Соревновательная деятельность вратаря
Соревновательная деятельность вратаря складывается из технико-тактических действий в основном во вратарской зоне. Он выполняет защиту, задерживая мяч, и организует атаку, передавая мяч полевым игрокам. За игру вратари команд выполняют 50-70 приемов защиты. Каждое защитное действие вратаря имеет свою структуру временных, пространственных и силовых параметров. Они существенно отличаются от тех, которыми пользуются игроки других амплуа. Если полевой игрок может выбрать несколько вариантов способов броска, несколько направлений полета мяча в одной и той же ситуации взятия ворот, то вратарь такой возможности не имеет.
Чтобы не пропустить мяч в ворота, вратарь должен выбрать единственно правильный прием его задержания в данной ситуации, выполнить его с необходимой скоростью, точностью и силой. Игра вратаря - это быстрые одиночные движения. Все они требуют проявления скоростно-силовых качеств, носят взрывной характер. Повторяются эти приемы через 20-45 с.
Несмотря на большие паузы между физической работой при выполнении движения в короткий промежуток времени не более одной секунды, ЧСС у вратаря в играх с сильным противником колеблется в пределах 144-176 уд./мин. Причем наивысшие значения пульса наблюдаются в моменты эмоциональных напряжений. В играх со слабым противником ЧСС вратаря не превышает 120-162 уд./мин. Пульсовая сумма работы вратаря 8000-9600 ударов. Средняя частота пульса в игре у вратарей бывает 168 уд./мин. Такой высокий пульс говорит о значительном напряжении спортсмена.
Готовясь к отражению атаки, вратарь принимает определенную стойку, напрягает мышцы, передвигается в воротах. Это также требует затраты энергии. Но, скорее всего, у вратаря значительная часть
нагрузки создается за счет эмоционального возбуждения, при котором проходит игра.
Игра требует определенного энергообеспечения. За игровой период спортсмен теряет 2-4 кг. Интенсивная деятельность предъявляет высокие требования к анаэробным источникам, а продолжительная (в течение часа) работа требует высокой аэробной производительности. Энерготраты в игре гандболистов разного пола и квалификации имеют различия (табл. 9).
Интенсивность энергозатрат вратаря в игре имеет широкий диапазон значений. В осуществлении соревновательной деятельности гандболистов не последнюю роль играют морфологические признаки игроков.
Требования к специалисту по гандболу
Сфера приложения труда специалиста с высшим физкультурным образованием - педагога по физической культуре имеет широкий диапазон: общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, детско-юношеские спортивные школы общего направления и олимпийского резерва и др.
На основе общего представления о системе подготовки высококвалифицированных спортсменов на рисунке 121 показана схема системы многолетней подготовки гандболистов, которая содержит три крупных блока функций: управления, обеспечения и реализации. Подготовка гандболистов может быть успешной только в том случае, если она будет включать всю совокупность мероприятий для достижения высшего спортивного мастерства и массового охвата систематическими занятиями большого числа людей.
Всю систему подготовки гандболиста по особенностям требований к деятельности специалиста можно разделить на три подсистемы: подготовку гандболистов высших разрядов, подготовку резервов и подготовку в массовых формах спортивной работы. Основной целью в работе с гандболистами высших разрядов является достижение высшего спортивного мастерства до уровня мировых моделей для конкурентной способности сборных команд на международных соревнованиях. Подготовка резервов полностью ориентирована на спорт высших достижений и предусматривает поэтапное достижение юными гандболистами высот мастерства в соответствии с возрастными требованиями. Эта подготовка проходит в тесной взаимосвязи с учебными заведениями. Массовый охват населения осуществляется через обязательные занятия в учебных заведениях, при прохождении службы в Вооруженных силах страны, в занятиях по месту жительства самостоятельно и в платных группах.
Программа курса гандбола предусматривает последовательное изучение техники и тактики гандбола. Студенты изучают историю, теорию и методику обучения гандболу, практически овладевают
техникой, тактикой, знаниями, умениями и навыками для самостоятельной организационной, тренерско-педагогической, научной и воспитательной работы.
Основные понятия
В практике подготовки гандболистов и методической литературе пока не достигнуто единство в трактовке основных понятий и терминов. Даже назывался этот вид спорта до недавнего времени по-разному. И все же приведем здесь толкование основных понятий.
Гандбол- командная спортивная игра (название «ручной мяч» окончательно упразднено постановлением Федерации СССР в 1991 г.). Гандболист- спортсмен, занимающийся гандболом. Соревновательная деятельность гандболистов- игровая деятельность в условиях соревнований.
Игровая деятельность гандболистов- управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная на достижение победы в условиях специфического противоборства при соблюдении установленных правил.
Техника игры- совокупность рациональных целенаправленных движений, состоящих из отдельных приемов, необходимых для ведения игры.
Прием игры- двигательные действия, сходные по целевому признаку, направленные на решение примерно одной игровой задачи (бросок для взятия ворот, задержание мяча для защиты ворот и др.). Техника выполнения приема- это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.
Классификация техники- это распределение всех приемов и способов их выполнения по разделам и группам на основе сходных
признаков.
Тактика игры- согласованные, целесообразные действия игроков команды в борьбе с противником, направленные на достижение победы.
Индивидуальные тактические действия- самостоятельные действия игрока, направленные на решение поставленных перед командой задач, осуществляемых им без непосредственной помощи партнеров.
Групповые действия- взаимодействие двух или трех игроков, выполняющих часть командной задачи.
Командные действия- взаимодействие всех игроков команды, направленное на решение общекомандной тактической задачи.
Спортивная подготовка- многофакторный процесс, охватывающий тренировку гандболистов, участие в соревнованиях, научно-методическое и материально-техническое обеспечение тренировки и соревнований, обеспечивающий условия для сочетания занятий спортом и режимом жизни.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тренировка- составная часть спортивной подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств.
Тренировочная деятельность- совместная деятельность тренера и гандболиста для достижения целей тренировки.
Физические качества- отдельные качественные проявления физических способностей: сила, быстрота, выносливость, ловкость.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|