Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика методики обучения в баскетболе





Процесс обучения в баскетболе направлен на вооружение уче­ника знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и со­вершенствование, а также на формирование системы знаний по воп­росам техники, стратегии и тактики, правил игры, методики трени­ровки и т. п.

Решение задач обучения предполагает вооружение занимающих­ся широким кругом знаний о современном баскетболе, необходи­мых для понимания изучаемого материала и перспектив его раз­вития, их критическое осмысление. Немаловажную роль здесь иг-

" Железняк ^41


рает воспитание у учащихся стремления к постоянному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных решений.

Действенность знаний - необходимое условие того, чтобы их можно было применять и на их базе приобретать новые. Это осо­бенно важно для баскетболиста, так как в процессе игры все реше­ния должны приниматься самостоятельно, действовать необходи­мо быстро и четко.

Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми баскетболист должен владеть в со­вершенстве. Занимающиеся должны научиться рационально пользо­ваться приобретаемыми навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.



Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управление ими осуществляется авто­матизировано, а вся система движений устойчива к действию сби­вающих факторов.

Как известно, в основе навыка лежит система закрепленных связей, для образования которых необходимо многократное повторение их в определенных условиях. Однако степень этих связей должна обеспе­чить возможность свободного варьирования элементами движения.

Умение - это способность осознанно действовать при выборе нужного движения. Формируя умения высшего порядка, необходи­мо проводить упражнения в постоянно меняющихся условиях.

Для сокращения сроков обучения можно выделять отдельные элементы для самостоятельного изучения. Однако при этом не дол­жно нарушаться органическое единство деятельности. Для этого следует соблюдать определенную последовательность и одновре­менность в обучении.



В процессе обучения приемам игры важно не только овладение рациональными движениями с биомеханической точки зрения, но и умение применять их в игре. Поэтому обучение техническому при­ему и индивидуальным тактическим действиям должно идти парал­лельно. Вначале технику изучают раздельно по приемам. В даль­нейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два и более разных приемов.

Приемы техники нападения изучают раньше, нежели приемы защиты. Они предваряют собой овладение соответствующими за­щитными действиями: лишь только после того, как изучены соот­ветствующие приемы нападения, можно изучать контрприемы -приемы защиты, направленные на противодействие соответствую­щему приему нападения.

В процессе формирования двигательного навыка выделяются самостоятельные стадии, которым соответствует тот или иной этап обучения. Принято выделять три стадии:

1) формирование начального умения, когда баскетболист овла­девает основами движения, иначе говоря - его структурой;


 

2) уточнение системы движений;

3) совершенствование навыка.

Особенно важна на каждой стадии последовательность поста­новки педагогических задач. Необходимо, чтобы занимающиеся прежде всего:

освоили исходное положение, из которого выполняются движе­ния;

знали, какие части тела принимают участие в этих движениях и каковы их направления, амплитуда, согласованность во времени и в пространстве;

выполняли движение по оптимальным амплитудам в удобном темпе;

сохраняли точную структуру движения и освоили его детали;



приступили к совершенствованию движения.

При изучении сочетаний приемов основное внимание уделяют связкам, если приемы сочетаются по принципу цепочки, когда один прием следует за другим. В связке изучают переход от одного при­ема к другому, где видоизменяются конечные движения предыду­щего приема и начальные следующего.

При овладении двигательными действиями, в которых приемы сочетаются не последовательно, а одновременно, когда один ста­новится как бы фоном другого (например, передача во время бега), изучают согласованность разученных ранее по фазам движений. Часто для этой цели используют подводящие упражнения.

При освоении тактики игры ставят цели:

- научить целесообразному использованию изученных приемов и взаимодействию с другими игроками в зависимости от обстановки;

- научить умению создавать наиболее выгодные ситуации для другого игрока, позволяющие ему действовать более эффективно.

Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо последовательно переходить от одних педагогичес­ких задач к другим, основываясь на физиологической природе фор­мирования двигательных навыков.

Изучение приема

Ознакомление с приемом.Оно начинается с создания представле­ния о нем. Занимающиеся должны иметь перед собой образец, кото­рый следует воспроизвести. Для этого им нужно не только сообщить сведения о приеме, о его месте и значении в игре, но и дать возмож­ность получить первые двигательные ощущения, возникающие при выполнении движения. В задачу обучения на данном этапе входит:

выявление знаний ученика об изучаемом приеме, а также ощу­щений, имеющихся в его двигательном опыте;

сообщение предварительных сведений об изучаемом приеме -его месте и значении в игре, основном назначении и наиболее эф­фективном применении и т.п.;


создание зрительного и двигательного представления о правиль­ных движениях и их последовательности.

Эти задачи решаются с помощью наглядного и словесного ме­тодов и самостоятельного выполнения упражнения.

В зависимости от характера изучаемого материала и задач обуче­ния можно использовать кинограммы, схемы, фото, видеомагнитофон­ные записи и т. п. После создания представления о приеме, об образце движений, которыми должен овладеть ученик, он пробует самостоя­тельно выполнять его. Только после этого может быть сформировано правильное представление о трудностях, связанных с овладением дан­ным приемом. Занимающийся получает двигательные представле­ния о характере движений, последовательности их выполнения.

Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях.Главная задача этого этапа обучения - освоить основную структуру двигательного действия, овладеть правильным ее выполнением. Занимающиеся должны: овладеть структурой приема;

устранить напряжение и ликвидировать лишние движения, не­избежно возникающие при первых попытках выполнения; устранить появляющиеся ошибки.

Внимание игроков последовательно переключается от исходно­го положения на основные звенья, а затем - на детали. В этот пери­од необходимо добиться прочного освоения основной структуры

приема.

Способы упрощения обстановки всегда конкретны и зависят от

характера изучаемого материала.

При изучении тактики обстановка может быть облегчена - мож­но уменьшить или увеличить число партнеров, конкретизировать цель, которая должна быть достигнута, создать наиболее благопри­ятные условия определенной расстановкой, количеством тактичес­ких задач, решаемых одновременно или последовательно, указать возможные пути решения задачи и т.д.

Совершенствование приема в усложненной обстановке.Когда ос­новная структура движений усвоена, в занятия вводят сбивающие факторы, приближая обстановку занятий к игровой. Для того что­бы решать задачи этого этапа обучения, занимающиеся должны: изучить варианты выполнения приема; научиться ориентироваться в обстановке и оценивать ее; выполнять прием в условиях противодействия (условного и без­условного).

Обстановку усложняют различными путями: включают факто­ры, отвлекающие внимание, изменяют характер перемещений, ам­плитуду движений и т.п. Факторы, усложняющие обстановку, на первых порах включают в занятия по одному, а затем в различных

сочетаниях.

Закрепление приема в игре.Умение выполнять прием изолиро­ванно, вне игры, еще не значит, что он полноценно будет использо-


ван в игре. Закрепление приема в игре предусматривает овладение умениями выбирать момент и своевременно выполнять прием, вне­запно переходить к нему в меняющейся обстановке при наличии эмоциональных окрасок, различного физиологического фона, раз­ной степени противодействия.

На данном этапе должны быть решены следующие задачи:

• закрепление навыка и умение применять его в неожиданно скла­дывающейся обстановке;

• совершенствование подвижности и вариативности приема;

• выполнение приема при внезапно возникающем противодей­ствии;

• совершенствование индивидуального стиля выполнения приема;

• свободное применение приема в игре.

Упражнения этого этапа должны носить соревновательный ха­рактер. Главное внимание обращают на творческое применение приема и его вариантов в зависимости от условий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.