия о предмете социологии в 60-70-е годы.
22. Дискуссия о структуре социологического знания.
23. Дискуссия о сущности и структуре специальных социологических теорий.
24. Основные направления социологических исследований в СССР.
25. Социология семьи (основные представители и направленность исследований).
26. Социология социальной структуры (основные представители и тематика исследований) . 27. Подготовка социологических кадров в современной России.
28. Влияние процессов политической и социально-экономической трансформации России на развитие современной социологической науки в стране.
29. Деидеологизация социологии и ее влияние на развитие теоретически проблем современной социологической науки.
30. Роль социологии в демократизации решения социально-политических вопросов развития страны.
31. Основные направления современных конкретных социологических исследований.
32. Современные исследования проблем семьи и семейных отношений.
33. Исследование проблем формирования социальной структуры.
34. Современные проблемы формирования социальных институтов.
35. Исследование проблем занятости населения.
36. Исследование проблем высшей школы.
37. Исследование религиозных проблем.
38. Современная государственная молодежная политика.
39. Социологические проблемы внутренней миграции населения.
40. Социологические проблемы национальных отношений вРоссии.
11. Ресурсное обеспечение дисциплины
11.1. Основная литература:
Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии. М., 2008.
Вехи российской социологии. 1950- 2000-е годы. М., 2010.
История становления советской социологической науки в 20-30 годы. М., 1989.
Каценбоген С.Э. Марксизм и социология. Саратов. 1926.
Оранский С.А. Основные вопросы марксистской социологии. Л., 1929.
Осипов Г.В. Социология. М., 1969.
Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1979.
Осипов Г.В. Социология и социализм. М 1990. Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Ответственные редакторы академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. М., 2005.
Рабочая книга социолога. М., 1983.
Садынский Д.С. Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию. Харьков. 1923.
Социология в СССР: взгляд изнутри и извне. Руководитель издательского проекта академик РАН Г.В. Осипов. М., 2008.
11.2. Дополнительная литература:
Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе. Учебное пособие. М., 2004.
Гараджа В.И. Социология религии. М.. 1995.
Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х томах. М. 2000. Т.1
Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб. 1996.
Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975.
Пыпуныров В.Н. Современное состояние социологии и перспективы ее будущего развития. Никольск. 1926.
Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.,1980.
Рыбников Н.А. Автобиографии рабочих и их изучение. М.; Л., 1930.
Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993.
Социология в СССР. В 2-х томах. М., 1965.
Социология в России. Под редакцией Ядова В.А. М., 1998.
Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1998.
Франк С.Л. О задачах обобщающей социальной науки. М., 1922.
Чагин Б.А. Очерки истории социологической мысли в СССР. М., 1971.
Чесноков Д.И. Исторический материализм. 1964.
Шпильрейн И.Н. и др. Язык красноармейца. М.; Л., 1928.
Яблоков И.Н. Социология религии. М.,1979.
11.3. Интернет-ресурсы:
Институт социологии РАН-http://www.isras.rssi.ru.
Институт социально-политических исследований-http://www.ispr.ras.ni.
Портал «Социология, экономика, менеджмент». Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/
Всероссийский центр уровня жизни //http://www. vcug. ru/
Россия в цифрах: банк готовых документов// Федеральная служба государственной статистики (Электрон. Ресурс)// http:// wwwgks. ru/ wps/ portal
Совет при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // http://www. rost.ru /
Центр социологических исследований МГУ-http //www.opinio.msu.ru.
11.4. Материально-техническое обеспечение:
- научная библиотека МГУ;
- библиотека социологического факультета МГУ;
- компьютерный класс.
12.Язык преподавания – русский.
13. Автор: д.ф.н., профессор Гречихин В.Г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующих типы формирования компетенций
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|