Сделай Сам Свою Работу на 5

Используемые образовательные технологии.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Социологический факультет

 

«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Протокол № .. от …. 2016 года. Решением Ученого совета социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Протокол №… от … .. 2016 года.

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

История отечественной социологии советского и современного периодов

Направление подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:

Социологические науки

Направленность (профиль) подготовки - Теория, методология и история социологии

 

 

Присваиваемая квалификация:

«Исследователь. Преподаватель-исследователь»

 

Москва

1. Характеристика учебной дисциплины

История отечественной социологиисоветского и современного периодов развития российского общества является органической частью всей истории отечественной социологии. Как учебная дисциплина курс «Истории отечественной социологии советского и современного периодов» выступает важнейшим структурным элементом системы учебно-научной подготовки высококвалифицированных специалистов-социологов в нашей стране, сложным комплексом исторически многоэтапного, многофункционального социологического знания.Освоение курса позволит аспирантамоценить сущность,направленность и преемственность в концептуальном становленииотечественной теоретической и эмпирической социологии разных исторических этаповее развития и функционирования, фундаментально изучить понятийно-категориальный аппарат социологической науки.



2. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью курса является формирование у аспирантов комплекса знаний отеоретико-методологической и исторической сущности отечественной социологии как науки об обществе,о категориально-понятийном аппарате, о структуре социологического знания, о специфике функционированияотечественной социологии в разные периоды ее развития.



Усвоение курса позволит аспирантам иметь четкое, научно-обоснованное представление о процессахисторического становления отечественной социологической науки и их связях с реальными этапамиразвития российского общества.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

Задачи курса:

- определить историческую обусловленностьэтапа зарожденияи развития советской социологии;

- раскрыть место и роль советской социологии в развитии отечественной социологии;

- раскрыть философский базис формирования советской социологии;

- определитьсущность критериев поэтапного развития советской социологии;

- определить и изучить содержаниенаиболее актуальных теоретико-методологических проблем зарождения и функционирования современного этапа российской социологии;

- ознакомитьаспирантов ссущностью и направленностью основныхсовременных отечественных социологических теоретико-методологических и методических концепциями;

- раскрыть аспирантам сущность исторической преемственности и принципов применения сравнительно-исторического метода при анализе социологических концепций разных этапов развития отечественной социологии;

- научить аспирантов методам применения материалов истории отечественной социологии в индивидуальных социологических исследованиях.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Выпускник, освоивший данную программу аспирантуры, должен обладать следующими компетенциями:

Универсальные компетенции:

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе и междисциплинарных областях (УК-1);



Общепрофессиональные компетенции:

Профессиональные компетенции:

владение теорией, методологией и историей социологии в ее развитии и современных формах, а также ее региональной специфике (ПК-1);

способность адаптировать социологическую теорию и методологию для разработки новых исследовательских подходов в процессе познания современного общества и решения широкого круга социальных проблем (ПК-4).

 

4. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы

Дисциплина«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ СОВЕТСКОго И СОВРЕМЕННОго периодов»является дисциплиной по выбору, относится к блоку вариативных дисциплин, изучается в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины 4 зач. ед. (144 академических часа). Промежуточная аттестация – зачет.

5. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

 

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1). ЗНАТЬ:исторические этапы и тенденции развития отечественной и зарубежной социологии.
ЗНАТЬ: методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
УМЕТЬ:при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений.
Владение теорией, методологией и историей социологии в её развитии и современных формах, а также в ее региональной специфике ( ПК-1). ЗНАТЬ:теорию, методологию и историю социологии в её историческом развитии и современных формах, а также в ее региональной специфике.
УМЕТЬ:применять классическое и современное социологическое знание к исследованию различных социальных явлений современного российского общества.
Способность адаптировать результаты современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики (ПК-4) ЗНАТЬ: современную социологическую теорию, методологию и методику для разработки новых исследовательских подходов в процессе познания современного общества и для решения широкого круга социальных проблем.
ЗНАТЬ: результаты наиболее значимых отечественных и зарубежных исследований социальных систем, сообществ, социальных процессов и явлений.
УМЕТЬ: критически анализировать и обобщать социологическую теорию и методологию для разработки новых исследовательских подходов в процессе познания современного общества и решения широкого круга социальных проблем.

6. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся спреподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работуобучающихся: Объем дисциплины составляет 4 зачетных единиц, всего 144 часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (24 часа- занятия лекционного типа, 12 часов - занятия семинарского типа (практические занятия, лабораторные работы и т.п.). 108 часов составляет самостоятельная работа аспиранта.

7. Форма обучения– очная.

Используемые образовательные технологии.

А. Образовательные технологии:

- проведение лекционных занятий дискуссионного и проблемного формата с использованием мультимедийных технологий;

- использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода;

- применение интерактивных обучающих технологий: групповые дискуссии, круглые столы;

- использование творческих заданий (рефератов);

- формирование индивидуальных образовательных траекторий посредством выполнения практических заданий;

- разработка индивидуальных и групповых проектов, направленных на освоение социально-исторических аспектов отечественной социологии;

Б. Научно-исследовательские технологии:

- стимулирование поиска дополнительной информации для написания рефератов и подготовки к групповым дискуссиям по темам дисциплины;

- стимулирование работы аспирантов с материалами периодических изданий; интернет-источников; международных научных электронных баз для поиска достоверной информации о реальном функционировании и трансформации отечественной социологической науки.

9. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведённого на них количества академических часов учебных занятий:

Наименование разделов и тем дисциплины, форма промежуточной аттестации по дисциплине Всего(часы) В том числе
Контактная работа с преподавателем, часы Самостоятельная работа обучающегося, часы
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Групповые консультации Индивидуальные консультации Всего Выполнение домашних заданий Подготовка рефератов и т.п. Всего
РАЗДЕЛ I.Советская социология: зарождение и исторические этапы развития
Тема1. Зарождение и этапы развития советской социологии.    
Тема 2. Институализация и специфика развития советской теоретическойсоциологии первого этапа -    
Тема 3.Методологическая сущность и основные направления развития эмпирической социологии первого этапа. Итоги и урокипервого этапа развития советской социологии.    
РАЗДЕЛ II. Развитие советской социологии в 60-80 годы ХХ века (третий этап).
Тема 4. Возрождение и концептуальное развитие советской социологической науки третьего этапа (60 - 80-е годы ХХ века).         -            
Тема 5.Эмпирическая социология третьего периода: основные направления. Место и роль советской социологии в развитии отечественной социологии.            
РАЗДЕЛ III. Развитие отечественной социологии этапа постсоветской трансформации российского общества
Тема 6.Теоретико- методологический вектор развития современной отечественной социологии.    
Тема 7.Современная эмпирическая социология: основные направления и динамика развития.    
Итого -  
                               

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.