Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ III.Развитие отечественной социологии этапа постсоветской трансформации российского общества.





Тема 6. Теоретико-методологический вектор развития современной отечественной социологии.Влияние процессов политической и социально-экономической трансформации российского общества на сущность и направленность развития российской социологии.Деидеологизация отечественной социологии. Развитие взаимосвязей с зарубежными социологическими специалистами и школами. Дискуссия о месте и роли социологии в системе современного отечественного обществознания. Новые парадигмы сущности социологической науки. Дискуссия об объекте и предмете социологии. Специфика социологической концепции академика Г.В. Осипова и профессора Л.Н. Москвичева; социологическая концепция Ж.Т. Тощенко; М.Н. Руткевич о предмете социологии и структуре социологического знания,взгляды В.И. Добренькова и А.И. Кравченко на современную сущность социологической науки и др.Критика марксизма. Развитие идей позитивизма и марксизма в современной отечественной социологии.

Основные центры подготовки социологических кадров в современной России. Место и роль Института социологии АН РФ (директор академик М.К. Горшков) и Института социально-политических исследований (директор академик Г.В. Осипов) в развитии социологической науки и подготовке социологических кадров в стране. Место и роль социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии системы подготовки социологических кадров в стране. Подготовка социологических кадров в университетах Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, в Новосибирске, в Хабаровске идр..



Тема 7. Современная эмпирическая социология: основные направления и динамика развития.Расширение и углубление вектора тематики социологических исследований в стране: современные проблемы теории и методологии развития отечественной социологии: Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Тощенко Ж.Т.; социальные проблемы развития гражданского общества в России: Резник Ю.М., Магомедов К.О.. социологическая сущность социальных институтов и их роль в социально-экономическом развитии страны: Волков ю.Г.,Гараджа В.И., Фролов С.С.; разработка новых, соответствующих современной социальной реальности, критериев социально-экономической дифференциации населения страны: Горшков М.К., Голенкова З.Т.. Королев Б.Н.,РадаевВ.В., Шкаратан О.И.; исследование проблем безработицы и бедности: Вавилина Н.Н., Заславская Т.И., Кадомцева С.В., ; исследование проблем ценностной ориентации молодежи: Зубок Ю.А., Рыжкова Л.,А., Чупров В.И.; проблемысемьи и брака: Антонов А.И., Харчев А.Г., проблемы социологии международных отношений: Цыганков П.А.; проблемы политической социологии: Федоркин Н.С.;проблемы истории отечественной социологии: Беляева Л.А., Зборовский Г.Е.. Кукушкина Е.И., Осипова Е.В., Чагин Б.А., Ядов В.А.;проблемы преемственности теоретико-методических принципов эмпирической социологии: Аверин Ю.П., Толстова Ю.А. идр.Создание и функционирование региональных социологических центров: Москва, Санкт-Петербург, Орел, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Ставрополь, Новосибирск, Хабаровск и др.



 

10. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы аспирантов по дисциплине.

10.1. Примерный перечень заданий для самостоятельной работы обучающихся:

По разделу I:

1. Подготовка рефератов:

- «Сущность классической социологиимарксизма как теоретико-методологической основысоветской социологии на разных этапах ее развития».

- «Начальный этап становления советской социологии. Борьба марксизма и позитивизма».

- «Проблемы исторической преемственности в отечественной социологии первого советского этапа развития».

- «Социологическая концепция В.И. Ленина».

- «Социологическая концепция Н.И. Бухарина».

- «Основные направления эмпирических исследований в первой половине 30-х годов». (Аспирант самостоятельно выбирает одно из направлений).



2. Подготовка к дискуссии:

- «Концепции предмета социологии и структуры социологического знания в период первого этапа советской социологии».

- «Подготовка социологических кадров в стране на этапе становления советской социологии».

- «Объективные и субъективные причины идеологизациии политизациисоветской социологии».

- «Социология и социальная философия: проблемы взаимоотношений на первом этапе формирования советской социологии».

Концепция дискуссии: сначала каждый участник дискуссии презентует, свое видение проблемы, затем в ходе коллективного обсуждения, аспиранты конкретизируют и формализуют список проблем. Заключительным этапом является выработка коллективной позиции по способам наиболее эффективного решения выделенных проблем.

- Ожидаемый (е) результат (ы): умение аргументировать и обосновывать свою позицию, умение представлять результаты своего анализа на публике, умение работать в группе, уметь грамотно ставить вопросы, делать оценку ответам своих коллег.

3. Подготовка к круглому столу:

- «Проблемы институализации советской социологии на первом этапе ее развития».

- «Борьба позитивизма и марксизма в отечественной социологии начала 20-х годов: кто кого?»

- «Закат отечественной социологии: причины и последствия».

