Используемые образовательные технологии.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Социологический факультет
«РАССМОТРЕНО»
| «УТВЕРЖДЕНО»
| на заседании кафедры истории
и теории социологии социологического
факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Протокол № .. от …. 2016 года.
| Решением Ученого совета
социологического факультета МГУ
имени М.В.Ломоносова
Протокол №… от … .. 2016 года.
|
Рабочая программа дисциплины
История отечественной социологии советского и современного периодов
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:
Социологические науки
Направленность (профиль) подготовки - Теория, методология и история социологии
Присваиваемая квалификация:
«Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Москва
1. Характеристика учебной дисциплины
История отечественной социологиисоветского и современного периодов развития российского общества является органической частью всей истории отечественной социологии. Как учебная дисциплина курс «Истории отечественной социологии советского и современного периодов» выступает важнейшим структурным элементом системы учебно-научной подготовки высококвалифицированных специалистов-социологов в нашей стране, сложным комплексом исторически многоэтапного, многофункционального социологического знания.Освоение курса позволит аспирантамоценить сущность,направленность и преемственность в концептуальном становленииотечественной теоретической и эмпирической социологии разных исторических этаповее развития и функционирования, фундаментально изучить понятийно-категориальный аппарат социологической науки.
2. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью курса является формирование у аспирантов комплекса знаний отеоретико-методологической и исторической сущности отечественной социологии как науки об обществе,о категориально-понятийном аппарате, о структуре социологического знания, о специфике функционированияотечественной социологии в разные периоды ее развития.
Усвоение курса позволит аспирантам иметь четкое, научно-обоснованное представление о процессахисторического становления отечественной социологической науки и их связях с реальными этапамиразвития российского общества.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
Задачи курса:
- определить историческую обусловленностьэтапа зарожденияи развития советской социологии;
- раскрыть место и роль советской социологии в развитии отечественной социологии;
- раскрыть философский базис формирования советской социологии;
- определитьсущность критериев поэтапного развития советской социологии;
- определить и изучить содержаниенаиболее актуальных теоретико-методологических проблем зарождения и функционирования современного этапа российской социологии;
- ознакомитьаспирантов ссущностью и направленностью основныхсовременных отечественных социологических теоретико-методологических и методических концепциями;
- раскрыть аспирантам сущность исторической преемственности и принципов применения сравнительно-исторического метода при анализе социологических концепций разных этапов развития отечественной социологии;
- научить аспирантов методам применения материалов истории отечественной социологии в индивидуальных социологических исследованиях.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Выпускник, освоивший данную программу аспирантуры, должен обладать следующими компетенциями:
Универсальные компетенции:
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе и междисциплинарных областях (УК-1);
Общепрофессиональные компетенции:
Профессиональные компетенции:
владение теорией, методологией и историей социологии в ее развитии и современных формах, а также ее региональной специфике (ПК-1);
способность адаптировать социологическую теорию и методологию для разработки новых исследовательских подходов в процессе познания современного общества и решения широкого круга социальных проблем (ПК-4).
4. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы
Дисциплина«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ СОВЕТСКОго И СОВРЕМЕННОго периодов»является дисциплиной по выбору, относится к блоку вариативных дисциплин, изучается в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины 4 зач. ед. (144 академических часа). Промежуточная аттестация – зачет.
5. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Формируемые компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине
| Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1).
| ЗНАТЬ:исторические этапы и тенденции развития отечественной и зарубежной социологии.
| ЗНАТЬ: методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
| УМЕТЬ:при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений.
| Владение теорией, методологией и историей социологии в её развитии и современных формах, а также в ее региональной специфике ( ПК-1).
| ЗНАТЬ:теорию, методологию и историю социологии в её историческом развитии и современных формах, а также в ее региональной специфике.
| УМЕТЬ:применять классическое и современное социологическое знание к исследованию различных социальных явлений современного российского общества.
| Способность адаптировать результаты современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики (ПК-4)
| ЗНАТЬ: современную социологическую теорию, методологию и методику для разработки новых исследовательских подходов в процессе познания современного общества и для решения широкого круга социальных проблем.
| ЗНАТЬ: результаты наиболее значимых отечественных и зарубежных исследований социальных систем, сообществ, социальных процессов и явлений.
| УМЕТЬ: критически анализировать и обобщать социологическую теорию и методологию для разработки новых исследовательских подходов в процессе познания современного общества и решения широкого круга социальных проблем.
| 6. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся спреподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работуобучающихся: Объем дисциплины составляет 4 зачетных единиц, всего 144 часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (24 часа- занятия лекционного типа, 12 часов - занятия семинарского типа (практические занятия, лабораторные работы и т.п.). 108 часов составляет самостоятельная работа аспиранта.
7. Форма обучения– очная.
Используемые образовательные технологии.
А. Образовательные технологии:
- проведение лекционных занятий дискуссионного и проблемного формата с использованием мультимедийных технологий;
- использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода;
- применение интерактивных обучающих технологий: групповые дискуссии, круглые столы;
- использование творческих заданий (рефератов);
- формирование индивидуальных образовательных траекторий посредством выполнения практических заданий;
- разработка индивидуальных и групповых проектов, направленных на освоение социально-исторических аспектов отечественной социологии;
Б. Научно-исследовательские технологии:
- стимулирование поиска дополнительной информации для написания рефератов и подготовки к групповым дискуссиям по темам дисциплины;
- стимулирование работы аспирантов с материалами периодических изданий; интернет-источников; международных научных электронных баз для поиска достоверной информации о реальном функционировании и трансформации отечественной социологической науки.
9. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведённого на них количества академических часов учебных занятий:
Наименование разделов и тем дисциплины, форма промежуточной аттестации по дисциплине
| Всего(часы)
| В том числе
| Контактная работа с преподавателем, часы
| Самостоятельная работа обучающегося, часы
| Занятия лекционного типа
| Занятия семинарского типа
| Групповые консультации
| Индивидуальные консультации
| Всего
| Выполнение домашних заданий
| Подготовка рефератов и т.п.
| Всего
| РАЗДЕЛ I.Советская социология: зарождение и исторические этапы развития
| Тема1. Зарождение и этапы развития советской социологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Институализация и специфика развития советской теоретическойсоциологии первого этапа
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.Методологическая сущность и основные направления развития эмпирической социологии первого этапа. Итоги и урокипервого этапа развития советской социологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ II. Развитие советской социологии в 60-80 годы ХХ века (третий этап).
| Тема 4. Возрождение и концептуальное развитие советской социологической науки третьего этапа (60 - 80-е годы ХХ века).
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
| Тема 5.Эмпирическая социология третьего периода: основные направления. Место и роль советской социологии в развитии отечественной социологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ III. Развитие отечественной социологии этапа постсоветской трансформации
российского общества
| Тема 6.Теоретико-
методологический вектор развития современной отечественной социологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 7.Современная эмпирическая социология: основные направления и динамика развития.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|