Аспирант самостоятельно выбирает тему круглого стола, в которой он хотел бы участвовать. На основе самостоятельной работы, предполагающей изучение различных источников информации, каждый аспирант формирует список наиболее значимых факторов, повлиявших на эволюцию взглядов по проблеме предмета выбранной им темы, разрабатывает аргументации своего выбора проблемы и своей позиции.

Концепция круглого стола: на обсуждения приглашаются специалисты: преподаватели и научные работники, исследователи и проблем истории и теории социологии. Внутри группы аспирантов выбирается модератор, который будет организовывать дискуссию. Начинается круглый стол с выступления преподавателя и приглашенных участников, затем сообщения делают участники семинара ( мини- выступления по 5-7 минут). Участники излагают собственную точку зрения на выбранную проблему, аргументируют свою позицию, задают вопросы коллегам, коллективно обсуждают предлагаемые тенденции эволюции взглядов на предмет социологии. Итогом дискуссии оформляется согласованный список тенденций развития отечественной социологии.

- Ожидаемый (е) результат (ы): умение аргументировать и обосновывать позицию, умение представлять результаты своего анализа на публике, умение работать в группе, умение грамотно ставить вопросы, делать оценку ответам коллег.

4. Практическое задание:дать анализ соответствия направленности эмпирических исследований основным проблемам социалистического преобразования страны.

5. Подготовка докладов (сообщений):

- «Зарождение советской социологии: начальный период».

- «Проблемы преемственности социологического знания в советской социологии первого периода ее развития».

- «Сущность социологической концепции Н.И. Бухарина».

- «Сущность социологической концепции С.А. Оранского».

- «Сущность социологической концепции Н.И. Кареева».

- «Сущность социологической концепции А.М. Деборина».

- «Развитие эмпирической социологии в 20-30-е годы: основные направления».

- «Дискуссия о соотношении социологии и социально-философской доктрины марксизма на первом этапе развития советской социологии».

 

По разделу II:

1. Подготовка рефератов:

- «Развитие теоретико-методологических концепций советской социологии в 60-80-е годы ХХ века».

- «Эмпирическая социология в 60-80-е годы: исследование проблем социальной структуры; проблем молодежи; проблем образа жизни; проблем человеческого фактора; проблем семьи». (Для написания реферата аспирант выбирает одну из предложенных проблем, или предлагает свою, доказывая ее актуальность.)

- «Подготовка социологических кадров в стране в период 60-80-х годов».

- «Развитие региональных социологических школ: ленинградская школа; новосибирская школа; свердловская школа; тбилисская школа».

2. Подготовка к дискуссии:

- «Объективные причины возрождение отечественной социологии во второй половине 60-х годов ХХ века»;

- «Социологическая концепция предмета социологии и структуры социологического знания в 70-80-е годы (Г.В. Осипов, М.Н. Руткевич, Ю.А. Левада и др.).

- «Концепция развития социологической науки Д.И. Чеснокова».

- «Признание советской социологической науки мировым сообществом».

- «Проблемы подготовки социологических кадров в стране в 60-80-е годы».

3. Подготовка к круглому столу:

- «Возрождение советской социологии в 60-е годы: объективные и субъективные факторы».

- «Сравнительный анализ системы подготовки социологических кадров в СССР и в США».

- «Социология и научный коммунизм: принципы взаимоотношений».

4. Практическое задание:дать сравнительный анализосновных направлений эмпирических исследований советской молодежи в 20-30-е годы и в 60-80-е годы.

5. Подготовка докладов (сообщений):

-«Развитие отечественной социологической теории в конце 60-х - начале 70-х годов».

- «Развитие отечественной социологической теории в конце 80-х годов».

- «Роль и место социологии в развитии советского общества».

- «Подготовка социологических кадров в стране на закате советской эпохи».

- «Соотношение социальной философии и социологии на новом этапе ее развития».

 

По разделу III:

Подготовка рефератов.

- «Дискуссия об объекте и предмете современной социологической науки».

- «Социология социальной структуры: сущность и направленность развития».

- «Проблемы бедности в современном российском обществе».

- «Проблемы социальных конфликтов в современной социологии».

- « Социальные проблемы миграции и эмиграции в современной России».

- «Высшая школа: современные проблемы образования и способы их решения».

- «Подготовка социологических кадров в МГУ им. М.В. Ломоносова».

2. Подготовка к дискуссии:

- «Современные теоретико-методологические концепции социологии как науки».

- «Проблемы исторической преемственности в современной отечественной социологии».

- «Роль и место социологии в развитии современного российского общества».

- «Деидеологизация современной отечественной социологии».

- «Социальная структура общества как объект социологического анализа на этапе его рыночной трансформации».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.